Консультация для воспитателей "Стиль общения педагога с детьми"
консультация по теме

Морозова Светлана Геннадьевна

Профессиональная деятельность педагога – это процесс непрерывного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Общение педагога с детьми влияет на формирование личности ребенка, особенности его отношения с окружающими. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stil_obshcheniya_s_detmi.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Стиль общения педагога с детьми

Профессиональная деятельность педагога – это процесс непрерывного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Общение педагога с детьми влияет на формирование личности ребенка, особенности его отношения с окружающими.

        В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия общение  выполняет три функции.

Первая функция – «открытие» ребенка  на общение – призвана создавать комфортные условия на занятиях. Без реализации этой функции не удается выявить отношений ребенка к тому, что происходит вокруг него. В то время как знание истинного отношения дошкольника к окружающему помогает воспитателю планировать дальнейшую совместную с ним работу.

Вторая функция – «соучастие» ребенку в педагогическом общении – проявляется в результате анализа процесса взаимодействия педагога с детьми. Педагог помогает ребенку справиться с теми трудностями, которые встречаются на его пути «восхождения к культуре человечества».

Третья функция – «возвышение» ребенка в педагогическом общении – понимается не как завышенная оценка, а как стимулирование целостных новообразований.

        Выделяют три стиля профессионального общения:

- демократический – члены коллектива участвуют в обсуждении задач, стоящих перед ними, решения принимаются совместно;

- авторитарный – в отношениях преобладает строгость, жесткие методы руководства, коллектив выступает лишь в роли исполнителей, не участвует в принятии решений;

- либеральный – отсутствует единая линия и должная требовательность, каждый предоставлен сам себе.

Теория и практика педагогической деятельности рассматривает общение как специфическое воздействие «лицом к лицу» с помощью разнообразных коммуникативных средств (речевых, мимических, пантомимических).  Оно может быть как включенным в другую деятельность, так и проявляться самостоятельно. В одних случаях оно направлено на эффективное решение задач совместной деятельности, в других – на установление или реализацию личных отношений.

        Педагогическое общение рассматривается широко и включает в себя  коммуникативные воздействия педагога на детей и разнообразные приемы воспитательного воздействия, так и отношение педагога к детям.

Модели, характеризующие отношения взрослого и ребенка

- модель «невмешательство в жизнь ребенка» - соответствует либерально-попустительскому стилю воспитания. Взрослый, в лучшем случае, занимает позицию наблюдателя, и между ним и ребенком происходит эмоциональный разрыв.

- учебно-дисциплинарная модель – соответствует авторитарному стилю воспитания: взрослый – руководитель и образец;

- личностно-ориентированная модель – взрослый не подгоняет развитие ребенка, а предупреждает возникновение тупиковых ситуаций, обеспечивая ему чувство психологической защищенности, доверия к миру и радости существования.

Характеристики профессиональной позиции педагога

  1. Дистанционная – определение духовного расстояния между субъектами взаимодействия («далеко», «близко», «рядом»). Дистанция «далеко» - отсутствие искренности во взаимоотношениях, формальное выполнение своих обязанностей. Дистанция «близко» - друг для дошкольников, реализующий вместе с ними творческие замыслы. Дистанция «рядом» - предполагает уважительное отношение к своим профессиональным обязанностям, к своим подчиненным, принятие их интересов и чаяний.
  2. Уровневая – характеризует иерархическую связь педагога и воспитанников в их взаимодействии («на», «под», «наравне»). Положение «над» - административное давление на ребенка, так как «он мал, неопытен, неумел». Положение «под» - это преклонение перед природой детства, боязнь вмешательства в процесс развития ребенка. Положение «наравне» - это признание Человека в ребенке и в педагоге, уважение личности с обеих сторон.
  3. Кинетическая – предполагает положение человека по отношению к другому в совместной деятельности, в совместном движении к цели: «впереди», «сзади», «вместе». Позиция «впереди» выражает авангардную роль педагога, то есть он ведет за собой своих воспитанников. Роль ведомого выражается характеристикой «сзади». «Вместе»: оба субъекта вырабатывают стратегию совместных действий для достижения общей цели.

Таким образом, с точки зрения назначения профессии «педагог», эталонной можно считать позицию: «рядом», «наравне», «вместе», но чуть «впереди».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья тема:« Общение педагога с детьми и его влияние на формирование нравственных отношений».

Общеизвестно, что человека формирует совокупность отношений, в которые он вступает. Это могут быть отношения с государством, его законами, моралью, культурой, историей; отноше...

Принципы профессионального общения педагога с детьми (ситуации связанные с профессиональным общением).

Принципы профессионального общения педагога с детьми(ситуации связанные с профессиональным общением).Пусть будет доброй голова,А сердце умным будет.Л.Кассиль...

Консультация для педагогов с элементами тренинга «Особенности общения педагога с детьми дошкольного возраста».

Целью консультации является возможность показать педагогам использование тренинговых упражнений в процессе непосредственного общения с детьми.Вы ничему не можете научить человека.Вы можете только помо...

Консультация «Особенности общения педагогов с детьми»

Общение – это, прежде всего взаимопонимание. Никакое результативное общение не возможно без ориентировки на другого человека. Это особенно проявляется в педагогическом общении, цель которого &nd...

Консультация для педагогов с элементами тренинга «Особенности общения педагога с детьми дошкольного возраста»

Повышение педагогической и психологической компетентности педагогов в особенностях общения с детьми, познакомить педагогов с понятием «конструктивное взаимодействие», с условиями его приме...