Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы младших дошкольников
статья (младшая группа) на тему
Описание работы педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы младших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_emotsionalno-volevoy_sfery_mladshikh_doshkolnikov.docx | 29.99 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Н.И.Отева
МАДОУ ЦРР детский сад №146 г. Тюмень
Для развития и коррекции эмоционально-волевой сферы младших дошкольников была разработана программа дополнительного образования «Творческая мастерская. По дороге в сказку». Программа предназначена для работы с детьми от 2 до 4 лет. Она направлена на снятие эмоционального напряжения и тревожности, обучение конструктивным методам выражения негативных эмоций и развитие коммуникативных навыков, а так же способствует развитию нравственной сферы и познавательных процессов детей, в особенности творческого мышления и воображения.
Занятия проводятся как индивидуально, так и в группах 1-2 раза в неделю. Длительность встречи 15-20 минут. Программа включает 24 занятия. Каждое занятие строится по определенной схеме: ритуал приветствия (звонок в колокольчик, игрушка-кукла) и пальчиковые игры; демонстрация сказки (настольный кукольный театр или презентация); творческая деятельность по сказке (с музыкальным сопровождением – пассивная музыкотерапия; звуки природы, диск «Мама и малыш») и ритуал прощания (звонок в колокольчик, прощание с использованием игрушки-куклы).
Данная программа позволяет дать новую жизнь хорошо известной детской сказке. Сказка взята за основу программы не случайно. Работа со сказкой позволяет ребенку на эмоциональном и вербальном уровне осознать такие понятия, как «хорошо» и «плохо», а так же по-другому взглянуть на окружающий мир.
Творческие задания по сказке позволяют активизировать детскую креативность. Развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения.
Цель программы:
Развитие творческого мышления и воображения у детей, снятие эмоционального напряжения, тревожности и развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
- Образовательно-развивающие:развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи, мелкой моторики, расширение кругозора ребенка, развитие у детей навыков общения со сверстниками, сенсорное развитие и развитие художественных способностей;
- Оздоровительные: создание благоприятного эмоционального фона у ребенка; снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение тревожности, импульсивности, агрессии у детей, повышение самооценки;
- Воспитательные: формирование у ребенка познавательного интереса и обучение конструктивным формам выражения негативных эмоций (социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам);
Учебно-тематический план
1 занятие | 2 занятие | 3 занятие | 4 занятие | ||||||
Пальчиковые игры | Червячок | Мухи | Помощники | Левая и правая | |||||
Сказка (либо потешка) | Божья коровка и жуки | Божья коровка | Репка | Колобок | |||||
Творческая деятельность | Жук на полянке | Точки на спинке у божьей коровки | Посадил дед репку | Колобок | |||||
Музыкальное сопровождение | Диск «мама и малыш» | ||||||||
5 занятие | 6 занятие | 7 занятие | 8 занятие | ||||||
Пальчиковые игры | Цыплята | Дом | Ракушки | Дом | |||||
Сказка (либо потешка) | Курочка Ряба | Три поросенка | Гуси-лебеди | Волк и 7 козлят | |||||
Творческая деятельность | Яичко простое и золотое | Домик для поросят | Яблонька; Речка-кисельные берега | Козленок на лугу | |||||
Музыкальное сопровождение | Диск «мама и малыш» | ||||||||
9 занятие | 10 занятие | 11 занятие | 12 занятие | ||||||
Пальчиковые игры | Дом | Мухи | Червячок | Помощники | |||||
Сказка (либо потешка) | Теремок | Маша и медведь | Три медведя | Лисичка со скалкой | |||||
Творческая деятельность | Строим теремок | Мишка косолапый | Угости мишку | Лисичка-сестричка | |||||
Музыкальное сопровождение | Диск «мама и малыш» | ||||||||
13 занятие | 14 занятие | 15 занятие | 16 занятие | ||||||
Пальчиковые игры | Кролик | Змейка | Зайцы | Левая и правая | |||||
Сказка (либо потешка) | Рукавичка | Мороз Иванович | 12 месяцев | Снегурочка | |||||
Творческая деятельность | Кто в рукавичке живет | Укрась платочек | Снежинка | Снеговичок | |||||
Музыкальное сопровождение | Диск «мама и малыш» | ||||||||
17 занятие | 18 занятие | 19 занятие | 20 занятие | ||||||
Пальчиковые игры | Кролик | Змейка | Дом | Дом | |||||
Сказка (либо потешка) | Заячья избушка | Кот, лиса и петух | Под грибом | Пряничный домик | |||||
Творческая деятельность | Избушка для зайчика | Петя-петушок | Гриб | Домик | |||||
Музыкальное сопровождение | Диск «мама и малыш» | ||||||||
21 занятие | 22 занятие | 23 занятие | 24 занятие | ||||||
Пальчиковые игры | Ракушки | Левая и правая | Зайцы | Цыплята | |||||
Сказка (либо потешка) | Кораблик | Три котенка | Лиса и журавль | Олино колечко | |||||
Творческая деятельность | Кораблик | Котенок | Лиса и журавль | Укрась колечко | |||||
Музыкальное сопровождение | Диск «мама и малыш» |
Занятие 1 «Жук на полянке»
Материалы: заготовки основания – лапок жука из черного картона, зеленый стаканчик из-под йогурта, мягкий пластилин, клей
Ход работы: стаканчик – это травка, на которой живет жучок. Приклеить основание жука на стаканчик сверху, затем скатать шарик из пластилина – это тела жука и прилепить его на основание.
Занятие 2 «Точки на спинке у божьей коровки»
Материалы: картинки божьей коровки, черный мягкий пластилин, желтые и красные фломастеры.
Ход работы: раскрасить спинку божьей коровки желтым или красным фломастером. Сказать детям, что божья коровка потеряла свои пятнышки. Затем скатать шарики из черного пластилина и поместить их, расплющивая, на спинку божьей коровки.
Занятие 3 «Посадил дед репку»
Материалы: чёрный, жёлтый и зелёный мягкий пластилин, крышки из-под сметаны.
Ход работы: отщипываем кусочки черного пластилина (земля) и расплющиваем его на крышке из-под сметаны. Катаем шарик из желтого пластилина, расплющиваем один конец шарика (репка). Катаем колбаску из зеленого пластилина (листик), расплющиваем ее, соединяем с жёлтым шариком и готовую репку прикрепляем на крышку.
Занятие 4 «Колобок»
Материалы: ватные диски, клей, фломастеры, цветной картон.
Ход работы: ватный диск (колобок) наклеить на цветной картон, фломастерами нарисовать глазки, нос и рот.
Занятие 5 «Курочка Ряба»
Материалы: чёрный, коричневый, жёлтый мягкий пластилин, крышки из-под сметаны, горох (или любая крупа).
Ход работы: покормим курочку, отщипнем и расплющим на крышке из-под сметаны черный или коричневый пластилин (земля), вдавим в него горох (зёрнышки для курочки). Скатаем шарик из желтого пластилина (золотое яичко для деда и бабы, чтобы они не плакали), поместим на крышку.
Занятие 6 «Домик для поросят»
Материалы: листы, ватные палочки, гуашь.
Ход работы: нарисовать ватными палочками домик (для малышей можно обвести по контуру), нарисовать следы поросят, которые убегают от волка.
Занятие 7 «Яблонька, речка - кисельные берега»
Материалы: листы с изображением яблони (черно-белый вариант), ватные палочки, гуашь, картон, синий скотч, безопасные ножницы (с закрытыми лезвиями).
Ход работы: ватными палочками и красной гуашью рисуем яблоки (точечно); на картон приклеиваем полоски синего скотча (река-кисельные берега).
Занятие 8 «Козленок на лугу»
Материалы: зеленый стаканчик из-под йогурта, картинка козленка, картон, зелёный бросовый материал, клей.
Ход работы: приклеиваем козленка на зеленый стаканчик, стаканчик приклеиваем на картон; на картон приклеиваем зелёный бросовый материал (травка).
Занятие 9 «Строим теремок»
Материалы: листы, цветной скотч, ножницы.
Ход работы: наклеиваем на лист полоски цветного скотча так, чтобы получился домик (теремок). Можно приготовить контурное изображение домика на каждого ребенка.
Занятие 10 «Мишка косолапый»
Материалы: шишки, пластилин, доска для пластилина, картонная подставка.
Ход работы: катаем из пластилина шарики (голова, уши, хвост) и колбаски (лапы), прикрепляем пластилином на подставку.
Занятие 11 «Угости мишку»
Материалы: футляр от киндер-сюрприза, заготовки крыльев из оберточного материала, клей, фломастеры, крышка от сметаны, жёлтые и оранжевые круги из картона.
Ход работы: беседа с ребенком на тему «любимое лакомство медведя» и откуда берется мёд; фломастером нарисовать черные полоски на футляре от киндер-сюрприза (тело пчелы), приклеить крылья, нарисовать глазки, нос, рот (пчела); на крышку от сметаны наклеить жёлтый или оранжевый круг (чашка с мёдом).
Занятие 12 «Лисичка-сестричка»
Материалы: заготовки листов с клеевым контуром лисы (можно использовать канцелярский клей, клей ПВА или клей-карандаш), кисти, гуашь, пластилин.
Ход работы: красками раскрасить лист (клеевой контур лисы будет выделяться), скатать из пластилина колбаску (скалка) и прикрепить на лист.
Занятие 13 «Кто в рукавичке живет»
Материалы: заготовки рукавички на каждого ребенка (в виде книжки), мышки, нарезанные полоски шерстяных ниток, клей.
Ход работы: наклеить мышку на внутреннюю часть рукавички, приклеить ей усы из шерстяных ниток.
Занятие 14 «Укрась платочек»
Материалы: белые кусочки х/б ткани квадратной формы (платочек), краски для ткани или фломастеры.
Ход работы: нарисовать снежинки, елочку или другой морозный узор на ткани.
Занятие 15 «Снежинка»
Материалы: листы бумаги или картона, синий скотч, безопасные ножницы.
Ход работы: наклеиваем полоски скотча на белую бумагу в виде снежинки (можно предварительно нарисовать для детей схему снежинки).
Занятие 16 «Снеговичок»
Материалы: круги разного размера из синего оберточного материала на каждого ребенка, клей, листы, фломастеры.
Ход работы: наклеиваем на лист бумаги круги – тело снеговика и ножки, рисуем глазки, нос-морковку, рот, пуговицы, ведро на голове.
Занятие 17 «Избушка для зайчика»
Материалы: треугольники из белых золотинок и квадраты из желтых золотинок, картинки зайчика на каждого ребенка, клей, листы.
Ход работы: наклеиваем желтую и белую золотинку на лист так, чтобы получился домик (треугольник крыша, квадрат - основание), на желтую золотинку приклеиваем зайчика. Получилась избушка для зайчика.
Занятие 18 «Петя-петушок»
Материалы: черно-белые картинки с изображением петуха, пальчиковые краски, влажные салфетки.
Ход работы: пальчиковыми красками рисуем гребешок, сережки, хвост, желтой краской рисуем зернышки для петуха.
Занятие 19 «Гриб»
Материалы: картинки с изображением мухомора без точек, белый мягкий пластилин, паралоновые губки, зеленая гуашь, чашка с водой.
Ход работы: катать из белого пластилина шарики и расплющивать их на шляпке гриба; паралоновую губку обмакивать в воду и зеленую гуашь и рисовать травку, на которой растет гриб.
Занятие 20 «Домик»
Материалы: листы, треугольники из фантиков, клей, цветная изолента, ножницы, пластилин, макароны в виде цветочков или других фигур.
Ход работы: наклеить треугольник из фантика на белый лист (крыша), из изоленты наклеить стены и пол (3 полоски изоленты), внутри домика на пластилин прикрепить макароны.
Занятие 21 «Кораблик»
Материалы: скорлупа от грецких орехов, зубочистки, мягкий пластилин, нарезанные белые прямоугольники из тонкой бумаги.
Ход работы: скорлупу грецкого ореха заполнить пластилином, на зубочистку надеть прямоугольник и вставить в пластилин.
Занятие 22 «Котенок»
Материалы: листы с изображением черного силуэта кошки, вата, клей.
Ход работы: делаем аппликацию из ваты (отрываем кусочки ваты и наклеиваем на силуэт кошки) – получился пушистый белый котёнок.
Занятие 23 «Лиса и журавль»
Материалы: картинки лисы и журавля, прикреплённые на клейкую бумагу, белый картон, фломастеры, цветные карандаши.
Ход работы: показать детям, как отклеить картинку от основы и наклеить на лист; фломастерами и карандашами нарисовать солнце, травку, цветы.
Занятие 24 «Укрась колечко»
Материалы: вырезанные из картона кольца (окружности средней толщины), листы, клей, пластилин, макароны различной формы, крупа (гречневая, рисовая).
Ход работы: наклеить кольцо на картон, на пластилин прикрепить макароны и крупу (украсить колечко).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые упражнения по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы у детей 2-4 лет "Веселые львята""
В первые годы жизни ребенка происходит его интенсивное эмоциональное развитие. Ребенок учится проявлять радость, обиду, гнев, тревогу, развивается способность к эмпатии — сопереживанию. Но в этом во...
Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников
Программа развития эмоционально-волевой сферы дошкольников...
Семинар для педагогов Методы и приемы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы у дошкольников
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по профилактике проблем в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников Задачи: - формирование представлений о взаимосвязи...
«Роль педагога в создании условий для развития и коррекции эмоционально - волевой сферы воспитанников, через организацию развивающей предметно – пространственной среды»
При создании развивающей предметно – пространственной среды педагоги руководствуются принципами, определенными в ФГОС ДОО: содержательно - насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариа...
Особенности развития и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольника
Эмоционально-волевая сфера – это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. К старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностны...
Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников
Дошкольный возраст, по определению А.Н.Леонтьева - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и обр...
Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников «Уроки эмоционального развития»
Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосозна...