Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта (легкой степенью умственной отсталости)
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Нарушение интеллектуального развития влечет за собой ряд отклонений в развитии восприятия, межличностных отношений, эмоциональной сферы. У дошкольников с нарушением интеллекта (легкой степенью умственной отсталости) значительно снижена способность к усвоению общественного опыта,  нарушено восприятие и понимание состояния другого человека, не сформированы представления о родственных отношениях, отсутствуют знания о профессиях родителей, их имени и отчестве, фамилиях.

Всему, чему обычный ребенок учится в семье, ребенка с нарушением интеллекта приходится долго и кропотливо обучать. Дети с легкой степенью умственной отсталости нуждаются в особом подходе и особой организации обучения и воспитания. Социализация – важнейшая и первостепенная задача такого обучения.

 Процесс формирования у дошкольников  с  нарушением интеллекта (легкой степенью умственной отсталости) представлений о семье обеспечивается путем постоянного накопления новых впечатлений, обобщенных в процессе совместного обсуждения и взаимодействия с окружающими ребенка взрослыми и сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palova_n.n._statya.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей  дошкольного возраста с нарушением интеллекта (легкой степенью умственной отсталости)

Павлова Н.Н., учитель – дефектолог

МБДОУ детского сада компенсирующего вида №81 г.Ангарска        

        

Нарушение интеллекта (умственная отсталость) – это врожденное или приобретенное в раннем возрасте недоразвитие психики с преобладанием интеллектуального дефекта. При данном нарушении мышление конкретное, ограниченное, непоследовательное и стереотипное, некритичное.    

 Нарушение интеллектуального развития влечет за собой ряд отклонений в развитии восприятия, межличностных отношений, эмоциональной сферы. У дошкольников с нарушением интеллекта (легкой степенью умственной отсталости) значительно снижена способность к усвоению общественного опыта,  нарушено восприятие и понимание состояния другого человека, не сформированы представления о родственных отношениях, отсутствуют знания о профессиях родителей, их имени и отчестве, фамилиях.

 Коррекционно – развивающая работа с детьми с легкой степенью умственной отсталости опирается на учение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения в развитии детей с нарушением интеллекта.

Всему, чему обычный ребенок учится в семье, ребенка с нарушением интеллекта приходится долго и кропотливо обучать. Дети с легкой степенью умственной отсталости нуждаются в особом подходе и особой организации обучения и воспитания. Социализация – важнейшая и первостепенная задача такого обучения.

Педагогическая наука рассматривает социализацию как процесс и как результат формирования у детей представлений об многообразии окружающего мира, отношения к воспринимаемым социальным явлениям и поведения, соответствующего общепринятым нормам социума.

 Процесс формирования у дошкольников  с  нарушением интеллекта (легкой степенью умственной отсталости) представлений о семье обеспечивается путем постоянного накопления новых впечатлений, обобщенных в процессе совместного обсуждения и взаимодействия с окружающими ребенка взрослыми и сверстниками.

На первом году обучения (возраст 3-4 года) проводится работа по формированию положительной реакции ребенка на близкого взрослого. Дети учатся тактильно – эмоциональным способам выражения чувства привязанности и любви в специально организованных практических ситуациях и в повседневной жизни. Педагог учит ребенка узнавать на фотографии себя и своих родителей, говорить «Это мама», «Это папа» и т.п., при этом он объясняет ребенку, что маму надо любить, обнимать, помогать ей.

Для создания прочных эмоциональных контактов с близкими, укрепления положительных эмоциональных связей используются игры и упражнения: «Прятки», «Прятки с оглядкой», «Улыбка», «Ласковый ребенок», сюжетно-ролевые игры «Покачаем куклу», «Уложи спать мишку», «Дочки – матери», «Накорми куклу обедом», «Купание куклы», «Стирка», «Погуляй с куклой», «Одень куклу на прогулку», «Успокой лялю», домашние задания для выполнения дома с родителями «По кочкам по кочкам», «Чмок – чмок», «Сорока-ворона».

На втором году обучения (возраст 4-5 лет) ребенок учится узнавать и выделять себя на индивидуальной и групповой фотографии, членов своей семьи в домашней обстановке, в разных событийных ситуациях. С этой целью  оформляется фотоальбом, для которого родители детей приносят семейные фотографии. Также альбом пополняется фотографиями с событиями из жизни детского сада. Детей начинают учить называть по именам родителей, знакомят с составом их собственной семьи, закрепляют представления о половой принадлежности (мальчик - девочка, сынок – дочка). Дети учатся последовательно выполнять в сюжетной игре роли матери,  отца. сына, дочки, меняться ролями в процессе игры. Детей учат пользоваться эмоциональными способами выражения чувства привязанности к матери и членам семьи: смотреть в глаза, обнимать, целовать, держать за руку, прижиматься, улыбаться.

Для этого используются следующие игры и упражнения: «День рождения куклы», «Кукла заболела», «К нам гости пришли», «Новогодний праздник», «Большая уборка», «Кто в домике живет», «Мамин праздник», «Покружись, улыбнись (в парах)», «Каравай».

На третьем году обучения (возраст 5-6 лет) детей обучают различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей (радость, печаль, гнев), улавливать их изменение, выражать сочувствие (пожалеть, помочь), фиксировать свое эмоциональное состояние в словесной форме. У детей расширяются представления о своей семье. Они учатся называть свою фамилию, определять свою социальную позицию в семье (сын-дочь, внук – внучка), а также позицию своих родных (бабушка – дедушка, брат – сестра, папа - мама). У детей закрепляется умение называть себя и членов своей семьи по именам и фамилии, знание профессий родителей.

Основные игры и упражнения, используемые для формирования у детей представлений о семье: «День рождения куклы», «Мамин праздник», «Новоселье», «К нам пришли гости», «Позови друга в гости», «Кукла заболела», «Подарок», «Кому что нужно? (бабушке, дедушке, маме, папе, сыну, дочке)», «Моя семья», «Сварим суп», «Семья вечером (ждет гостей, на прогулке)», «Что любят делать мальчики», «Что умеют делать девочки»,  составление рассказов на тему «День рождения в семье», «Как наша семья провела выходной день», «Я маме помогаю».

На четвертом году обучения (возраст 6-7 лет) детей учат давать элементарную оценку своим поступкам и действиям, осознавать и адекватно реагировать на отношение к себе со стороны окружающих. Дети учат свой домашний адрес, у них формируется представление о том, где они живут (в каком доме, на каком этаже, сколько комнат в квартире и т.д.)

 Игры и упражнения: «Почему мама грустит», «Почему девочка плачет», «Какая помощь нужна?», «Почему смеется Таня?», «Как успокоить шалуна?», «Чего испугался мальчик», «День рождения», «Накроем праздничный стол», «новоселье у куклы», «Мама устала», «Мои домашние обязанности», «Свадьба куклы», «Мы идем в магазин».

Работу по формированию представлений о семье у дошкольников  с нарушением интеллекта (легкой степенью умственной отсталости) осуществляют все педагоги детского сада компенсирующего вида.

Учитель – дефектолог работает по данной теме в процессе непосредственной образовательной деятельности по разделам Основной общеобразовательной программы  дошкольного учреждения «Ознакомление с окружающим», «Развитие речи и формирование коммуникативных способностей», «Социальное развитие» в форме подгрупповых и индивидуальных занятий.

Воспитатель закрепляет представления детей о семье в совместной деятельности и в режимных моментах в ходе бесед, рассматривания сюжетных картин, фотоальбома, ознакомления с художественной литературой, сюжетно – ролевых и дидактических игр, в продуктивных видах деятельности.

Учитель – логопед на индивидуальных занятиях для формирования у ребенка представлений о семье включает в свою коррекционно – развивающую работу задания по пониманию обращенной речи, развитию слухового внимания, совершенствованию произносительной стороны речи, формированию активной речи на материале семейной тематики.

Музыкальный руководитель по своим направлениям работы (слушание музыки, пение, музыкально – ритмические движения и танцы, театрализованной деятельность) также осуществляет работу по закреплению у детей представлений о семье, воспитанию уважительного отношения и чувства принадлежности к ней. С детьми разучиваются песни  о маме, бабушке, сестренке к 8 марта, о папе и дедушке – к 23 февраля и Дню Победы, готовятся утренники для родителей, театрализованные представления с ярко выраженной семейной направленностью.

Кроме этого, лексическая тема «Семья» есть в учебно – тематическом плане на каждом году обучения. Работа педагогов в детском саду компенсирующего вида по каждой лексической теме осуществляется в тесной взаимосвязи друг с другом и для педагогов  группы оформляется в виде таблицы:  

Учитель - дефектолог

Воспитатель

Учитель - логопед

Музыкальный руководитель

Обучающий материал, наглядно-дидактические пособия (фотографии, атрибуты, иллюстрации, моделирование)

Дид.игры

Продуктивная деятельность

Чтение художественной литературы

Дид.игры

Сюжетно – ролевые игры

Словоизменение

Словообразование

Построение монологической и диалогической речи

Дид.игры

Пальчиковые игры и артикуляционная гимнастика

Песни, фольклор

Дид.игры и упражнения

Этюды Инсценировки

Совместное мероприятие –

сюжетно – ролевая игра

Совместное мероприятие –

логоритмика

Совместное итоговое мероприятие – праздник

В процессе коррекционно-развивающей работы с дошкольниками  с  нарушением интеллекта (легкой степенью умственной отсталости) важную роль играет работа педагогов с родителями. Помимо специальных бесед и консультаций, повышающих компетентность семьи в вопросах воспитания и решения социально – педагогических проблем ребенка, необходимо учить родителей способам взаимодействия со своим ребенком в конкретных ситуациях. Специально созданные ситуации обусловливают возникновение и поддержание у детей положительной эмоциональной реакции на близкого взрослого, формирование позитивных способов взаимодействия близкого взрослого с ребенком. (1 стр. 96).

Также положительный эффект имеют специально организованные формы взаимодействия ребенка и родителей: еженедельное закрепление пройденного материала по заданию учителя – дефектолога, совместное участие в выставках, соревнованиях, праздниках.

Комплексный подход к формированию представлений о семье у дошкольников с нарушением интеллекта (легкой степенью умственной отсталости) позволяет подвести детей к первоначальному, пока еще элементарному, осознанию роли семьи, системы родственных отношений. Несомненен нравственный результат такой работы: создается реальная возможность ввести детей в особенности родственных отношений, помочь им понять необходимость бережного, заботливого отношения к членам семьи и, самое главное, научиться азам такого отношения.

                Литература:

  1. Верещагина, Н.В. «Особый ребенок» в детском саду: Практические рекомендации по организации коррекционно – развивающей работы с детьми  множественными нарушениями в развитии / Н.В. Верещагина. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 160 с.
  2.  Екжанова, Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Программа для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: «Просвещение», 2010. – 267 с.
  3. Екжанова, Е.А. Коррекционно – педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно – методическое пособие / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – СПб: КАРО, 2008. – 336 с.
  4.  Шамарина, Е.В. Основы специальной педагогики и психологии: Учебное пособие / Е.В.Шамарина. – М.: Книголюб, 2007. – 247 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ И ЧУВСТВА ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К СВОЕЙ СЕМЬЕ

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования особо подчеркивается необходимость формирования у ребенка основ личностной культуры будущего гражданина и семьянина. И з...

Проектная работа Тема « Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу взрослых в организации»

Тема проекта: «Кто работает в детском саду»Возрастная группа: дети средней группы.Участники проекта: дети средней  группы, воспитатель, младший воспитатель, родители.Тип проекта: информационно – ...

Консультация для родителей по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей дошкольного возраста «Я и моя семья».

Консультация призвана:  - осмыслить основные нравственные ценности;- расширить представления  и обогатить педагогические умения родителей по вопросам нравственного воспитания детей;- вовлечь...

Консультация для родителей формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей дошкольного возраста «Я и моя семья».

Консультация призвана: - осмыслить основные нравственные ценности;- расширить представления  и обогатить педагогические умения родителей по вопросам нравственного воспитания детей;- вовлечь ...

консультация Формирование у детей дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, общес...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ ЧЕРЕЗ ОТНОШЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РЕБЕНКОМ И ВЗРОСЛЫМ

Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных п...