Главные вкладки

    СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА В ДЕТСКОМ САДУ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
    статья (младшая группа)

    Кумилина Татьяна Юрьевна

    Одной из актуальных проблем во все времена является проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА В ДЕТСКОМ САДУ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

    Современная экономическая и ценностная нестабильность общества оказывают негативное влияние на детей. Подтверждением тому является увеличение количества детей с нарушениями психоэмоционального развития, агрессивные, тревожные, замкнутые, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе.  Также здесь следует сказать и о такой возрастной особенности дошкольников, как повышенная эмоциональность и впечатлительность, которая делает ребенка подверженным различным  эмоциональным и поведенческим нарушениям.

    Поэтому особое значение приобретает проблема сохранения не только физического, но и психологического здоровья детей дошкольного возраста, обеспечения их эмоционального благополучия. Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду таким образом, чтобы она способствовала созданию благоприятной психологической атмосферы в детском саду.  Здесь на помощь воспитателю приходит психологический уголок или уголок психологической разгрузки, который позволяет:

    • создать атмосферу психологического комфорта и эмоционального благополучия;
    • создать условия способствующие развитию произвольной саморегуляции эмоционального, психофизического состояния и двигательной активности детей;
    • способствовать развитию коммуникативной компетентности детей.

    При подборе материала для психологических уголков следует  учитывать потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива, подумать о маме, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной  разгрузке.  Поэтому в психологическом уголке условно можно выделить три зоны:

    • зона саморегуляции и релаксации;

    — зона повышения самооценки;

    — зона развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.

    Для каждой зоны подбирается соответствующий материал.  Так, одним из элементов зоны релаксации является уголок уединения. Он должен быть небольшого размера и выглядеть как маленький домик, палатка, шатер, где ребенок пережидает стресс, неприятные эмоции, расслабляется, а затем снова идет навстречу коллективу.

    Также в психологическом уголке могут находиться мягкие подушки; фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями; телефон «Позвони маме»; груша для битья; мишени и мешочки с крупой для метания; набор бумаги для разрывания; «коврик злости» (нужно потопать по коврику и злость пройдет); стаканчики для крика;  ведерки для страхов (дети рисуют свои страхи и избавляются от них, выбрасывая их в ведерко); цветные клубочки пряжи разного размера (разматывая и сматывая клубочки, дети овладевают приемом саморегуляции); массажные мячи-«ежики»; мешочки настроений; сухие бассейны с различными природными наполнителями; водяные часы, самодельные настольные песочницы.  

    Многие дети нуждаются в повышении самооценки и уверенности  в себе. Поэтому в уголках можно сделать «Дерево добра» или коробочки добрых дел, куда дети складывают «зерна добра», полученные от воспитателя за свершенное доброе дело и хорошие поступки.

    Очень важной задачей является развитие коммуникативных навыков  детей, их умения понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь, разрешать конфликтные ситуации. Поэтому в психологические уголки целесообразно помещать коммуникативные игры, например:

    — «Коврик дружбы» и «Коробочка для примирения» помогают поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом и после такого примирения дети ссорятся гораздо реже;

    — «Мое настроение». Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку.

    Таким образом, организация в группах детского сада психологических уголков позволит создавать психологически комфортные условия для каждого ребенка. Благодаря специальному оборудованию и играм дети обучаются приемам саморегуляции, приемлемым формам выражения агрессии, навыкам коммуникативного взаимодействия и уверенного поведения.

    Список литературы

    1. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды / Под ред. И.А.Баевой: Учеб. пособие –М., 2017. – 65 с .
    2. Смолякова Е.Н. Организация психологических уголков в группе детского сада.//Воспитатель дошкольного учреждения. N 4 –2017. – 124 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Создание психологического комфорта в детском саду  для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка»

    Презентация для педагогов, основные понятия и принципы соблюдения психологического комфорта для детей в детском саду....

    Статья "Создание условий для развития речи дошкольников через организацию развивающей предметно-пространственной среды"

    Одно из условий  речевого развития детей – это обеспечение развивающей предметно-пространственной среды.На главную страницу Статьи...

    «МОДЕЛИРОВАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ВОСПИТАННИКОВ, ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

    В статье раскрывается принцип построения развивающей предметно-пространственной среды с учетом духовно-нравственного наполнения личности ребенка....

    «Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка»

    Консультация для педагогов о психологическом комфорте дошкольников всоответствиис ФГОС ДО...

    «Роль педагога в создании условий для развития и коррекции эмоционально - волевой сферы воспитанников, через организацию развивающей предметно – пространственной среды»

    При создании развивающей предметно – пространственной среды педагоги руководствуются принципами, определенными в ФГОС ДОО: содержательно - насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариа...

    Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

    1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...