ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ И ЧУВСТВА ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К СВОЕЙ СЕМЬЕ
элективный курс на тему

Золина Юлия Михайловна

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования особо подчеркивается необходимость формирования у ребенка основ личностной культуры будущего гражданина и семьянина. И закономерно, что в картине мира, которая должна сложиться у ребенка к концу дошкольного возраста, особое место занимает семья, представления о ней, развитие уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chek_ped_usloviya.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая работа на тему:

 «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ И ЧУВСТВА ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К СВОЕЙ СЕМЬЕ»

 Выполнила

Золина Юлия Михайловна

воспитатель,

МБДОУ детский сад №30

Кировский район

Самара, 2015г.

  1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.
  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Согласно «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года» основным направлением развития воспитания является обновления содержания воспитания, внедрения форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих эффективной реализации воспитательного компонента ФГОС, содействие разработке и реализации образовательных программ, включению в образовательные программы элементов, направленных на повышение уважения детей к семье и родителям, старшим поколениям, подготовку личности к браку и семейной жизни на основе традиционных семейных и нравственных ценностей.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования особо подчеркивается необходимость формирования у ребенка основ личностной культуры будущего гражданина и семьянина. И закономерно, что в картине мира, которая должна сложиться у ребенка к концу дошкольного возраста, особое место занимает семья, представления о ней, развитие уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

Семья для дошкольника – первое звено, которое связывает его жизнь с обществом. В семье создаются ценные социально-нравственные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, формируются привычки, черты характера, чувства детей психические свойства и личностные качества.

Изучение процесса формирования представлений дошкольников о семье отражено в ряде работ Э.К. Васильевой, Н.И. Демидовой, С.И Голод, М.С. Маковецкого, А.Г. Харчева. Выявлено, что этим представлениям свойственны неточность и фрагментарность, бедность эмоциональной «окраски» неустойчивость и изменчивость, а иногда и просто не соответствуют действительности, заменяются выдумками и фантазиями.

Недостатки в результатах

Недостатки в основном процессе

Недостатки в условиях профессиональной деятельности

У детей не сформированы представления о понятии семьи, семейных ценностях

Педагог недостаточно использует различные методы и приемы в индивидуальной работе с детьми, в игровой деятельности, в режимных моментах по тематике «Семья»

Отсутствие новых форм и методов воспитания, обучения, развития дошкольников в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом

Не сформированы представления о родословной и о родственных отношениях (родители, дети, бабушка, дедушка, тетя, дядя и т.д.) у детей

Педагогом не используется наглядный материал с использованием членов семьи, «модели» семьи, генеалогического древа, не используются мультимедийные пособия.

Плохо организована совместная деятельность дошкольного учреждения с родителями.

Отсутствие современных мультимедийных пособий по тематике «Я и моя семья»

Дети не проявляют эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, не проявляют заботу о родных и близких

Недостаточное использование разнообразных приемов и методов, направленных на развитие умений различать средства общения и пользоваться ими;

Педагогом не ставятся воспитательные задачи по формированию эмоциональной отзывчивости;

низкая эмоциональная отзывчивость у самого педагога

Развивающая предметно-пространственная среда содержательно ненасыщенная по тематике «Я и моя семья»

Таким образом, определяется противоречие:

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у дошкольников предполагает использование различных видов детской деятельности, однако, в практической деятельности отсутствуют педагогические условия для организации этих видов деятельности.

  1. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

На основе анализа недостатков можно сформулировать следующую проблему: подбор новых педагогических условий для формирования у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

  1. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Целевые ориентиры

Конкретизация с возрастом и темой работы

Пример проявления в действии и в речи ребенка

Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты

Развиты дружеские взаимоотношения между детьми, привычка играть сообща, трудиться.

Ребенок заботится о младших, помогает им, защищает тех, кто слабее.

Проявляет заботу об окружающих, с благодарностью относится к помощи и знакам внимания. Умеет оценивать свои поступки и поступки сверстников. Использует вежливые слова. Может радовать старших хорошими поступками.

Участвует в сюжетно-ролевых играх, играх-инсценировках.

Делится своими достижениями и неудачами со взрослыми.

Проявляет сочувствие (вербально и не вербально)

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей; склонен наблюдать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и интересуется историей своей семьи и ее традициями.

Ребенок имеет представление об изменении позиции в связи с взрослением. Ребенок создает простейшее генеологическое древо с опорой на семью.

Знает свой пол, возраст, ФИО, состав семьи, многоролевое поведение каждого члена семьи (женщина- мама, бабушка, дочь, сестра и т.д.)

Рисует свою семью, себя в будущем.

Совместно с родителями участвует в создании генеалогического древа, создании герба семьи, в создании альбома «Наши семейные традиции»

ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения

ребёнок может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний в общении со взрослыми и детьми.

Знаком с произведениями детской литературы.

Знает и использует пословицы и поговорки о семье, о различных человеческих качествах;

Составляет рассказы по семейной тематике («выходной день в моей семье» и т.п.)

ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности

проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании в области «семья»

Участвует в театрализованной деятельности, в утренниках: рассказывает стихотворения, поет песни о маме, бабушке, папе о т.д.

  1. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

В рамках работы по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к семье необходимо разнообразить, найти новые формы, средства обучения.

Так же педагог должен вносить новые материалы для реализации самостоятельной игровой деятельности, то есть на практике педагог должен уметь организовать развивающую предметно-пространственную среду, включающую в себя разнообразные центры:

  • центр искусства (иллюстрации, картины «моя семья», коллаж «моя семья», портреты членов своей семьи, разрезные картинки, альбомы «моя семья», генеалогическое древо);
  • центр книги и речевого развития (художественная литература в соответствии с возрастом: сказки народов мира и русские народные, произведения устного народного творчества, современные художественные произведения и т.д.);
  • центр театрализованной деятельности, который включает атрибуты для разыгрывания «семейных этюдов»;
  • центр художественного творчества, включающий помимо художественного материала и средств, иллюстрационный материал, репродукции картин и т.д.);
  • «Уголок семьи» для разыгрывания сюжетно-ролевых игр.

В средства обучения необходимо включить:

  • подбор необходимой литературы;
  • создание демонстрационных программных средств;
  • использование мультимедийных дидактических игр;
  • использование игр-инсценировок, театрализованных игр, игр-сказок; использование игровых тренингов типа «Назови ласково», «Чем можешь порадовать маму» и т.д.

При реализации программы может проводиться оценка индивидуального развития детей (мониторинг). мониторинг производится педагогом в рамках педагогической диагностики. Психолог в свою очередь отслеживает на этапе диагностики психологические показатели.

Методику педагогической диагностики результатов освоения предлагают авторы программы «Семьеведение для малышей»:

Показатель

Диагностическое упражнение

Задачи

Знания о семье

Рисование на тему «Я в будущем»

Выявить социальную ориентацию ребенка на семейную роль, соответствующую его полу

Знания о самом себе

Беседа с ребенком

Выявить знания ребенка о многоролевом поведении каждого члена семьи.

Проявление себя в игровой роли

Диагностика игровой деятельности (вспомогательный метод)

выявить уровень развития сюжетно-ролевой игры «Семья»

По примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой диагностика знаний и представлений детей о семье в старшей группе проводится по следующим критериям:

Критерии оценки

Баллы

1

Уверенно называет свои имя и фамилию, называет имена и отчества своих родителей

2

2

Знает и называет имена и отчества своих дедушек и бабушек

2

3

Проявляет интерес к истории своей семьи и ее традициям

2

4

Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прадедушка, прабабушка

2

5

Понимает родственные отношения: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, муж, жена, дядя, тетя, племянник, племянница

2

6

Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких друзей, уважительное отношение к окружающим людям. старается радовать старших своими хорошими поступками

2

7

Проявляет волевые качества

2

8

Проявляет свою заботу о родных и близких, помогая им, выполняя свои домашние обязанности

2

9

Проявляет интерес к профессиональной деятельности своих родителей

2

10

Имеет элементарные представления о том, что такое семья

2

11

Имеет элементарные представления о том, что такое родословная

2

  • Примерные уровни оценки:

Уровни

Баллы

Ниже среднего

4-8

Средний

10-16

Высокий

18-22

  1. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Социально – экономические перемены общественной жизни нашей страны вносят определенные изменения в российскую систему дошкольного образования.

Кадровые изменения:

  • Курсы повышения квалификации педагогов по организации педагогического процесса по ФГОСДО;
  • Ознакомление работников с инновационными образовательными программами и технологиями и их применение на практике;
  • Участием в районных и городских методических мероприятиях;
  • Педагогические советы, выступления педагогов.

От профессиональной компетенции воспитателя зависит на сколько будут высоки результаты у обучающихся.

Научно-методические изменения:

  • Разработать методические пособия для работы с детьми в области «Я и моя семья»;
  • Изготовление игровых пособий, схем, наглядного материала;
  • Внесение изменений в годовой план по образовательным областям социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Материально-технические изменения:

  • Создание предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
  • Приобретение, разработка и использование компьютерных игр, мультимедийных пособий;

Нормативно- правовые изменения:

Информационные изменения:

  • Приобретение методической литературы по новым требованиям стандарта;
  • Создание памяток для родителей, интернет-журналов;
  • Создание электронных образовательных пособий и использование ИКТ в работе (посещение сайтов, с целью получения опыта других воспитателей).

Организационные изменения:

  • Разнообразные формы совместной деятельности педагогов и ДОУ в целом и родителей;

При воплощении данного проекта в жизнь предполагается, что воспитатель создаст методическую копилку, в которую включит название книг, игр, пособий по данной теме. Для повышения эффективности проекта разработает критерии и методы его оценки. В проектировочном процессе отсутствуют готовые систематизированные знания – из множества впечатлений, знаний, понятий нужно построить своё представление о его реализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы по формированию дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых»

В дошкольной системе образования Россиии за последний период происходят значительные изменения, которые повышают требования к личностному и профессиональному развитию  учителя. Дошкольные  у...

Проектная работа Тема « Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу взрослых в организации»

Тема проекта: «Кто работает в детском саду»Возрастная группа: дети средней группы.Участники проекта: дети средней  группы, воспитатель, младший воспитатель, родители.Тип проекта: информационно – ...

Консультация для родителей по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей дошкольного возраста «Я и моя семья».

Консультация призвана:  - осмыслить основные нравственные ценности;- расширить представления  и обогатить педагогические умения родителей по вопросам нравственного воспитания детей;- вовлечь...

Консультация для родителей формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей дошкольного возраста «Я и моя семья».

Консультация призвана: - осмыслить основные нравственные ценности;- расширить представления  и обогатить педагогические умения родителей по вопросам нравственного воспитания детей;- вовлечь ...

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта (легкой степенью умственной отсталости)

Нарушение интеллектуального развития влечет за собой ряд отклонений в развитии восприятия, межличностных отношений, эмоциональной сферы. У дошкольников с нарушением интеллекта (легкой степенью умствен...

консультация Формирование у детей дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, общес...