Деловая игра Сказкотерапия как метод коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников
учебно-методический материал

Левина Жанна Викторовна
Цель: Повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах использования метода сказкотерапии Задачи: 1. Развитие творческих способностей, навыков моделирования. 2. Формирование умения работать в команде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОУ «Сургутская школа – детский сад»

Деловая игра

 «Сказкотерапия – как метод коррекции

эмоционально-волевой сферы дошкольников»

подготовила:

педагог-психолог

Ж.В. Левина

Сургут 2018

Цель: Повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах использования метода сказкотерапии

Задачи:

1. Развитие творческих способностей, навыков моделирования.

2. Формирование умения работать в команде.

Материал: разноцветные смайлики, листы с заданием, фольга, бумага и карандаши для записи

Продолжительность: 40 мин.

Не бойся сказок. Бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет.
Ребёнку сказку расскажи —
На свете правды больше станет.

Валентин Берестов

Введение

Уважаемые педагоги! Сказкотерапия является одним из методов коррекции эмоционально-волевой сферы, позволяет преодолеть собственные страхи, чрезмерную тревожность, поработать над исправлением негативных черт характера. Сказки используются в психологической работе с детьми, подростками, взрослыми.  Сейчас сказкотерапию считают наиболее мягким методом психотерапии. Он работает без ограничений и является чрезвычайно эффективным. Самое важное, что этим методом работы нельзя навредить, его может применять человек, не имеющий образования психолога или психотерапевта.    

В сказкотерапии применяются:

- Терапевтическая сказка (для детей с 2 лет, герои сказки - зверюшки, игрушки и др. волшебство);

- Терапевтическая история (для детей с 8-9 лет, главные герои - дети, сказка приближена к жизненным ситуациям);

- Терапевтическая метафора (для подростков и взрослых, схема абсолютно отличается от терапевтической сказки, сюжет более завуалирован).

Сегодня мы уделим внимание психотерапевтической сказке, выделяемой среди других сказок, которые используются психологами. Главная задача при создании такой сказки – подобрать или создать сказку в соответствии с потребностями ребёнка. Терапевтическая сказка отличается от обычной тем, что в ней присутствует схема, которой следует придерживаться при написании. Но даже если вы отступили от схемы, то та сказка, которую вы сочинили для ребенка все равно будет терапевтической! Потому что вы все равно вникли в проблему, чтобы присоединится к ребенку. Сказка сближает, успокаивает, снимает психологическое напряжение. Если сказку подобрано удачно, ребенок «встраивает» ее послание в свой жизненный сценарий. Особенно полезно, когда ребенок попросит повторить ему эту сказку неоднократно. Ведь именно так происходят глубокие изменения в жизни ребенка.

Детей 3-5 лет заинтересуют сказки, героями которых будут животные. Именно в этом возрасте дети хорошо воспринимают эти сказки, так как часто представляются себя, а значит, идентифицируют, с каким-нибудь любимым животным.

Примерно с 4 лет полезно ориентироваться на пол, индивидуальные особенности ребенка. Например, девочке необходимы сказки, где к принцессе после трудных испытаний приезжает принц на белом коне и все заканчивается свадьбой. Мальчику, для того чтобы в его сознании сформировался образ настоящего мужчины, полезны истории про богатырей или рыцарей, но никак не про роботов или монстров. 

Дети 6-7 лет с удовольствием слушают волшебные сказки, где герои используют магические предметы. В волшебной сказке возможно всё, а значит все события без критики принимаются слушателем и работают на более глубинном уровне.

Для того, чтобы написать собственную психотерапевтическую сказку, нужно знать принципы ее построения:

  • Создаём образ главного героя

Главным героем сказки может быть очень большой спектр персонажей: это и обычные предметы, животные, просто люди, волшебники, природные явления, да, собственно, всё что угодно, ведь это ваш волшебный мир. Отталкиваться нужно оттого, что нравиться ребенку, что вызывает у него положительные эмоции, важно, чтобы главный герой был «созвучен» ребенку, и возможно чем-то был на него похож (но не обязательно во всем), отражал его некоторые черты характера, и включал те особенности поведения, которые вы хотели бы проработать. Выдуманное имя также может отражать характер персонажа. Например, такое забавное имя для застенчивого дракончика – Заёлочкин (отражает его постоянное желание спрятаться, стать невидимым).

Герой может быть положительный и отрицательный. Но не стоит отрицательного героя слишком перегружать негативными характеристиками.

  • Помещаем своего героя в конфликтную или проблемную ситуацию

Исходить нужно из реальных конфликтных ситуаций, с которыми вы сталкиваетесь, общаясь с ребенком, но трансформированные в художественную метафору. Для этого нужно разобраться, в чем причина конфликта, т.е. что же на самом деле вызывает нежелательное поведение?

Дети постарше даже могут сформулировать это самостоятельно. Попробуйте спросить, почему главный герой ведет себя так, а не иначе? Определив все это, можно формировать конфликтную ситуацию, в которую попадает наш герой. Сначала он привычным (неправильным) способом реагирует на происходящее. Нужно описать также те негативные последствия, к которым приводит такое поведение.

  • Создаем образы друзей и помощников, а также врагов или препятствий на пути к цели

Образы друзей и помощников – это олицетворение потенциальных способностей главного героя. Например, в случае неправильного поведения главного героя, друзья или помощники могут демонстрировать конструктивную модель поведения.

А враги и препятствия – это страхи и неверие в самого себя.

  • Обучающие ситуации, где герой впервые побеждает благодаря помощи

Они нужны, чтобы закрепить правильный способ реагирования, а также расширить возможный репертуар действия в сложных ситуациях, т.е. показать: можно справиться так, а вот смотри, есть и еще такой способ.

В метафорической форме некоторые сложности в преодолении препятствий могут решаться разными путями, например:

  • Прямая агрессия: сразить дракона мечем, т.е. решить проблему с помощью силы (часто используется при работе с неуверенностью, неспособностью дать отпор обидчикам в реальной жизни). Другой вариант -  использование хитрости, умение посмотреть на ситуацию с другой стороны, обернуть ее в шутку, ведь иногда смекалка и ум бывают сильнее физической силы (пример с Котом в сапогах, победившим Людоеда).
  • Использование волшебных предметов и помощников: передача герою оберегающих его предметов-талисманов, внушение чувства защищенности и уверенности;
  • Совет мудреца. Например, главный герой получает совет крайне уважаемого персонажа в волшебной стране и следует ему.
  • А теперь герой самостоятельно преодолевает все препятствия

Получены новые знания, опыт правильного поведения, но он еще должен перейти во «внутренний план» и стать собственным. Со стороны друзей ещё необходимы подбадривание, похвала, которые придают уверенности в себе и собственных силах. На этом этапе происходит преодоление своих внутренних барьеров и страхов или изменение поведения, исправление ранее сделанных ошибок.

  • Осознание самого себя в новом качестве в результате одержанных побед

Наконец-то герой становиться уверенным, что делает все правильно, потому что он получает положительную обратную связь от окружающих, конфликтных ситуаций больше не возникает. Герой понимает, он справился со всеми сложностями и стал другим.

  • Позитивный финал – торжество, на котором все отдают должное особым заслугам героя

Получение новых возможностей благодаря победе над собой.

  • Вопросы к сказке

Их также можно придумать вместе с ребенком. Проработка вопросов дает ребенку обратную связь, т.е. как могут оценивать поведение главного героя окружающие и что они при этом чувствуют.

О чем эта сказка, чему она нас учит?

Почему герой поступает именно так?

Чего он хотел на самом деле?

Как герой решает проблему, какой способ поведения или решение выбирает?

Какие эмоции вызывает каждый из эпизодов и почему?

Кто же такой по сути главный герой?

Нужно запомнить еще такие правила:

  • 1 ребенок – 1 проблема – 1 сказка!
  • Эффект от сказки наступает спустя 21день! Навык переходит в привычку (если проблем несколько, не стоит нагружать ребенка сразу несколькими сказками).
  • Желательно записывать сказку! Так как ребенок будет просить еще раз ее рассказать, дополнить новыми подробностями.
  • При написании сказки следует учитывать возрастные особенности и жизненный опыт ребенка (слова, понятия и др. должны быть понятны ребенку).

Практическая часть

«Составление и обыгрывание сказки»

Деление на 3 команды: первая команда – розовые и голубые смайлики, вторая – желтые и фиолетовые, третья – оранжевые и зеленые.

1. Представитель от каждой команды подходит к ведущему и выбирает листок с тематикой сказки (проблема, которую с помощью сказки следует решить).

2. Каждая команда сочиняет терапевтическую сказку, согласно данной теме и опираясь на алгоритм ее составления.

3. Участники команды делают из фольги героев сказки, декорации и др.

4. Команды выходят по очереди и показывают свою сказку. Другие участники смотрят, совпадает ли сценарий сказки с алгоритмом составления терапевтической сказки, задают вопросы.

5. Обсуждение

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов арт-терапии для коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями зрения

Поведению детей с нарушениямизрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слаборазвиты неречевые формы общения. Изучение творчества детей с нарушениями зрения ...

Психологические игры в развитии и коррекции познавательно-речевой сферы дошкольников

В презентации представлены игры на развитие психических процессов у дошкольников....

Деловая игра для педагогов "Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников"

Деловая игра для педагогов "Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников"...

Семинар для педагогов Методы и приемы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы у дошкольников

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по профилактике проблем в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников Задачи: - формирование представлений о взаимосвязи...

Инклюзивная практика.Методы и приемы коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка с ЗПРР.

Показаны основные направления и методы  работы  коррекции эмоционально-волевых нарушений у  ребенка с ЗПРР....

Презентация :Деловая игра для педагогов "Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников"

Данная презентация может быть полезна педагогам для семинаров, педсоветов или в качестве консультации...

Проект "Коррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии"

Проект по сказкотерапии у детей  старшего  дошкольного возрастаВид проекта: Игровой, ролево-игровой проектПо количеству участников: фронтальныйПо продолжительности: долгосрочныйЦель проекта:...