рабочая программа музыкального руководителя для детей 2 группы раннего возраста
рабочая программа

Луценко Надежда Павловна

ПРИНЯТО:

Педсоветом МБДОУ

Детский сад № 13 «Вишенка»

Протокол

от  _____________№__________

УТВЕРЖДЕНО:

Заведующий МБДОУ

детский сад № 13 «Вишенка»

Приказ от ________№ __________

________/ Н. А. Жерновкова/

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по художественно – эстетическому развитию

(Музыка) для второй группы раннего возраста

Музыкального руководителя

Луценко Надежды Павловны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гог Выкса

 

 

 

 

Содержание  

  1. Целевой раздел образовательной программы
    1. Пояснительная записка
    2. Нормативно – правовая база
    3. Цель и задачи программы
    4. Концептуальные подходы Программы и принципы
    5. Характеристики музыкальных особенностей развития детей раннего и дошкольного возраст. Контингент воспитанников.
    6. Планируемый результат
    7. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

      2. Содержательный раздел образовательной программы

          2. 1 Формы, методы и средства реализации программы. Вариативное  применение форм в соответствии с образовательной деятельностью.

          2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных интересов

         2.3 Описание видов музыкальной образовательной деятельности в                соответствии с направлениями развития ребенка

        2.4 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

2.6 Особенности взаимодействия с воспитателями

       3. Организационный раздел

       3.1. Материально- техническое обеспечение Программы

      3. 2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания по реализации обязательной части Программы

        3.3 Планирование музыкальной деятельности 

       Список литературы, интернет - ресурсов.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Целевой раздел образовательной программы

  1. Пояснительная записка

 Ребенок - это центр «музыкальной вселенной». Мир музыки огромен и неповторим. Но не хватит и жизни, чтобы познакомиться с тем наследием, которое оставило нам прошлое, и узнать то, что окружает в настоящем. Влияние музыки очень велико, оно неповторимо и незаменимо. Какое бы образование ни получил человек, музыка в его жизни присутствует всегда. Вполне естественно, что возникают новые жанры, которые, как правило, легко воспринимаются молодым поколением и иногда отрицаются поколением старшим. Но лучшие образцы народной, авторской музыки (классической, эстрадной, детской) сохраняются навсегда. И задача педагогов-музыкантов - научить детей понимать музыку, любить ее. Любовь к музыке невозможно привить насилием (хотя в истории есть и такие факты - детские годы великого Бетховена). Каждая встреча с музыкой должна приносить детям огромную радость, наслаждение. Те задачи, которые ставит педагог, должны быть, прежде всего, задачами для него, а не для детей. Вариативность в разучивании материала (движения, песни и т. д.) играет очень большую роль для педагога

1.2 Нормативно – правовая база

Программа составлена для организации работы по музыкальному развитию с детьми 2 группы раннего возраста. Рабочая программа разработана на основе :

  • Федеральный закон  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», утвержденный 29.12.2012
  •  Постановление  Главного государственного санитарного врача РФ № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»,  утвержденный 15.05.2013;
  • Приказ  Минобрнауки России № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», утвержденный 30.08.2013;
  •  Приказ  Минобрнауки России № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденный 17.10.2013
  •  Устав ДОО;
  • Образовательная программа ДОО.

 

 

Рабочая программа основана на   образовательной программы МБДОУ ДС №13, и парциальной программе музыкального воспитания «Ладушки» И.Каплуновой, И. Новоскольцевой.

При разработке Программы учитывались:

  1. личностная и деятельная направленность дошкольного образования;
  2. необходимость практической направленности образовательного процесса;
  3. интегративный подход к отбору и организации содержания образования.

Программа ориентирована на учет:

  • интересов и потребностей потребителей образовательных услуг (воспитанников) и заказчиков образовательных услуг (родителей воспитанни­ков, их законных представителей);
  • сложившихся в практике детского сада культурно-образовательных традиций.

 

Срок реализации данной программы – 1 год.

 

  1. Цель и задачи программы

Цель программы — создание каждому ребенку в детском саду возможности для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного применения в разных видах музыкальной деятельности, творческой самореализации.

Задачи:

1. Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.

2. Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).

3. Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.

4. Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.

5. Развивать коммуникативные способности.

6. Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.

7. Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.

8. Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.

9. Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.

 

  1. Концептуальные подходы Программы и принципы

 

 

1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Нельзя принуждать детей к действиям (играм, пению), нужно дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии. Согласно Конвенции о правах ребенка, он имеет полное право на выражение своих чувств, желаний, эмоций. Нежелание ребенка участвовать в занятии обуславливается несколькими причинами. • Стеснительность, застенчивость. Этот факт не должен уходить от внимания педагога. При каждой возможности педагог должен давать положительную оценку действию ребенка. • Неумение, непонимание. Это относится к тем детям, которые не адаптированы пока к новой, на первых порах незнакомой, среде. Здесь требуется большое внимание к ребенку, проявление индивидуального подхода.

• Неуравновешенный, капризный стиль поведения. Лучшее для педагога - акцентировать внимание ребенка на игру, сюрпризы; положительные оценки быстрее отвлекут ребенка.

2. Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач: • Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование. • Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности.

3. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.

4. Четвертый принцип - соотношение музыкального материала с природным и историкокультурным календарем. В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события. Нужно дать им возможность принять в нем посильное участие, посмотреть выступления других детей и воспитателей и в какой-то мере проявить свои творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре).

5. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Авторитарный стиль поведения педагога («Я взрослый», «Я больше тебя знаю», «Делай, как я говорю») - недопустим. Общение с детьми должно происходить на равных, партнерских отношениях. «Давайте поиграем», «Покажите мне», «Кто мне поможет» - эти фразы должны быть в лексиконе педагога. Дети, общаясь на таком уровне, интуитивно все равно воспринимают взрослого как учителя, педагога. Но мягкий, спокойный тон и дружеское общение создают непринужденную, теплую и доверительную обстановку. Следовательно, группа детей, воспитатель и музыкальный руководитель становятся единым целым.

 6. Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. Принцип программы «Ладушки» - никаких замечаний ребенку. Что бы и как бы ни сделал ребенок - все хорошо. Это особенно актуально для самых маленьких детей - 3-4 лет.

7. Принцип паритета. Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано, использовано. Оно должно найти свое отражение в любом виде музыкальной деятельности. В силу очень маленького опыта дети не могут подать интересную идею, показать яркое оригинальное движение. Подчас это получается у детей непроизвольно, стихийно. Педагог, внимательно наблюдая за детьми, должен увидеть этот момент, зафиксировать его, похвалить ребенка. Дети, понимая, что к ним прислушиваются, их хвалят, их замечают и хорошо оценивают, начинают думать, стараться, творить.

Программа основывается на положениях фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы, закономерностях развития ребенка дошкольного возраста, научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования и, разработана в соответствии со следующими подходами.

  1. Личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Личностно-ориентированный подход концентрирует внимание педагога на целостности личности ре­бенка и учет его индивидуальных особенностей и способностей. «Реализация личностного подхода к воспитательному процессу предполагает соблюдение следующих условий:
  • в центре воспитательного процесса находится личность воспитанника, т.е. воспитатель­ный процесс является антропоцентрическим по целям, содержанию и формам организации;
  • организация воспитательного процесса основывается на субъект- субъектном взаимоот­ношении его участников, подразумевающем равноправное сотрудничество и взаимопонима­ние педагога и воспитанников на основе диалогового общения;
  • воспитательный процесс подразумевает сотрудничество и самих воспитанников в ре­шении воспитательных задач;
  • воспитательный процесс обеспечивает каждой личности возможность индивидуально воспринимать мир, творчески его преобразовывать, широко использовать субъектный опыт в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок;
  • задача педагога заключается в фасилитации, т.е. «стимулировании, поддержке, активиза­ции внутренних резервов развития личности» (В.А. Сластенин).
  1. Системно-деятельностный подход заключается в следующем: личностное, социальное, познавательное развитие детей определяется характером организации их деятельности. Системно-деятельностный подход к развитию ребёнка и созданию образовательной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребёнка в условиях созданного спектра специфических видов детской деятельности.
  2. Компетентностный подход, в котором основным результатом образовательной деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач:
  • решать проблемы в сфере деятельности (определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими воспитанниками;
  • объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, решать познавательные проблемы;
  • ориентироваться в проблемах современной жизни - экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, решать аналитические проблемы;
  • ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, решать аксиологические проблемы;
  • решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей.
  1. Индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как ком­плекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем раз­вития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ре­бенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физиче­ского воспитания. При этом индивидуальный подход предполагает, что педагогический про­цесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр.), в значительной мере вли­яющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего процесса по отноше­нию к каждому ребенку. Применение индивидуального подхода должно быть свободным от стереотипов восприя­тия и гибким, способным компенсировать недостатки коллективного, общественного воспи­тания.
  2. Возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка (физиологи­ческие, психические, социальные и др.), а также социально-психологические особенности групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, что находит отражение в воз­растной периодизации развития детей. Известно, что ребенок младшего дошкольного возрас­та с трудом умеет контролировать свои эмоции, импульсивен, непредсказуем. Ребенок стар­шего дошкольного возраста уже может осмысливать происходящие события, анализировать свое и чужое поведение, эмоциональные проявления. Его психические процессы (внимание, память и др.) становятся произвольными, что также отражается на его поведении, даже эмо­ции, становятся «интеллектуальными», начинают подчи­няться воле ребенка, что приводит к развитию самосознания (А.В. Запорожец), формированию ответственно­сти, справедливости и других качеств.
  3. Средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка. Например, под внешней средой понимается все социокультурное окружение дошкольника, образовательной организации, которое может быть охарактеризовано понятием жизнедеятельности сообщества на определенной территории. В качестве элементов социокультурной среды можно назвать учреждения культуры (библиотеки, музеи, театры и т.д.); учреждения дополнительного образования, клубы по интересам, досуговые центры; средства массовой информации и коммуникации. Внутренняя (или образовательная) среда рассматривается как пространство, окружение, условия, в которых существует, функционирует и удовлетворяет свои образовательные потребности каждый дошкольник.
  4. Культурологический подход, имеющий высокий потенциал в отборе культуросообразного содержания дошкольного образования, позволяет выбирать технологии образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с культурой, овладевая которой на уровне определенных средств, ребенок становится субъектом культуры и ее творцом.

 

 

 

  1. Характеристики музыкальных особенностей развития детей 2-3 лет. Контингент воспитанников.

 

 Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.

2 группа раннего возраста

В этом возрасте у дошкольника уже проявляются эстетические чувства при восприятии музыки, подпевании, участие в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к собственным действиям. Поэтому приоритетными задачами становится развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связывать движения с музыкой в музыкально-ритмических движениях.

Контингент воспитанников

группы

возрастной состав

количество воспитанников

2 группа раннего возраста

от 2 до 3 лет

18

 

1.6 Планируемый результат

   При решении поставленных в Программе задач музыкальный руководитель выстраивает систему воспитательно - образовательной работы и создает условия, направленные на достижение детьми целевых ориентиров в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

К концу года дети могут:

  • Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий- низкий)
  • Вместе с воспитателем подпевать в песни музыкальные фразы.
  • Двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки.
  • Уметь выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.
  • Называть музыкальные инструменты (погремушки, бубен ).

1.7Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

 

Диагностика не проводится. Первый год посещения ребенком дошкольного учреждения нужно считать адаптационным периодом.

 

2. Содержательный раздел образовательной программы

 

2. 1 Формы, методы и средства реализации программы. Вариативное применение форм в соответствии с образовательной деятельностью.

 

Направления развития

Формы реализации программы

Задачи

Приветствие

РОД, досуги.

воспитывается доброе, внимательное отношение друг к другу, формируются коммуникативные навыки.

музыкально-ритмические задачи: у детей развиваются чувство ритма, артикуляция, мелодический, динамический, тембровый и звуко-высотный слух, интонационная выразительность, музыкальная память, певческий диапазон и умение владеть своим голосом.

Безусловно, расширяются детский кругозор, воображение, дети учатся творить.

Музыкально – ритмические движения

РОД, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, досуги, слушание музыки, игры, различные виды театров

научились согласовывать свои движения с характером музыки, умели отражать в движении музыкальные образы, эмоционально отзывались на музыку, ориентировались в пространстве, координировали свои движения

Развитие чувства ритма

Музицирование

РОД, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, слушание музыки, игры; различные виды театров

Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук, развивает координацию движений, чувство ритма, звуко - высотный слух.

Пальчиковая гимнастика

РОД, досуги, самостоятельная деятельность, игры, разные виды театра.

Развиваются интерес к театрализованной деятельности, чувство ритма, формируется понятие о звуко-высотности, об интонационной выразительности, развивается воображение. На каждом занятии можно вспоминать и выполнять уже знакомые упражнения.

Слушание

РОД, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, рассматривание репродукций картин, иллюстраций; слушание музыки, игры, беседы,

знакомство с мировой музыкальной культурой, в репертуар включены произведения музыкальной классики (отечественной и зарубежной) и народной музыки. Для лучшего восприятия необходимо подбирать характерные музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской.

Распевание Пение

РОД, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, игры, различные виды театров,

Развивать артикуляционный аппарат, изобразительных певческих навыков

Пляски, игры, хороводы

РОД, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, игры, различные виды театров,

дать возможность детям подвигаться под музыкальное сопровождение, создать радостное настроение. Закрепить в непринужденной атмосфере ритмические движения, правила игры, развивать ориентировку в пространстве, формировать коммуникативные отношения.

 танцы  решают множество педагогических задач: это и развитие коммуникативных отношений, вовлечение в совместную деятельность, развитие пластики и непринужденности исполнения, умения слышать изменения в музыке и соответственно менять движения; развивается чувство ритма и, конечно, хорошего музыкального вкуса.

 

2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных интересов

             К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду относятся: РОД; совместная музыкальная деятельность взрослых (музыкального руководителя, воспитателя, специалиста дошкольного образования) и детей в повседневной жизни ДОУ в разнообразии форм; праздники и развлечения; Самостоятельная музыкальная деятельность детей. В работе музыкального руководителя основной формой организация регламентированной образовательной музыкальной деятельности детей традиционно являются музыкальные занятия.

Регламентированная образовательная деятельность (Музыка) имеют несколько разновидностей:

Виды РОД.

Характеристика.

1. Индивидуальная

 

 

Проводятся отдельно с ребенком. Это типично для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Продолжительность такого занятия 5-10 минут, 2 раза в неделю

2. Фронтальная

Проводиться со всеми детьми возрастной группы, их продолжительность также зависит от возрастных возможностей воспитанников.

3.Типовая (или традиционная)

Включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (восприятие. исполнительство и творчество) и подразумевает последовательно их чередование. Структура РОД  может варьироваться.

4. Доминантная

Эта деятельность с одним преобладающим видом музыкальной деятельности. Направленное на развитие какой-либо одной музыкальной способности детей (ладовое чувство, чувство ритма, звуковысотного слуха). В этом случае оно может включать разные виды музыкальной деятельности , но при одном условии – каждая из них направлена на совершенствование доминирующей способности у ребенка).

5. Тематическая

Определяется наличием конкретной темы, которая является сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей.

         

 

2.3 Описание видов музыкальной образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

2 группа раннего возраста

Музыкально-ритмические движения

Задачи:

1. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

2. Развитие музыкального слуха.

3. Формирование основных движений (ходьба, бег, прыжки).

4. Знакомство с элементами плясовых движений.

5. Формирование умения соотносить движения с музыкой.

6. Развитие элементарных пространственных представлений.

Развитие чувства ритма

 Задачи:

1. Научить детей слышать начало и окончание звучания музыки.

2. Ритмично маршировать и хлопать в ладоши.

 Пальчиковые игры

Задачи:

1. Выполнять с детьми простые пальчиковые игры с текстом.

 2. Развивать координацию движений пальцев, кисти руки.

3. Учить соотносить движения с содержанием потешек, стихов.

Слушание музыки

Задачи:

1. Формирование эмоциональной отзывчивости на музыку.

2. Развитие представлений об окружающем мире.

3. Расширение словарного запаса. 

Подпевание

 Задачи:

1. Расширение кругозора и словарного запаса.

2. Формирование активного подпевания.

3. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера.

4. Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом песен.

Пляски, игры

Задачи:

1. Формирование активности в играх, плясках.

2. Развитие чувства ритма.

 3. Формирование элементарных плясовых навыков.

 4. Формирование коммуникативных отношений.

5. Развитие координации движений.

 

2.4 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников        

 

Цель:

 - создание традиционных и нетрадиционных форм и методов взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.

Задачи:

 - совершенствовать процесс взаимодействия через привлечение родителей к совместным праздникам и развлечениям.
 -  обогащать музыкально-художественной способности родителей, через  приобщение к музыкальному искусству.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, приоритетной задачей работы детей дошкольного возраста, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний и навыков родителей, помощь педагога родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей.

Месяц

Тема

Формы организации

Сентябрь

«Музыкальное воспитание дошкольников»

 

Анкетирование

 

 

 

Октябрь

«Осеннее путешествие»

 

буклеты – памятки

 

 

развлечение

Ноябрь

 «Современные подходы к музыкальному воспитанию дошкольника в соответствии с ФГОС».

Выступление на родительском собрании

 

 

 

 

 

Декабрь 

 «Если вас пригласили

  на утренник»

 

новогодние праздники

 

 

 

Оформление  наглядно-педагогической

  рекомендации

 

 

праздник

Февраль

«Мы играем и поём, очень весело живём»

 

 

 

«Берегите голосок»

 

 

 

 

 

 

«Проводы зимы. Встреча весны»

 

буклеты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развлечение для детей

Март

«Моя мама лучше всех»

 

 

 

Праздник

 

 

 

Май

 «Выпускной»

 

 

Праздник

 

 

2.6 Особенности взаимодействия с воспитателями

Цель: создание с педагогами функционального комфорта в музыкальной деятельности, а так же системности во владении основ и элементарных приемов музыкальной деятельностью.

 

Формы взаимодействия с воспитателями.

Коллективные:

 - семинары;

 - семинары – практикумы;

- участие в работе педагогического советов;

 - ролевая игра;

 - отчет о работе;

- викторина

Индивидуальные:

 - обучение практическим умениям;

  - рекомендации;

 

Содержание работы

Форма проведения

Сроки

«Цель и задачи музыкального воспитания в ДОУ по программе «Ладушки» Каплуновой

Педагогический совет

Сентябрь

Картотека дидактических игр

Индивидуальные консультации

В течении года

«Мой музыкальный уголок в группе»

Рекомендации по пополнению РППС

Сентябрь

«Осенины» - сценарии праздников

Обсуждение сценария

Рекомендации

Октябрь

«инновационные подходы по здоровье – сберегательным технологиям в МРД»

Семинар - практикум

Ноябрь

Индивидуальные консультации в подготовке новогодних праздников, обучение практическим умениям

Обсуждение

Рекомендации

декабрь  

« Машенька и медведь»

Праздник

Декабрь

«Проектирование пространства среды в групповых помещений»

Игра

Январь

Индивидуальные консультации в подготовке весенних праздников, обучение практическим умениям

 

 

Консультации

Февраль

8 марта «Мамочка любимая»

Праздники 

Март

1 апреля «День смеха»

 

Кукольный театр

Развлечение

 

Апрель

Отчет за учебный год

Педагогический совет

Май

 

 

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  РАЗДЕЛ

 

3.1. Материально- техническое обеспечение Программы

Музыкальный зал - среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой. Простор, яркость, красочность - создают уют торжественной обстановки, соблюдая при этом принцип эстетического воспитания. И придерживаясь принципа зонирования пространства, все зоны могут трансформироваться в зависимости от задач, решаемых на занятии и возраста детей.

Рабочая зона музыкального зала включает в себя: электро пианино, телевизор, стол хохломской – 3 шт, стул, телевизор, проектор, экран, стульчики детские – 26 шт, шкаф для хранение костюмов и музыкальных инструментов, компьютер, микшерный пульт, акустические колонки – 2 шт.

Спокойная и активная зона предполагает наличие ковра, который позволяет проводить релаксационные упражнения, а так же вести активную деятельность.

 

 

 

 

 

Материальное оснащение музыкального зала

 

Детские музыкальные инструменты (озвученные)

1.

Бубны

5 шт.

2.

Трещотка

2 шт.

3.

Дудочки

1 шт.

4.

Маракасы

12 шт.

5.

Деревянные ложки

40 шт.

6.

Погремушки

20 шт.

7.

Колокольчики

9 шт.

8 .

Металлофоны

24 шт.

9.

Барабан

1 шт.

10.

Музыкальный треугольник

8 шт.

11.

Маленькие колокольчики

20 шт.

12.

Тамбурин

5 шт.

 

Детские инструменты (не озвученные)

1.

Балалайка бесструнная

5 шт.

2.

Гитары бутафорские

2 шт.

3.

Гармошка

4 шт.

 

Учебно-наглядный материал

1.

Портреты русских композиторов классиков

10

2.

Портреты зарубежных композиторов

4

3.

Карточки с изображением музыкальных инструментов

14 шт.

4.

Мольберт

1 шт.

5.

Ширма для кукольного театра

1 шт.

6.

Фланелиграф

1 шт.

 

Пособия, игрушки, атрибуты

 

1.

Дом-декорация

1 шт.

2.

  Куклы  для кукольного театра

10 шт.

3.

Султанчики

22шт.

5.

Цветные ленты

12 шт.

6.

Искусственные цветы

10 шт.

7.

Куклы и мягкие игрушки

10 шт.

8.

Шапочки-маски

10 шт.

9.

Цветные платочки

26 шт.

 

Учебный аудио и видео комплект

1.

CD диски по программе «Ладушки» для слушания и музыкально-ритмических движений.

14 шт.

    

 

Дидактические игры и пособия:

Основные задачи музыкального воспитания детей 2-3 лет состоят в том, чтобы создать благоприятную, радостную атмосферу и побуждать детей к активности - уметь проявлять себя в подпевании, связывать с музыкой движения, игры и пляски, а также прививать интерес и любовь к музыке, различать контрастные особенности ее звучания (громкое - тихое, высокие - низкие регистры), развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальную память, слух. Формирование активности в музыкальной деятельности - основная задача воспитания детей этого возраста. Музыкальное воспитание детей 2-3 лет имеет свои особенности. В этом возрасте у детей проявляется большой интерес ко всему окружающему. Малыши наблюдают за взрослыми, за игрой других детей, за всем, что происходит вокруг них. Дети очень активны и подвижны, у них совершенствуются основные виды движения: ходьба, бег. Происходят большие изменения в развитии речи и в умственном развитии, увеличивается словарный запас. Речь становится не только средством общения со взрослыми, но и средством общения с другими детьми. На третьем году жизни совершенствуется восприятие, в результате развивается произвольное внимание. Поэтому в музыкальном воспитании детей необходимо учитывать эти особенности психического и физического развития. Программа музыкального воспитания детей 2-3 лет отличается своей специфичностью. Дети этого возраста не способны долго сосредоточиваться на каком-либо одном виде деятельности. Поэтому на занятиях необходимо своевременно обеспечивать смену различных видов музыкальной деятельности. Содержание музыкального занятия должно быть разнообразным, интересным, доступным для понимания, эмоционально ярко окрашенным. Когда ребенок испытывает радостные эмоции, у него возникает интерес к музыке, формируется музыкальная восприимчивость и развивается музыкальная активность. Необходимо органично использовать на занятиях такие виды музыкальной деятельности, как слушание музыки, музыкально-ритмические движения, подпевание, игры и пляски, которые показал взрослый. Малыши приходят в детское учреждение из семьи. Из привычных домашних условий они попадают в совершено другую среду, где их встречают незнакомые взрослые, где находятся еще и другие дети. Для них это стресс. Роль воспитателя здесь очень высока, в том числе и в музыкальном воспитании. Музыкальная деятельность должна проходить не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Для этого необходима тесная работа музыкального руководителя и воспитателя. В определенные моменты воспитатель имеет возможность использовать музыкально-ритмический материал, который не требует инструментального сопровождения: ходьбу и подпрыгивание под счет, хлопки, игры с ладошками, пальчиковые игры, а также потешки, короткие стихи, песенки, связанные с определенными режимными моментами и ситуациями (умывание, одевание, сборы на прогулку и т. д.). Замечательно, когда воспитатель в группе с детьми поет песенки, танцует, играет. Он может с успехом организовывать с детьми музыкальные минутки, используя интересные аранжировки материала, которые прилагаются в качестве методического обеспечения (компакт-диски) к музыкальным занятиям. Роль музыкального руководителя в этом возрасте очень важна. Он грамотно организует музыкальную деятельность детей, развивая и формируя их интерес к музыке, обогащает эмоциональную сферу разнообразными переживаниями, связанными с музыкой, способствует эстетическому воспитанию. В этот возрастной период детей приучают слушать, запоминать и узнавать короткие мелодии, сопровождать их согласованными с музыкой ритмичными движениями, изменять движения с изменением характера мелодии, эмоционально откликаться на музыку. Дети, слушая пение взрослого, начинают подпевать отдельные слоги и слова, запоминая несложные песенки. Они способны различать контрастные особенности звучания музыки (громкое - тихое, высокое - низкое, быстрое - медленное). Вырабатывается навык ритмичной ходьбы и умение двигаться группой в одном направлении под марш, ходить и бегать по одному и парами, взявшись за руки в играх и плясках. Развивается умение сопровождать танцевальную музыку различными движениями: хлопать в ладоши, топать ножками, делать полуприседания («пружинку»), выполнять движения с флажками, с платочками. Подпевая песенки, дети учатся имитировать движения животных («птички летают», «зайчики прыгают», «мишки ходят вперевалочку и топают»).

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО:

Педсоветом МБДОУ

Детский сад № 13 «Вишенка»

Протокол

от  _____________№__________

УТВЕРЖДЕНО:

Заведующий МБДОУ

детский сад № 13 «Вишенка»

Приказ от ________№ __________

________/ Н. А. Жерновкова/

Рабочая программа по художественно – эстетическому развитию

(Музыка) для второй группы раннего возраста

Музыкального руководителя

Луценко Надежды Павловны

гог Выкса

Содержание  

  1. Целевой раздел образовательной программы
  1. Пояснительная записка
  2. Нормативно – правовая база
  3. Цель и задачи программы
  4. Концептуальные подходы Программы и принципы
  5. Характеристики музыкальных особенностей развития детей раннего и дошкольного возраст. Контингент воспитанников.
  6. Планируемый результат
  7. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

      2. Содержательный раздел образовательной программы

          2. 1 Формы, методы и средства реализации программы. Вариативное  применение форм в соответствии с образовательной деятельностью.

          2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных интересов

         2.3 Описание видов музыкальной образовательной деятельности в                соответствии с направлениями развития ребенка

        2.4 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

2.6 Особенности взаимодействия с воспитателями

       3. Организационный раздел

       3.1. Материально- техническое обеспечение Программы

      3. 2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания по реализации обязательной части Программы

        3.3 Планирование музыкальной деятельности  

       Список литературы, интернет - ресурсов.

   

1. Целевой раздел образовательной программы

Поясн

  1. ительная записка

 Ребенок - это центр «музыкальной вселенной». Мир музыки огромен и неповторим. Но не хватит и жизни, чтобы познакомиться с тем наследием, которое оставило нам прошлое, и узнать то, что окружает в настоящем. Влияние музыки очень велико, оно неповторимо и незаменимо. Какое бы образование ни получил человек, музыка в его жизни присутствует всегда. Вполне естественно, что возникают новые жанры, которые, как правило, легко воспринимаются молодым поколением и иногда отрицаются поколением старшим. Но лучшие образцы народной, авторской музыки (классической, эстрадной, детской) сохраняются навсегда. И задача педагогов-музыкантов - научить детей понимать музыку, любить ее. Любовь к музыке невозможно привить насилием (хотя в истории есть и такие факты - детские годы великого Бетховена). Каждая встреча с музыкой должна приносить детям огромную радость, наслаждение. Те задачи, которые ставит педагог, должны быть, прежде всего, задачами для него, а не для детей. Вариативность в разучивании материала (движения, песни и т. д.) играет очень большую роль для педагога

1.2 Нормативно – правовая база

Программа составлена для организации работы по музыкальному развитию с детьми 2 группы раннего возраста. Рабочая программа разработана на основе :

  • Федеральный закон  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», утвержденный 29.12.2012
  •  Постановление  Главного государственного санитарного врача РФ № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»,  утвержденный 15.05.2013;
  • Приказ  Минобрнауки России № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», утвержденный 30.08.2013;
  •  Приказ  Минобрнауки России № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденный 17.10.2013
  •  Устав ДОО;
  • Образовательная программа ДОО.

Рабочая программа основана на   образовательной программы МБДОУ ДС №13, и парциальной программе музыкального воспитания «Ладушки» И.Каплуновой, И. Новоскольцевой.

При разработке Программы учитывались:

  1. личностная и деятельная направленность дошкольного образования;
  2. необходимость практической направленности образовательного процесса;
  3. интегративный подход к отбору и организации содержания образования.

Программа ориентирована на учет:

  • интересов и потребностей потребителей образовательных услуг (воспитанников) и заказчиков образовательных услуг (родителей воспитанников, их законных представителей);
  • сложившихся в практике детского сада культурно-образовательных традиций.

Срок реализации данной программы – 1 год.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы — создание каждому ребенку в детском саду возможности для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного применения в разных видах музыкальной деятельности, творческой самореализации.

Задачи:

1. Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.

2. Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).

3. Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.

4. Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.

5. Развивать коммуникативные способности.

6. Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.

7. Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.

8. Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.

9. Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.

  1. Концептуальные подходы Программы и принципы

1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Нельзя принуждать детей к действиям (играм, пению), нужно дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии. Согласно Конвенции о правах ребенка, он имеет полное право на выражение своих чувств, желаний, эмоций. Нежелание ребенка участвовать в занятии обуславливается несколькими причинами. • Стеснительность, застенчивость. Этот факт не должен уходить от внимания педагога. При каждой возможности педагог должен давать положительную оценку действию ребенка. • Неумение, непонимание. Это относится к тем детям, которые не адаптированы пока к новой, на первых порах незнакомой, среде. Здесь требуется большое внимание к ребенку, проявление индивидуального подхода.

• Неуравновешенный, капризный стиль поведения. Лучшее для педагога - акцентировать внимание ребенка на игру, сюрпризы; положительные оценки быстрее отвлекут ребенка.

2. Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач: • Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование. • Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности.

3. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.

4. Четвертый принцип - соотношение музыкального материала с природным и историкокультурным календарем. В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события. Нужно дать им возможность принять в нем посильное участие, посмотреть выступления других детей и воспитателей и в какой-то мере проявить свои творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре).

5. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Авторитарный стиль поведения педагога («Я взрослый», «Я больше тебя знаю», «Делай, как я говорю») - недопустим. Общение с детьми должно происходить на равных, партнерских отношениях. «Давайте поиграем», «Покажите мне», «Кто мне поможет» - эти фразы должны быть в лексиконе педагога. Дети, общаясь на таком уровне, интуитивно все равно воспринимают взрослого как учителя, педагога. Но мягкий, спокойный тон и дружеское общение создают непринужденную, теплую и доверительную обстановку. Следовательно, группа детей, воспитатель и музыкальный руководитель становятся единым целым.

 6. Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. Принцип программы «Ладушки» - никаких замечаний ребенку. Что бы и как бы ни сделал ребенок - все хорошо. Это особенно актуально для самых маленьких детей - 3-4 лет.

7. Принцип паритета. Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано, использовано. Оно должно найти свое отражение в любом виде музыкальной деятельности. В силу очень маленького опыта дети не могут подать интересную идею, показать яркое оригинальное движение. Подчас это получается у детей непроизвольно, стихийно. Педагог, внимательно наблюдая за детьми, должен увидеть этот момент, зафиксировать его, похвалить ребенка. Дети, понимая, что к ним прислушиваются, их хвалят, их замечают и хорошо оценивают, начинают думать, стараться, творить.

Программа основывается на положениях фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы, закономерностях развития ребенка дошкольного возраста, научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования и, разработана в соответствии со следующими подходами.

  1. Личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Личностно-ориентированный подход концентрирует внимание педагога на целостности личности ребенка и учет его индивидуальных особенностей и способностей. «Реализация личностного подхода к воспитательному процессу предполагает соблюдение следующих условий:
  • в центре воспитательного процесса находится личность воспитанника, т.е. воспитательный процесс является антропоцентрическим по целям, содержанию и формам организации;
  • организация воспитательного процесса основывается на субъект- субъектном взаимоотношении его участников, подразумевающем равноправное сотрудничество и взаимопонимание педагога и воспитанников на основе диалогового общения;
  • воспитательный процесс подразумевает сотрудничество и самих воспитанников в решении воспитательных задач;
  • воспитательный процесс обеспечивает каждой личности возможность индивидуально воспринимать мир, творчески его преобразовывать, широко использовать субъектный опыт в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок;
  • задача педагога заключается в фасилитации, т.е. «стимулировании, поддержке, активизации внутренних резервов развития личности» (В.А. Сластенин).
  1. Системно-деятельностный подход заключается в следующем: личностное, социальное, познавательное развитие детей определяется характером организации их деятельности. Системно-деятельностный подход к развитию ребёнка и созданию образовательной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребёнка в условиях созданного спектра специфических видов детской деятельности.
  2. Компетентностный подход, в котором основным результатом образовательной деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач:
  • решать проблемы в сфере деятельности (определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими воспитанниками;
  • объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, решать познавательные проблемы;
  • ориентироваться в проблемах современной жизни - экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, решать аналитические проблемы;
  • ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, решать аксиологические проблемы;
  • решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей.
  1. Индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания. При этом индивидуальный подход предполагает, что педагогический процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр.), в значительной мере влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего процесса по отношению к каждому ребенку. Применение индивидуального подхода должно быть свободным от стереотипов восприятия и гибким, способным компенсировать недостатки коллективного, общественного воспитания.
  2. Возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка (физиологические, психические, социальные и др.), а также социально-психологические особенности групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, что находит отражение в возрастной периодизации развития детей. Известно, что ребенок младшего дошкольного возраста с трудом умеет контролировать свои эмоции, импульсивен, непредсказуем. Ребенок старшего дошкольного возраста уже может осмысливать происходящие события, анализировать свое и чужое поведение, эмоциональные проявления. Его психические процессы (внимание, память и др.) становятся произвольными, что также отражается на его поведении, даже эмоции, становятся «интеллектуальными», начинают подчиняться воле ребенка, что приводит к развитию самосознания (А.В. Запорожец), формированию ответственности, справедливости и других качеств.
  3. Средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка. Например, под внешней средой понимается все социокультурное окружение дошкольника, образовательной организации, которое может быть охарактеризовано понятием жизнедеятельности сообщества на определенной территории. В качестве элементов социокультурной среды можно назвать учреждения культуры (библиотеки, музеи, театры и т.д.); учреждения дополнительного образования, клубы по интересам, досуговые центры; средства массовой информации и коммуникации. Внутренняя (или образовательная) среда рассматривается как пространство, окружение, условия, в которых существует, функционирует и удовлетворяет свои образовательные потребности каждый дошкольник.
  4. Культурологический подход, имеющий высокий потенциал в отборе культуросообразного содержания дошкольного образования, позволяет выбирать технологии образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с культурой, овладевая которой на уровне определенных средств, ребенок становится субъектом культуры и ее творцом.

  1.  Характеристики музыкальных особенностей развития детей 2-3 лет. Контингент воспитанников.

 Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.

2 группа раннего возраста

В этом возрасте у дошкольника уже проявляются эстетические чувства при восприятии музыки, подпевании, участие в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к собственным действиям. Поэтому приоритетными задачами становится развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связывать движения с музыкой в музыкально-ритмических движениях.

Контингент воспитанников

группы

возрастной состав

количество воспитанников

2 группа раннего возраста

от 2 до 3 лет

18

1.6 Планируемый результат

   При решении поставленных в Программе задач музыкальный руководитель выстраивает систему воспитательно - образовательной работы и создает условия, направленные на достижение детьми целевых ориентиров в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

К концу года дети могут:

  • Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий- низкий)
  • Вместе с воспитателем подпевать в песни музыкальные фразы.
  • Двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки.
  • Уметь выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.
  • Называть музыкальные инструменты (погремушки, бубен ).

1.7Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

Диагностика не проводится. Первый год посещения ребенком дошкольного учреждения нужно считать адаптационным периодом.

2. Содержательный раздел образовательной программы

2. 1 Формы, методы и средства реализации программы. Вариативное применение форм в соответствии с образовательной деятельностью.

Направления развития

Формы реализации программы

Задачи

Приветствие

РОД, досуги.

воспитывается доброе, внимательное отношение друг к другу, формируются коммуникативные навыки.

музыкально-ритмические задачи: у детей развиваются чувство ритма, артикуляция, мелодический, динамический, тембровый и звуко-высотный слух, интонационная выразительность, музыкальная память, певческий диапазон и умение владеть своим голосом.

Безусловно, расширяются детский кругозор, воображение, дети учатся творить.

Музыкально – ритмические движения

РОД, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, досуги, слушание музыки, игры, различные виды театров

научились согласовывать свои движения с характером музыки, умели отражать в движении музыкальные образы, эмоционально отзывались на музыку, ориентировались в пространстве, координировали свои движения

Развитие чувства ритма

Музицирование

РОД, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, слушание музыки, игры; различные виды театров

Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук, развивает координацию движений, чувство ритма, звуко - высотный слух.

Пальчиковая гимнастика

РОД, досуги, самостоятельная деятельность, игры, разные виды театра.

Развиваются интерес к театрализованной деятельности, чувство ритма, формируется понятие о звуко-высотности, об интонационной выразительности, развивается воображение. На каждом занятии можно вспоминать и выполнять уже знакомые упражнения.

Слушание

РОД, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, рассматривание репродукций картин, иллюстраций; слушание музыки, игры, беседы,

знакомство с мировой музыкальной культурой, в репертуар включены произведения музыкальной классики (отечественной и зарубежной) и народной музыки. Для лучшего восприятия необходимо подбирать характерные музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской.

Распевание Пение

РОД, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, игры, различные виды театров,

Развивать артикуляционный аппарат, изобразительных певческих навыков

Пляски, игры, хороводы

РОД, самостоятельная деятельность, досуги, праздники, игры, различные виды театров,

дать возможность детям подвигаться под музыкальное сопровождение, создать радостное настроение. Закрепить в непринужденной атмосфере ритмические движения, правила игры, развивать ориентировку в пространстве, формировать коммуникативные отношения.

 танцы  решают множество педагогических задач: это и развитие коммуникативных отношений, вовлечение в совместную деятельность, развитие пластики и непринужденности исполнения, умения слышать изменения в музыке и соответственно менять движения; развивается чувство ритма и, конечно, хорошего музыкального вкуса.

2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных интересов

             К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду относятся: РОД; совместная музыкальная деятельность взрослых (музыкального руководителя, воспитателя, специалиста дошкольного образования) и детей в повседневной жизни ДОУ в разнообразии форм; праздники и развлечения; Самостоятельная музыкальная деятельность детей. В работе музыкального руководителя основной формой организация регламентированной образовательной музыкальной деятельности детей традиционно являются музыкальные занятия.

Регламентированная образовательная деятельность (Музыка) имеют несколько разновидностей:

Виды РОД.

Характеристика.

1. Индивидуальная

Проводятся отдельно с ребенком. Это типично для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Продолжительность такого занятия 5-10 минут, 2 раза в неделю

2. Фронтальная

Проводиться со всеми детьми возрастной группы, их продолжительность также зависит от возрастных возможностей воспитанников.

3.Типовая (или традиционная)

Включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (восприятие. исполнительство и творчество) и подразумевает последовательно их чередование. Структура РОД  может варьироваться.

4. Доминантная

Эта деятельность с одним преобладающим видом музыкальной деятельности. Направленное на развитие какой-либо одной музыкальной способности детей (ладовое чувство, чувство ритма, звуковысотного слуха). В этом случае оно может включать разные виды музыкальной деятельности , но при одном условии – каждая из них направлена на совершенствование доминирующей способности у ребенка).

5. Тематическая

Определяется наличием конкретной темы, которая является сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей.

         

 

2.3 Описание видов музыкальной образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

2 группа раннего возраста

Музыкально-ритмические движения

Задачи:

1. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

2. Развитие музыкального слуха.

3. Формирование основных движений (ходьба, бег, прыжки).

4. Знакомство с элементами плясовых движений.

5. Формирование умения соотносить движения с музыкой.

6. Развитие элементарных пространственных представлений.

Развитие чувства ритма

 Задачи:

1. Научить детей слышать начало и окончание звучания музыки.

2. Ритмично маршировать и хлопать в ладоши.

 Пальчиковые игры

Задачи:

1. Выполнять с детьми простые пальчиковые игры с текстом.

 2. Развивать координацию движений пальцев, кисти руки.

3. Учить соотносить движения с содержанием потешек, стихов.

Слушание музыки

Задачи:

1. Формирование эмоциональной отзывчивости на музыку.

2. Развитие представлений об окружающем мире.

3. Расширение словарного запаса.  

Подпевание

 Задачи:

1. Расширение кругозора и словарного запаса.

2. Формирование активного подпевания.

3. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера.

4. Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом песен.

Пляски, игры

Задачи:

1. Формирование активности в играх, плясках.

2. Развитие чувства ритма.

 3. Формирование элементарных плясовых навыков.

 4. Формирование коммуникативных отношений.

5. Развитие координации движений.

2.4 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников        

Цель:

 - создание традиционных и нетрадиционных форм и методов взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.

Задачи:

 - совершенствовать процесс взаимодействия через привлечение родителей к совместным праздникам и развлечениям.
 -  обогащать музыкально-художественной способности родителей, через  приобщение к музыкальному искусству.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, приоритетной задачей работы детей дошкольного возраста, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний и навыков родителей, помощь педагога родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей.

Месяц

Тема

Формы организации

Сентябрь

«Музыкальное воспитание дошкольников»

Анкетирование

Октябрь

«Осеннее путешествие»

буклеты – памятки

развлечение

Ноябрь

 «Современные подходы к музыкальному воспитанию дошкольника в соответствии с ФГОС».

Выступление на родительском собрании

 

Декабрь  

 «Если вас пригласили

  на утренник»

новогодние праздники

 

Оформление  наглядно-педагогической

  рекомендации

праздник

Февраль

«Мы играем и поём, очень весело живём»

«Берегите голосок»

«Проводы зимы. Встреча весны»

буклеты

Развлечение для детей

Март

«Моя мама лучше всех»

Праздник

Май

 «Выпускной»

Праздник

 

2.6 Особенности взаимодействия с воспитателями

Цель: создание с педагогами функционального комфорта в музыкальной деятельности, а так же системности во владении основ и элементарных приемов музыкальной деятельностью.

Формы взаимодействия с воспитателями.

Коллективные:

 - семинары;

 - семинары – практикумы;

- участие в работе педагогического советов;

 - ролевая игра;

 - отчет о работе;

- викторина

Индивидуальные:

 - обучение практическим умениям;

  - рекомендации;

Содержание работы

Форма проведения

Сроки

«Цель и задачи музыкального воспитания в ДОУ по программе «Ладушки» Каплуновой

Педагогический совет

Сентябрь

Картотека дидактических игр

Индивидуальные консультации

В течении года

«Мой музыкальный уголок в группе»

Рекомендации по пополнению РППС

Сентябрь

«Осенины» - сценарии праздников

Обсуждение сценария

Рекомендации

Октябрь

«инновационные подходы по здоровье – сберегательным технологиям в МРД»

Семинар - практикум

Ноябрь

Индивидуальные консультации в подготовке новогодних праздников, обучение практическим умениям

Обсуждение

Рекомендации

декабрь  

« Машенька и медведь»

Праздник

Декабрь

«Проектирование пространства среды в групповых помещений»

Игра

Январь

Индивидуальные консультации в подготовке весенних праздников, обучение практическим умениям

Консультации

Февраль

8 марта «Мамочка любимая»

Праздники  

Март

1 апреля «День смеха»

Кукольный театр

Развлечение

Апрель

Отчет за учебный год

Педагогический совет

Май

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  РАЗДЕЛ

3.1. Материально- техническое обеспечение Программы

Музыкальный зал - среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой. Простор, яркость, красочность - создают уют торжественной обстановки, соблюдая при этом принцип эстетического воспитания. И придерживаясь принципа зонирования пространства, все зоны могут трансформироваться в зависимости от задач, решаемых на занятии и возраста детей.

Рабочая зона музыкального зала включает в себя: электро пианино, телевизор, стол хохломской – 3 шт, стул, телевизор, проектор, экран, стульчики детские – 26 шт, шкаф для хранение костюмов и музыкальных инструментов, компьютер, микшерный пульт, акустические колонки – 2 шт.

Спокойная и активная зона предполагает наличие ковра, который позволяет проводить релаксационные упражнения, а так же вести активную деятельность.

Материальное оснащение музыкального зала

Детские музыкальные инструменты (озвученные)

1.

Бубны

5 шт.

2.

Трещотка

2 шт.

3.

Дудочки

1 шт.

4.

Маракасы

12 шт.

5.

Деревянные ложки

40 шт.

6.

Погремушки

20 шт.

7.

Колокольчики

9 шт.

8 .

Металлофоны

24 шт.

9.

Барабан

1 шт.

10.

Музыкальный треугольник

8 шт.

11.

Маленькие колокольчики

20 шт.

12.

Тамбурин

5 шт.

Детские инструменты (не озвученные)

1.

Балалайка бесструнная

5 шт.

2.

Гитары бутафорские

2 шт.

3.

Гармошка

4 шт.

Учебно-наглядный материал

1.

Портреты русских композиторов классиков

10

2.

Портреты зарубежных композиторов

4

3.

Карточки с изображением музыкальных инструментов

14 шт.

4.

Мольберт

1 шт.

5.

Ширма для кукольного театра

1 шт.

6.

Фланелиграф

1 шт.

Пособия, игрушки, атрибуты

1.

Дом-декорация

1 шт.

2.

  Куклы  для кукольного театра

10 шт.

3.

Султанчики

22шт.

5.

Цветные ленты

12 шт.

6.

Искусственные цветы

10 шт.

7.

Куклы и мягкие игрушки

10 шт.

8.

Шапочки-маски

10 шт.

9.

Цветные платочки

26 шт.

Учебный аудио и видео комплект

1.

CD диски по программе «Ладушки» для слушания и музыкально-ритмических движений.

14 шт.

Дидактические игры и пособия:

Основные задачи музыкального воспитания детей 2-3 лет состоят в том, чтобы создать благоприятную, радостную атмосферу и побуждать детей к активности - уметь проявлять себя в подпевании, связывать с музыкой движения, игры и пляски, а также прививать интерес и любовь к музыке, различать контрастные особенности ее звучания (громкое - тихое, высокие - низкие регистры), развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальную память, слух. Формирование активности в музыкальной деятельности - основная задача воспитания детей этого возраста. Музыкальное воспитание детей 2-3 лет имеет свои особенности. В этом возрасте у детей проявляется большой интерес ко всему окружающему. Малыши наблюдают за взрослыми, за игрой других детей, за всем, что происходит вокруг них. Дети очень активны и подвижны, у них совершенствуются основные виды движения: ходьба, бег. Происходят большие изменения в развитии речи и в умственном развитии, увеличивается словарный запас. Речь становится не только средством общения со взрослыми, но и средством общения с другими детьми. На третьем году жизни совершенствуется восприятие, в результате развивается произвольное внимание. Поэтому в музыкальном воспитании детей необходимо учитывать эти особенности психического и физического развития. Программа музыкального воспитания детей 2-3 лет отличается своей специфичностью. Дети этого возраста не способны долго сосредоточиваться на каком-либо одном виде деятельности. Поэтому на занятиях необходимо своевременно обеспечивать смену различных видов музыкальной деятельности. Содержание музыкального занятия должно быть разнообразным, интересным, доступным для понимания, эмоционально ярко окрашенным. Когда ребенок испытывает радостные эмоции, у него возникает интерес к музыке, формируется музыкальная восприимчивость и развивается музыкальная активность. Необходимо органично использовать на занятиях такие виды музыкальной деятельности, как слушание музыки, музыкально-ритмические движения, подпевание, игры и пляски, которые показал взрослый. Малыши приходят в детское учреждение из семьи. Из привычных домашних условий они попадают в совершено другую среду, где их встречают незнакомые взрослые, где находятся еще и другие дети. Для них это стресс. Роль воспитателя здесь очень высока, в том числе и в музыкальном воспитании. Музыкальная деятельность должна проходить не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Для этого необходима тесная работа музыкального руководителя и воспитателя. В определенные моменты воспитатель имеет возможность использовать музыкально-ритмический материал, который не требует инструментального сопровождения: ходьбу и подпрыгивание под счет, хлопки, игры с ладошками, пальчиковые игры, а также потешки, короткие стихи, песенки, связанные с определенными режимными моментами и ситуациями (умывание, одевание, сборы на прогулку и т. д.). Замечательно, когда воспитатель в группе с детьми поет песенки, танцует, играет. Он может с успехом организовывать с детьми музыкальные минутки, используя интересные аранжировки материала, которые прилагаются в качестве методического обеспечения (компакт-диски) к музыкальным занятиям. Роль музыкального руководителя в этом возрасте очень важна. Он грамотно организует музыкальную деятельность детей, развивая и формируя их интерес к музыке, обогащает эмоциональную сферу разнообразными переживаниями, связанными с музыкой, способствует эстетическому воспитанию. В этот возрастной период детей приучают слушать, запоминать и узнавать короткие мелодии, сопровождать их согласованными с музыкой ритмичными движениями, изменять движения с изменением характера мелодии, эмоционально откликаться на музыку. Дети, слушая пение взрослого, начинают подпевать отдельные слоги и слова, запоминая несложные песенки. Они способны различать контрастные особенности звучания музыки (громкое - тихое, высокое - низкое, быстрое - медленное). Вырабатывается навык ритмичной ходьбы и умение двигаться группой в одном направлении под марш, ходить и бегать по одному и парами, взявшись за руки в играх и плясках. Развивается умение сопровождать танцевальную музыку различными движениями: хлопать в ладоши, топать ножками, делать полуприседания («пружинку»), выполнять движения с флажками, с платочками. Подпевая песенки, дети учатся имитировать движения животных («птички летают», «зайчики прыгают», «мишки ходят вперевалочку и топают»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное планирование музыкального руководителя во второй группе раннего возраста на основе общеобразовательной программы "От рождения до школы под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Утверждаю:Заведующий МБДОУ«Строчковский детский сад »Г.Н.Дмитриева   _____________      Календарное планированиемузыкального руководителя во второй ...

Календарное планирование музыкального руководителя в первой группе раннего возраста на основе общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Утверждаю:Заведующий МБДОУ«Строчковский детский сад »Г.Н.Дмитриева  _____________      Календарное планированиемузыкального руководителя в первой группе ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Целью данной Программы является построение системы работы в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ. Всестороннее развитие психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальн...

Рабочая программа образовательной деятельности для детей группы раннего возраста №2 (от 1,5 до 3 лет) на 2019 - 2020 учебный год

Рабочая программа образовательной деятельности для детей группы раннего возраста №2 (от 1,5 до 3 лет) на 2019 - 2020 учебный год...

3. Рабочая программа музыкального руководителя для детей с задержкой психического развития образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) на 2019-2020 уч.г.

Рабочая программа музыкального руководителя для детей с задержкой психического развития образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельнос...

рабочая программа музыкального руководителя для детей младшей группы

ПРИНЯТО:Педсоветом МБДОУДетский сад № 13 «Вишенка»Протоколот  _____________№__________УТВЕРЖДЕНО:Заведующий МБДОУдетский сад № 13 «Вишенка»Приказ от ________№ ____________...