Стили общения педагогов с детьми
методическая разработка

Сасовская Любовь Юрьевна

Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, безусловно в большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей  все-таки принадлежит педагогу. Так как именно он является профессионалом и официальным представителем Образовательного учреждения. Дается человеку от природы умение общаться? Или ему необходимо  учиться? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stil_obshcheniya_s_detmi_seminar.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Стили общения

     Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, безусловно в большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей  все-таки принадлежит педагогу. Так как именно он является профессионалом и официальным представителем Образовательного учреждения. Дается человеку от природы умение общаться? Или ему необходимо  учиться? Что такое общение?( дать определение).

      В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия общение выполняет три функции.

     Первая функция – « Открытие ребенка на общение»  - призвана создавать комфортные условия на занятиях ( в состоянии психологической раскрепощенности дети активнее развиваются, стремятся проявить себя, не боятся показаться смешными)

     Вторая функция – « соучастие» ребенку в педагогическом общении» - проявляется в результате анализа процесса взаимодействия педагога с детьми. Реализуя данную функцию общения ,педагог помогает ребенку справиться с теми трудностями, которые встречаются на его пути « восхождения к культуре человечества»

     Третья функция – « возвышение» ребенка в педагогическом общении – понимается не как завышенная оценка, а как стимулирование ценностных новообразований.

     Проблема стилей руководства. Стилей общения педагога с детьми была поставлена за рубежом в 30 г. американским психологом К.Левиным. Выделяют три стиля профессионального общения: демократический, авторитарный, либеральный ( педагоги характеризуют каждый из видов).

     Теория и практика педагогической  деятельности рассматривают общение как специфическое взаимодействие « лицом к лицу» с помощью разнообразных коммуникативных средств ( речевых, мимических, пантономических) Оно может быть как включенным в другую деятельность так и проявляться самостоятельно

     Предлагают следующие характеристики профессиональной позиции педагога ( стили общения)

Первая позиция – дистанционная –определение духовного расстояния между субъектами взаимодействия. Здесь можно выделить три основные признака: «далеко, « близко», «рядом». «Далеко» - отсутствие искренности во взаимоотношениях, формальное исполнение своих обязанностей. Педагог, избравший дистанцию «близко» - «друг» для своих воспитанников, реализующий вместе с ними творческие замыслы

Дистанция «Рядом»  предполагает уважительное отношениек своим профессиональным обязанностям, к своим подопечным, прнятие их интересов и чаяний.

     Вторая позиция – уровневая  - характеризует иерархическую связь педагогов и воспитанников в их взаимодействии, т.е. это расположенность субьектов друг к другу по вертикали: «на», «под», «наравне».Для положение «над» характерно административное давление на ребенка, т.к. « он мал, неопытен, неумел». Положение «под» - это преклонение перед природой детства, боязнь вмешательства в процесс развития ребенка; чаще всего такой педагог « обслуживающий персонал», потакающий любому капризу ребенка. Положение « наравне» - это признание Человека в ребенке и в педагоге; при этом характерно взаимное уважение личности с обеих сторон.Только в исключительных случаях педагог позволяет занять себе позицию « над». ( в каких?)

     Третья позиция – кинетическая ( движение) – положение человека по отношению к другому в совместной деятельности, в совместном движении к цели: « Впереди», « сзади», « вместе». Позиция « Впереди» - выражает авангардную роль педагога. Он ведет за собой своих воспитанников. Роль ведомого выражается в характеристики « сзади». « Вместе»  - оба субъекта вырабатывают стратегию совместных действий для достижения цели. Какая позиция наиболее оптимальна?  Думается, однозначного выбора здесь быть не может. В главном – педагог «впереди», в мелочах – « сзади», в целом « вместе» с детьми он идет по жизни, преодолевая с ними ее препятствия, приучая их к самостоятельности, к ответственности за свой выбор. Позиция эта динамична. Составьте эталонную позицию  педагога( учитывая все 3). Эталонной можносчитать позицию: « рядом», « наравне», «вместе» ,  но чуть «Впереди» .

     В педагогической практике общение является важнейшим фактором   профессионального успеха. « Высокая техника педагогического общения – не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства. Именно поэтому отработка навыков общения становится первоочередной задачей педагога, стремящегося к эффективному взаимодействию с коллегами. С детьми и их родителями.  В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнеров по общению.  Поэтому первым необходимым условием успешности взаимодействия – является знание структуры общения. Выделяют три стороны общения: интерактивное, перцептивное, коммуникативное.

     Перцептивная сторона общения  - восприятие человека человеком в процессе общения.

     Коммуникативная сторона – процесс передачи информации: обмен мнениями, переживаниями, сведениями, желаниями. – это то, что мы говорим.

     Интерактивная сторона – организация совместной деятельности, взаимодействия в разговоре.

     Традиционно все средства общения делятся на вербальные, невербальные, паралингвистические. К вербальным – относим слова, к невербальным – жесты, мимика, дистанция , к паралингвистическим – тембр, темп, интонация, паузы.

     Благодаря наблюдению за невербальными средствами общения нам удается подчерпнуть огромный запас информации о партнере.

     Упражнение « Памятка коллеге»

Перед Вами список некоторых образцов проявления мимики и демонстрации поз, жестов. Которые используют педагоги в процессе общения с родителями. Прочтите, пожалуйста. Внимательно этот список и решите, полный ли он. Если нет – добавьте, пожалуйста. Несколько своих примеров невербального общения.

ВЗГЛЯД:

  1. Постоянная легкая улыбка на лице
  2. взгляд сверху вниз
  3. Взгляд « глаза в глаза»
  4. Взгляд в сторону
  5. «Бегающий взгляд»
  6. Пристальный взгляд в лицо собеседника
  7. Пристальное разглядывание деталей одежды собеседника

ПОЗЫ, СИДЯ ЗА СТОЛОМ:

  1. Одна рука лежит на столе, другая – подпирает щеку
  2. Руки лежат на столе. Пальцы легонько постукивают по поверхности стола
  3. Руки на столе, жест «пирамида»
  4. Машинальное рисование

ПОЗЫ, СИДЯ В КРЕСЛЕ ИЛИ НА СТУЛЕ:

  1. Легкий наклон туловища вперед или по направлению к собеседнику.
  2. Поза «Нога на ногу»
  3. Корпус откинут назад, тело полностью расслаблено
  4. Корпус откинут назад, нога на ногу, руки за головой

ПОЗЫ ,СИДЯ ИЛИ СТОЯ:

  1. Руки скрещены на груди
  2. Руки за спину
  3. Педагог держит журнал, книгу или другой предмет перед собой двумя руками
  4. 4. Неоднократное использование жеста « указующий перст»
  5. Педагог постоянно посматривает на часы
  6. Постоянные вздохи
  7. Застывшая поза

А теперь оцените, пожалуйста,  все жесты с точки зрения целесообразности их использования в общении « педагог-родитель» по следующим критериям:

     «+» - жесты, поза и мимик, способствующие созданию доброжелательной атмосферы.

     «-» - жесты, не способствующие созданию доброжелательной атмосферы

     «Н» - нейтральные жесты, позы, мимика.

В каждой подгруппе смоделируйте ситуацию с применением указанных жестов ( по выбору)

    Игра « Перебежки»

     Участники игры разбиваются на пары В круг ставят стулья по количеству пар участников. Один сидит на стуле, а другой стоит у него за спиной , опустив руки. Сидящие в кругу делают друг другу определенные знаки, например подмигивание, притопывание и т.д., что означает « Давай меняться местами!».Задача каждого стоящего во внешнем круге вовремя понять намерения партнера и положить ему руки на плечи. Удерживать партнера силой нельзя Затем игроки меняются ролями.

     Упражнение « Памятка коллеге»

Перед Вами список некоторых образцов проявления мимики и демонстрации поз, жестов. Которые используют педагоги в процессе общения с родителями. Прочтите, пожалуйста. Внимательно этот список и решите, полный ли он. Если нет – добавьте, пожалуйста. Несколько своих примеров невербального общения.

ВЗГЛЯД:

  1. Постоянная легкая улыбка на лице
  2. взгляд сверху вниз
  3. Взгляд « глаза в глаза»
  4. Взгляд в сторону
  5. «Бегающий взгляд»
  6. Пристальный взгляд в лицо собеседника
  7. Пристальное разглядывание деталей одежды собеседника

ПОЗЫ, СИДЯ ЗА СТОЛОМ:

  1. Одна рука лежит на столе, другая – подпирает щеку
  2. Руки лежат на столе. Пальцы легонько постукивают по поверхности стола
  3. Руки на столе, жест «пирамида»
  4. Машинальное рисование

ПОЗЫ, СИДЯ В КРЕСЛЕ ИЛИ НА СТУЛЕ:

  1. Легкий наклон туловища вперед или по направлению к собеседнику.
  2. Поза «Нога на ногу»
  3. Корпус откинут назад, тело полностью расслаблено
  4. Корпус откинут назад, нога на ногу, руки за головой

ПОЗЫ ,СИДЯ ИЛИ СТОЯ:

  1. Руки скрещены на груди
  2. Руки за спину
  3. Педагог держит журнал, книгу или другой предмет перед собой двумя руками
  4. 4. Неоднократное использование жеста « указующий перст»
  5. Педагог постоянно посматривает на часы
  6. Постоянные вздохи
  7. Застывшая поза

А теперь оцените, пожалуйста,  все жесты с точки зрения целесообразности их использования в общении « педагог-родитель» по следующим критериям:

     «+» - жесты, поза и мимик, способствующие созданию доброжелательной атмосферы.

     «-» - жесты, не способствующие созданию доброжелательной атмосферы

     «Н» - нейтральные жесты, позы, мимика.

В каждой подгруппе смоделируйте ситуацию с применением указанных жестов ( по выбору                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Стиль общения педагога с ребёнком"

Профессиональная деятельность воспитателя – это процесс непрерывного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно-образовательной раб...

Анкета «Стиль общения педагога».

Внимательно прочитайте вопрос. Выберите наиболее предпочтительный для вас вариант ответа. Возможен только один вариант ответа.1.Считаете ли Вы, что ребенок должен:-Делиться с Вами своими мыслями, чувс...

Оценка эффективности стиля педагогического общения педагога с детьми

Прочитайте утверждения и соотнесите их с собствен­ным опытом работы, оцените. Ито­говое число свидетельствует об уровне эффективности Вашего педагогического общения....

Здоровьесберегающий стиль общения педагога с детьми, коллегами и родителями как необходимое условие сохранения всех субъектов педагогического взаимодействия

СодержаниеСущность общения и факторы, его ………………………………….………………….3 Здоровьесберегающее сопровождение ребенка…………………………………...……5 Типы сигналов тела……………………………………………………………………..7 Типы манип...

Консультация для воспитателей "Стиль общения педагога с детьми"

Профессиональная деятельность педагога – это процесс непрерывного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно-образовательного...

Партнерский стиль общения педагога с детьми

По требованию ФГОС ДО позиция педагога в организации жизни детей – это партнёр – партнёр....

Стили общения педагога с детьми.

Раскрытие понятия педагогического общения. Стили и возможные варианты взаимодействия с детьми дошкольного и школьного возраста, направленные на обеспечение эффективности обучения, на установление гума...