Цель, задачи, организация и содержание исследования коммуникативной деятельности у детей со стёртой дизартрией
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Ляцкая Наталья Николаевна

методическая разроботка  диагностирования коммуникативной стороны речи у детей со стёртой дизартрией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Цель, задачи, организация и содержание исследования коммуникативной деятельности у детей со стёртой дизартрией

1.1. Цель, задачи исследования

Цель исследования – выявление особенностей коммуникативной деятельности у детей со стертой дизартрией.

Задачи исследования:

1. Изучение психолингвистической, психологической, педагогической по проблеме исследования.

 2. Определение содержания методики исследования коммуникативной деятельности у детей со стёртой дизартрией.

3. Выявление особенностей коммуникативной речевой деятельности у детей со стертой дизартрией.  

4. Разработка методических рекомендаций по развитию коммуникативно-речевой деятельности детей со стертой дизартрией.  

1.2. Организация исследования

                Исследование проходило на базе ГДОУ №17, №37 Василеостровского района. Экспериментальную группу составили 20 детей со стёртой дизартрией (общее недоразвитие речи, 3 уровень речевого развития) 5-6 лет. Контрольную группу составили 20 детей с нормальным речевым развитием того же возраста.

1.3.  Методика констатирующего эксперимента

                При определении содержания экспериментального исследования мы руководствовались рекомендациями М.И.Лисиной [13], Е.О.Смирновой [29] к проведению диагностики ведущей формы общения детей со взрослыми и выявлению особенностей речи в общении детей со взрослым и сверстником, а также рекомендациями А.Г.Арушановой [1] к оценке уровня сформированности диалогического общения со сверстниками у детей дошкольного возраста.

1. Исследование вербальных средств общения в условиях ситуативно-делового общения со взрослым.

Исследование проводилось с использованием двух видов заданий.

        Задание 1. Участие в совместной со взрослым сюжетной игре «Один день куклы Ани», что предполагает имитацию реальных бытовых действий с предметами ближайшего окружения.

        Материал: кукла, набор кукольной мебели (кроватка, стол, стульчик), кукольная посуда (тарелка, чашка, ложка, чайник, кастрюля).

         Игровые действия: «разбудить» куклу, посадить куклу за стол, расставить на столе посуду, положить «пищу» в тарелку, «чай» налить в чашку, накормить и напоить куклу Аню.

         Процедура и инструкция: ребенку предлагалось вместе с экспериментатором поиграть с куклой. Экспериментатор последовательно формулировал задания для ребенка, на правах равноправного партнера включался в деятельность: «Настало утро; разбуди Аню. Посадим Аню за стол. Накроем на стол. Чем будем кормить Аню? Покормим Аню…».  

        В процессе осуществления деятельности ребенку предоставлялась возможность самостоятельно организовать диалог с куклой.

         Задание 2. Участие в совместной со взрослым предметно-практической деятельности (игра «Нанижем бусы»).    

         Материал: длинный плотный синтетический шнур, набор из 10 крупных деревянных шариков красного, синего, желтого, зелёного, белый  цветов с отверстиями для продевания шнура.

         Игровые действия: последовательное нанизывание шаров на шнурок.  

         Процедура и инструкция: ребенку предлагается шнурок, набор шаров. «Давай сделаем бусы. Будем делать их вместе. Нам нужно сделать бусы с таким рисунком: красная бусинка, синяя, жёлтая, зелёная, белая. Сначала я продену шарик, потом ты. Снова я, потом снова ты. И так по очереди».

          2. Исследование вербальных средств общения в условиях внеситуативно-познавательного общения со взрослым.

        Исследование проводилось с использованием двух видов заданий.

        Задание 1. Участие в беседе на тему «Собака в жизни человека».

Материал: фотографии с изображением собак различных пород (овчарка, болонка, пудель, такса), сюжетные картинки (собака сидит в конуре; собака грызет кость; мальчик идет с собакой; мальчик кормит собаку; мальчик играет с собакой в мяч). Материал представлен в приложении.

Процедура исследования: экспериментатор последовательно выкладывал перед ребенком фотографии с изображениями различных собак и предлагал их внимательно рассмотреть. Затем экспериментатор начинал беседу, стимулируя ребенка к диалогу.

     План беседы:

  • Кто нарисован на картинках?
  • Посмотри, какие они? Одинаковые? Чем отличаются?
  • Ты когда-нибудь видел (а) собак? Где? Тебе нравятся собаки?
  • У тебя есть собака? (у твоих друзей)
  • Как собаки разговаривают?
  • Что собака умеет делать?
  • Где живет собака? Какую пользу она приносит человеку? С кем собака гуляет? Кто кормит собаку? Чем ее надо кормить? Во что мальчик играет с собакой? (совместно с взрослым ребенок рассматривает сюжетные картинки, на которых собака совершает различные действия).
  • Как человек ухаживает за собакой (кормит, купает, выгуливает, лечит)?
  • Когда собака радуется, что она делает (виляет хвостом, старается лизнуть)? Покажи, как она это делает.
  • Когда собака злится, что она делает (рычит, кусается, лает)? Покажи, как собака рычит.
  • Что нужно делать, чтобы собака не укусила (не трогать чужих собак, не дразнить собаку, не убегать от нее)?

В ходе беседы экспериментатор сообщал новые сведения, реагировал на инициативные обращения ребенка.

Задание 2. Совместное рассматривание книги познавательного содержания.  

Материал: две книги познавательного содержания (о животных; о транспорте) с крупными, яркими, реалистичными иллюстрациями.

Процедура и инструкция: ребенку предлагалось рассмотреть любую из представленных книг. «Какую книжку ты хочешь посмотреть? Давай вместе ее почитаем». В процессе ознакомления с содержанием книги экспериментатор давал необходимые пояснения, реагировал на все обращения собеседника.

3. Исследование вербальных средств общения в условиях внеситуативно-личностного общения со взрослым.

Исследование проводилось с использованием двух видов заданий.

Задание 1. Беседа и рисование.

Материал: лист белой бумаги, цветные карандаши.

Процедура исследования: ребенку предлагалось нарисовать то, что ему хочется. В процессе рисования экспериментатор находился рядом с ребенком.

Фаза ожидания: ребенок получал лист бумаги, цветные карандаши. Ему предлагалось посидеть рядом с взрослым и нарисовать то, что ему хочется. Экспериментатор в течение 3 минут не вмешивался в действия испытуемого, ожидая проявления его инициативы.

Фаза стимуляции: если в течение этого времени ребенок сам начинал общение, взрослый отвечал на его вопросы, поддерживал общение. Если испытуемый работал молча, то во второй фазе взрослый обращался к ребенку, рассматривал его рисунок, задавал вопросы.

     План беседы:

  • Что ты нарисовал (-а)?
  • Тебе нравится рисовать?
  • Кто научил тебя рисовать?
  • Что ты любишь рисовать?
  • Чем ты любишь рисовать?
  • Когда у тебя не получается, то что ты делаешь?
  • Обращаешься за помощью? К кому?
  • Кто в вашей группе (классе) рисует лучше всех?
  • Его (ее) хвалят? Кто хвалит? Как хвалят?
  • Кто в вашей группе (классе) рисует хуже всех?
  • Какой рисунок тебе нравится больше (предлагается 2 рисунка, выполненные детьми этой же группы)? Почему?

Задание 2. Участие в беседе на тему «Я и мои друзья».

Материал: групповые фотографии членов детского коллектива.    

Процедура исследования. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть предъявленные фотографии, ответить на ряд вопросов в соответствии с планом беседы.

          План беседы:

  • Хорошо ли тебе в группе?
  • Что вы обычно делаете вместе?
  • Дружно ли вы играете?
  • Ссоритесь ли вы? Часто или нет? Ты стараешься помирить ребят?
  • Кто тебе нравится? Почему?
  • Во что ты любишь играть?
  • Кто с тобой играет? Почему?
  • С кем ты никогда не играешь? Почему?
  • Любишь ли ты играть?
  • У тебя есть любимая игра? Чем она тебе нравится?
  • Ты любишь слушать сказки?
  • Какие сказки вы читали? Кто тебе больше всех понравился? Почему?

 4. Исследование вербальных средств общения в ситуациях совместной детской деятельности.

          Исследование проводилось с использованием двух видов заданий.

          Задание 1. Участие в совместной продуктивной деятельности (раскрашивании).

          Материал: набор цветных карандашей; силуэтное изображение перчатки с крупным геометрическим узором в основании.

          Процедура исследования: для участия в раскрашивании силуэтного изображения перчатки привлекалось двое детей. После предварительной беседы о назначении перчаток детям давалась инструкция: «Раскрасьте пальчики у этой перчатки. Раскрашивайте по очереди: сначала А раскрасит один пальчик, потом Б раскрасит следующий. И так по очереди раскрасьте все пальчики». В случае, если дети испытывали затруднения в развертывании взаимодействия, экспериментатор оказывал помощь в виде:

  • стимуляции к действию («Кто начнет раскрашивать?»);
  • организации действия в виде регулирования очередности раскрашивания;  
  • частичной демонстрации действия на начальном этапе выполнения задания.

Задание 2. Участие в совместной игровой деятельности.

Материал: набор «Доктор Айболит» (медицинская шапочка, градусник, шприц, вата, бинт, пластмассовый пузырек с лекарством).

Игровые действия: согласованное выполнение детьми ролевых действий в соответствии с сюжетом.

Процедура исследования: в игре участвуют двое детей. После предварительной беседы о профессии врача, рассматривания соответствующих иллюстраций детям предлагается поиграть «в доктора». Каждый из участников игры должен последовательно выступить в роли доктора и пациента. В случае, если дети испытывали затруднения в процессе развертывания игрового взаимодействия, экспериментатором оказывалась помощь в виде:

  • вербальных инструкций (больной, подойди к врачу; поздоровайся с ним;   скажи или покажи, что у тебя болит; скажи доктору «спасибо»; попрощайся с доктором. Доктор, позови больного; поздоровайся с больным; спроси, что у него болит; осмотри больного; скажи, как надо лечиться; попрощайся с больным и др.);
  • организации действия посредством регулирования очередности действий;
  • демонстрации образца игрового действия с вербальным и жестовым сопровождением.

        Оценка результатов

        Оценка вербальных средств общения производилась в следующем направлении:

        Оценка вербальных средств общения с учетом показателей коммуникативно-речевой активности испытуемого в ходе взаимодействия, языкового оформления высказываний.

        Каждое задание в рамках выделенных форм общения (ситуативно-делового, внеситуативно-познавательного, внеситуативно-личностного, совместной детской деятельности) оценивалось отдельно. Мы приняли единую систему оценки вербальных средств общения, включающую три показателя: коммуникативно-речевая активность, грамматическое оформление высказываний, лексическое оформление высказываний.

1. Коммуникативно-речевая активность

Заинтересованности в ситуации общения, в собеседнике не проявляет; инициативность в общении отсутствует; крайне не внимателен к речевому и неречевому поведению партнера, реакция на обращения партнера эпизодическая – 1 балл.

Заинтересованность в данной ситуации общения проявляет вяло; инициативность в общении резко снижена; реакция на обращения партнера избирательная, нерегулярная; в большей степени проявляется сосредоточенность на собственном поведении, чем заинтересованность в установлении и поддержании контакта с партнером – 2 балла.  

Заинтересованность в ситуации общения, в собеседнике снижена; в целом внимателен к речевому и неречевому поведению партнера, адекватно реагирует на его обращения; проявление инициативы в общении снижено; требуется стимуляция к поддержанию контакта – 3 балла.     

Заинтересован в ситуации общения, в собеседнике; инициативу в общении проявляет; реагирует на обращения собеседника; требуется незначительная стимуляция к поддержанию контакта – 4 балла.

 Заинтересован в ситуации общения, в собеседнике; активно проявляет инициативу в общении; занимает активную ответную позицию – 5 баллов.  

2 Лексическое оформление высказываний.

 Выбор лексических средств затруднен, часто не адекватен ситуации общения – 1 балл

 Отмечаются трудности актуализации слов; характерна стереотипность, неточность в употреблении лексических средств – 2 балла  

 Выбор лексических средств в целом адекватен ситуации общения; возможны замены слов по семантическому, функциональному сходству; отмечается стереотипность в употреблении лексики, ограниченность деятельностным контекстом – 3 балла  

Адекватный, оперативный и самостоятельный выбор необходимых лексических средств; отмечается ограниченность лексики деятельностным контекстом – 4 балла

Выбор лексических средств осуществляется адекватно ситуации общения; часто употребляет лексические средства, отличающиеся «внеситуативной» отнесенностью-5 баллов  

3 Грамматическое оформление высказываний

Употребляет отдельные слова, характеризующиеся грамматической аморфностью – 1 балл  

 Употребляет простые одно-, двухсловные высказывания; отмечается стереотипность в употреблении синтаксических конструкций, часто незавершенность конструкций с пропуском значимых фрагментов, невосполнимых из коммуникативного контекста – 2 балла  

 Употребляет высказывания, представленные единичными синтаксическими конструкциями; отмечаются аграмматизмы в виде нарушений согласования и порядка слов в высказывании – 3 балла  

 Употребляет высказывания, представленные комплексом конструкций; использует преимущественно простые синтаксические конструкции – 4 балла  

Употребляет высказывания, представленные комплексом конструкций; часто использует сложные синтаксические конструкции – 5 баллов  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Просодическая сторона речи и её особенности у детей со стёртой дизартрией"

В статье "Просодическая сторона речи и её особенности у детей со стёртой дизартрией" рассказывается об онтогенезе или развитии, становлении просодических характеристик речи, о важности  просодических ...

Просодическая сторона речи и её особенности у детей со стёртой дизартрией.

Просодическая сторона речи и её особенности у детей со стёртой дизартрией....

Особенности коррекции сонорных звуков у детей со стёртой дизартрией

В материале  описан процесс работы по постановке сонорных звуков ([Л], [Р]) c детьми с диагнозом: стёртая дизартрия....

Цели, задачи, методы и содержание методик исследования уровня адаптированности детей раннего возраста в период адаптации их к дошкольному учреждению.

Диагностическое исследование подразумевает подготовительную работу по сбору информации о ребенке, его семье, уровне подготовленности к дошкольному учреждению, об индивидуальных особенностях ребенка: ч...

Просодическая сторона речи и её особенности у детей со стёртой дизартрией

В статье рассматриваются особенности формирования просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией...