Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы младших дошкольников
статья (младшая группа) на тему

Отева Надежда Ивановна

Описание работы педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы младших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Н.И.Отева

МАДОУ ЦРР детский сад №146 г. Тюмень

Для развития и коррекции эмоционально-волевой сферы младших дошкольников была разработана программа дополнительного образования «Творческая мастерская. По дороге в сказку».  Программа предназначена для работы с детьми от 2 до 4 лет. Она направлена на снятие эмоционального напряжения и тревожности, обучение конструктивным методам выражения негативных эмоций и развитие коммуникативных навыков, а так же способствует развитию нравственной сферы и познавательных процессов детей, в особенности  творческого мышления и воображения.

Занятия проводятся как индивидуально, так и в группах 1-2 раза в неделю. Длительность встречи 15-20 минут. Программа включает 24 занятия. Каждое занятие строится по определенной схеме: ритуал приветствия (звонок в колокольчик, игрушка-кукла) и пальчиковые игры; демонстрация сказки (настольный кукольный театр или презентация); творческая деятельность по сказке (с музыкальным сопровождением – пассивная музыкотерапия; звуки природы, диск «Мама и малыш») и ритуал прощания (звонок в колокольчик, прощание с использованием игрушки-куклы).

Данная программа позволяет дать новую жизнь хорошо известной детской сказке. Сказка взята за основу программы не случайно. Работа со сказкой позволяет ребенку на эмоциональном и вербальном уровне осознать такие понятия, как «хорошо» и «плохо», а так же по-другому взглянуть на окружающий мир.

Творческие задания по сказке позволяют активизировать детскую креативность. Развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения.

Цель программы:

Развитие творческого мышления и воображения у детей, снятие эмоционального напряжения, тревожности и развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

  1. Образовательно-развивающие:развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи, мелкой моторики, расширение кругозора ребенка, развитие у детей навыков общения со сверстниками, сенсорное развитие и развитие художественных способностей;
  2. Оздоровительные: создание благоприятного эмоционального фона у ребенка; снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение тревожности, импульсивности, агрессии у детей, повышение самооценки;
  3. Воспитательные: формирование у ребенка познавательного интереса и обучение конструктивным формам выражения негативных эмоций (социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам);

Учебно-тематический план

1 занятие

2 занятие

3 занятие

4 занятие

Пальчиковые игры

Червячок

Мухи

Помощники

Левая и правая

Сказка (либо потешка)

Божья коровка и жуки

Божья коровка

Репка

Колобок

Творческая деятельность

Жук на полянке

Точки на спинке у божьей коровки

Посадил дед репку

Колобок

Музыкальное сопровождение

Диск «мама и малыш»

5 занятие

6 занятие

7 занятие

8 занятие

Пальчиковые игры

Цыплята

Дом

Ракушки

Дом

Сказка (либо потешка)

Курочка Ряба

Три поросенка

Гуси-лебеди

Волк и 7 козлят

Творческая деятельность

Яичко простое и золотое

Домик для поросят

Яблонька; Речка-кисельные берега

Козленок на лугу

Музыкальное сопровождение

Диск «мама и малыш»

9 занятие

10 занятие

11 занятие

12 занятие

Пальчиковые игры

Дом

Мухи

Червячок

Помощники

Сказка (либо потешка)

Теремок

Маша и медведь

Три медведя

Лисичка со скалкой

Творческая деятельность

Строим теремок

Мишка косолапый

Угости мишку

Лисичка-сестричка

Музыкальное сопровождение

Диск «мама и малыш»

13 занятие

14 занятие

15 занятие

16 занятие

Пальчиковые игры

Кролик

Змейка

Зайцы

Левая и правая

Сказка (либо потешка)

Рукавичка

Мороз Иванович

12 месяцев

Снегурочка

Творческая деятельность

Кто в рукавичке живет

Укрась платочек

Снежинка

Снеговичок

Музыкальное сопровождение

Диск «мама и малыш»

17 занятие

18 занятие

19 занятие

20 занятие

Пальчиковые игры

Кролик

Змейка

Дом

Дом

Сказка (либо потешка)

Заячья избушка

Кот, лиса и петух

Под грибом

Пряничный домик

Творческая деятельность

Избушка для зайчика

Петя-петушок

Гриб

Домик

Музыкальное сопровождение

Диск «мама и малыш»

21 занятие

22 занятие

23 занятие

24 занятие

Пальчиковые игры

Ракушки

Левая и правая

Зайцы

Цыплята

Сказка (либо потешка)

Кораблик

Три котенка

Лиса и журавль

Олино колечко

Творческая деятельность

Кораблик

Котенок

Лиса и журавль

Укрась колечко

Музыкальное сопровождение

Диск «мама и малыш»

Занятие 1 «Жук на полянке»

Материалы: заготовки основания – лапок жука из черного картона, зеленый стаканчик из-под йогурта, мягкий пластилин, клей

Ход работы: стаканчик – это травка, на которой живет жучок. Приклеить основание жука на стаканчик сверху, затем скатать шарик из пластилина – это тела жука и прилепить его на основание.

Занятие 2 «Точки на спинке у божьей коровки»

Материалы: картинки божьей коровки, черный мягкий пластилин, желтые и красные фломастеры.

Ход работы: раскрасить спинку божьей коровки желтым или красным фломастером. Сказать детям, что божья коровка потеряла свои пятнышки. Затем скатать шарики из черного пластилина и поместить их, расплющивая, на спинку божьей коровки.

Занятие 3 «Посадил дед репку»

Материалы: чёрный, жёлтый и зелёный мягкий пластилин, крышки из-под сметаны.

Ход работы: отщипываем кусочки черного пластилина (земля) и расплющиваем его на крышке из-под сметаны.  Катаем шарик из желтого пластилина, расплющиваем один конец шарика (репка). Катаем колбаску из зеленого пластилина (листик), расплющиваем ее, соединяем с жёлтым шариком и готовую репку прикрепляем на крышку.

Занятие 4 «Колобок»

Материалы: ватные диски, клей, фломастеры, цветной картон.

Ход работы: ватный диск (колобок) наклеить на цветной картон, фломастерами нарисовать глазки, нос и рот.

Занятие 5 «Курочка Ряба»

Материалы: чёрный, коричневый, жёлтый мягкий пластилин, крышки из-под сметаны, горох (или любая крупа).

Ход работы: покормим курочку, отщипнем и расплющим на крышке из-под сметаны черный или коричневый пластилин (земля), вдавим в него горох (зёрнышки для курочки). Скатаем шарик из желтого пластилина (золотое яичко для деда и бабы, чтобы они не плакали), поместим на крышку.

Занятие 6 «Домик для поросят»

Материалы: листы, ватные палочки, гуашь.

Ход работы: нарисовать ватными палочками домик (для малышей можно обвести по контуру), нарисовать следы поросят, которые убегают от волка.

Занятие 7 «Яблонька, речка - кисельные берега»

Материалы: листы с изображением яблони (черно-белый вариант), ватные палочки, гуашь, картон, синий скотч, безопасные ножницы (с закрытыми лезвиями).

Ход работы: ватными палочками и красной гуашью рисуем яблоки (точечно); на картон приклеиваем полоски синего скотча (река-кисельные берега).

Занятие 8 «Козленок на лугу»

Материалы: зеленый стаканчик из-под йогурта, картинка козленка, картон, зелёный бросовый материал, клей.

Ход работы: приклеиваем козленка на зеленый стаканчик, стаканчик приклеиваем на картон; на картон приклеиваем зелёный бросовый материал (травка).

Занятие 9 «Строим теремок»

Материалы: листы, цветной скотч, ножницы.

Ход работы: наклеиваем на лист полоски цветного скотча так, чтобы получился домик (теремок). Можно приготовить контурное изображение домика на каждого ребенка.

Занятие 10 «Мишка косолапый»

Материалы: шишки, пластилин, доска для пластилина, картонная подставка.

Ход работы: катаем из пластилина шарики (голова, уши, хвост) и колбаски (лапы), прикрепляем пластилином на подставку.

Занятие 11 «Угости мишку»

Материалы: футляр от киндер-сюрприза, заготовки крыльев из оберточного материала, клей, фломастеры, крышка от сметаны, жёлтые и оранжевые круги из картона.

Ход работы: беседа с ребенком на тему «любимое лакомство медведя» и откуда берется мёд; фломастером нарисовать черные полоски на футляре от киндер-сюрприза (тело пчелы), приклеить крылья, нарисовать глазки, нос, рот (пчела); на крышку от сметаны наклеить жёлтый или оранжевый круг (чашка с мёдом).

Занятие 12 «Лисичка-сестричка»

Материалы: заготовки листов с клеевым контуром лисы (можно использовать канцелярский клей, клей ПВА или клей-карандаш), кисти, гуашь, пластилин.

Ход работы: красками  раскрасить лист (клеевой контур лисы будет выделяться), скатать из пластилина колбаску (скалка) и прикрепить на лист.

Занятие 13 «Кто в рукавичке живет»

Материалы: заготовки рукавички на каждого ребенка (в виде книжки), мышки, нарезанные полоски шерстяных ниток, клей.

Ход работы: наклеить мышку на внутреннюю часть рукавички, приклеить ей усы из шерстяных ниток.

Занятие 14 «Укрась платочек»

Материалы: белые кусочки х/б ткани квадратной формы (платочек), краски для ткани или фломастеры.

Ход работы: нарисовать снежинки, елочку или другой морозный узор на ткани.

Занятие 15 «Снежинка»

Материалы: листы бумаги или картона, синий скотч, безопасные ножницы.

Ход работы: наклеиваем полоски скотча на белую бумагу в виде снежинки (можно предварительно нарисовать для детей схему снежинки).

Занятие 16 «Снеговичок»

Материалы: круги разного размера из синего оберточного материала на каждого ребенка, клей, листы, фломастеры.

Ход работы: наклеиваем на лист бумаги круги – тело снеговика и ножки, рисуем глазки, нос-морковку, рот, пуговицы, ведро на голове.

Занятие 17 «Избушка для зайчика»

Материалы: треугольники из белых золотинок и квадраты из желтых золотинок, картинки зайчика на каждого ребенка, клей, листы.

Ход работы: наклеиваем желтую и белую золотинку на лист так, чтобы получился домик (треугольник  крыша, квадрат - основание), на желтую золотинку приклеиваем зайчика. Получилась избушка для зайчика.

Занятие 18 «Петя-петушок»

Материалы: черно-белые картинки с изображением петуха, пальчиковые краски, влажные салфетки.

Ход работы: пальчиковыми красками рисуем гребешок, сережки, хвост, желтой краской рисуем зернышки для петуха.

Занятие 19 «Гриб»

Материалы: картинки с изображением мухомора без точек, белый мягкий пластилин, паралоновые губки, зеленая гуашь, чашка с водой.

Ход работы: катать из белого пластилина шарики и расплющивать их на шляпке гриба; паралоновую губку обмакивать в воду и зеленую гуашь и рисовать травку, на которой растет гриб.

Занятие 20 «Домик»

Материалы: листы, треугольники из фантиков, клей, цветная изолента, ножницы, пластилин, макароны  в виде цветочков или других фигур.

Ход работы: наклеить треугольник из фантика на белый лист (крыша), из изоленты наклеить стены и пол (3 полоски изоленты), внутри домика на пластилин прикрепить макароны.

Занятие 21 «Кораблик»

Материалы: скорлупа от грецких орехов, зубочистки, мягкий пластилин, нарезанные белые прямоугольники из тонкой бумаги.

Ход работы: скорлупу  грецкого ореха заполнить пластилином, на зубочистку надеть прямоугольник и вставить в пластилин.

Занятие 22 «Котенок»

Материалы: листы с изображением черного силуэта кошки, вата, клей.

Ход работы: делаем аппликацию из ваты (отрываем кусочки ваты и наклеиваем на силуэт кошки) – получился пушистый белый котёнок.

Занятие 23 «Лиса и журавль»

Материалы: картинки лисы и журавля, прикреплённые на клейкую бумагу, белый картон, фломастеры, цветные карандаши.

Ход работы: показать детям, как отклеить картинку от основы и наклеить на лист; фломастерами и карандашами нарисовать солнце, травку, цветы.

Занятие 24 «Укрась колечко»

Материалы: вырезанные из картона кольца (окружности средней толщины), листы, клей, пластилин, макароны различной формы, крупа (гречневая, рисовая).  

Ход работы: наклеить кольцо на картон, на пластилин прикрепить макароны и крупу (украсить колечко).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы у детей 2-4 лет "Веселые львята""

В первые годы жизни ребенка происходит его интен­сивное эмоциональное развитие. Ребенок учится прояв­лять радость, обиду, гнев, тревогу, развивается способность к эмпатии — сопереживанию. Но в этом во...

Семинар для педагогов Методы и приемы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы у дошкольников

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по профилактике проблем в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников Задачи: - формирование представлений о взаимосвязи...

«Роль педагога в создании условий для развития и коррекции эмоционально - волевой сферы воспитанников, через организацию развивающей предметно – пространственной среды»

При создании развивающей предметно – пространственной среды педагоги руководствуются принципами, определенными в ФГОС ДОО: содержательно - насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариа...

Особенности развития и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольника

Эмоционально-волевая сфера – это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. К старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностны...

Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников

Дошкольный возраст, по определению А.Н.Леонтьева - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и обр...

Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников «Уроки эмоционального развития»

Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосозна...