РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Открытый детский сад» по развитию коммуникативной и личностно-социальной сфер у детей с ОВЗ в ГКП
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

Церах Светлана Сергеевна

У детей с нарушениями развития большинство психических функций формируются с запаздыванием, в том числе навыки общения, игровая деятельность, навыки самообслуживания. Развитие общения и игры (особенно совместной) у ребенка, имеющего какие-либо отклонения, может качественно отличаться от развития его в норме. А навыки самообслуживания зачастую не развиты вообще. «Особому» ребенку трудно установить эмоциональный контакт даже с родными, а тем более с другими детьми и взрослыми. Навыки взаимодействия и общения, которыми в норме ребенок овладевает сам, у «особого» ребенка могут сформироваться только в результате специальной работы.

Также одной из важнейших задач воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта является формирование навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков. В тоже время родители редко осознают несформированность этих навыков как проблему. То, что ребёнка в возрасте четырёх, пяти лет приходится кормить, полностью одевать, раздевать и т. д., родители воспринимают как нечто само собой разумеющееся.   

Формирование бытовых навыков у детей с ОВЗ необходимо для социальной адаптации в будущем. В норме маленькие дети часто пытаются принимать участие в домашней работе, стремятся помочь родителям на кухне или при уборке. Детей с ОВЗ приходится специально обучать бытовым навыкам, используя особые приёмы, учитывая интересы ребёнка, его возможности, возможности организации среды для обучения и возможности применения этого навыка в повседневной жизни.

Отсутствие навыков общения, недостаточность механизмов саморегуляции, отсутствие навыков самообслуживания, затрудняют интеграцию такого ребенка в детские группы.

Группа кратковременного пребывания – первый  опыт посещения групповых занятий у детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 329

имени Героя Советского Союза А.С.Хлобыстова»

ОГРН 1157746770620; ИНН/КПП: 7721343021 / 772101001

109456,  г. Москва,                                                                                                          Тел. /факс (495) 371-67-02

4-й Вешняковский проезд, дом 1, корпус 2                                                                   E-mail:  329@edu.mos.ru

Принято на заседании ППк

Методист____________  БессоноваС.К.

Протокол №1

от  26 августа 2016г.

Проверено

Зам. директора по УВР                   ____________Самохина Е.Ф.

28.08.2016г.

Утверждено

Директор ГБОУ Школа № 329

__________Н.П.Даньшина

Приказ № 561-а

от 29.08.2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Открытый детский сад»

по развитию коммуникативной и личностно-социальной сфер у детей с ОВЗ

в ГКП

Составители:

педагог-психолог Церах С.С.

педагог-психолог Шолина М.С.

учитель-логопед Воронко Т.В.

Москва, 2015г.

Пояснительная записка

У детей с нарушениями развития большинство психических функций формируются с запаздыванием, в том числе навыки общения, игровая деятельность, навыки самообслуживания. Развитие общения и игры (особенно совместной) у ребенка, имеющего какие-либо отклонения, может качественно отличаться от развития его в норме. А навыки самообслуживания зачастую не развиты вообще. «Особому» ребенку трудно установить эмоциональный контакт даже с родными, а тем более с другими детьми и взрослыми. Навыки взаимодействия и общения, которыми в норме ребенок овладевает сам, у «особого» ребенка могут сформироваться только в результате специальной работы.

Также одной из важнейших задач воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта является формирование навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков. В тоже время родители редко осознают несформированность этих навыков как проблему. То, что ребёнка в возрасте четырёх, пяти лет приходится кормить, полностью одевать, раздевать и т. д., родители воспринимают как нечто само собой разумеющееся.    

Формирование бытовых навыков у детей с ОВЗ необходимо для социальной адаптации в будущем. В норме маленькие дети часто пытаются принимать участие в домашней работе, стремятся помочь родителям на кухне или при уборке. Детей с ОВЗ приходится специально обучать бытовым навыкам, используя особые приёмы, учитывая интересы ребёнка, его возможности, возможности организации среды для обучения и возможности применения этого навыка в повседневной жизни.

Отсутствие навыков общения, недостаточность механизмов саморегуляции, отсутствие навыков самообслуживания, затрудняют интеграцию такого ребенка в детские группы.

Группа кратковременного пребывания – первый  опыт посещения групповых занятий у детей с ОВЗ.

Так как игра является источником всестороннего развития детей, создает "зону ближайшего развития", формирование навыки общения, строится на основе игр. Во время занятия педагоги пытаются привлечь детей к совместной игре. Учат видеть других детей, соблюдать очередность в игре.

Также во время группового занятия создаются условия для формирования и развития самостоятельности в освоении различных навыков самообслуживания.

Цель программы – оказание помощи детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи программы :

– создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению;

– формирование образа себя через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;

– стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности ребенка;

– развитие произвольной регуляции поведения;

– развитие элементарных навыков самообслуживания.

Характеристика форм работы с детьми:

Групповое занятие проводится 1 раз в неделю. По возможности дети присутствуют в группе без родителей.

Вся работа проводится в игровой форме и по разным направлениям.

Образовательный процесс сочетает в себе те виды деятельности, которые свойственны детям и получают развитие в дошкольном возрасте:

Содержание программы

Раздел программы

Задачи

Методы и приёмы

Контролируемые параметры

Общение

1. Формировать продуктивный контакт.

2. Способствовать эмоциональному развитию детей.

3. Развитие возможности контролировать собственные импульсивные желания

4. Формирование активного и пассивного словаря

5. Развитие диалоговой речи.

6. Мотивировать ребенка на совместные игры с детьми

1, 2, 3, 4, 5 Совместная деятельность.

6. Вовлечение ребенка в игры к которым есть интерес при условии участия в них других детей

1.  Возможность продуктивного контакта.

2. Расширение репертуара выражения эмоций.

3. Ребенок правила поведения на группе, переключается с одного действия на другое в рамках одной игры.

4. Увеличение активного и пассивного словаря.

5. Диалог или обращенные к партнеру по общению жесты (типа дай, пока и т.п.)

6. Участие в совместных играх или наблюдение за игрой других детей.

Когнитивная сфера.

1.Выполнение заданий по инструкции.

2. Развитие слухового восприятия

3. Развитие внимания

1.В игре выполнение простых инструкций, удержание программы действий.

2. Прослушивание песенок, игры на музыкальных инструментах.

3. Игры с игрушками. Игры с мыльными пузырями.

1. Сможет выполнять простые задания, подолгу сможет заниматься интересующейся его деятельностью.

2. Ребенок слышит и узнает музыкальные инструменты, знакомые песенки.

3. Удерживает внимание в ходе занятия.

Моторный контроль

1. Развитие контроля над двигательной деятельностью

2. Развитие пространственной ориентации.

1,2. Подвижные игры, игры в сухом бассейне.

1,2.

Более точные и скоординированные движения, дети будут более подвижными.

Личностно-социальное развитие.

1. Формирование представлений о себе о собственной схеме тела

2. Развитие навыков самообслуживания.

 

1. Игры, песни на узнавание частей тела, ин показ.

2. Обучение самостоятельному обуванию, разуванию, мытью рук, самостоятельно вскрыть сок и попить, одеться.

1. Отвечает на вопросы о локализации собственных частей тела (или показывает по просьбе взрослого).

2. Овладение навыками самообслуживания.

Литература

  1. Забрамная С. Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью.- М.: Институт общегуманитарных исследований, В.Секачев, 2002.
  2. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложнённых формах: пособия для учителя - дефектолога/С.С. Морозова- М : ВЛАДОС,2007.
  1. Улла Кислинг Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие
  2. Э. Джин Айрес Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития.
  3. Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми Сост. М.С. Дименштейн.
  4. Ньюмен Сара Игры и занятия с особым ребенком. – Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой.
  5. А.М. Казьмин, Е.А. Петрусенко, Г.А. Перминова, А.И. Чугунова, А.М.Пайкова, Склокина Н.А. Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая  программа «ЛЕКОТЕКА».
  6. Служба ранней помощи. Справочно-методические матерниалы по организации Служб ранней помощи. Отв. ред. М.М.Цапенко. Сост. Самсонова Е.В., Ярыгин В.Н. – М.: МГППУ, 2011.
  7. Е.А. Стребелева. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М.: ВЛАДОС, 2008.
  8. Н.В.Нищева. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.-СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы дошкольников.

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы дошкольников....

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей.

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей можно проводить во время непосредственно - образовательной деятельности, а так...

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы дошкольников.

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков  и эмоциональной сферы дошкольников....

Программа индивидуальной работы педагога-психолога Афанасьевой Марины Николаевны на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей

Программа индивидуальной работы педагога-психолога Афанасьевой Марины Николаевнына развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Играем, развиваемся, растем" по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы для детей 3-5 лет.

Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей раннего возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка....

Картотека игр для развития коммуникативных качеств и эмоциональной сферы у детей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Иланский детский сад № 50»          Картотека игр для развитиякоммуникативн...

Игры на сплочение детского коллектива, на развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, социализацию.

Данные игры помогут научить детей:1. Внимательно относиться друг к другу;2. Договариваться;3. Прислушиваться к мнению партнёра;4. Оказывать помощь;5. Согласовывать свои действия с партнёром по общению...