Главные вкладки

    «Роль педагога в создании условий для развития и коррекции эмоционально - волевой сферы воспитанников, через организацию развивающей предметно – пространственной среды»
    методическая разработка

    При создании развивающей предметно – пространственной среды педагоги руководствуются принципами, определенными в ФГОС ДОО: содержательно - насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_androsova.docx24.6 КБ

    Предварительный просмотр:

     КОУ «Сургутская школа- детский сад»

    Выступление на педагогическом совете на тему

    «Роль педагога в создании условий для развития и коррекции эмоционально - волевой сферы воспитанников, через организацию развивающей предметно – пространственной среды»

    Подготовила: воспитатель

    первой квалификационной категории

    З.А.Андросова

    Сургут, 2018

     «Эмоциональное благополучие определяется как положительно окрашенное эмоциональное самочувствие ребенка, характеризуемое ощущением значимости, принятия, доверия, нужности, и возникающее в результате удовлетворения фундаментальных потребностей в безопасности, любви, уважении, самовыражении и общении. Эмоциональное благополучие дошкольника обуславливается разнообразными факторами: физическое самочувствие, психологический климат в семье, самооценка ребенка, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, стили общения педагогов с детьми» (К. Н. Вентцель)

          Развитие эмоционально-волевой сферы является не только предпосылкой успешного школьного обучения, но и способствует саморазвитию личности. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Однако, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети меньше общаются со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Неумение владеть выразительными средствами тела снижает умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому работа, направленная на развитие и коррекцию эмоционально- волевой сферы, очень актуальна и важна. 

     Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагог должен:

    1.  Общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз.

    2.  Внимательно выслушать детей, показывать, что понимает их чувства, помогать делиться своими переживаниями и мыслями.

    3.  Помогать детям обнаружить конструктивные варианты поведения.

    4.  Создавать ситуации, в которых дети при помощи разных культурных средств (игра, рисунок, движение и т. д.) могут выразить своё отношение к личностно-значимым для них событиям и явлениям, в том числе происходящим в детском саду.

    5.  Обеспечивать в течение дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в небольшой группе детей.

             Педагоги нашего ДОУ обеспечивают эмоциональное благополучия ребенка за счет уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональному состоянию, поддержки его чувства собственного достоинства. Педагоги создают атмосферу принятия, в которой каждый ребенок чувствует, что его ценят и принимают таким, какой он есть; могут выслушать его и понять.

      Предметно - пространственная развивающая среда в группах ДОУ построена педагогами в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования по пяти образовательным областям: социально – коммуникативная развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие. При создании развивающей предметно – пространственной среды педагоги руководствуются принципами, определенными в ФГОС ДОО: содержательно - насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

    Педагоги при построении предметно – пространственной развивающей среды группы соблюдают – это эмоциогенность, то есть обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия дошкольника. Пребывание в такой эмоциональной среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.

    Педагоги при организации предметно – развивающей среды в группах учитывают возрастные особенности и потребности детей, что является важным условием для развития и коррекции эмоционально – волевой сферы.

    • Для детей третьего года жизни воспитатели организуют свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении – лазании, катании. Маленькие дети предпочитают крупное игровое оборудование. Педагоги размещают материалы на открытых полках, а сами материалы подбирают внешне привлекательные, яркие, и довольно часто их  меняют (не реже одного раза в неделю). Все игрушки и пособия, находящиеся в группе, доступны для ребенка, что способствует развитию его активности, самостоятельности.

    • На четвертом году жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими.

    • В среднем - старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры.

    Итак, остановимся подробнее на психологическом и эмоциональном значении каждой зоны.

    1. Зона уединения.

    Для детей младшего дошкольного возраста педагог предоставляет ребенку возможность ощутить себя в полной безопасности, где он может отвлечься от событий, сопряженных со стрессом в период адаптации: прощание с родителями, притирка к сверстникам и воспитателям.

    Для детей старшего возраста педагог даёт возможность просто отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать. Это одна из наиболее любимых детьми зон. Особенно востребованы уголки уединения в младших группах, когда дети наиболее остро переживают разлуку с родителями.

    Зона уединения может быть оснащена мягкой мебелью, подушками, ширмой из легкой просвечивающейся ткани постельных тонов в форме шатра, шалаша и т. д. или из лент.

    2. Зоны сенсорного или познавательного развития.

    Очень важным для детей младшего возраста является зона сенсорного развития. В среднем дошкольном возрасте дети активно осваивают средства и способы познания. Среди дидактических игр, прежде всего, используют игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), на группировку по свойствам,

    Педагог создаёт условия для реализации сенсорных способностей, мелкой моторики рук и тактильных ощущений, речевого и психического развития детей, их познавательной сферы: внимания, мышления, памяти, воображения; выработки эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, к явлениям, предметам и действиям с ними.

    3. Зона художественно-эстетического творчества. В эту зону входят: уголок творческого развития, музыкальный уголок, театральный уголок, литературный уголок.

    В младшем дошкольном возрасте только начинает формироваться интерес к изобразительной деятельности. Задача воспитателей поддержать в каждом ребенке творческое начало, уверенность в своих творческих силах способностях и фантазию. Дети в этой зоне могут   использовать самые различные материалы, которые находятся в открытом доступе.

    В процессе художественной деятельности педагог даёт возможность детям для самовыражения, раскрытия и совершенствования своих творческих способностей. Занятия изобразительной деятельностью, музыкой, танцами способствуют развитию зрительного, слухового, двигательного анализаторов и их координации, побуждают малыша осваивать новые сложные действия, получать новые знания, фантазировать, быть внимательным и усидчивым.

    Развивается эмоциональная сфера ребенка, умение изображать разное настроение, умение общаться со сверстниками. В старшем дошкольном возрасте распределять роли между собой и соблюдать правила.

    В старшем возрасте наряду с художественной литературой в книжном уголке воспитатели предоставляют воспитанникам справочную, познавательную литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников.

    4. Зона движения.

    Педагог создаёт благоприятные условия для снятия мышечного напряжения, выходе агрессии, развитии крупной моторики, ориентировке в пространстве, умении соблюдать правила и работать в команде, в эмоциональном подъеме.

    5. Зона экспериментирования для среднего и старшего возраста.

    Роль педагога - снятие стресса, снижение нервно-психической напряженности, улучшение настроения, развитие интереса к экспериментированию, умение размышлять и делать простые умозаключения.

    Для снятия стресса, снижения уровня нервно-психического напряжения, поднятия настроения воспитатели организуют игры с песком и водой. Эта зона универсальна, подходит для работы с детьми всех возрастов и всех типов эмоционального состояния, особенно эффективна с детьми с проблемами коммуникации.

    6. Зона патриотического воспитания для детей среднего и старшего возраста.

    Материалы в уголке отражают основные направления педагогической работы по воспитанию патриотизма: «Семья»«Родной край»«Народные промыслы»«Знакомство с трудом взрослых»«Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества»«Москва – столица нашей Родины».

    Благодаря материалам такой зоны педагоги развивают интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны. Развиваются все познавательные процессы, умение рассуждать и испытывать гордость за свою Родину.

    7. Игровая зона.

    Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.

    Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. Именно в игре педагогом создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.

    8. Конструктивная зона.

    Педагог создаёт условия для развития конструктивного мышления, мелкой моторики, творческого воображения, внимания, координации движений, а также усидчивости, умения доводить свое дело до конца.

    9. Зона безопасности для среднего и старшего возраста.

    Роль педагога создавать условия для развития уверенности ребенка в себе и своих силах, умении контролировать себя в экстремальных для него ситуациях, также развивает все познавательные процессы: внимание, зрительная и слуховая память, восприятие, мышление, умение ориентироваться в пространстве и принимать решение.

    10.Зона настроения.

    Каждая из зон оснащена соответствующей картотекой (картотекой экспериментов, картотекой методов саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей).

    Благодаря совместной работе педагогов и родителейпредметно- развивающая среда групп постоянно обогащается, согласно ФГОС ДО, родители являются непосредственными участниками образовательного процесса.

            Организация предметно – пространственной развивающей среды позволяет дошкольникам в спокойной и доброжелательной обстановке выбирать интересные для себя занятия и желаемых партнеров для общения, чередовать свою деятельность и удовлетворять эмоциональные потребности в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей, эстетических и личностных качеств, формировать предпосылки учебной деятельности, сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье детей, способствовать развитию и коррекции эмоционально – волевой сферы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении для развития познавательной деятельности воспитанников» (ФГОС ДО).

    Материал из опыта работы по созданию в д/саду предметно-пространственной среды в соответствии ФГОС дошкольного образования....

    Из опыта работы "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ".

    С введением ФГОС дошкольного образования мы проанализировали существующие условия в учреждении. И пришли к выводу, что в детском саду развивающая предметно-пространственная и образовательная среда обе...

    Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей музыкальному развитию воспитанников детского сада в соответствии с ФГОС ДО.

      Одним из принципов, заложенных в федеральный государственный образовательный стандарт, является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде вс...

    Статья "Создание условий для развития речи дошкольников через организацию развивающей предметно-пространственной среды"

    Одно из условий  речевого развития детей – это обеспечение развивающей предметно-пространственной среды.На главную страницу Статьи...

    «МОДЕЛИРОВАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ВОСПИТАННИКОВ, ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

    В статье раскрывается принцип построения развивающей предметно-пространственной среды с учетом духовно-нравственного наполнения личности ребенка....

    СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА В ДЕТСКОМ САДУ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

    Одной из актуальных проблем во все времена является проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников....