Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОНР, осложнённое дизартрией и моторной алалией.
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Момогид Нажия Арслановна

В материале описывается опыт работы учителя-логопеда с детьми , имеющими речевые отклонения. Рассказывается о этапах, методах и приёмах работы с детьми с ОВЗ. Чётко описывается перечень документации, которые ведёт специалист.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл обмен опытом работы23.83 КБ

Предварительный просмотр:

 

Обмен опытом работы

на тему: « Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОНР»

подготовила учитель-логопед ГБОУ СОШ №16

СПДС «Красная Шапочка» (корпус №1)

Момогид Нажия Арслановна.

Уважаемые коллеги, учителя-логопеды! Считая актуальной и важной проблему коррекции общего недоразвития речи детей дошкольного возраста, с сопутствующими тяжелыми нарушениями речи, как моторная алалия, дизартрия, хотела бы поделиться опытом работы с детьми данной категории в условиях нашего СПДС,со списком документации, которую мы ведём.

  В начале учебного года мы составляем и оформляем коррекционную документацию на учебный год: перспективные планы  занятий на учебный год, составляем графики работы, циклограммы рабочего времени, годовой план работы, определяем графики и темы родительских собраний, темы консультаций для родителей, а также темы проектной деятельности. Оформляем тетради для вечерних заданий воспитателя с детьми, а также тетрадь учёта посещаемости логопедических занятий детьми. Очень важно для отслеживания за общим развитием ребёнка составить индивидуальные программы при взаимодействии всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре). Составляем рекомендации для родителей по результатам диагостического обследования.Каждое полугодие пишем отчёт о проделанной работе, составляем индивидуальные программы. Обследование детей проводим в сентябре, январе и мае.Заполняем протокол состояния устной речи, подсчитываем проценты и на основании диагностического обследования пишем аналитическую справку.Для отправления в ресурсный центр проводим мониторинг  в середине и в конце года и тоже пишем аналитическую справку. Объём документации огромный, но очень помогает чётко и грамотно отслеживать эффективность коррекционной работы, не пропуская ни одного раздела, направляет на последовательную, поэтапную и целенаправленную коррекцию.

  Работа начинается с диагностического обследования детей в сентябре месяце и ведётся две недели.Выводятся окончательные результаты. Подсчитываются проценты и приступаем к коррекционной работе. В зависимости от возрастной группы занятия ведутся по сетке, определённой программой Филичевой и Чиркиной.. Сначала групповые по подгруппам, а затем индивидуальные. Действуем по заранее составленной циклограмме. Индивидуальные программы составляем по результатам диагностического обследования на каждые полгода совместно со всеми специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель). Каждый специалист пишет свою и все программы складываются в единую папку. Кроме всего этого в папку вкладывается коллегиальное заключение членов ПМПК, рекомендации для родителей, график динамики развития устной речи ребёнка.В конце полугодия в программы записываем результаты работы. Эти программы помогают более точно определить, какие компоненты речи у ребёнка западают. Пишем отчёт учителя-логопеда за полугодие. По итогам диагностического обследования в СПДС создаётся ПМП(к) три раза в год, где каждый ребёнок обсуждается, уточняется диагноз и определяются дальнейшие пути коррекции. Итак, список документации учителя-логопеда:

  1. График работы (образец)-составляется в начале года.
  2. Циклограмма и расписание рабочего времени (образец)- составляется в начале года.
  3. Перспективные и календарные планы (образец)- перспективный в начале года и утверждается на педсовете.
  4. Годовой план (образец)- в начале года и утверждается на педсовете.
  5. Планы индивидуальных занятий (пишем еженедельно).
  6. Индивидуальные программы на каждого ребенка (планируем отдельно на каждое полугодие и ведём эту работу на индивидуальных занятиях) ( образец).
  7. Тетрадь учёта посещаемости логопедических занятий детей (ежедневно отмечаем -,+).
  8. Тетрадь взаимосвязи работы учителя-логопеда с воспитателями (ежедневно записываем задания воспитателю для закрепления материала в вечернее время).
  9. Паспорт логопедического кабинета (в начале года).
  10. Мониторинг устного состояния речи детей (образец) –в середине и конце года.
  11. Отчёт учителя-логопеда за полугодие (прилагается образец).
  12. Отчёт учителя-логопеда за учебный год.(образец)
  13. Катамнез речевого развития детей (прилагается образец)- в начале года.
  14. Сравнительная диагностика по результатам обследования за год (вносим в таблицу в начале, середине и конце года).

  Приступая к работе, хочу отметить, что коррекционная работа в младшей группе: 2 групповых занятия в неделю, ежедневно индивидуальные. В средней группе 3 групповых занятия, ежедневно-индивидуальные. А в старшей и подготовительной -4 занятия в неделю-групповые, ежедневно индивидуальные. Пятница отводится индивидуальным занятиям, работе со специалистами и родителями.В старшей и подготовительной группе мы проводим  2 занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи и 2 занятия по обучению грамоте формированию фонематических процессов. На занятиях по развитию лексико –грамматических средств языка и развитию связной речи- учим детей составлять рассказы по серии картин и сюжетным картинкам, описательные рассказы по схемам, мнемодорожкам, отдельным картинкам и т.д. Дети с удовольствием составляют рассказы творческого характера, с придумыванием начала и конца рассказа. Обязательно во время занятий мы используем различные упражнения по развитию грамматических категорий языка. Работа построена по типу: от простого к сложному. Также мы обучаем детей  навыкам усвоения грамоты: узнавать буквы, объединять буквы в слоги и т.д. В младшей и средней группах мы учим детей различать речевые и неречевые звуки, определять звуки по беззвучной артикуляции, готовим артикуляционный аппарат к постановке звуков. В средней группе уточняет артикуляцию звуков раннего огтогенеза, а позже гуппу свистящих. И начинам постановку, атоматизируем их. На занятиях по развитию связной речи и грамматических средств языка мы начинаем работу над составлением предложений по картинкам, составлению небольших рассказов-описаний с опорой на символы или схемы. В дальнейшем работа усложняется.

 В старшей продолжаем постановку и автоматизацию отсутствующих звуков.Начинаем учить дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости, а также по месту образования. Эта работа продолжается и в подготовительной группе. Дети подготовительной группы уже работают с деформированным текстом на слух и зрительно, т.е. из разрезных рассыпанных слов составляют предложения, проводят анализ. Печатают слуховые диктанты. Т.е мы занимаемся не только постановкой и автоматизацией звуков и развитием речи, а также подготавливаем детей к обучению в школе.

В своей практике широко использую такие здоровьесберегающие технологии, как: артикуляционная гимнастика, дыхательная и зрительная гимнастика; Су-Джок терапию, массаж и самомассаж, биоэнергопластику и кинезеологические упражнения. Участвую в ежеквартальных окружных методобъединениях логопедов, где с коллегами делимся опытом работы, новейшими технологиями, которые применяю в своей логопедической практике. Завершая свою консультацию ещё раз обращаю ваше внимание на то, что положительный эффект вашего коррекционного воздействия зависит от правильно выбранных вами путей коррекции, чёткого диагностирования и планирования. Желаю вам творческих успехов и процветания в нашем нелёгком, но благородном труде!

С уважением к вам Момогид Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР ( 5 лет)

Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР (5 лет)...

Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР (6 лет)

Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР (6 лет)...

Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда с заикающимися детьми.

Презентация предназначена для работы с дошкольниками 5-7 лет ,посещающими группы компенсирующей направленности (диагноз- заикание).Составлена специалистом высшей квалификационной категории....

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Использование нетрадиционных методов и приёмовв коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время   существует множество традиционного  практического материала для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья,  применение которых способст...

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя - логопеда с неговорящими детьми

В данной статье рассмотрены вопросы целенаправленного системного логопедического воздействия, направленного на коррекцию речевого развития детей, с использованием мультимедийных технологий, который...