Особенности организации работы педагогов с детьми с расстройствами аутистического спектра
материал по коррекционной педагогике на тему

Миляева Елена Валерьевна

Материалы полезны для педагогов, работающих с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_autisty.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации  работы педагогов с детьми

с расстройством аутистического спектра

                                                             

В настоящее время слово «аутизм» часто можно слышать из уст родителей и учителей.

Детский аутизм - это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами, при котором, прежде всего, нарушено формирование эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. По оценкам экспертов, в современном  обществе из 150 детей один ребенок страдает аутизмом.        За последние 30 лет статистика этого заболевания резко увеличилась.        

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что каждое образовательное учреждение обязано создать условия для обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями. В большинстве случаев дети имеющие расстройство аутистического спектра учатся дома, не имея возможности посещать групповые занятия в соответствии со своим возрастом. А ведь аутизм и есть нарушение способности к общению, поэтому очень важно, чтобы коррекционная помощь детям и их родителям оказывалась своевременно.        

Активное развитие инклюзивной практики в образовании за последнее время привело к тому, что в качестве субъектов обучения выступают все более сложные категории детей с ОВЗ, в частности дети с расстройствами аутистического спектра. Имеющийся на сегодняшний день практический опыт обучения детей с расстройством аутистического спектра в условиях детского сада показывает, что для этой категории детей должны быть разработаны и внедрены различные модели обучения, позволяющие максимально реализовать их право на получение адекватного их возможностям и способностям дошкольного образования, позволяющего реализовать потенциал этих детей.

Организация дошкольного обучения детей с аутизмом требует определения соотношения форм специального образования и интеграции в общеобразовательную среду соответствующего их особым образовательным потребностям.

 По созданию условий для адаптации детей с расстройством аутистического спектра в условиях нашего ДОУ мы учитываем следующие рекомендации:

- наличие адаптированной образовательной программы, включая индивидуальные маршруты сопровождения;

- щадящий режим пребывания в детском саду (дополнительный выходной день или сокращение общей нагрузки во времени и т. п.).

- индивидуальные и групповые занятия со специалистами ДОУ;

 А также нами были определены особенности работы с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра, в условиях детского сада:

- педагог-психолог дает рекомендации педагогам по коррекции поведения с такими детьми;

- гибкий график посещения группы специалистами;

- индивидуальная форма обучения по основным темам образовательной программы (работа со специалистами);

- закрепление знаний в процессе деятельности, в режимные моменты, и обязательно дома.

 В связи с особенностями развития детей с РАС недостаточно наличие лишь одной основной общеобразовательной программы МДОУ, поэтому в нашем детском саду для работы с детьми с аутистическим расстройством на основании  рекомендации заключения  территориальной ПМПК была разработана  «Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ с РАС». В разработке данной программы принимали участие все  специалисты МДОУ.

 Программа была разработана в соответствии с:

         - Основной общеобразовательной программой МДОУ,

- Законом    Российской     Федерации    «Об образовании РФ» от 29.12.2012г.№273-ФЗ»;

- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и  организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.05.2013 г.);

- «Федеральным государственным образовательным стандартом ДО» от 17 октября 2013г.№1155;

Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (с расстройством аутистического спектра) от 5 до 7 лет, с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, по образовательным областям: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.

 Целью данной программы является обеспечение социально-бытовой адаптации, социализации детей с расстройствами аутистического спектра, обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.

Исходя из программы, взаимодействие педагога с воспитанником, имеющим расстройство аутистического спектра, осуществляется поэтапно, в соответствии со степенью выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка.                                                                                                 К детям, страдающим аутизмом, на всех этапах взаимодействия применяется дифференцированный и индивидуальный подход, с постепенным включением в групповые формы работы.

На первом этапе ребенку предоставлялась возможность самостоятельно обследовать помещение комнаты для занятий и время пребывания его в группе. Убирались все яркие, крупные, звучащие игрушки и предметы. Строго дозировались аффективные контакты с ребенком. Общение с ребенком проводилось негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Педагоги при взаимодействии с воспитанником избегали прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не обращались к ребенку с прямыми вопросами. Не настаивали на продолжительности выполнения задания в случае отказа. Одежда воспитателей и специалистов придерживалась темных тонов, и в ней соблюдалось постоянство, это помогало ребенку привыкнуть и создать атмосферу стабильности и комфорта.                                                        На втором этапе ребенку, страдающему аутизмом, уделялась постоянная поддержка взрослого, его побуждение и ободрение, чтобы перейти к более активным и сложным отношениям с миром. Особая  важность этого этапа - это умение педагога чувствовать настроение ребенка, понимать его поведение и использовать это в дальнейшей коррекционной работе. Что позволяло вовлечь ребенка в совместную деятельность.

В процессе работы в поведении ребенка с расстройством аутистического спектра проявляются стимулы, которые необходимо учитывать в ходе коррекционной работы. Например, как в нашем случае, ребенку нравилось рвать и мять бумагу, педагог переориентировал его на аппликацию методом обрывания, то есть он создал что – то новое. Необходимо отметить важный момент: каждую игру или упражнение проводили несколько раз для закрепления результата. Педагоги настраивались на долгую и терпеливую работу с аутичным ребенком. Коррекционная работа проводилась систематически. Если после установления контакта  коррекционная работа прерывалась, то ребенок мог снова «закрыться», «уйти» в свой мир.

 Программа содержит разработку индивидуального маршрута сопровождения  ребенка всеми специалистами ДОУ (старшей медсестры, педагога-психолога, воспитателя, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре.). Он представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений работы с ребенком и его родителями. Содержательный компонент индивидуального маршрута сопровождения ребенка в нашем учреждении индивидуален и зависит от выраженности проблем в развитии, потенциальных возможностей, необходимых форм и участников сопровождения, выбора соответствующих коррекционных программ, методик и технологий. Индивидуальный маршрут сопровождения позволяет: 

- предоставить ребенку с ОВЗ образование в соответствии с его возможностями и потребностями; 

- обеспечить ребенку с ОВЗ возможность успешно интегрироваться в среду нормально развивающихся сверстников; 

- предоставить родителям возможность получать необходимую консультативную помощь и вместе с ребенком и педагогами осваивать ООП; 

- обеспечить педагогам постоянную и квалифицированную методическую помощь-поддержку;

- постоянно отслеживать, своевременно корректировать и отбирать адекватные формы образования с учетом уровня развития и потенциальных возможностей ребенка. 

Помимо реализации индивидуальных маршрутов сопровождения детей с расстройством аутистического спектра специалистами МДОУ осуществляется коррекционно-развивающая работа с целью обеспечения комплексного медико-психолого-педагогического воздействия на развитие ребенка. Она осуществляется в форме коррекционно-развивающих подгрупповых и индивидуальных занятий. Они носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими упражнениями, а также другими видами детской деятельности, характерной для дошкольного возраста и не дублируют школьных форм обучения.

Педагоги ДОУ соблюдают следующие требования при проведении коррекционно-развивающих занятий:

- занятия проводятся индивидуально ежедневно, если к моменту проведения занятия не наблюдаются симптомы патологических состояний;

- каждое занятие направлено на решение центральной задачи коррекцию нарушения познавательной деятельности и сопутствующих отклонений посредством вариативного усвоения программного материала;

- на каждом занятии происходит неукоснительное соблюдение требований охранительного режима:

 - строгий регламент времени, не допущение психического переутомления, истощения, утомления зрения, слуха, оптимальное чередование труда и отдыха, разнообразие видов деятельности, дружелюбие и терпимость педагога к промахам и затруднениям детей, оказание им необходимой помощи;

- при выборе методов и приемов обучения и воспитания учитываются особенности развития детей ОВЗ с расстройством аутистического спектра.

При проведении коррекционно-развивающего занятия педагог определяет его продолжительность в зависимости от насыщенности, целей занятия и индивидуально-типологических особенностей ребенка.

Особенно, важное значение в воспитании детей с расстройствами аутистического спектра имеет организация их целенаправленного поведения. Этой цели служит четкий распорядок дня, формирование стереотипного поведения в определенных ситуациях. Все режимные моменты проводятся строго  в одно и тоже время. Это позволяет стабилизировать  насыщенность пребывания ребенка в детском саду. Стабильность особенно нравится детям с аутистическим расстройством. Одно занятие сменяет другое. День ото дня все повторяется, закрепляется и повторяется вновь. При этом есть доля разнообразия.

Предметно - развивающая среда для детей с расстройством аутистического спектра представляет собой совокупность природных и социально-культурных предметных средств, удовлетворяющих потребности актуального и перспективного развития ребенка, учитывающую индивидуально-типологические особенности детей, направленную на становление детской деятельности, способствующую формированию «картины мира» и обогащению житейского и элементарного научного опыта детей.

Пространство, где проводится коррекционная работа с детьми с расстройством аутистического спектра организовано таким образом, чтобы ребенок мог  достаточно свободно перемещаться, располагаться для игр с игрушками, отдыхать. Оно пригодно для деятельности детей и взрослых, для проведения индивидуальных и комплексных занятий по различным направлениям.  Созданная такая предметно-пространственная среда в игровой комнате помогает ребенку чувствовать себя комфортно, а также располагает ребенка, как к занятиям вместе с другими детьми, так и к индивидуальному взаимодействию с взрослым. С этой целью все полки в шкафах  доступны. Именно на них располагается сменный дидактический материал по всем изучаемым лексическим темам, игрушки и пособия по сенсомоторному и речевому развитию, конструированию, развитию речи и элементарных математических представлений и др. Кроме того, в предметно-развивающую среду включены  наборы муляжей, крупные и мелкие игрушки по темам, конструкторы, мозаики, кубики, пирамидки, матрешки и другие сборные игрушки, настольный материал.

        Деятельность нашего учреждения предполагает активное взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. С семьями воспитанников сотрудничают все специалисты ДОУ: заведующий, старший воспитатель, воспитатели, старшая  медицинская сестра, учитель-логопед, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, педагог-психолог.

Педагоги систематически оказывают родителям помощь в повышении родительской компетентности, руководят самообразованием родителей, развивают у них стремление к самосовершенствованию, помогают в создании благоприятных и комфортных условий для развития ребенка с расстройством аутистического спектра в семье, постоянно работают над единством педагогических требований в семье и детском саду.

Программа предполагает различные формы сотрудничества с семьей:

информативные (индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания), обучающие (семинары-практикумы, тренинги, конкурсы совместных рисунков, поделок, совместные проекты), исследовательские (анкетирование, тестирование).

Педагоги ДОУ стараются включить родителей и законных представителей в коррекционную работу с детьми. Учитель-логопед ведёт тетрадь для домашних заданий, где даёт задания родителям по текущим темам и методические рекомендации по проведению игр индивидуально для данного воспитанника. Эффективная коррекционно-развивающая работа ДОУ возможна только благодаря интеграции усилий педагогов детского сада и семей воспитанников с расстройством аутистического спектра.

На заключительном этапе проводится оценка результатов организации работы педагогов с детьми с расстройством аутистического спектра. Критериями, которой являются:

- Реализация индивидуального подхода (составление адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ с учетом данных диагностик);

- Обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка (организация развивающей среды, наличие в режиме дня времени и форм самостоятельной активности детей);

- Активное включение в образовательный процесс всех его участников (наличие психолого-медико-педагогического консилиума);

- Партнерское взаимодействие с семьей (организация партнерских форм взаимодействия с семьей, участие родителей в жизни ДОО, консультации родителей);

- Функционирование дошкольной образовательной организации (выстраивание образовательного процесса в соответствии с потребностями детского контингента).

Таким образом, учет особенностей работы педагога с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра, и совокупность работы специалистов в рамках реализации адаптированной программы позволяет ребенку социализироваться и адаптироваться в обществе. В итоге происходит постепенное преодоление аффективной патологии, формирование целенаправленной деятельности ребенка и усиление эмоциональной психологической активности аутичных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Статья о специфике логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, о сложностях и путях преодоления....

Доклад "Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра".

Актуальной проблемой в настоящее время является создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).  Очень важно владеть теор...

Особенности организации начального этапа коррекционной работы в группе детей с расстройством аутистического спектра.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы коррекционной работы с детьми с расстройством аутистического спектра, раскрываются особенности начальной коррекционной работы. Ключевые слова: ребёнок...

«Организация развивающей работы в детском саду с детьми с расстройствами аутистического спектра»

Аутизм — заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, речевой функции, психического развития. При ранней диагностике аутизма у детей лечение может иметь заметные результаты...

«Организация игровой деятельности с детьми с расстройством аутистического спектра»

  За последнее время было проведено большое количество исследований, посвященных проблеме игры, которые показывают, что аутичных детей характеризуют специфические нарушения и низкий уровен...

Доклад: "Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра

Доклад к презентации по теме:«Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра»...

«Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра»

laquo;Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра»...