Рабочая программа по формированию мышления детей 6-7 летнего возраста с ЗПР
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

ЕВДОКИМОВА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА

 

Особенности развития мышления детей с отклонениями в развитии. У таких детей наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития. Дети самостоятельно не обобщают свой опыт повседневного действия с предметами-орудиями, имеющими фиксированное назначение. Поэтому у них отсутствует этап осмысления ситуации, требующей применения фиксированного (общепринятого) орудия. В тех случаях, когда дети с помощью взрослого применяют вспомогательные средства, они недостаточно обобщают свой собственный опыт действий и не могут использовать его при решении новых задач, т.е. у них отсутствует перенос способа действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myshlenie_zapiska_4_god_obucheniya.docx21.85 КБ
Файл formirovanie_myshleniya.docx37.69 КБ

Предварительный просмотр:

                  Пояснительная записка к программе

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Формирование мышления в программе представлено как единый диалектический процесс, где каждый из видов мышления является необходимым компонентом общего мыслительного процесса. При коррекционно-педагогической работе с детьми с ЗПР за основу берется фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления. В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основные формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Данные формы мышления образуют тот единый процесс познания реального мира, в котором в различные моменты может преобладать то одна, то другая форма мышления. На начальном этапе мышление формируется в плане действия, с опорой на восприятие, оно развивается в осмысленных целенаправленных предметных действиях. Действуя с реальными предметами, перемещая их в пространстве, меняя их функциональные зависимости,- ребенок получает возможность преодолеть статичность восприятия. При этом он осознает динамичность окружающей среды, а главное, познает возможность воздействовать на динамику предмета в соответствии со своим замыслом или теми задачами, которые ставит перед ним взрослый. Такая возможность непосредственного воздействия ребенка на окружающие объекты создает благоприятные условия для развития соотношения между формами наглядного и словесно-логического мышления.

Важнейший этап развития мышления связан с речью. В процессе действий с предметами у ребенка появляется побудительный мотив для собственных высказываний: фиксации выполненного действия, рассуждений, умозаключений. Словесное обобщение ребенком собственных действий ведет к возникновению и совершенствованию полноценных образов и оперированию ими в мысленном плане. Именно на этой основе формируются образы-представления, которые становятся более гибкими, динамичными. Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию мышления направлено на развитие ориентировочной деятельности, на укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом. Эти важные задачи решаются в процессе проведения специальных занятий и в процессе решения ежедневных жизненных ситуаций.

Специальные занятия по формированию мышления проводит учитель-дефектолог один раз в неделю на протяжении трех лет обучения; два раза в неделю — четвертый год обучения.

Особенности развития мышления детей с отклонениями в развитии. У таких детей наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития. Дети самостоятельно не обобщают свой опыт повседневного действия с предметами-орудиями, имеющими фиксированное назначение. Поэтому у них отсутствует этап осмысления ситуации, требующей применения фиксированного (общепринятого) орудия. В тех случаях, когда дети с помощью взрослого применяют вспомогательные средства, они недостаточно обобщают свой собственный опыт действий и не могут использовать его при решении новых задач, т.е. у них отсутствует перенос способа действия.

Дети с отклонениями в развитии, в отличие от нормально развивающихся сверстников, не умеют ориентироваться в условиях проблемной практической задачи, они не анализируют эти условия. Поэтому при попытках достичь цели они не отбрасывают ошибочные варианты, а повторяют одни и те же непродуктивные действия. Фактически у них отсутствуют подлинные пробы.

Кроме того, проблемные дети отличаются включением речи в процесс решения мыслительных задач. У нормально развивающихся детей имеется постоянная потребность помочь себе осмыслить ситуацию путем анализа своих действий во внешней речи. Это дает им возможность осознания своих действий, при которых речь начинает выполнять организующую и регулирующую функции, т.е. позволяет ребенку планировать свои действия.

У детей с отклонениями в развитии такая потребность почти не возникает. Поэтому у них обращает на себя внимание недостаточная связь между практическими действиями и их словесным обозначением, отмечается явный разрыв между действием и словом. Следовательно, их действия недостаточно осознанны, опыт действия не зафиксирован в слове, а поэтому не обобщен, и образы - представления формируются замедленно и фрагментарно.

До конца дошкольного возраста у проблемных детей фактически отсутствует возможность решения наглядно-образных задач. При попытках решать такие задачи у них выявляется отсутствие связи между словом и образом. У детей с отклонениями в развитии наблюдается слабая взаимосвязь между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.

Кроме того, у них страдает и формирование элементов логического мышления, оно развивается замедленно, и по-иному, чем в норме, у них складывается соотношение наглядного и словесно-логического мышления.

Своевременное формирование наглядных форм мышления качественно изменяет развитие познавательной деятельности проблемных детей и составляет существенное звено в подготовке их к школьному обучению и социализации.

Цели и задачи реализации программы:

Цель:

Развитие мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Задачи программы:

- активизация мыслительной деятельности детей;

- развитие мыслительных операций в игровой деятельности;

- развитие самостоятельности мышления.

Принципы построения программы:

1.        Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога.

2.        Принцип нормативности развития: последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

3.        Принцип коррекции «сверху вниз». Данный принцип, выдвинутый Л. С. Выгодским, раскрывает направленность коррекционной работы. Коррекция носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.

4.        Принцип учета индивидуальных особенностей каждого ребенка и ведущий деятельности. Организация активной деятельности каждого ребёнка.

Планируемые результаты освоения программы:

Четвертый год обучения:

Дети умеют: производить анализ проблемно-практических и наглядно-образных задач; устанавливать связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках;  соотносить текст с соответствующей иллюстрацией;  выполнять задания на классификацию картинок;  выполнять упражнения на исключение «четвертой лишней» картинки.

                        Содержательный раздел

Содержание психолого-педагогической работы с детьми 4-го года обучения

Задачи:

Формировать у детей тесную зависимость между их практическим, жизненным опытом и наглядно-чувственными представлениями, отражать эту связь в речи, фиксируя этот опыт и обобщая его результаты.

 Учить детей выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на сюжетных картинках, формируя умения рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение.

Учить детей анализировать сюжеты со скрытым смыслом.

Учить детей соотносить текст с соответствующей иллюстрацией.

Учить детей выполнять задания на классификацию картинок, выполнять упражнения на исключение «четвертой лишней» картинки.

Основное содержание работы

I квартал

Формировать у детей умение устанавливать соотношение между словом и образом (находить игрушку по словесному описанию) Формировать у детей умение выбирать соответствующую картинку, изображающую действия персонажей, по словесному описанию Учить детей определять предполагаемую причину явления, подбирая соответствующую картинку (выбор из двух-трех) Учить детей определять последовательность событий (из трех и более картинок), употребляя слова сначала, потом Формировать у детей тесную взаимосвязь между их практическим, жизненным опытом и наглядно-чувственными представлениями; учить отражать эту связь в своих высказываниях

II квартал

Обучать детей выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках; формировать умения рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение Учить детей анализировать сюжеты со скрытым смыслом Учить детей соотносить текст с соответствующей иллюстрацией Продолжать формировать у детей умение выполнять операции сравнения и обобщения Учить детей разыгрывать события, изображенные на картинках (сначала по серии из двух, а затем по серии из трех картинок) Формировать у детей перенос усвоенных способов решения задач: (практических, наглядно-образных, логических) в новую ситуацию.

III квартал

Продолжать обучать детей выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках; формировать умения рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение; учить анализировать сюжеты со скрытым смыслом Учить детей выполнять задания на классификацию картинок (раскладывать картинки на определенные группы без образца) Учить детей выполнять упражнения на исключение «четвертой лишней» картинки, обосновывая в речевых высказываниях это исключение Закрепить у детей умение производить операции сравнения и обобщения Закрепить умение детей переключаться с одного принципа классификации (например, по материалу) на другие (по свойствам, качествам, функциональному назначению) и обосновывать свои действия в речевых высказываниях. Учить детей адекватно реагировать на юмористические ситуации и изображения, шутки, загадки, юмористические рассказы, демонстрируя понимание их скрытого смысла.

Методы, формы и приемы

В процессе организации образовательной деятельности и других видов деятельности педагоги широко используют разнообразные формы , методы и приёмы.

Постоянно осуществляют разбор ошибок,  используя на начальном этапе - пошаговый контроль за выполнением задания. Обеспечивают перенос полученных знаний в новую ситуацию (вариативность заданий в рамках одного содержания). Поддержку и внимание ребенку в процессе образовательной деятельности оказывают не в избыточной форме. Не  задерживаются на совместных действиях,  если ребёнок успешно справляется по подражанию. Далее  переводят на действия по образцу, а далее предоставляют возможность действовать самостоятельно по словесной инструкции.

Выбор метода зависит от сложности задания и от близости его к личному опыту ребенка. Все методы: наглядные и практические должны, обязательно, сочетаться с речью, так как речь объединяет образы и представления между собой, соединяет и активизирует психические процессы. Коррекционно-образовательная работа с детьми с ЗПР  сводится не к упражнениям и совершенствованию того, что есть у ребенка, а к формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе, т.е. ориентировано на зону ближайшего развития. Педагогами учитывается и правильная организация контекста занятия : расположение оборудования, его доступность, отсутствие лишних предметов, не перегруженность предметами, картинками, где много персонажей, так как объем зрительного восприятия у детей с ЗПР не велик.

В процессе образовательной деятельности и в играх педагоги наблюдают  за внутренним состоянием каждого ребенка (побледнение и покраснение лица, двигательную  расторможенность, вялость и т.д.), в случае изменений переключают внимание детей, обеспечивают смену видов деятельности, проводят динамическую паузу или упражнения для снятия нервно-психического напряжения. В отдельных случаях отпускают ребенка с занятий.

Обязательной частью каждого занятия являются упражнения на тренировку навыков релаксации и эмоциональной саморегуляции, самомассажа, выработку правильного дыхания и охраны зрения. Эти упражнения выполняются и в процессе другого режимного времени.

При формировании у детей навыков и умений связанных с самообслуживанием, соблюдением правил личной гигиены, выполнением профилактических и оздоровительных упражнений лучшим методом является личный пример взрослых по отношению к собственному здоровью и способам его укрепления. Алгоритм обучения может быть такой:

–––– демонстрация педагогом действий на себе с комментированием выполняемых действий –––– обыгрывание действий на кукле –––– индивидуальные совместные действия взрослого и ребенка –––– подгрупповые и игровые упражнения по подражанию и образцу –––– самостоятельное выполнение ребенком формируемого навыка под контролем взрослого (пошаговом).

В процессе образовательной деятельности педагоги ориентируются на положительные качества и сохраненные структуры психики ребенка. Не фиксируют внимание на неудачах, создают ситуацию успеха всем детям, хвалят и повышают статус каждого на фоне других. При выборе видов деятельности и форм организации процесса учитывают их доступность уровню восприятия, возможностям и степени подготовки детей. Шире включают интегрированные образовательные ситуации, объединенные сквозным сценарием, образовательные ситуации в форме забавы, игры, развлечения. Коррекционно-развивающая работа  базируется на преемственности педагогов и родителей, а также обеспечивает полноценное здоровье и предупреждает развитие заболеваний детей.



Предварительный просмотр:

                                                                     ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

 ФОРМИРОВАНИЕ  МЫШЛЕНИЯ    6-7 лет

Тема занятия

Образовательные      ситуации

Методы и приёмы                                 взаимодействия с детьми

Совместная         деятельность

педагога с детьми

Самостоятельная

деятельность детей

  1. Сентябрь, 1 неделя.

Формировать у детей умение устанавливать соотношение между словом и образом (находить игрушку по словесному описанию).

Упражнение, синхронные действия, словесные игры. Объяснение педагога, работа по образцу.

Словесные игры «О чём я говорю?», «Отгадай, что это». Пальчиковая, зрительная гимнастика со стимулами. Подвижная игра «зеркало».

Дыхательная гимнастика «ёжик».

Закреплять у детей умение устанавливать соотношение между словом и образом (находить игрушку, предмет (выбор из 3) по словесному описанию).

Сенсорные упражнения, дидактический метод, наглядность, совместные действия, синхронное проговаривание.

Словесные игры «О чём я говорю?», Игра «Отгадай». Пальчиковая, зрительная гимнастика со стимулами.

Массаж ладоней шариками «су- джок», массажными колечками.

  1. Сентябрь, 3 неделя.

Формировать у детей умение описывать предмет или игрушку по некоторым явным признакам (размер, цвет, назначение), закреплять навык установления соотношений между словом и образом.

Словесный образец педагога, совместное проговаривание, словесные игры, синхронные действия, дидактический метод.

Игры «Расскажи…» (игры-описания). Игры с ширмой «Угадай по описанию», «Найди мяч». Речь с движением «Капля- раз!» Пальчиковые игры «вышли мышки», «паучки»

Индивидуальные задания по описанию предметов. Разрезные картинки.

4.

Продолжать формировать у детей умение описывать предмет или игрушку по некоторым явным признакам (размер, цвет, назначение), закреплять навык установления соотношений между словом и образом.

Словесный образец педагога, совместное проговаривание, словесные игры, синхронные действия, дидактический метод.

Игры «Расскажи…» (игры-описания), игра «найди мяч», «в зоопарке».  Пальчиковые игры с ребристыми палочками «Поезд» Игры с ширмой «Угадай по описанию». Речь с движением «капля- раз!»

Д/игра «вкладыши». Дыхательное упражнение «Пёрышко».

5.  Сентябрь, 3 неделя.

Формировать у детей умение выбирать соответствующую картинку, изображающую действия персонажей, по словесному описанию.

Словесные игры- описания, образец педагога. д/игры, упражнения, синхронные действия, практическая работа.

Задания «Котёнок», «Умный цыплёнок». Дыхательное упражнение «сдуй листок с ладони.

Выкладывание фигур из горошка по пластилиновой основе.

6.

Продолжать формировать у детей умение выбирать соответствующую картинку, изображающую действия персонажей, по словесному описанию.

Словесные игры- описания, образец педагога. д/игры, упражнения, синхронные действия.

Задания «Прогулка на машине», «Найди мальчика!» Зрительная гимнастика со стимулами.

Массаж ладоней грецкими орешками.

7. Сентябрь, 4 неделя.

Закреплять у детей умение выбирать соответствующую картинку, изображающую действия персонажей, по словесному описанию.

Словесные игры- описания, образец педагога. д/игры, упражнения, синхронные действия.

Задания «Смелый петушок», «Ёж и кот». Зрительная гимнастика с тренажёром «Солнышко».

Массаж ладоней шариками «су- джок», массажными колечками.

8.

Формировать у детей умение самостоятельно описывать картинку, изображающую действия персонажей.

Словесные игры- описания, образец педагога. д/игры, упражнения, синхронные действия.

Задания «Новый год!», «На реке», «Верный друг».

         Пальчиковая игра «муравей».

Дыхательное упражнение «пёрышко».

9. Октябрь, 1 неделя.

Продолжать формировать у детей умение самостоятельно описывать картинку, изображающую действия персонажей

Словесные игры- описания, образец педагога. д/игры, упражнения, синхронные действия.

Задания «Верный друг», «Уборка». Пальчиковая игра «муравей». Д/игры «цвет- форма», «парочки».

Дыхательное упражнение «пёрышко»

10.

Учить детей определять предполагаемую причину явления, подбирая соответствующую картинку (выбор из 2-3).

Выразительное чтение педагога, рассматривание иллюстраций, беседа. Совместные действия, подражание, упражнение, практическая работа.

Чтение сказки «Курочка Ряба». Задание «Разбитое яичко» (2-3 картинки- отгадки). Пальчиковая игра «Вышли мышки». П/игра «мышеловка»

Раскрашивание «яичко» (штриховка)

11. Октябрь, 2 неделя.

Продолжать учить детей определять предполагаемую причину явления, подбирая соответствующую картинку (выбор из 2-3).

Выразительное чтение педагога. Дидактический метод, упражнение, совместное проговаривание.

Чтение отрывка сказки «Кто сказал мяу», Задание «найди картинку».

Дыхательное упражнение «пёрышко»

12.

Формировать у детей временные представления, умение правильно употреблять слова сначала, потом при высказываниях.

Образец педагога, рассматривание иллюстраций, беседа. Совместные действия, подражание, упражнение, практическая работа.

Д/игра 4 лишний. Рассматривание иллюстраций (из 2-3 частей), беседа по ним. Речь с движением «росточек».

Пальчиковое упражнение «очки», шнуровка.

13. Октябрь, 3 неделя.

Учить детей определять последовательность событий (из 3 и более картинок), употребляя слова сначала, потом.

Наглядность, составление рассказа, инд. проговаривание. Упражнение, практическая работа.

Рассматривание серии картин (И.Гербовой «как мышка кошку перехитрила») из 3- 4, обсуждение, составление рассказа. Инд. и коллективная работа.

Дыхательное упражнение «Пузырь», раскрашивание в тетрадях шар.

14.

Продолжать учить детей определять последовательность событий (из 3 и более картинок), употребляя слова сначала, потом.

Наглядность, составление рассказа, инд. проговаривание. Упражнение, практическая работа.

Рассматривание серии картин (И.Гербовой «подарок маме») из 3- 4, обсуждение, составление рассказа. Инд. и коллективная работа.

Выкладывание из мозаики на мольберте «букет» (коллективная работа.)

15. Октябрь, 4 неделя.

Продолжать учить детей определять последовательность событий (из 3 и более картинок), употребляя слова сначала, потом.

Наглядность, составление рассказа, инд. проговаривание. Упражнение, практическая работа.

Рассматривание серии картин (И.Гербовой «Купили щенка») из 3- 4, обсуждение, составление рассказа. Инд. и коллективная работа.

Массаж кистей ребристыми палочками. Работа с трафаретом «Щенок».

16.

Закреплять у детей умение определять последовательность событий (из 3 и более картинок), употребляя слова сначала, потом.

Наглядность, составление рассказа, инд. проговаривание. Упражнение, практическая работа.

Рассматривание серии картин (И.Гербовой «В автобусе») из 3- 4, обсуждение, составление рассказа. Проигрывание ситуации.

Дыхательное упражнение «карусель».

17. Ноябрь, 1 неделя.

Формировать у детей тесную взаимосвязь между их практическим, жизненным  опытом и наглядно- чувственными представлениями.

Наглядность, экспериментирование, совместное проговаривание. Дидактический метод, упражнение.

Игра «угадай-ка: плывёт- тонет?» (организация практических действий с предметами).

Д/игра с палочками Кюизенера. Дыхательное упражнение «карусель».

18.

Формировать у детей тесную взаимосвязь между их практическим, жизненным  опытом и наглядно- чувственными представлениями

Упражнение, дидактический метод, Совместные действия, действия по образцу, коллективное упражнение.

Пальчиковое упражнение «Цепь» - коллективное упражнение. Игра «Найди пару» (с предметами), «Найди похожие». Физ. минутка «Разноцветные скамейки».

Разрезные картинки, д/игра «картинки- половинки. Дыхательное упражнение «пёрышко».

19.  Ноябрь,2 неделя.

Продолжать формировать у детей тесную взаимосвязь между их практическим, жизненным  опытом и наглядно- чувственными представлениями; учить отражать эту связь в своих высказываниях.

Упражнение, дидактический метод, Совместные действия, действия по образцу, коллективное упражнение.

Сенсорная игра «Волшебный мешочек», Игры с биструктурным материалом. Д/игра с кусочками тканей (по М. Монтессори).

 Массаж ладоней грецкими орехами. Дыхательное упражнение «пёрышко».

20.

Продолжать формировать у детей тесную взаимосвязь между их практическим, жизненным  опытом и наглядно- чувственными представлениями; учить отражать эту связь в своих высказываниях.

Упражнение, дидактический метод, Совместные действия, действия по образцу, коллективное упражнение

Пальчиковое упражнение «Цепь». Пальчиковая игра с платочками. Сенсорная игра «Узнай на вкус», беседа- обсуждение.

Работа в тетрадях с трафаретами (фрукты- овощи).

21.  Ноябрь, 3 неделя.

Обучать детей выявлять связи между персонажами и объектами, изображёнными на картинках.

Практическая работа, объяснение педагога, упражнение, синхронные действия. Движения подражанию.

Задание «Нарисуй угощение» (с набором картинок).

Пальчиковое упражнение «очки» (удержание позы).

22.

Обучать детей выявлять связи между персонажами и объектами, изображёнными на картинках.

Наглядность, составление рассказа, инд. проговаривание. Упражнение, практическая работа

Задание «Смелый петушок» (с иллюстрациями). Разгадывание загадок (с опорой на картинки).

Массаж ладоней ребристыми палочками. Разрезные картинки.

23.  Ноябрь, 4 неделя.

Продолжать обучать детей выявлять связи между персонажами и объектами, изображёнными на картинках.

Практическая работа, объяснение педагога, упражнение, синхронные действия. Движения подражанию.

 Рассматривание иллюстраций, обсуждение. Задание «День рождения» Физ. минутка «Пол- нос- потолок».

Выкладывание фигур из горошка по пластилиновой основе.

24.

Продолжать обучать детей выявлять связи между персонажами и объектами, изображёнными на картинках.

Наглядность, составление рассказа, инд. проговаривание. Упражнение, практическая работа

Загадки. Задание «Весна» Физ. минутка «Пол- нос- потолок».

Массаж ладоней ребристыми палочками. Разрезные картинки (4- 5 частей).

25. Декабрь, 1 неделя.

Продолжать обучать детей выявлять связи между персонажами и объектами, изображёнными на картинках; формировать умение рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение.

Практическая работа, объяснение педагога, упражнение, синхронные действия. Движения подражанию.

Разучивание считалочки. Задание «За грибами», игра «по грибы». Физ. минутка «У оленя дом большой».

Дыхательное упражнение «Снежинка». Работа в тетради «нарисуй по клеточкам».

26.

Продолжать обучать детей выявлять связи между персонажами и объектами, изображёнными на картинках; формировать умение рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение.

Наглядность, составление рассказа, инд. проговаривание. Упражнение, практическая работа

Заучивание считалочки. Задание «Снегирь». Физ. минутка «У оленя дом большой».

Дыхательное упражнение «Снежинка». Работа в тетради «нарисуй по клеточкам».

27. Декабрь, 2 неделя.

Учить детей анализировать сюжеты со скрытым смыслом.  

Упражнение, дидактический метод, наглядность, словесная игра, действия по подражанию.

Арт. гимнастика. Игра «Что перепутал художник». Физ. минутка «У оленя дом большой». Словесная игра с мячом «Назови ласково».  

Пальчиковое упражнение «Мышки», конструирование из палочек по образцу.

28.

Учить детей анализировать сюжеты со скрытым смыслом.  

Упражнение, дидактический метод, наглядность, словесная игра, действия по подражанию.

Арт. гимнастика. Игра «Помоги Незнайке». Физ. минутка «У оленя дом большой». Словесная игра с мячом «Назови ласково».  

Д/игра «сортировка». Дыхательное упражнение «Бегущий лыжник».

29. Декабрь,3 неделя.

Учить детей анализировать сюжеты со скрытым смыслом.  

Упражнение, дидактический метод, наглядность, словесная игра, действия по подражанию.

Арт. гимнастика. Игра «Бывает - не бывает». Физ. минутка «У оленя дом большой». Словесная игра с мячом «Назови ласково».  

Работа в тетрадях «Продолжи ряд».

30.

Учить детей соотносить текст с соответствующей иллюстрацией.

Упражнение, дидактический метод, наглядность, словесная игра, действия по подражанию.

Разучивание считалочки. Задание «Заботливый петушок».

Работа в тетрадях «Продолжи ряд».

31.  Декабрь, 4 неделя.

Продолжать учить детей соотносить текст с соответствующей иллюстрацией.

Словесные игры, игры в кругу, синхронное проговаривание, упражнение, дидактический метод.

Разучивание считалочки. Задание «Летом». Словесная работа с карточками «расскажи, что видишь».

Игра «Передай колокольчик» (общение)

32.

Продолжать учить детей соотносить текст с соответствующей иллюстрацией.

Словесные игры, игры в кругу, синхронное проговаривание, упражнение, дидактический метод.

Гимнастика для глаз со стимулами. Задание «Дождик». Дидактическая игра «Блоки Дьенеша», П/игра «зеркало».

Пальчиковая игра с платочками.

33. Январь, 2 неделя.

Учить детей выделять существенное и второстепенное, объединять предметы по различным основаниям, в одну группу на основе общих признаков.

Словесные игры, игры в кругу, синхронное проговаривание, упражнение, дидактический метод.

Игра «Разложи игрушки». Дидактическая игра «Блоки Дьенеша», П/игра «зеркало».

Разрезные картинки.

34.

Учить детей выделять существенное и второстепенное, объединять предметы по различным основаниям, в одну группу на основе общих признаков.

Словесные игры, игры в кругу, синхронное проговаривание, упражнение, дидактический метод.

Рассматривание, обсуждение иллюстраций. Игра «Разложи картинки». Сенсорная игра «волшебный мешочек.

Конструирование из палочек по образцу.

35.  Январь, 3 неделя.

Продолжать формировать у детей умение выполнять операции сравнения и обобщения.

Наглядный метод, беседа, упражнение, практическая работа, дидактический метод, совместное проговаривание.

Рассматривание иллюстраций по теме «Новый год», обсуждение. Игра «Разложи предметы».

Конструирование из прищепок (человечек).

36.

Продолжать формировать у детей умение выполнять операции сравнения и обобщения.

Наглядный метод, беседа, упражнение, практическая работа, дидактический метод, совместное проговаривание.

Рассматривание иллюстраций. Гимнастика для глаз. Дидактическая  игра «палочки Кюизенера». Задание «Нарисуй картинку».

Конструирование из горошка по пластилиновой основе.

37.  Январь,4 неделя.

Продолжать формировать у детей умение выполнять операции сравнения и обобщения.

Наглядный метод, беседа, упражнение, практическая работа, дидактический метод, совместное проговаривание.

Д/игра « Цвет- форма», Рассматривание и обсуждение иллюстраций по теме недели.

Пальчиковое упражнение с платочками. Работа в тетрадях «Продолжи ряд» (ёлочные украшения).

38.

Продолжать формировать у детей умение выполнять операции сравнения и обобщения.

Наглядный метод, беседа, упражнение, практическая работа, дидактический метод, совместное проговаривание.

Коллективная  игра «Разложи по коробочкам» (диагностическое упражнение). Словесная игра с мячом «Скажи наоборот».

Работа по карточкам «раскрась одинаковые одним цветом».

39. Февраль, 1 неделя.

Учить детей разыгрывать события, изображённые на картинках  (серии из 2 картинок).

Наглядность, беседа, упражнение, словесная игра. Подражание, инсценировка.

Игровая ситуация по иллюстрациям  Гербовой «В автобусе»- рассматривание, обсуждение, инсценировка. Гимнастика для глаз «Солнышко».

Игра с мячом «добрые слова».  Дыхательное упражнение «Бегущий лыжник».

40.

Учить детей разыгрывать события, изображённые на картинках  (серии из 2 картинок).

Наглядность, беседа, упражнение, словесная игра. Подражание, инсценировка.

Игровая ситуация по иллюстрации «Встреча» (С мороженым) Рассматривание, обсуждение, инсценировка. Гимнастика для глаз со стимулами.

Игра с мячом «добрые слова».  Дыхательное упражнение «Бегущий лыжник».

41. Февраль, 2 неделя.

Учить детей разыгрывать события, изображённые на картинках  (серии из 3 картинок).

Наглядность, беседа, упражнение, словесная игра. Подражание, инсценировка.

Игровая ситуация по иллюстрациям Гербовой «Новенькая». Рассматривание, обсуждение, инсценировка. Гимнастика для глаз со стимулами.

Разрезные картинки. Пальчиковое упражнение с платочками.

42.

Учить детей разыгрывать события, изображённые на картинках  (серии из 3 картинок).

Наглядность, беседа, упражнение, словесная игра. Подражание, инсценировка.

Игровая ситуация по иллюстрациям Гербовой «Кукла плачет». Рассматривание, обсуждение, инсценировка. Гимнастика для глаз со стимулами.

Разрезные картинки. Пальчиковое упражнение с платочками.

43. Февраль, 3 неделя.

Формировать у детей перенос усвоенных способов решения задач (практических, наглядно- образных) в новую ситуацию.

Рассказывание- объяснение педагога, словесная игра, упражнение, дидактический метод, практическое задание.

Рассказ- загадка «Шарик упал!» Словесная игра «Что бывает внизу, а что наверху?»  Разыгрывание проблемной ситуации в группе.

Разрезные картинки. Пальчиковое упражнение с платочками.

44.

Формировать у детей перенос усвоенных способов решения задач (практических, наглядно- образных) в новую ситуацию.

Рассказывание- объяснение педагога, словесная игра, упражнение, дидактический метод, практическое задание.

Рассказ- загадка «Почему укатился мяч?» Словесная игра «Чем похожи?» Разыгрывание проблемной ситуации в группе.

 Пальчиковое упражнение с грецкими орехами. Работа в тетради «штриховка».

45. Февраль, 4 неделя.

Формировать у детей перенос усвоенных способов решения задач (логических) в новую ситуацию.

Рассказывание- объяснение педагога, словесная игра, упражнение, дидактический метод, практическое задание.

 Рассказ- загадка «Что было ночью?» Словесная игра «Отвечай быстро» Разыгрывание проблемной ситуации в группе.

Пальчиковое упражнение с грецкими орехами. Работа в тетради «штриховка».

46.

Формировать у детей перенос усвоенных способов решения задач (логических) в новую ситуацию.

Рассказывание- объяснение педагога, словесная игра, упражнение, дидактический метод, практическое задание.

Рассказ- загадка «Рассказ о маленьком Вове» Словесная игра «Что бывает сладким?» Разыгрывание проблемной ситуации в группе.

Пальчиковое упражнение с грецкими орехами. Работа в тетради «штриховка».

47. Март, 1 неделя.

Продолжать обучать детей выявлять связи между персонажами и объектами, изображёнными на картинках. Формировать умения рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение.

Наглядность, обсуждение ситуации, словесные игры, упражнение, подражание.

 Рассматривание сюжетной картинки, обсуждение. Рассказ- загадка «Экскурсия» Словесная игра «Летает - не летает». Подвижная игра «Зеркало».

Дыхательное упражнение «сдуй снежинку с ладони».

48.

Продолжать обучать детей выявлять связи между персонажами и объектами, изображёнными на картинках. Формировать умения рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение.

Наглядность, обсуждение ситуации, словесные игры, упражнение, подражание

Рассказ- загадка «Зима наступила» Словесная игра «Живое – не живое». Подвижная игра «Зеркало».

Дыхательное упражнение «сдуй снежинку с ладони».

49. Март, 2 неделя.

Продолжать обучать детей выявлять связи между персонажами и объектами, изображёнными на картинках. Формировать умения рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение. Учить анализировать сюжеты со скрытым смыслом.

Рассказывание- объяснение педагога, словесная игра, упражнение, дидактический метод, практическое задание.

Рассказ- загадка «Не покатались» Решение устных задач (стр. 157). Подвижная игра «Зеркало».

Дыхательное упражнение «пёрышко». Конструирование из палочек по индивидуальному образцу.

50.

Продолжать обучать детей выявлять связи между персонажами и объектами, изображёнными на картинках. Формировать умения рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение. Учить анализировать сюжеты со скрытым смыслом.

Рассказывание- объяснение педагога, словесная игра, упражнение, дидактический метод, практическое задание

Рассказ- загадка «Снежный колобок» Решение устных задач (стр. 158) Координация речи с движением «Мамины помощники».

Дыхательное упражнение «пёрышко». Дид. игра «Палочки Кюизенера» (по карточкам)

51. Март, 3 неделя.

Учить выполнять задания на классификацию картинок (раскладывание на определённые группы без образца).

Рассказывание- объяснение педагога, словесная игра, упражнение, дидактический метод, практическое задание.

Рассказ- загадка «Дождливая погода» Решение устных задач (стр. 158) Координация речи с движением «Мамины помощники».

Дыхательное упражнение «пёрышко». Дид. игра «Палочки Кюизенера» (по карточкам)

52.

Учить выполнять задания на классификацию картинок (раскладывание на определённые группы без образца).

Рассказывание- объяснение педагога, словесная игра, упражнение, дидактический метод, практическое задание.

 Рассказ- загадка «Почему?» Решение устных задач (стр. 159) Координация речи с движением «Мамины помощники».

Массаж кистей ребристыми пальчками. Практическая работа «Разложи числа правильно» ( с картичками).

53 . Март, 4 неделя.

Учить выполнять задания на классификацию картинок (раскладывание на определённые группы без образца).

Рассказывание- объяснение педагога, словесная игра, упражнение, дидактический метод, практическое задание.

Загадки (стр. 162). Решение устных задач (стр. 159) Координация речи с движением «Разноцветные скамейки».

Массаж кистей ребристыми пальчками. Практическая работа «Разложи числа правильно» ( с картичками).

54.

Учить выполнять задания на классификацию картинок (раскладывание на определённые группы без образца).

Рассказывание- объяснение педагога, словесная игра, упражнение, дидактический метод, практическое задание.

Загадки (стр. 162). Игра : «Угадай-ка: плывёт или тонет?» Координация речи с движением «Разноцветные скамейки».

Массаж кистей ребристыми пальчками. Практическая работа «Разложи числа правильно» ( с картичками).

55. Апрель, 1 неделя.

Учить детей выполнять упражнения на исключение «4 лишней» картинки, обосновывая в речевых высказываниях это исключение.

Рассказывание- объяснение педагога, словесная игра, упражнение, дидактический метод, практическое задание.

Загадки (стр. 162). Игра «Будь внимательным!» Координация речи с движением «Разноцветные скамейки».

Работа в тетрадях «раскрась лишнее» Дыхательное упражнение «Ветер- ветерок».

56.

Учить детей выполнять упражнения на исключение «4 лишней» картинки, обосновывая в речевых высказываниях это исключение.

Рассказывание- объяснение педагога, словесная игра, упражнение, дидактический метод, практическое задание.

Загадки (стр. 162). Игра «Угадай, какое слово не подходит» Дид. игра «4 лишний» Муз. игра «У оленя дом большой». Дид. игра «Пифагорики»

Работа в тетрадях «раскрась лишнее» Дыхательное упражнение «Ветер- ветерок».

57. Апрель, 2 неделя.

Учить детей выполнять упражнения на исключение «4 лишней» картинки, обосновывая в речевых высказываниях это исключение.

Наглядность, дидактический метод, подражание, синхронные действия, упражнение, практическая работа.

Загадки (стр. 162). Игра «Придумай слово» Дид. игра «4 лишний» Муз. игра «У оленя дом большой». Дид. игра «Пифагорики».

Работа в тетрадях «раскрась лишнее» Дыхательное упражнение «Ветер- ветерок».

58.

Учить детей выполнять упражнения на исключение «4 лишней» картинки, обосновывая в речевых высказываниях это исключение.

Наглядность, дидактический метод, подражание, синхронные действия, упражнение, практическая работа

Загадки (стр. 162). Игра «Слушай внимательно». Дид. игра «4 лишний» Муз. игра «У оленя дом большой».

Работа в тетрадях «раскрась лишнее» Дыхательное упражнение «Ветер- ветерок».Работа с Блоками Дьенеша (в альбомах).

59. Апрель, 3 неделя.

Закрепить у детей умение производить операции сравнения и обобщения.

Наглядность, дидактический метод, подражание, синхронные действия, упражнение, практическая работа

Загадки (стр. 162). Рассказ- задачка «Помоги поставить по росту!» Логоритмическое упражнение «Росточек».

Работа с Блоками Дьенеша (в альбомах). Гимнастика для глаз «моргалочки»

60.

Закрепить у детей умение производить операции сравнения и обобщения.

Наглядность, дидактический метод, подражание, синхронные действия, упражнение, практическая работа

Рассказ- задачка «Новоселье у матрёшек». Логоритмическое упражнение «Росточек».

Работа с Блоками Дьенеша (в альбомах). Гимнастика для глаз «моргалочки»

61. Апрель, 4 неделя.

Закрепить у детей умение производить операции сравнения и обобщения.

Наглядность, дидактический метод, подражание, синхронные действия, упражнение, практическая работа

Рассказ- задачка «Домики для животных».  Логоритмическое упражнение «Росточек».

Работа на листах бумаги «Расставь фигуры правильно» (с ориентиром на образец).

62.

Закрепить у детей умение производить операции сравнения и обобщения.

Дидактический метод, упражнение, практическая работа, синхронные действия. Сенсорные игры.

Настольная игра «Кто сильнее?» Дидактическая игра «Пифагорики». Конструирование из палочек по образцу.

Пальчиковая игра «Вырос у нас чесночок». Дид. игра «Раскрась картинку».

63. Май, 1 неделя.

Закрепить у детей умение переключаться с одного принципа классификации (по материалу ) на другие ( по свойствам, качествам, функции).

Дидактический метод, упражнение, практическая работа, синхронные действия. Сенсорные игры.

Настольная игра «Кто старше?» Дидактическая игра «Чей узор?», «Волшебный мешочек». Подвижная игра «Рыболов».

Пальчиковая игра «Вырос у нас чесночок». Дид. игра «Раскрась картинку».

64.

Закрепить у детей умение переключаться с одного принципа классификации (по материалу ) на другие ( по свойствам, качествам, функции).

Дидактический метод, упражнение, практическая работа, синхронные действия. Сенсорные игры.

Настольная игра «Что ярче светит?», «Что тяжелее?» Рисование на песке (релаксация под музыку). Подвижная игра «Рыболов».

Пальчиковая игра «Вырос у нас чесночок». Дид. игра «Раскрась картинку».

65. Май, 2 неделя.

Закрепить у детей умение переключаться с одного принципа классификации (по материалу) на другие ( по свойствам, качествам, функции) и обосновывать свои действия в речевых высказываниях.

Дидактический метод, упражнение, практическая работа, синхронные действия. Сенсорные игры.

Настольная игра «Кто веселее?» (с карточками). Подвижная игра «Рыболов». Рисование на песке (релаксация под музыку).

Гимнастика для глаз «моргалочки». Работа в тетради (зачеркни лишнее).

66.

Закрепить у детей умение переключаться с одного принципа классификации (по материалу) на другие ( по свойствам, качествам, функции) и обосновывать свои действия в речевых высказываниях.

Практическое экспериментирование, дидактический метод, упражнение, практическая работа.

Рассматривание плаката «Цвет- форма», обсуждение. Настольная игра «Кто быстрее?», «Что теплее?». Игры с водой «тонет- не тонет».

Массаж ладоней грецкими орехами.  Работа в тетради (зачеркни лишнее).

67. Май, 3 неделя.

Учить детей адекватно реагировать на юмористические ситуации и изображения, шутки, загадки, юмористические рассказы, демонстрируя понимание их скрытого смысла.

Выразительное чтение педагога, практическое экспериментирование, упражнение, беседа- разъяснение.

Чтение К. Чуковского «Небылицы», обсуждение. Подвижная игра «мышеловка». Игры с водой «тонет- не тонет».

Массаж ладоней грецкими орехами. Раскрашивание иллюстраций.

68.

Учить детей адекватно реагировать на юмористические ситуации и изображения, шутки, загадки, юмористические рассказы, демонстрируя понимание их скрытого смысла.

Словесные игры, наглядность, сенсорные игры,  упражнения, практическая работа.

Словесная игра «Бывает - не бывает». Рассматривание иллюстраций с изображением небылиц, обсуждение. Сенсорная игра «Угадай, кто позвал?».

Массаж ладоней грецкими орехами. Раскрашивание иллюстраций.

69. Май, 4 неделя.

Учить детей адекватно реагировать на юмористические ситуации и изображения, шутки, загадки, юмористические рассказы, демонстрируя понимание их скрытого смысла.

Выразительное чтение педагога, практическое экспериментирование, упражнение, беседа- разъяснение.

Вспомнить, повторить  К. Чуковского «Небылицы», обсуждение знакомого текста.

Разрезные картинки. Пальчиковое упражнение с платочками. Дыхательное упражнение «ветер- ветерок».

70.

Учить детей адекватно реагировать на юмористические ситуации и изображения, шутки, загадки, юмористические рассказы, демонстрируя понимание их скрытого смысла.

Выразительное чтение педагога, импровизация по тексту, дидактический метод, упражнение, беседа- разъяснение.

Чтение фрагмента Н. Носова «Живая шляпа», обсуждение, проигрывание ситуации.

Разрезные картинки. Пальчиковое упражнение с платочками. Дыхательное упражнение «ветер- ветерок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по формированию социально-личностного развития у детей дошкольного возраста «Растим патриотов России»

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...

Формирование речи детей 2 – 3 летнего возраста в процессе действий с дидактическими играми и упражнениями

Формирование речи детей 2 – 3 летнего возраста в процессе действий с дидактическими играми и упражнениями Дидактическая игра является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.В ...

Рабочая программа по формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений через не стандартный дидактический материал палочки Кюизенера «Цветная логика»

Данная программа формирует математическое мышление  детей; развивает творческое воображение; воспитывает настойчивость, волю, усидчивость, целеустремлённость....

Рабочая программа «Развитие и коррекция речи детей 5-7 летнего возраста»

   Основной базой рабочей программы являются программы Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей...

рабочая программа музыкального руководителя для детей 2 группы раннего возраста

ПРИНЯТО:Педсоветом МБДОУДетский сад № 13 «Вишенка»Протоколот  _____________№__________УТВЕРЖДЕНО:Заведующий МБДОУдетский сад № 13 «Вишенка»Приказ от ________№ ____________...

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности детей для среднего дошкольного возраста (4-5 лет) на 2021-2022 учебный год.

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности детей  для среднего дошкольного возраста (4-5 лет) на 2021-2022 учебный год....