Доклад: "Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
учебно-методический материал по логопедии

Калдар-оол Кара-кыс Кара-ооловна

Доклад к презентации по теме:

«Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Доклад к презентации по теме:

«Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра»

           На сегодняшний день аутистические расстройства одни из самых встречаемых в детском возрасте. Примерно каждый 50-й ребёнок проявляет признаки этого заболевания. Начиная с конца 90-х годов постановки этого диагноза учащаются. Таким образом, число гипотетических аутистов растёт.

Отклонения в речевом развитии - один из основных признаков расстройства аутистического спектра у детей. Проявления речевых нарушений чрезвычайно многообразны по характеру и динамике, и в большинстве случаев они обусловлены нарушениями общения.

Подходы к развитию речи у детей с тяжелыми формами аутизма различны Отечественные специалисты делают основной упор на коррекцию эмоциональных нарушений, повышение психического тонуса, создание потребности в речевом взаимодействии через установление и развитие эмоционального контакта. За рубежом поведение формируют с помощью отработки речевых стереотипов на основе подкрепления Часть западных специалистов считает, что формирование звучащей речи у детей с тяжелыми вариантами аутизма вообще нецелесообразно, и предлагает развивать другие, неречевые формы общения.

Слайд №2

Что такое РАС? 

Это группа   расстройств, для которых  характерны  

специфические коммуникативные и социальные нарушения, стереотипное поведение, выраженная ассинхрония в развитии, возникающая  вследствие сочетания аффективных и когнитивных недостатков.

Характерной особенностью детей с РАС  является «Триада нарушений», выделенная  Винг и её коллегами в 1996г. Она включает нарушения в области:

  • Социального взаимодействия;
  • Социальной коммуникации;        
  • Ригидность мышления (ограниченность интересов).

Нарушения социальных  навыков: не испытывают потребности в общении с другими людьми, не проявляют интерес к близким и родным, не смотрят в глаза, избегают прикосновений, не проявляют эмоций и не понимают эмоции других людей.

Нарушения социальной коммуникации:

Речь и коммуникация — нарушенные и необычные речь и коммуникация, вербальная и невербальная. Необычные прагматические и семантические аспекты речи, включая использование речи, смысл и грамматику языка.
Ригидность мышления и поведения,- это  бедное социальное воображение.

Ритуальное поведение, зависимость от рутин, крайняя задержка или отсутствие "ролевых игр".

Слайд № 3

     Знакомство с основными признаками аутизма очень важно.

Диагностировать детский аутизм трудно. Даже опытному специалисту требуется много времени для наблюдений и анализа картины данного психического нарушения.

Считается, что об аутизме можно думать, если ребенок:

- не удерживает сколько-нибудь длительно контакта "глаза в глаза";

 - не откликается на имя при сохранном слухе;

 - обнаруживает дефицит совместного внимания (то есть не пытается привлечь словом или жестом внимание других к заинтересовавшему его предмету);

- не обращается за помощью; · не пытается чем-то поделиться;

- использует другого человека так, как будто это неодушевленный предмет.

Если эти признаки появляются в поведении ребенка постоянно, то нужно обязательно обратиться к детскому психиатру.

Слайд №4      ОСобенности речи у детей с РАС

  1. Отсутствие речи у большинства детей с  РАС (мутизм).
  2. Отсутствие реакции на обращённую речь.
  3. Эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другими людьми), часто отставленные, т. е. воспроизведённые не тотчас, а спустя некоторое время.
  4. Фонографичность  большое количество слов-штампов, фраз-штампов, «попугайность» речи, что при хорошей памяти создаёт иллюзию развитой речи.
  5. Позднее появление личных местоимений (особенно «я»  и их неправильное употребление (о себе- «он», а о других иногда «я»).
  6. Отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге (хотя монологическая речь иногда развита хорошо).
  7. Ребёнок  не улыбается собеседнику, не смотрит ему в глаза, взгляд нефиксированный.
  8. Нарушение грамматического строя речи, звукопроизношения, просодических компонентов речи.
  9.    Нарушение связной речи и спонтанности высказывания.

Слайд №5 Речевые нарушения  при РАС

Нарушения речевого развития при  РАС многообразны как  по симптоматике, так и по динамике и патогенезу. Выделяют следующие варианты нарушений речевого развития у детей с  РАС:

  • Первичный мутизм (речи не было и нет- недоразвитие с искажением)
  • Глубокий распад искажённо (нормально) развивающейся речи (в 2-2,5 года)
  • Частичный  регресс искажённо развивающейся речи (в 2-2,5 года)
  • Задержанное искажённое речевое развитие
  • Искажённое речевое развитие без явлений задержки и распада

Коррекция детского аутизма должна начинаться как можно раньше и должна быть комплексной, ведущее  место отводится психолого-педагогической работе.

Общей стратегической задачей коррекции речевых нарушений при детском аутизме  является развитие и формирование коммуникативной функции речи.

Важнейшей практической задачей становится развитие понимания речи.

Слайд №6  ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Выделяют 4 этапа логопедической работы с детьми с РАС:

  1. Подготовительный – проводится дополнительное изучение невербальных детей, уточняется речевой диагноз.

Важная задача этого этапа – развитие системы межанализаторных связей как основы для формирования предпосылок общения. Необходимо стимулировать детей на непроизвольные подражания действиям, мимике, интонации взрослого, звукоподражания.

  1. Начальный этап – использование упражнений, игр, направленных на формирование предпосылок общения и развития речи. Фиксация взгляда ребенка на картинке, работа с парными картинками, выполнение инструкций педагога (типа «положи», «возьми»).
  2. Следующий этап – обучение применению жестов.
  3. Этап обучения чтению.

Слайд №7

На всех этапах логопедической работы  с детьми с РАС решаются следующие цели:

  • формирование целенаправленного поведения и понимания  речи;
  • обучение адекватным жестам;
  • развитие речевой инициативы (вызывание вокализации, стимуляция звукоподражания  и речи)
  • развитие и коррекция психофизической основы речевой деятельности (дыхание, интонация, артикуляция);
  • совершенствование способностей к имитации действий;
  • формирование первоначальных навыков грамматического структурирования речевого высказывания.

Слайд №8    Основные задачи:

  1. Дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом и сопутствующими синдромами.
  2. Установление эмоционального контакта.
  3. Формирование начальных коммуникативных навыков.
  4. Активизация речевой деятельности.
  5. Формирование и развитие спонтанной речи в быту и игре.
  6. Развитие речи в обучающей ситуации

Для установления коммуникативных навыков используются коммуникативные системы:

- пиктографическая (картинки)

- жестовая

- письменная

Слайд № 9

При логопедической работе используется методы:

- метод коммуникативных соблазнов (основанный на манд-реакциях)

- метод сопровождающего обучения (в работе используются любые естественно возникающие ситуации для коммуникативного проявления

В данном случае нельзя рассчитывать на быстрый результат, поэтому важно соблюдать последовательность и систематичность логопедических занятий.

Слайд № 10

     Наиболее эффективными современными методами работы с детьми с РАС являются системы альтернативной коммуникации.

Система коммуникации обменом изображениями или PECS (Picture Exchange Communication System) – это система по обучению навыкам коммуникации с помощью картинок.

РЕСS – это программа, которая позволяет быстро приобрести базисные функциональные навыки коммуникации.

PECS способствует развитию устной речи и является её моделью, просто вместо слов в ней используются изображения.

      В системе PECS не используются фразы или инструкции вроде «Чего ты хочешь?». Вместо этого специально создаются ситуации, когда ребенок захочет что-то попросить, а затем второй человек, не говоря ни слова, начинает подсказывать ему физически, стоя позади. Постепенно эти подсказки уменьшаются, и ребенок учится самостоятельно начинать обмен изображениями с партнером по коммуникации, чтобы получить какое-то поощрение. В результате, ребенок начинает самостоятельно сообщать, чего он хочет.      

Данная система опирается на сильные стороны ребёнка (навыки зрительного восприятия), чтобы развить слабые стороны (коммуникативные навыки).

      Таким образом, аутизм рассматривают как вариант тяжелого нарушенного развития, отклоняющегося от нормативного, который проявляется в разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития. Коррекцию речевых расстройств у детей с подобным ходом развития следует начинать как можно раньше, т.к. требуется очень длительный период систематической работы целой команды специалистов. Даже в условиях комплексной, целенаправленной работы сформировать развитую коммуникативную речь у неговорящего ребенка очень трудно. Процесс освоения «аутичным» ребенком необходимых навыков межличностных отношений является длительным и постепенным и требует большого терпения от взрослых.

Список использованных источников:

 1. Баенская, Е. Р. Аутичный ребенок: пути помощи. / Е. Р. Баенская, О. С. Никольская, К. С. Лебединская. – М.: ТЕРЕВИНФ, 1997. – 102 с.

2. Вентланд, М. Учебно-воспитательные работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Учеб.-метод. Пособие / М. Вентланд, С. Е. Гайдукевич, Т. В. Горудко и др.; Науч. ред. С. Е. Гайдукевич. – Мн.: БГПУ, 2009. – 276., ил.

3. Морозов С.А. Аутистические  расстройства: основы диагностики и коррекции:  Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений; /С.А.Морозов; под ред. С.А.Морозова – М.: Издательский центр «Академия», 2007. –

4. Нуриева, Л. Г. Развитие речи у аутичных детей: метод. разраб. / Л. Г. Нуриева. – Изд. 2-е. – М: Теревинф, 2006. – 112 с. – (Серия «Особый ребенок»).

6. Эрц, Ю. М. 10 самых распространенных ошибок при обучении ребенка пользоваться карточками PECS / Ю. М. Эрц // Аутизм | ABA-терапия, прикладной анализ поведения ABA [http://autism-aba.blogspot.com.by/2012/06/pecs-mistakes.html]. Режим доступа: http://autism-aba.blogspot.com.by. Дата доступа: 29.03.2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Статья о специфике логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, о сложностях и путях преодоления....

Начальный этап коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра

В настоящее время растет количество детей с расстройствами аутистического спектра. Зачастую, к сожалению, такие дет...

Работа с детьми с расстройствами аутистического спектра

Данный материал может быть полезен как психологам,так и воспитателям,учитывая работу в инклюзивных группах....

Доклад "Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра".

Актуальной проблемой в настоящее время является создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).  Очень важно владеть теор...

Статья «Особенности логопедической работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра».

Статья «Особенности логопедической работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра»....

«Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра»

laquo;Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра»...