Эссе "Проблемы психологической адаптации детей в дошкольных учреждениях разных типов".
статья по коррекционной педагогике по теме

Зарипова Светлана Евгеньевна

«Я твердо убежден, что есть качества души,

без которых человек не может стать настоящим воспитателем,

и среди этих качеств на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребенка»

                                                                                                                       В.А. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:

 Музыкальный  руководитель

ДОУ № 22 «Золотая рыбка»

Зарипова Светлана Евгеньевна

Эссе

Проблемы психологической адаптации детей

в дошкольных учреждениях разных типов.

«Я твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребенка»

В.А. Сухомлинский.

«Умение проникнуть в духовный мир ребенка»… Я считаю - это великие слова величайшего педагога, которые должен знать и помнить каждый преподаватель, каждый воспитатель, каждый взрослый человек, который, так или иначе, общается с детьми. Попадая в дошкольное учреждение, ребенок, если смотреть на эту ситуацию его глазами, оказывается в совершенно новом для него мире, отличающимся от привычного жизненного уклада. Для одних детей приход в детский сад или ясли – настоящий яркий праздник, для других – чуть ли не трагедия, разрушающая его маленькую жизнь. Зигмунд Фрейд недаром считал, что все проблемы - из детства. Духовный мир ребенка настолько хрупок, что от этих первых самостоятельных шагов в «большой мир» зависит вся его дальнейшая жизнь, начиная с взаимодействия со сверстниками и создания своей семьи до успехов в карьерном росте. Именно поэтому на работниках дошкольного учреждения лежит такая большая ответственность перед ребенком. Именно поэтому так важна успешность в адаптации ребенка к новым условиям.

С чем связано возникновение психологических проблем у ребенка трудно сказать однозначно. Это может быть и недостаточный профессионализм воспитателя, и некомпетентность в воспитании, а порой, и безразличие некоторых родителей к проблемам ребенка. К сожалению, такое тоже бывает. Мне пришлось поработать во многих дошкольных учреждениях, в том числе и в детском центре. Приходилось общаться со многими семьями, и с неблагополучными тоже. Но проблемы с адаптацией возникали у детей даже из очень крепких дружных семей. Что может чувствовать ребенок, пришедший первый раз в детское учреждение, когда за мамой закрывается дверь и он остается один на один среди чужих людей в незнакомом помещении? Как ни странно, но я помню свой первый день в детском саду. Когда мы с мамой зашли в группу, было интересно – столько много новых игрушек! Странно  и непонятно было видеть других детей, сидящих на ковре просто так, молча, без игрушек, без мам, которые даже не пытались встать и уйти с этого ковра… Чужие тети в белых халатах, стояли в стороне и смотрели на меня с мамой. Но потом, случилось что-то страшное: одна из  них, взяла меня за руку и усадила на ковер с другими детьми. На мои попытки сопротивляться, она снова и снова усаживала меня на этот ковер! Я уже не могла видеть свою маму, и от этого начала плакать. Воспитательница говорила мне, что мама ушла! Я рвалась к двери, пыталась вырваться из рук этой чужой тетки. «Что она такое говорит?» – думала я, ведь мама не могла уйти, не могла оставить меня. Я чувствовала, что она там, за той дверью, к которой меня не пускали! Мне казалось в тот момент, что я больше никогда не увижу маму, никогда не попаду домой, что теперь я должна буду жить с этими детьми на ковре и с этими противными чужими тетками! Что меня здесь оставили НАВСЕГДА! Мне все же удалось вырваться из рук воспитательницы и открыть заветную дверь, за которой я НАШЛА свою спрятавшуюся от меня  маму. Я так плакала! Но уже не столько от страха снова потерять ее, сколько от радости, что она ЗДЕСЬ, что не бросила меня и что я ее нашла! Что и говорить -  в тот день никакая сила уже не могла меня оторвать от мамы, и она была вынуждена увести меня домой. Я не помню, как я потом привыкала к детскому садику, но моя старшая сестра потом рассказывала мне, что все свои летние каникулы она провела в моем детском садике вместе со мной. Видимо я была очень проблемным ребенком в плане адаптации. Но тот первый «опыт» обернулся для меня самым страшным днем в моей жизни. Впоследствии, когда выполняя обязанности воспитателя,  видя детские глаза новичков, полные слез и невыносимого отчаяния, в первую очередь я старалась успокоить ребенка, что его мама ушла лишь ненадолго, что она скоро вернется, что надо только немного подождать.  В первые дни знакомства ребенка с ДОУ, я просила родителей приводить его на время прогулки и оставлять одного  только после того, как он немного привыкнет к новой обстановке, и не больше, чем минут на 15-20. Мои коллеги критиковали меня, говорили, что адаптация может затянуться надолго, что нельзя идти на поводу у ребенка и т.д. Но я до сих пор очень хорошо помню свои детские переживания и понимаю, что может чувствовать в данный момент этот маленький человечек. Я думаю, что в первые дни пребывания в детском садике необходимо попытаться научить ребенка доверию и умению ждать. На мой взгляд, самое первое, что должен усвоить ребенок, это то, что воспитательница – его новый друг после мамы, и что мама обязательно за ним вернется.

Как же добиться доверия ребенка? Нельзя форсировать события – не стоит торопиться вступать в тесный контакт с ребенком, нужно дать ему время приглядеться, почувствовать, что ему не грозит никакая опасность. Это -  как история с Лисом из «Маленького принца» Экзюпери:

«…Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

– А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.

– Надо запастись терпеньем, – ответил Лис. – Сперва сядь вон там,

поодаль, на траву – вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты

молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись

немножко ближе...»

На следующем этапе знакомства с малышом на помощь приходят эмоциональные игры с использованием игрушек и различных предметов. Мне очень помог опыт музыканта – наше русское наследие очень богато разнообразием потешек и песенок. Пение само по себе сразу успокаивает ребенка и привлекает его внимание. Также установлению контакта способствует умение воспитателя рисовать и мастерить простые поделки из лоскутка ткани или листа бумаги. На глазах у ребенка возникает нехитрая игрушка, подобной которой он раньше не видел. Так возникает доверие. Эмоциональные игры стимулируют ребенка пойти на более близкий контакт – возникает желание прикосновения руками. После этого ребенок может позволить себя обнять или взять на руки.

Работая воспитателем в яслях, я столкнулась с некоторым противоречием. Наша группа в то время, когда я поступила на работу, готовилась принять новых детей. Мне очень важны были советы методиста, она снабдила меня соответствующей литературой, посоветовала обратиться за помощью к коллеге, так как она имела большой педагогический опыт. Все шло замечательно. Я, как губка, впитывала необходимую информацию. Первый шок у меня случился, когда я увидела, как воспитательница, с которой я работала, укладывала адаптационного ребенка спать. Придавив его одеялом, она навалилась на него так, что он не мог даже пошевелиться. Бедный малыш, красный от натуги, кричал изо всех сил, до хрипоты! Я просто потеряла дар речи. Такое увидеть после прочитанной мной литературы, что мы, воспитатели, обязаны создавать вновь прибывшим детям комфорт и условия, приближенные к домашним! Ничего себе «комфорт»! Воспитательница объяснила мне, что по другому просто поступать нельзя, что нужно «сломать» ребенка, и попросила меня выйти из спальной комнаты. Это был первый шок. Второй шок случился, когда няня во время кормления ударила малыша, за то, что он случайно опрокинул стакан с компотом на стол. После моего замечания не делать этого больше, няня перестала вообще подходить к детям, прекратив частично выполнять свои обязанности. Таким образом, я осталась без помощи, одна с «новобранцами». Но я даже была этому рада. Дети хорошо адаптировались, быстро успокаивались после ухода родителей, играли, хорошо кушали, спокойно засыпали под мои колыбельные.  Со временем этот инцидент дошел до заведующей. После расследования и объяснений мне дали понять, что у меня «слишком мягкий характер для работы с детьми в детском учреждении. Что для меня лучше будет, если я подыщу себе работу ну, хотя бы гувернантки»… В общем, дали понять, что я  - не ко двору. Это был третий шок. Няня даже нареканий не получила, а я была вынуждена уволиться. Очень хочется верить, что это был все же исключение из правил, и в других яслях и детских садах ничего подобного не происходит. Почему я написала об этом? Наверное, потому что раньше не догадывалась, что проблемы адаптации детей могут решаться подобными способами, и никогда раньше даже не задумывалась о существовании «обратной стороны медали». Меня всегда удивляло и  удивляет то, что многие воспитатели боятся общения с родителями и стараются избегать лишних контактов с ними. А ведь именно союз педагога и родителей помогает вырастить полноценно развитую личность, человека -  здорового и физически и, главное, морально. А о каком моральном здоровье может идти речь, если тебя уже с полутора-двух лет пытаются «сломать»…

В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок уже в состоянии понимать, что такое детский сад и для чего он нужен. Однако проблемы с адаптацией все же могут возникать. Это может происходить, возможно, от заниженной самооценки ребенка, которая порождает у него различные страхи. Этих страхов в детском возрасте бывает так много! Нам, взрослым, они, эти страхи, кажутся порой смешными и несущественными. Но для ребенка – это «самые страшные страхи из всех страхов». Ребенок, в силу своего возраста, не способен мыслить аналитически. Для него все, происходящее в его жизни, имеет большое значение, всё - очень важно и серьезно. Что его ждет в детсаду? Будут ли его там любить воспитатели? Будут ли с ним дружить ребята? Не обидят ли его? В детском центре, где я работала, существует группа кратковременного пребывания детей. Эта группа разновозрастная – от 2,5 лет до 6. Работая с этими детьми, я убедилась, насколько индивидуален каждый ребенок. Мальчик Ф. пришел в группу в два с половиной года. С первых же минут он так освоился, будто всю свою жизнь ходил в наш центр. Никаких страхов! Он исследовал свободно (с первого дня без мамы!) каждый закуток помещения и все доступные игрушки. К занятиям, в соответствии со своим возрастом, проявлял некоторый кратковременный интерес, время от времени подходя к столу, за которым занимались другие дети. Однако занятие по лепке ему пришлось по душе – его он выдержал полностью, не сходя с места (это по времени почти час!) и даже создал свой «шедевр», чем и похвастался перед мамой, когда она пришла забрать его домой. Спустя полгода он спокойно и без проблем пошел в детский сад. Другой же мальчик П. (4,5 года) имел опыт дезадаптации в детском саду, куда он ходил 4 месяца. Это был очень сложный случай. Ребенок совершенно не шел на контакт, ни с взрослыми, ни с детьми. Причем, детей он боялся еще больше, чем взрослых. Более того, после неудачной попытки с детским садом, у него появились проблемы со здоровьем, с приемом пищи - не все продукты стали усваиваться организмом, а также возникли проблемы с посещением туалета – он совершенно отказывался освобождать свой организм от лишнего. Он не мог общаться со сверстниками. Целый месяц мама приводила его лишь на время прогулки, которая длилась полтора-два часа, и все это время он прятался у нее за спиной. Только через полтора месяца он взял в руки предложенную ему игрушку, чтобы поиграть ею, но только с мамой. Примерно в это же время он согласился поздороваться со мной за руку. Это было настоящее достижение для всех нас! Однако прощаться за руку он не захотел, сказав, что «один раз он уже дал руку, хватит!». Потребовалось почти полгода, чтобы он начал играть и общаться с детьми, но и то выборочно, выделяя одного или двух человек, кого он выбирал в свои друзья, в основном это были девочки. Постепенно удалось частично справиться и с проблемой туалета, так как все совершалось им с великой тайной от других детей и, увы, только в мою смену. В другие дни он ждал появления мамы, чтобы навестить туалетную комнату. Хотя я не психолог по образованию, но анализируя поведение этого ребенка, я чувствовала, что проблемы у мальчика появились не только из-за неудачной попытки посещения  детского сада, что его дезадаптация проявила уже существующие, но скрытые до того времени проблемы. Настораживали некоторые моменты его общения с матерью. Иногда он мог быть с ней очень грубым, мог ударить ее. Он никогда не называл ее «мамой» - только «пупсиком». Сам часто перевоплощался в образы своих игрушек – он мог быть или кошкой Капочкой, или лошадкой Гошей, или собачкой Гафкой, и, приходя в центр, отзывался только на эти, кукольные имена. Если его в такие дни называли его собственным именем, он сердился: «Ну, ты что, глупая что ли? Я сегодня Капочка!» Я понимала, что у него это такая игра, но она как-то уж выходила за свои границы, вызывая тревожное чувство какого-то дискомфорта. Что я могла? Деликатные советы обратиться маме за консультацией к психологу отклика не находили.

Я часто сталкиваюсь с похожей реакцией у многих родителей. Их главный аргумент: «мой ребенок нормальный, нам психологи не нужны». Многие родители уверены, что знают своего ребенка на все сто процентов, считая, что у детей - все просто: они же маленькие еще, какие проблемы у них могут быть? Тут прикрикнул, там шлепнул – и нет никаких проблем! Они даже не догадываются, что духовный мир ребенка в своем богатстве не уступает духовному миру взрослого человека. Что ребенок даже в самом раннем возрасте – уже личность, и относиться к нему надо, как к личности. И иногда только психолог может вовремя заметить и помочь устранить проблему, еще невидимую на поверхности, но уже мешающую развитию и душевному здоровью ребенка. Если бы все взрослые, которые окружают ребенка и от которых зависит здоровье и жизнь маленького человечка, обрели бы способность «проникнуть в духовный мир ребенка»…  Тогда бы уж точно, проблем с адаптацией у детей было бы куда меньше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей к дошкольному учреждению в процессе игровой деятельности

Материал поможет как начинающим педагогам, так и воспитателям с опытом работы сделать процесс адаптации детей к ДОУ легким и увлекательным....

Адаптация детей к дошкольному учреждению в процессе игровой деятельности

Материал поможет как начинающим педагогам, так и воспитателям с опытом работы сделать процесс адаптации детей к ДОУ легким и увлекательным....

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации детей к дошкольному учреждению на 2014-2015 учебный год

Рабочая программапсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастав  период адаптации детей к дошкольному учреждениюна 2014-2015 учебный год ...

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ САНАТОРНОГО ТИПА

Воспитатель Стенгецкая Н.П. Государственного бюджетного учреждения здравоохранения детский санаторий «Солнечное» Курортного района г.Санкт-Петербурга ВведениеЧеловеческая натура слишком сложна ,ч...

«Возрастные особенности детей. Адаптация детей к дошкольному учреждению»

Повестка дня 1. Выбор родительского комитета на учебный год. 2. Информация о МДОУ (воспитателя Воронцовой П.П.) 3. Результаты адаптации. Возрастные особенности детей 3-4 лет. Навыки самообслу...

Протокол родительского собрания во второй младшей группе на тему:«Возрастные особенности детей. Адаптация детей к дошкольному учреждению»

Протокол родительского собрания во второй младшей группе на тему:"Возрастные особенности детей. Адаптация детей к дошкольному учреждению"...

Психологическая адаптация детей в дошкольном учреждении

Переход ребенка из одних условий существования в другие сложен всегда, а в наше время он значительно затруднен дополнительными стрессирующими факторами. В настоящее время признан приоритет семейного в...