Особенности развития и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольника
консультация по коррекционной педагогике

Эмоционально-волевая сфера – это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. К старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики. Потребности, интересы и мотивы обусловливают поведение, целенаправленную деятельность и поступки ребенка. Успех в достижении желаемых для ребёнка целей, удовлетворение или неудовлетворение их наличных потребностей определяют содержание и особенности эмоциональной и волевой жизни детей старшего дошкольного возраста. Эмоции, особенно положительные, определяют эффективность обучения и воспитания ребенка, а волевое усилие оказывают влияние на становление любой деятельности дошкольника, в том числе и психического развития.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА».

 

Эмоционально-волевая сфера – это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики. Потребности, интересы и мотивы обусловливают поведение, целенаправленную деятельность и поступки ребенка. Успех в достижении желаемых для ребёнка целей, удовлетворение или неудовлетворение их наличных потребностей определяют содержание и особенности эмоциональной и волевой жизни детей старшего дошкольного возраста. Эмоции, особенно положительные, определяют эффективность обучения и воспитания ребенка, а волевое усилие оказывают влияние на становление любой деятельности дошкольника, в том числе и психического развития.

Таким образом, ребенок в старшем дошкольном возрасте должен иметь достаточный уровень произвольной регуляции эмоциональных состояний, сопровождающих реальные ситуации, способен адекватно переживать процесс переключения эмоций; овладеть такой структурой деятельности, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность.

Сформированность эмоционально-волевой сферы зависит от ряда условий:

1. Эмоции и волевые качества формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах со сверстниками может проявляться задержка эмоционального развития.

2. Эмоции интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников в виде деятельности - в игре, насыщенной переживаниями.

Любой педагог ДОУ в своей повседневной практике постоянно сталкивается с проблемой развития эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста. Образовательный процесс в ДОУ должен обеспечивать эмоциональный комфорт, волевое поведение ребенка, психологический, стабильно-положительный климат, гуманные отношения, личностно-ориентированное общение, показателями чего являются: жизнерадостное, активное, эмоционально-положительное состояние ребенка, его успешная адаптация в будущем к школьному учреждению и высокий уровень волевого усилия.

Коррекционно-развивающая работа эмоционально-волевой сферы должна способствовать постепенному формированию осознания и контроля своих переживаний, понимания эмоциональных состояний других людей, развития волевого поведения.

У детей дошкольного возраста неустойчивая эмоционально-волевая регуляция: они не могут управлять своими эмоциональными состояниями, в связи с чем у них наблюдается импульсивное поведение, сложности в общении со сверстниками и взрослыми.

Главное направление развития эмоционально-волевой сферы у дошкольников – появление способности управлять эмоциями, то есть произвольного поведения. Другое направление в развитии эмоций в дошкольном возрасте – эмоции становятся устойчивыми, приобретают большую глубину. Появляются высшие чувства – сочувствие, сопереживание, сострадание. Наблюдая за внешними эмоциональными проявлениями, ребенок учится понимать поведение других людей и правильно реагировать в соответствии с ним.

Основной, центральной характеристикой произвольного поведения в психологии принято считать его осознанность или сознательность. Низкий уровень произвольной регуляции у дошкольников объясняется недостаточным развитием их самосознания, неспособность как-то отнестись к себе и собственным действиям. Развивать психическую произвольность необходимо ещё до начала обучения в школе, в старшем дошкольном возрасте через работу с самосознанием ребёнка и тренировку его растущих функций.

Основными задачами коррекционного сопровождения ребенка должны являться, во-первых, коррекция отклонений в эмоционально-волевом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка и, во-вторых, профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и эмоционального развития.

В процессе коррекционно-развивающей работы необходимо решать следующие задачи (коррекционные, профилактические, развивающие):

  • способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
  • формировать у детей адекватную самооценку;
  • помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния, формировать способности к эмоциональной саморегуляции.
  • развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе.
  • учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;
  • вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения.

В процессе работы по развитию и коррекции рекомендуется использовать приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным задачам. В занятиях с детьми желательно использовать такие методы, как: ролевые,  эмоционально-символические, релаксационные методы, психогимнастические, коммуникативные игры, игры и задания, направленные на развитие произвольности и воображения.

Предложенные методы раскрываются через использование развивающих игр  (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения); этюдов; рассматривание рисунков и фотографий; чтение художественных произведений; рассказы психолога и рассказы детей; сочинение историй; беседы; слушание музыки; рисование.

В соответствии с годовым планом работы в период с 02.12.2013 г. по 11.12.2013 г. проведена диагностическая работа по изучению эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.  В исследовании принимали участие воспитанники подготовительной группы в количестве 13 человек. Диагностическое обследования было направлено на изучение самооценки воспитанников, статусного положения в группе, произвольности общения ребенка со взрослым.

Результаты проведенных исследований выглядят следующим образом:

№ п/п

Изучаемый параметр

Уровень развития

1.

Самооценка

Нормальная (положительная) – 13 человек (100%)

Завышенная – 0%

Заниженная – 0%

2.

Статусное положение в группе

«Лидер» – 2 человека (15%)

«Предпочитаемый» - 4 человека (32%)

«Принятый» - 5 человек (38%)

«Изолированный» – 2 человека (15%)

3.

Произвольность общения

Высокий – 7 человек (53%)

Средний – 4 человека (32%)

Низкий – 2 человека (15%)

Анализ полученных результатов позволили сделать следующие выводы: уровень развития эмоционально-волевой сферы у 10 воспитанников соответствует возрастной норме, у 3 детей уровень развития ниже возрастной нормы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы младших дошкольников

Описание работы педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы младших дошкольников...

Игровые упражнения по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы у детей 2-4 лет "Веселые львята""

В первые годы жизни ребенка происходит его интен­сивное эмоциональное развитие. Ребенок учится прояв­лять радость, обиду, гнев, тревогу, развивается способность к эмпатии — сопереживанию. Но в этом во...

Семинар для педагогов Методы и приемы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы у дошкольников

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по профилактике проблем в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников Задачи: - формирование представлений о взаимосвязи...

«Роль педагога в создании условий для развития и коррекции эмоционально - волевой сферы воспитанников, через организацию развивающей предметно – пространственной среды»

При создании развивающей предметно – пространственной среды педагоги руководствуются принципами, определенными в ФГОС ДОО: содержательно - насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариа...

Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников

Дошкольный возраст, по определению А.Н.Леонтьева - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и обр...

Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников «Уроки эмоционального развития»

Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосозна...