консультация Формирование у детей дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине.
консультация на тему

Видяпина Светлана Анатольевна

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx15.22 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

Формирование у детей дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружение. Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина. С первых дней своего существования ребенок становится членом коллектива, семьи. Семья – это первая среда, формирующая личность ребенка. В процессе общения с родителями, первыми своими воспитателями и наставниками, он растет, развивается, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы и правила поведения. Что можно, а что нельзя, что хорошо, а что предусмотрительно, дети постигают на опыте семейной жизни. Трудно переоценить роль семьи в формировании личности ребенка. Рождение ребенка - это не только большая радость, но и большая ответственность. И родители не всегда в должной мере это осознают. Обеспечив ребенка материально, нельзя забывать и о духовной стороне его жизни. Например, патриотизм, чувство любви и уважения к Родине, семье, воспитывается всем укладом жизни. Но здесь трудно обойтись без целенаправленного, специального воздействия. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стало другой и сама семья. В Законе РФ «Об образовании» (ст. 18) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Должно осуществляться взаимодействие ДОУ и семьи, а не одностороннее воздействие на родителей. Требования детского сада и семьи должны быть едиными, т.к. воспитатели непосредственно продолжают дело, начатое семьей. Семья, являясь для ребенка первым наиболее значимым проводником социального влияния, «вводит» его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Всем этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни, многое из усвоенного в детстве определит его качество будущего семьянина. Представление о природе, человеке, обществе, в том числе семье, ее членах, семейной родословной, домашних делах определяют значимость того образца семьи, который первоначально формируется у ребенка. Семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только взаимодействие и взаимоотношение в диаде «родители-ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей , что объективно может способствовать формированию у детей образа семьи. Семья – первый коллектив в жизни ребенка, оказывает на него непрерывно формирующее воздействие. Родители самые близкие для ребенка люди, большое значение имеет их любовь и авторитет. Но ребенок воспитывается не только в семье, а также и в специальной педагогической среде, где с ним работают подготовленные педагоги и воспитание носит научно-обоснованный характер. Формирование у детей представлений о семье, ее членах, их взаимоотношениях происходит в процессе сюжетно – ролевых игр. В игровых действиях дети воспроизводят поведение, чувства, переживания своих родителей так, как они себе их представляют, отображают различные жизненные ситуации. В дошкольном возрасте углубляются представлений детей о семье, родственных отношениях. Дети приучаются активно выражать в поступках и действиях доброе отношение к близким. Дети дошкольного возраста должны: иметь представление о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца. Понимать, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения), как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу. Знать некоторые культурные традиции своей семьи, любимые занятия членов семьи («Моя мама любит печь пироги, брат любит строить модели кораблей» и др.) Выражать интерес к эмоциям и чувствам людей, уметь узнавать разные эмоциональные состояния людей по мимике жестам. Осознавать связь между настроением взрослых и поведением детей, их поступками по отношению к старшим (мальчик помогает маме – это ее радует; девочка отказалась выполнить просьбу бабушки – бабушка огорчена). Дети этого возраста должны проявлять чуткость к эмоциональному и физическому состоянию старших (мама отдыхает – нельзя шуметь, бабушке тяжело нести сумку – надо помочь, у бабушки болят ноги – надо идти медленнее). Выражать в семье внимание к больному: подать лекарство, грелку, принести воды, развлечь. Рассказывать взрослым о семье. Использовать в обращении к близким ласковые обороты речи: «бабуля», «мамочка» и др. Через экскурсии и прогулки в лес, парк, поле, прививать детям любовь к родной природе, формировать чувство ответственности за сохранение природы родного края. Таким образом, в ходе совместной работы ДОУ и родителей дети подводятся к первоначальному, пока еще элементарному осознанию роли семьи, системы родственных отношений, определяют свое место как члена семьи. Несомненен нравственный результат такой работы: создается реальная возможность ввести детей в особенности родственных отношений, помочь им понять необходимость бережного, заботливого отношения к членам семьи и, самое главное, научиться азам такого отношения. У детей складываются первые ожидания в отношении своей будущей семьи. Например, они говорят: «Когда у меня родятся свои дети, я никогда не буду их ставить в угол», «Я, когда вырасту, своей жене всегда буду дарить цветы». «Запускается» элементарная рефлексирующая позиция на основе понимания «хорошая – плохая» семья.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре".

Консультация для воспитателей " Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре"...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ И ЧУВСТВА ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К СВОЕЙ СЕМЬЕ

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования особо подчеркивается необходимость формирования у ребенка основ личностной культуры будущего гражданина и семьянина. И з...

Консультация для родителей по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей дошкольного возраста «Я и моя семья».

Консультация призвана:  - осмыслить основные нравственные ценности;- расширить представления  и обогатить педагогические умения родителей по вопросам нравственного воспитания детей;- вовлечь...

Консультация для родителей формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей дошкольного возраста «Я и моя семья».

Консультация призвана: - осмыслить основные нравственные ценности;- расширить представления  и обогатить педагогические умения родителей по вопросам нравственного воспитания детей;- вовлечь ...

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта (легкой степенью умственной отсталости)

Нарушение интеллектуального развития влечет за собой ряд отклонений в развитии восприятия, межличностных отношений, эмоциональной сферы. У дошкольников с нарушением интеллекта (легкой степенью умствен...

Цель: формирование у детей дошкольного возраста уважительного отношения к маме, умения выразить ей свою любовь словами и действиями. Задачи:1. Воспитывать уважительное отношение к маме, желание порадовать ее. 2.Знакомство детей с традицией празднования Дн

Консультация для родителей.«Скоро, скоро Новый год!Новый год - самый долгожданный праздник не только для детей, но и, я думаю, для нас с вами, взрослых уже людей. Все мы с теплом вспоминаем...