Развивающая среда ггруппы с детьми с ОНР
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Логинова Анна Анатольевна

Ребёнок развивается на фоне среды. Среда не должна быть просто «обстановкой», а источником детского развития.

В ребёнке работает внутренняя пластическая сила. Всё, что воздействует на ребёнка из окружающего мира, переходит во внутреннее строительство, включая формирование органов чувств.

В древней Греции считали: любое исследование должно быть основано на удивлении.

«Чрезвычайно важно, чтобы ещё до начала размышления, прежде чем вообще дать ход нашему мышлению, мы пережили состояние удивления. А мышление, которое приходит в движение, минуя состояние удивления – это, в сущности, говоря - просто игра ума».

Итак, первоосновой мышления должно быть удивление. И это должно лечь в основу принципа организации развивающей среды.

Развивающая среда это не обработка или отшлифовывание знаний ребёнка, а внутреннее стимулирование его развития. Ведь всё, что попадает в поле зрения ребёнка, делается видимым, становится узнаваемым и запоминаемым.

Современные подходы к ребёнку предполагают также более тесное взаимодействие воспитателя с детьми. Иной позиции требует её личностно-ориентированный способ взаимодействии – это в первую очередь предоставление ребёнку свободы, независимости, большого «поля» для самостоятельных действий, общения на равных.

Это фактор и усиление внимания к проблеме организации развивающего обучения с особой остротой поставил перед нами вопрос – как же продуктивнее оборудовать предметно – развивающую среду, чтобы она стала стимулирующей, направляющей и обучающей.

Приоритетным направлением в течение уже нескольких лет в нашем ДОУ «Василек» является поиск своей модели развивающей предметнопространственной среды.

Философией модели развивающей среды служит для всех нас утверждение: каждый ребёнок должен находится в среде богатой стимулами, побуждающей к действию ребёнка.

Мы пытаемся изменить вариант предметно - средовой модели, чтобы образовательное содержание, которое непосредственно проецируется на предметную среду, помогало ребёнку с общим недоразвитием речи не только восполнить образовательный вакуум, но и «оживило» бы процесс «вычерпывания» ребёнком развивающего содержания.

В истории дошкольной педагогики известно несколько вариантов предметно - средовой модели (М. Монтессори); комплекснотематической модели (О. Декроли, С. Френс) и учебной модели.

Все современные системы образования стремятся к тому, чтобы знания добывались самими детьми, а воспитатель был дирижёром, развивающим разум ребёнка, думающим, помогающим найти способы решения возникающих проблем.

Мы пробуем создать в группах предметно-пространственную среду, обеспечивающую интенсивно развивающий характер педагогического процесса, организацию жизнедеятельности детей на коррекционно-развивающей основе.

Принцип корекционно - развивающего обучения означает, что обучение может быть развивающим тогда, когда оно учитывает зону ближайшего развития ребёнка, которая представляет резерв его потенциальных возможностей.

Коррекционная направленность воспитательно-образовательного процесса среди множества задач предусматривает решение следующих:

Развитие познавательной активности детей с ОНР.

Развитие общеинтелектуальных умений.

Задача развивающего обучения - это внедрение форм и методов, направленных на индивидуальное развитие каждого ребёнка, максимальное раскрытие индивидуальных возможностей и задатков.

Таким образом , мы поставили цель построения модели коррекционно-развивающего педагогического процесса в нашем ДОУ.

Для реализации новых подходов к коррекционно-воспитательной работе с детьми с ОНР мы создали в группах развивающую предметную среду, где «каркасом» коррекционно-развивающего обучения стала ЛОГОсреда в речевых группах.

При построении ЛОГОсреды мы исходим из того что:

Логосреда должна помочь привнести в коррекционную работу яркие эмоциональные раздражители с элементами неожиданности и новизны. Здесь важно следовать принципу «развивающей» интриги.

Предметно игровая среда должна отвечать следующим параметрам:

Проблемная насыщенность (у нас ЛОГО-среда)

Создание условий для самореализации

Многофункциональность и вариативность модели среды

Не обыденность, приближение к домашней обстановке

Открытость к изменению, своеобразному достраиванию среды детьми, преобразование её детьми

Психологическая комфортность (создать обстановку, которая расковывает и подводит к мотивации успешности)

Среда, окружающая детей в группе, должна обеспечивать:

- чувство психологической защищённости

- средства полноценного развития (т. е. должна быть обеспечена радость существования)

- решать через предметно-игровую среду проблемы познания и развития, их решение должно осуществляться с одинаковой степенью заинтересованности «ребёнок-педагог»

- сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

А значит: предметная среда должна предоставлять ребёнку условия для творческого развития и обеспечивать возможность «вычерпывать» из неё информацию.

В поисках модели развивающей среды мы обратились к рекомендациям В. Ф. Базарного «Укрепление здоровья детей и подростков за счёт интеграции процессов обучения, направленного формирования функций зрения», который доказал, что повышение эффективности развития детей обеспечивается использованием ЭКОЛОГИЧЕСКИХ букварей в воспитательном процессе. Исходя из того, что 90% всей информации об окружающем ребёнок получает с помощью органов зрения, мы определили для себя задачу через оформление пространства группы превратить глаз ребёнка в «инструмент» познания. На первом этапе это служило своеобразным введением детей в мир букв, занимательной грамматики.

Однако, используя его здоровье, развивающую технологию обучения, нам хотелось большего обращения к детской активности. Экологический букварь даёт возможность обработки на нём 4 сезонов, а задуманная нами работа в ЛОГО-среде позволяет «спроектировать» любую рабочую лексическую тему.

Цель такой оформляемой зоны – создать содержательно-смысловое «поле», благодаря которому можно решать и образовательные, и развивающие задачи. Важным моментом при этом мы считаем, что «проживая» определённую лексическую тему, педагогу удаётся создать творческую ситуацию коллективного общения, состязательности и сотрудничества между детьми.

Девизом ЛОГО-среды мы считаем высказывание В. А. Сухомлинского: «Мысль – как цветок, который постепенно накапливает жизненные соки. Дадим же корням эти соки, откроем перед цветком солнце – и он расцветёт»

Организация и работы в этой зоне стимулирует развитие ребёнка, обеспечивает более высокий уровень познавательного развития, провоцирует его речевую активность. ЛОГО-среда – это ключ к освоению рабочей лексической темы.

Особый развивающий смысл ЛОГО-среды в том, что здесь создаются благоприятные условия для роста резервов развития ребёнка, для речевой практики. Процессы развития, «запущенные» в блоке обучения, здесь как бы имеют своё продолжение, но специально в ЛОГО-среде преследуются развивающие цели. Эффективность работы в этой зоне достигается специальной методической аранжировкой воспитателя и логопеда с помощью коррекционно-развивающих заданий. Подбираются упражнения, тренирующие память, творческое воображение и мышление, создающие атмосферу сотрудничества и поиска, побуждающие к диалогу.

В старшей речевой группе «Кораблик» через ЛОГО-среду «Волшебный лес» проходят все лексические темы:

Осенний период – ЛОГО-среда «Осень в волшебном лесу»:

Лексические темы в сентябре: « Как мы лето провожали», «Ранняя осень», «Деревья в лесу»

Лексические темы в октябре: «Овощи», «Фрукты», «Поздняя осень»

В этот период мы происходит активизация импрессивного словаря детей словами: август, сентябрь, ранняя осень, «золотая» осень, дождь, тучи, пасмурно, «поздняя осень» и т. п.

Для активизации словаря проводятся:

I. Грамматические упражнения такие как:

Образование родственных слов: гриб-грибница, грибник - грибной (дождь)

образование относительных прилагательных от названий деревьев: осина – осиновый, берёза – берёзовый.

образование существительных, обозначающих овощи и фрукты с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

упражнение в практическом употреблении предлогов: под кустом, на ветке и т. д.

II. Упражнения на развитие связной речи:

Договаривание развёрнутых простых упражнений за воспитателем: Наш лес с приходом осени. изменился. Листья на деревьях пожелтели.

Придумывание совместного рассказа, «Какие чудеса можно увидеть в осеннем лесу»

Составление описательных рассказов по схеме об овощах и фруктах.

Беседа с воспитателем на тему: «Как вы с родителями ходили за грибами и ягодами в лес летом» или «Как изменился лес в октябре»

III. Глобальное чтение: осина, берёза, рябина, лес, осень, грибы, цветы, туча, дождь, кап-кап, октябрь, эхо.

IV. Развитие фонематического восприятия: выделение из слов для глобального чтения гласных звуков: А (кап-кап), О (осень), У (туча), И (гриб), Ы (цветы), Э (эхо)

Важно отметить, что в это время происходит развитие высших психических функций:

Различение листьев разных деревьев по цвету, форме. Для этого можно провести игру «Узнай дерево по листьям», зрительное восприятие основных цветов и их оттенков - на натуральных овощах и фруктах, их муляжах.

Формирование функции сравнения и соотнесения – раскладывание фруктов по размеру, по форме.

Счёт фруктов и овощей.

Отгадывание загадок.

Следует отметить, что каждым сезонным изменением и изменением лексической темы меняется и ЛОГО-среда:

Ноябрь ЛОГО-среда «ЧУКОККАЛА». Лексические темы «Посуда», «Одежда», «Обувь».

Зимний период ЛОГО-среда «Зима в волшебном лесу». Лексические темы:

Декабрь: «Домашние животные», «Домашние птицы», «Зима», «Новый год»

Январь: «Зимние забавы детей», «Дикие животные, их детёныши»

Февраль: «Дикие животные Севера, среда обитания», «Птицы в зимнем лесу» (зимующие птицы), «Дикие птицы» (среда обитания, водоплавающие, перелётные, морские птицы, птицы гор, хищные птица), «Защитники Отечества. Мужские профессии».

В наших группах наряду с прохождением лексических тем постоянно проводятся выставки и мини-музеи на подиуме.

Например:

Сентябрь: «Дары леса» (ягоды, грибы, цветы), «Подарки Лесовичка» (выставка поделок из природного материала)

Октябрь: «Якутская-ярмарка»; мини-музей «Русский и Якутский быт «, Фоторепортаж «Как мы ходили в поход в лес»

Ноябрь: выставка «Модельное агентство», «Посуда бабушки Федоры» (старинная деревянная и металлическая посуда), «Рекламная акция» (выставка современные столовые и чайные сервизы)

Декабрь: «Мой самый верный дружок» (выставка собак), , «На скотном дворе», «Игрушки своими руками» (поделки детей на новогоднюю ёлку), «Пришла зима вЯкутию»

Январь: «Самая смешная фотография про новогодний праздник», «Кто живёт на льдине»

Февраль: «Звери Севера», «Птицы в зимнем лесу», мини-музей «Русский и Якутский быт», выставка -«Русские войны», активное участие в этих выставках принимают не только воспитатели и дети, но и также родители.

Мы глубоко убеждены, что большая часть Лексико-грамматического материала, изучаемого детьми на логопедических занятиях, может успешно закрепляться и расширяться благодаря логосреде в блоке совместной деятельности воспитателя с детьми. Работа в этой развивающей зоне способствует совершенствованию речевого общения детей, помогает расширению запаса пассивной и активной лексики. Вследствие этого заинтересованное, комфортное состояние психической сферы ребёнка, т. к. в результате игровых развивающих заданий трудности оказываются преодолимыми, а поставленная цель достигнутой.

ЛОГО-среда стала системой воспитательно-образовательной и коррекционной развивающей работой в нашем детском саду. А опыт включения коррекционно развивающих заданий с детьми, имеющими ОНР, в специально оформленной среде свидетельствует о значительном повышении её эффективности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Создание развивающей среды в группе для организации исследовательской деятельности с детьми"

Консультация для воспитателей "Создание развивающей среды в группе для организации исследовательской деятельности с детьми"...

Проектная деятельность с детьми и родителями по обогащению развивающей среды группы

Проекты:  "Давайте познакомимся", "Удивительное рядом", "Чтобы елочка не грустила", "Издание книги", "Комнатные растения наши друзья", "Игра и игрушки", "Безопасное поведение на улице"...

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

ПОЛОЖЕНИЕ конкурса «Предметно-развивающая среда ДОУ – 2013г» с аналитической справкой-анкетой «Самооценка предметно-развивающей среды»

Настоящее Положение разработано в соответствии с планом работы департамента образования администрации города Перми на 2013-2014 учебный год, утвержденным приказом начальника департамента образов...

Методическая рекомендация для и педагогов из опыта работы с детьми со зрительной депривацией по созданию развивающей среды - творческая мастерская "Русская изба".

При создании развивающей среды в специализированном детском саду необходимо учитывать собенности работы сдетьми с нарушением зрения. Представлены различные виды работ по допол...

Предметно-развивающая среда, как часть образовательной среды. Изменение предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспе...