Психологические игры в развитии и коррекции познавательно-речевой сферы дошкольников
презентация по коррекционной педагогике на тему

Козакова Елена Михайловна

В презентации представлены игры на развитие психических процессов у дошкольников.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад г. Покачи Психологические игры в развитии и коррекции познавательно-речевой сферы дошкольников Подготовила: педагог-психолог Е.М. Козакова

Слайд 2

« Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский

Слайд 3

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ОЩУЩЕНИЕ ВОСПРИЯТИЕ МЫШЛЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЧЬ ВНИМАНИЕ ПАМЯТЬ ВООБРАЖЕНИЕ

Слайд 4

Виды ощущений: Зрительные – человек способен различать до 180 тонов цвета и более 10000 оттенков между ними; Слуховые – индивид воспринимает речь, контролирует многие виды работ, наслаждается музыкой и т.д.; Обонятельные – помогают людям распознавать летучие вещества и запахи; Температурные – различают тепло и холод; Вкусовые – определяют качественные особенности принимаемой пищи; Тактильные – совместно с мышечно-двигательными составляют осязание, с помощью него человек воспринимает гладкость, шероховатость, плотность предметов, их прикосновение к телу, место и размер раздражаемого участка. . Ощущения – отражение в сознании субъекта отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Слайд 5

Игра «Узнай на ощупь» Цель: различение мелких предметов на ощупь. Материал: повязка на глаза; мисочка со смесью зерен (горох, семечки, фасоль и т.д.) и разделенная на секторы пластиковая тарелка (для каждого участника). Содержание: дети (2-5 человек) садятся за стол. Перед каждым участником - мисочка со смесью зерен и пластиковая тарелка. Игроки с завязанными глазами за ограниченное время должны разобрать семена. Можно использовать крупные и мелкие пуговицы . Цель: различение предметов на ощупь. Материал: коробка с тканевой крышкой или мешочек из ткани, различные предметы (ластик, карандаш, мяч, кубик и т.д.) Содержание: Предложить детям определить на ощупь предмет и назвать его. Игра «Золушка» Игра «Найди свой домик. Цель: развивать зрительные ощущения. Материал: кружочки из картона красного, зелёного и желтого цветов на каждого ребёнка, ориентиры таких же цветов (обручи, обёрнутые лентами, мячики и другое). Содержание: детям предлагается выбрать кружочки разных цветов. Под музыку они гуляют, кружатся по залу. Музыка замолкает и дети должны найти свой домик (подойти к ориентиру того цвета, которого кружок в руках). В ходе игры ведущий меняет местоположение «домиков». «Угадай по запаху» Возьмите различные объекты с ярко выраженными запахами – духи, кофе, апельсин, различные пряности и т.д. Завяжите ребенку глаза плотным платком. Поднесите один из ароматов к носику малыша и предложите угадать, что это за запах. Пусть опишет характер своих ощущений. Дальше разложите предметы на два подноса – по принципу «съедобное и несъедобное».

Слайд 6

Виды восприятий: В зависимости от форм отражения: Пространства – воспринимаемая форма, величина, объем объекта, расстояние между ними, их взаимное расположение, удаленность и направление. Времени – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений. Движения – восприятие изменений по времени положения предметов или самого наблюдателя в пространстве. В зависимости от цели: Преднамеренное – в основе лежит сознательно сформулированная цель и достижение связано с определенными усилиями индивида. Непреднамеренное – предметы воспринимаются без специально поставленной задачи и волевых действий человека. В зависимости от степени организации: Организованное – явления и предметы наблюдаются целенаправленно, планомерно. Неорганизованное – обычное восприятие окружающего мира. Восприятие – целостное отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Это результат деятельности системы анализаторов.

Слайд 7

Игра «Разрезные картинки» Упражнение «Повтори не ошибись » Цель: Развивать слуховое внимание, различение на слух звуков разной длительности. Сначала взрослый объясняет задание ребенку, затем упражнение выполняется только на слух. Взрослый говорит ребенку: «Послушай и повтори – па – па-та , па-па -….па, та-… та-та …та и т.д. Упражнение «Найди 2 одинаковых предмета » Цель: Развивать зрительное восприятие. Детям предлагается пойти по игровой комнате и найти 2 одинаковых предмета.

Слайд 8

Внимание – избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Виды внимания: Произвольное (преднамеренное) – возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на решение той или иной задачи (утомляемость наступает через 20 минут); Сосредоточенное – это внимание на какой-либо один объект или вид деятельности; Непроизвольное (непреднамеренное) – появляется само собой под действием сильного, контрастного или нового, неожиданного, значимого раздражителя (например, более сильный звук, наблюдение за спортивными состязаниями); Послепроизвольное – вызывается интересной деятельностью и индивид продолжительное время не устает;

Слайд 9

Упражнение «Найди заплатку» Упражнение «Лабиринт»

Слайд 10

Игра «Найди различия» Упражнение «Назови предметы»

Слайд 11

Упражнение «Выполни по образцу» Упражнение «Что забыл нарисовать художник ?»

Слайд 12

По видам анализаторов: Зрительные – образ человека, предмета, пейзажа; Слуховые – музыка, мелодия; Обонятельные – (запах эфира); Осязательные – предмет, к которому ранее прикасался; Двигательные – движения своего тела. Представление – процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на органы чувств человека.

Слайд 13

Упражнение «Тень» Участники разбиваются на пары. Один из них будет Человеком, а другой – его Тенью. Человек делает движения, а тень их повторяет, причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень двигалась в том же ритме, что и Человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека, уловить все оттенки его настроения и т.д. Упражнение « Догадайся, что на рисунке». Цель: развитие пространственных представлений и воображения; освоение сенсорных эталонов (геометрических форм) и соответствующих понятий. Содержание: Ведущий описывает детям рисунок (какое-либо простое изображение) следующим образом: Я сейчас расскажу вам о том, что нарисовал художник, а вы постарайтесь догадаться, что это. 1. «Художник нарисовал большой квадрат, внутри него – квадрат поменьше, который поделил двумя линиями крест-накрест на четыре части. К большому квадрату сверху пририсовал треугольник острием вверх. Что это?» 2. «Художник нарисовал овал, вокруг этого овала он нарисовал несколько овалов длиннее, чем первый. От овала, который в центре, провел длинную черту вниз, от этой линии вправо и влево провел по одной короткой линии и пририсовал к ним небольшие треугольники с двумя закругленными углами и одним острым. Острый конец треугольников находится дальше от длинной линии, чем их закругленные углы. Что нарисовал художник?»

Слайд 14

Воображение – психический процесс создания новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Виды воображения: Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) – возникновение новых образов без каких-либо внешних побудителей (сновидения, грезы); Произвольное (активное, преднамеренное) – формирование новых образов с помощью волевых усилий; Мечта – новый образ желаемого будущего, который пока еще не осуществлен, а иногда и не может воплотиться в реальность; Творческое – создание новых образов в процессе деятельности личности.

Слайд 15

Игра «Письмо » Когда-то люди не знали букв, но передавали информацию, рисуя в письмах. Можно предложить детям написать своим друзьям рисованное письмо. Например, пусть ребенок напишет своему другу " пойдем вечером играть в футбол ". А можно просто попросить детей написать друг другу письма - рисунки, а потом проверить поймет ли адресат, что ему было передано в этом письме. Игра « Смешинки» Взрослый бросает ребёнку мяч и называет любой предмет. Ребёнок должен придумать любое смешное название. Например, кастрюля – варилка и т.д.

Слайд 16

Память – форма психического отражения, заключающаяся в запечатлении, сохранении и воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности и возвращении в сферу сознания. Память является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Она – основа психической деятельности, без нее невозможно понять формирование поведения, мышления, сознания. Амнезия – отсутствие памяти. Процессы памяти: Запоминание – запечатление в сознании информации, которая является необходимым условием обогащения опыта индивида новыми знаниями и формами поведения; Сохранение – удержание в памяти знаний в течение относительно длительного времени; Воспроизведение – активизация закрепленного ранее содержания психики; Узнавание – явление психики, сопровождающее процессы памяти и позволяющее им более эффективно функционировать. Виды памяти: Наглядно-образная – память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т.д. образы; Словесно-логическая – память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словесной форме информации; Двигательная – память на движения; Эмоциональная – память на переживания; Механическая – запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается.

Слайд 17

Игра «Узнай предмет» . Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять 2 мыслительные операции — узнавание и запоминание . Взять до 10 предметов, игрушек. Желательно, чтобы были похожие игрушки. Рассмотреть, подержать. Затем ребенок закрывает глаза и ему в руки кладется один из предметов. Он должен его обследовать и после этого предмет возвращается к остальным. Открыв глаза ребенок должен найти предмет.... Игра «Какой игрушки не хватает? » ЦЕЛЬ: Развивать зрительную память . Ход игры: Поставить перед ребёнком на 15-20 сек. 6 игрушек. Предложить закрыть глаза. Убрать одну игрушку. Какой игрушки не хватает? Игру можно усложнить: Увеличив количество игрушек. Ничего не убирать, только менять игрушки местами .

Слайд 18

Игра «Слушаем и рисуем» Цель: развить слуховую память и внимание. Задание: Прослушай стихотворение и по памяти нарисуй те предметы, о которых в нём говорится. Матрешек будем рисовать: Раз, два, три, четыре, пять. Всех больше первая матрешка: Зеленый сарафан, кокошник. За ней сестра - вторая , В жёлтом платье выступает. Третья меньше второй: Сарафанчик голубой . У четвертой матрешки Рост поменьше немножко, Сарафанчик синий, Яркий и красивый. Пятая матрешка - В красненькой одежке. Всех запомнить постарайся, За рисунок принимайся! По просьбе ребенка можно прочитать стихотворение еще раз. Игра «Все помню» Цель: развивать память. Участники садятся в кружок. Оговаривается тема, на которую будут говорится слова (города, растения, животные и т.д ). Затем первый игрок называет первое слово. Второй игрок должен назвать первое слово и свое. Следующий игрок должен повторить два предыдущих слова и назвать свое и т.д. Допустивший ошибку выбывает из игры.

Слайд 19

Содержание мышления: Мыслительные операции: Анализ – расчленение сложного объекта на части или характеристики; Сравнение – установление сходства и различия между предметами; Синтез – позволяет в едином процессе переходить от частей к целому; Абстрагирование – выделение существенных свойств и связей объекта и отвлечения от других, второстепенных; Обобщение – объединение многих предметов и явлений по их общим и определяющим признакам; Конкретизация – движение мыслей от общего к частному. Виды мышления: По форме: Наглядно-действенное – непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с ними; Наглядно-образное – опирается на представления и образы, что индивид воспринимал раньше; Словесно-логическое – осуществляется при помощи логических операций с понятиями. Мышление – это психический процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Оно радикально расширяет возможности индивида в его стремлении к познанию действительности, вплоть до невидимого, поскольку оперирует не только первичными и вторичными образами, но и понятиями. Мышление – орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом (И. П. Павлов).

Слайд 20

Игра «Найди лишнее слово» Цель: развивать мышление и речь. Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним". Примеры : Старый, дряхлый, маленький, ветхий; Храбрый, злой, смелый, отважный; Яблоко, слива, огурец, груша; Молоко, творог , сметана, хлеб; Час, минута, лето, секунда; Ложка, тарелка, кастрюля, сумка; Платье, свитер, шапка, рубашка; Мыло, метла, зубная паста, шампунь; Береза, дуб, сосна, земляника; Книга, телевизор, радио, магнитофон. Игра «Кто кем будет» Цель: развивать мышление и речь Ведущий показывает или называет предметы и явления, а игрок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д. Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос.

Слайд 21

Игра «Отвечай быстро» Цель: развивать мышление и речь. Взрослый , бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета . Игра «Слово на ладошке » Цель: развивать мышление и речь. «Я найду слова везде, и на небе, и в воде, на полу, на потолке, на носу и на руке. Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слова!» Давайте поищем слова в.....воде (рыбы, водоросли, ракушки, камешки..).

Слайд 22

Свойства речи: Содержательность – определяется количеством выраженных мыслей, чувств, стремлений, их значимостью и соответствием действительности; Понятность – достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением пауз или выделения слов с помощью логического ударения; Выразительность – связана с эмоциональной насыщенностью; может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной; Воздейственность – заключается во влиянии на мысли, чувства, волю других людей, их убеждения и поведение. Речь – процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Язык – средство этого феномена.

Слайд 23

Игра «Веселый попугайчик» Цель: развивать речь. Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога. Детям говорят: «Вы - веселые попугайчики, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможете ли вы повторить за мной и отстукать ребром ладони каждое слово? Будьте внимательны». Дети и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде 1 ребенок начинает отстукивать и повторять слоги: а) одинаковые - ра-ра-ра ; б) со сменой темпа (медленно - быстро) - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра - ра-ра-ра ; ра-ра-ра-ра ; в) с наращиванием ряда - па - па-па - па-па-па - па-па-па-па – па-па-па-па-па . Необходимо следить за достижением координации голоса и движений. «Игра «Фамилии» Цель: развивать речь и воображение. Придумайте ребенку (себе или кому-то еще) прозвища, по типу фамилии в зависимости от того, что он делал (что ел, во что играл) сегодня. Пусть малыш будет " Машинкин ", потому что играл весь день с машинкой. " Колбаскин ", потому что ел колбаску. А папа пусть будет " Смотрелкин " или " Лежалкин ", потому что лежал у телевизора, бабушка " Вязалкина ". Скорее всего игра развеселит ребенка и он с удовольствием придумает множество других прозвищ-фамилий для себя и всех окружающих. Если малыш затрудняется помогите ему, называя действие, а он пусть выдумывает фамилию. - Сегодня мы гуляли на улице, значит мы были... - " Гулялкины !"

Слайд 24

Игра « Заикалки » Здесь предполагается использование мяча любого размера, поэтому игра служит не только отличной интеллектуальной, но и физической разминкой. Вы можете привлекать к участию в ней детей даже самого младшего возраста, упрощая или усложняя задание. Игроки усаживаются в круг лицом друг к другу. Возьмите в руки мяч и перебросьте его любому другому игроку, называя при этом первую половину какого-либо слова. Тот, кому вы кинули мяч, за то время, которое мяч находится в воздухе, должен догадаться, какое слово вы имели в виду, и продолжить его. Он, в свою очередь, называет первую половину другого слова и перебрасывает мяч следующему игроку. Если игрок не может назвать слово или думает слишком долго, он выбывает из игры. Победителем считается тот, кто последним останется в игре. Игра «Придумай рифму» Нужно придумать рифму для следующих слов и словосочетаний: полосатая пижама, дождь, подоконник, стакан воды, роса, старая бабушка, чашка, лейка, чайка, матрос, локон, чай с малиной, дверь чердак. Победитель тот, кто придумает большее число рифм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы младших дошкольников

Описание работы педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы младших дошкольников...

Деловая игра Сказкотерапия как метод коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников

Цель: Повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах использования метода сказкотерапии Задачи: 1. Развитие творческих способностей, навыков моделирования. 2. Формирование умения ра...

Особенности развития и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольника

Эмоционально-волевая сфера – это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. К старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностны...

Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников

Дошкольный возраст, по определению А.Н.Леонтьева - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и обр...

Игры на развитие и коррекцию познавательных процессов у дошкольников

Игры на развитие и коррекцию познавательных процессов у дошкольников....

Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников «Уроки эмоционального развития»

Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосозна...