Доклад "Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра".
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Хуснутдинова Фарида Халиловна.

Актуальной проблемой в настоящее время является создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).  Очень важно владеть теоритическими и практическими навыками логопедического воздействия на речь аутичного ребёнка. Наиболее эффективными современными методами работы с детьми с РАС являются системы альтернативной коммуникации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Доклад к презентации по теме:

«Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра»

          На сегодняшний день аутистические расстройства одни из самых встречаемых в детском возрасте. Примерно каждый 50-й ребёнок проявляет признаки этого заболевания. Начиная с конца 90-х годов постановки этого диагноза учащаются. Таким образом, число гипотетических аутистов растёт.

Согласно МКБ 10 (Международной Классификации болезней 10 пересмотра)  признаки аутистического расстройства встречаются при детском аутизме (F84.0), атипичном аутизме (F84.1), синдроме Аспергера (F84.5),и  при синдроме Ретта (F84.2). В последние 10-15 лет вышеуказанные расстройства стали объединять как «расстройства аутистического спектра» (РАС).

Слайд №2

Что такое РАС? Это группа первазивных  расстройств, для которых  характерны  

специфические коммуникативные и социальные нарушения, стереотипное поведение, выраженная ассинхрония в развитии, возникающая  вследствие сочетания аффективных и когнитивных недостатков.

Характерной особенностью детей с РАС  является «Триада нарушений», выделенная  Винг и её коллегами в 1996г. Она включает нарушения в области:

  • Социального взаимодействия;
  • Социальной коммуникации;        
  • Ригидность мышления (ограниченность интересов).

Нарушения социальных  навыков: не испытывают потребности в общении с другими людьми, не проявляют интерес к близким и родным, не смотрят в глаза, избегают прикосновений, не проявляют эмоций и не понимают эмоции других людей.

Нарушения социальной коммуникации:

Речь и коммуникация — нарушенные и необычные речь и коммуникация, вербальная и невербальная. Необычные прагматические и семантические аспекты речи, включая использование речи, смысл и грамматику языка.
Ригидность мышления и поведения, бедное социальное воображение. Ритуальное поведение, зависимость от рутин, крайняя задержка или отсутствие "ролевых игр".

Слайд № 3

     Знакомство с основными признаками аутизма очень важно.

Диагностировать детский аутизм трудно. Даже опытному специалисту требуется много времени для наблюдений и анализа картины данного психического нарушения.

Считается, что об аутизме можно думать, если ребенок:

 не удерживает сколько-нибудь длительно контакта "глаза в глаза";

 не откликается на имя при сохранном слухе;

 обнаруживает дефицит совместного внимания (то есть не пытается привлечь словом или жестом внимание других к заинтересовавшему его предмету);

 не обращается за помощью; · не пытается чем-то поделиться;

 использует другого человека так, как будто это неодушевленный предмет.

Если эти признаки появляются в поведении ребенка постоянно, то нужно обязательно обратиться к детскому психиатру.

Слайд №4

  1. Отсутствие речи у большинства детей с  РАС (мутизм).
  2. Отсутствие реакции на обращённую речь.
  3. Эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другими людьми), часто отставленные, т. е. воспроизведённые не тотчас, а спустя некоторое время.
  4. Фонографичность  большое количество слов-штампов, фраз-штампов, «попугайность» речи, что при хорошей памяти создаёт иллюзию развитой речи.
  5. Позднее появление личных местоимений (особенно «я»  и их неправильное употребление (о себе- «он», а о других иногда «я»).
  6. Отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге (хотя монологическая речь иногда развита хорошо).
  7. Ребёнок  не улыбается собеседнику, не смотрит ему в глаза, взгляд нефиксированный.
  8. Нарушение грамматического строя речи, звукопроизношения, просодических компонентов речи.

Слайд №5

Нарушения речевого развития при  РАС многообразны как  по симптоматике, так и по динамике и патогенезу. Выделяют следующие варианты нарушений речевого развития у детей с  РАС:

  • Первичный мутизм (речи не было и нет- недоразвитие с искажением)
  • Глубокий распад искажённо (нормально) развивающейся речи (в 2-2,5 года)
  • Частичный  регресс искажённо развивающейся речи (в 2-2,5 года)
  • Задержанное искажённое речевое развитие
  • Искажённое речевое развитие без явлений задержки и распада

Коррекция детского аутизма должна начинаться как можно раньше и должна быть комплексной, ведущее  место отводится психолого-педагогической работе.

Общей стратегической задачей коррекции речевых нарушений при детском аутизме  является развитие и формирование коммуникативной функции речи.

Важнейшей практической задачей становится развитие понимания речи.

Слайд №6

Выделяют 4 этапа логопедической работы с детьми с РАС:

  1. Подготовительный – проводится дополнительное изучение невербальных детей, уточняется речевой диагноз.

Важная задача этого этапа – развитие системы межанализаторных связей как основы для формирования предпосылок общения. Необходимо стимулировать детей на непроизвольные подражания действиям, мимике, интонации взрослого, звукоподражания.

  1. Начальный этап – использование упражнений, игр, направленных на формирование предпосылок общения и развития речи. Фиксация взгляда ребенка на картинке, работа с парными картинками, выполнение инструкций педагога (типа «положи», «возьми»).
  2. Следующий этап – обучение применению жестов.
  3. Этап обучения чтению.

На всех этапах логопедической работы  с детьми с РАС решаются следующие цели:

  • формирование целенаправленного поведения и понимания  речи;
  • обучение адекватным жестам;
  • развитие речевой инициативы (вызывание вокализации, стимуляция звукоподражания  и речи)
  • развитие и коррекция психофизической основы речевой деятельности (дыхание, интонация, артикуляция);
  • совершенствование способностей к имитации действий;
  • формирование первоначальных навыков грамматического структурирования речевого высказывания.

В данном случае нельзя рассчитывать на быстрый результат, поэтому важно соблюдать последовательность и систематичность логопедических занятий. 

Слайд № 7

     Наиболее эффективными современными методами работы с детьми с РАС являются системы альтернативной коммуникации.

Система коммуникации обменом изображениями или PECS (Picture Exchange Communication System) – это система по обучению навыкам коммуникации с помощью картинок.

PECS способствует развитию устной речи и является её моделью, просто вместо слов в ней используются изображения.

Она состоит из нескольких этапов (из шести, если говорить точнее). Эти этапы основаны на науке о вербальном поведении — области прикладного анализа поведения, которая посвящена всем видам речевого поведения, включая текст, устную речь и все формы коммуникации.

      В системе PECS не используются фразы или инструкции вроде «Чего ты хочешь?». Вместо этого специально создаются ситуации, когда ребенок захочет что-то попросить, а затем второй человек, не говоря ни слова, начинает подсказывать ему физически, стоя позади. Постепенно эти подсказки уменьшаются, и ребенок учится самостоятельно начинать обмен изображениями с партнером по коммуникации, чтобы получить какое-то поощрение. В результате, ребенок начинает самостоятельно сообщать, чего он хочет.      

Данная система опирается на сильные стороны ребёнка (навыки зрительного восприятия), чтобы развить слабые стороны (коммуникативные навыки).

Основные преимущества использования системы РЕСS:

1. РЕСS – это программа, которая позволяет быстро приобрести базисные функциональные навыки коммуникации.

2. С помощью РЕСS можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем с помощью обучения наименований предметов, вокальной имитации, или усиления взгляда.

3. С помощью РЕСS общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков.

      Таким образом, аутизм рассматривают как вариант тяжелого нарушенного развития, отклоняющегося от нормативного, который проявляется в разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития. Коррекцию речевых расстройств у детей с подобным ходом развития следует начинать как можно раньше, т.к. требуется очень длительный период систематической работы целой команды специалистов. Даже в условиях комплексной, целенаправленной работы сформировать развитую коммуникативную речь у неговорящего ребенка очень трудно. Процесс освоения «аутичным» ребенком необходимых навыков межличностных отношений является длительным и постепенным и требует большого терпения от взрослых.

Список использованных источников:

 1. Баенская, Е. Р. Аутичный ребенок: пути помощи. / Е. Р. Баенская, О. С. Никольская, К. С. Лебединская. – М.: ТЕРЕВИНФ, 1997. – 102 с.

2. Вентланд, М. Учебно-воспитательные работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Учеб.-метод. Пособие / М. Вентланд, С. Е. Гайдукевич, Т. В. Горудко и др.; Науч. ред. С. Е. Гайдукевич. – Мн.: БГПУ, 2009. – 276., ил.

3. Морозов С.А. Аутистические  расстройства: основы диагностики и коррекции:  Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений; /С.А.Морозов; под ред. С.А.Морозова – М.: Издательский центр «Академия», 2007. –

4. Нуриева, Л. Г. Развитие речи у аутичных детей: метод. разраб. / Л. Г. Нуриева. – Изд. 2-е. – М: Теревинф, 2006. – 112 с. – (Серия «Особый ребенок»).

6. Эрц, Ю. М. 10 самых распространенных ошибок при обучении ребенка пользоваться карточками PECS / Ю. М. Эрц // Аутизм | ABA-терапия, прикладной анализ поведения ABA [http://autism-aba.blogspot.com.by/2012/06/pecs-mistakes.html]. Режим доступа: http://autism-aba.blogspot.com.by. Дата доступа: 29.03.2016.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию подготовила Учитель-логопед высшей категории МАДОУ «Детский сад «Снегурочка» Хуснутдинова Ф.Х. г. Югорск 2018г. Особенности логопедической работы с детьми с РАС

Слайд 2

Что такое Расстройство аутистического спектра? Характерной особенностью детей с РАС является «Триада нарушений», выделенная английским психологом Винг и её коллегами в 1996г. Она включает нарушения в области : Соцальное взаимодействие Социльная коммуникация Ригидность мышления (ограниченность интересов)

Слайд 4

ОСобенности речи у детей с РАС Отсутствие речи у большинства детей с РАС ( мутизм ). Отсутствие реакции на обращённую речь. 3. Эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другими людьми), часто отставленные, т. е. воспроизведённые не тотчас, а спустя некоторое время. Фонографичность большое количество слов-штампов, фраз-штампов, « попугайность » речи, что при хорошей памяти создаёт иллюзию развитой речи. Позднее появление личных местоимений (особенно «я» и их неправильное употребление (о себе- «он», а о других иногда «я»). Отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге (хотя монологическая речь иногда развита хорошо). Ребёнок не улыбается собеседнику и не смотрит ему в глаза. Нарушение грамматического строя речи, звукопроизношения, просодических компонентов речи. 9 . Нарушение связной речи и спонтанности высказывания.

Слайд 5

Речевые нарушения при РАС Задержанное искажённое речевое развитие Искажённое речевое развитие без явлений задержки и распада

Слайд 6

Основные этапы логопедической работы

Слайд 7

Система РЕСS Электронные пособия с голосовыми синхронизаторами. Блисс – метод (графические символы) Лёб – система ( система пиктограмм) Метод пиктограмм Жестовый язык Макатон ( языковая программа, в которой сочетается звучащая речь, жесты и символы ) Распространённые альтернативные системы И c редства коммуникации

Слайд 8

Использование системы РЕСS. PECS — это система по обучению навыкам коммуникации. Цель занятий по системе PECS — ребёнок учится сообщать о желании получить определённый предмет или сделать что-либо, используя карточки с изображениями. Альтернативные системы коммуникации Пить

Слайд 9

Коммуникативные доски

Слайд 10

1.Взаимодействуйте с ребёнком, только когда он готов к этому. 2.Научитесь улавливать изменения в поведении ребёнка. 3.Соблюдайте ежедневные ритуалы. 4.Не трогайте ребёнка. 5.Принимайте его таким, какой он есть. 6.Не повышайте голос и не издавайте громких звуков. 7.Не выпускайте ребёнка из поля своего зрения. 8.Ребёнок должен понимать, что всегда может подойти к Вам. 9.Совместно с ребёнком создайте «укромное место», где он может посидеть один и никто не будет ему мешать. Будьте всегда во всём последовательными! Рекомендации для педагогов:

Слайд 11

Тем, кто хочет помочь аутичным детям хочется пожелать терпения в понимании тех, кто так не похож на нас. Ведь в нашу жизнь «эти дети приходят проверить нас с вами на человечность» ( Р.Шнайдер – педагог и философ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Статья о специфике логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, о сложностях и путях преодоления....

Начальный этап коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра

В настоящее время растет количество детей с расстройствами аутистического спектра. Зачастую, к сожалению, такие дет...

Работа с детьми с расстройствами аутистического спектра

Данный материал может быть полезен как психологам,так и воспитателям,учитывая работу в инклюзивных группах....

Статья «Особенности логопедической работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра».

Статья «Особенности логопедической работы с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра»....

Доклад: "Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра

Доклад к презентации по теме:«Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра»...

«Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра»

laquo;Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра»...