«Технология инклюзивного образования в условиях ФГОС в ДОУ»
статья по коррекционной педагогике на тему

Лагерева Анастасия Сергеевна

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предоставляет большую возможность для перехода к совместному обучению здоровых и детей с ограниченными возможностями здоровья. Введение ФГОС направлено на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.

Концепцией модернизации российского образования определены приоритеты образовательной политики в области специальной (коррекционной) педагогики в виде постепенной интеграции и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В современной педагогической науке и практике интеграция в образовании, иначе называемая «инклюзия», предполагает создание нового типа образовательной среды, в которой для полноценного развития детей с особыми образовательными возможностями и потребностями создаются наиболее благоприятные условия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 11 «Теремок» посёлка Псебай

муниципального образования Мостовский район

Центр ответственного родительства «Верные руки»

Методическое объединение учителей – дефектологов и учителей - логопедов

Тема выступления:

«Технология инклюзивного образования в условиях ФГОС в ДОУ»

Подготовила: Педагог-психолог

Лагерева Анастасия Сергеевна

п.г.т. Псебай,

 2017г.

«Технология инклюзивного образования в условиях ФГОС в ДОУ»

Слайд 1

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предоставляет большую возможность для перехода к совместному обучению здоровых и детей с ограниченными возможностями здоровья. Введение ФГОС направлено на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.

Концепцией модернизации российского образования определены приоритеты образовательной политики в области специальной (коррекционной) педагогики в виде постепенной интеграции и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В современной педагогической науке и практике интеграция в образовании, иначе называемая «инклюзия», предполагает создание нового типа образовательной среды, в которой для полноценного развития детей с особыми образовательными возможностями и потребностями создаются наиболее благоприятные условия.

Слайд 2

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным.

Инклюзивное образование – это образование, которое каждому, несмотря на имеющиеся интеллектуальные, физические, эмоциональные, социальные или другие особенности, предоставляет возможность быть вовлеченным в общий процесс обучения и воспитания.

Можно выделить следующие принципы, на которых базируется инклюзивное образование.

Принцип индивидуального подхода предполагает подбор таких методов и средств обучения, в которых будут учтены индивидуальные образовательные потребности каждого ребенка. Индивидуальные программы развития дошкольника разрабатываются на основе диагностики его функционального состояния и предусматривают выработку индивидуальной стратегии развития.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Предоставление условий для самостоятельной активности ребенка является одним из важнейших условий успешности инклюзивного образования. Реализация данного принципа помогает предотвратить появление «выученной беспомощности» – феномена, когда ребенок не прикладывает собственных усилий для улучшения своего состояния, а ожидает внешней инициативы.

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.

Принцип междисциплинарного подхода предполагает применение комплексного подхода к определению и разработке средств и методов обучения и воспитания детей; регулярное проведение диагностических мероприятий каждого ребенка, на основе которых составляется адаптированная образовательная программа на ребенка.

Принцип вариативности в организации процессов воспитания и обучения предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, безбарьерной среды, вариативной методической базы воспитания и обучения и др.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей. В рамках данного принципа главной задачей специалиста (педагога) является установление доверительных партнерских отношений с родителями или близкими ребенка, внимательного отношения к запросам родителей и др.

И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с РАС, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с РАС.

Каждый ребенок с ОВЗ должен иметь возможность реализовать свое право на получение образования в любом типе образовательного учреждения и получать при этом необходимую ему специализированную помощь.

В конце ноября 2015 года в консультационный центр нашего детского сада обратилась мама ребенка, поведение которого вызывало беспокойство. Ребенку на тот момент обращения родителя было 4 года.

После проведенной диагностики, специалистами было рекомендовано посещение ПМПК с целью определения дальнейшего маршрута развития ребенка.

02.12.2015 г. ребенок был зачислен в группу компенсирующей направленности «Особый ребенок».

Слайд 3-4

        После диагностики и внутреннего ПМП консилиума была определена траектория развития ребенка и необходимые для этого ребенка специалисты (составлена Адаптированная образовательная программа). Слайд 5-10

Слайд 11

        С 01 сентября 2016 года ребенок был частично интегрирован в среднюю обще развивающую группу с пребыванием в детском саду 5 часов в день.

Интегрированное образование предполагает, что ребенок с РАС овладевает знаниями в рамках общеобразовательного стандарта в те же сроки, что и нормально развивающиеся дети. Как указывает Н. Н. Малофеев, организация интегрированного образования, инклюзии наиболее перспективна в период дошкольного детства.

Проблема воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно адаптироваться в среду здоровых сверстников.

Перед интеграцией ребенка в обще развивающую группу, с родителями данной группы были проведены встречи, где предоставлялась информация о понятии «инклюзия», об особенностях ребенка, интегрирующего в группу.

Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

С детьми были проведены тематические встречи, с показом мультфильма «Про Диму» с дальнейшим обсуждением.

Слайд 12-13

Цель коррекционно – развивающей работы педагога - психолога: помочь ребенку с РАС адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации. 

Задачи:

  • оказывать помощь ребёнку в формировании у него социального опыта взаимодействия со сверстниками, взрослыми людьми и предметами окружающей действительности;
  • преодоление агрессивного поведения при общении со взрослым;
  • развитие познавательных навыков;
  • смягчение характерное для ребенка сенсорного и эмоционального дискомфорта;
  • преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения;
  • развитие самосознания и личности аутичного ребенка.

Слайд 14-20 (фотографии ребенка в обще развивающей группе).

Слайд 21

    Построение коррекционных занятий с аутичными детьми, особенно в самом начале работы, отличается от занятий с детьми, имеющими другие нарушения развития. В случаях с РАС признанные эффективными приемы обучения часто отказываются работать. Можно утверждать, что работа с аутичным ребенком требует совершенно особого подхода.

Помимо учета индивидуальных особенностей ребенка потребуется и постоянный педагогический поиск. Можно заранее составить план предстоящего занятия, однако действовать в большинстве случаев все же придется в зависимости от ситуации, желаний и настроения ребенка в данный момент.

На этапе налаживания с ним контакта не рекомендуется настаивать на проведении конкретных игр. Будьте более чутки к его реакциям, и вы увидите, что зачастую он сам предлагает ту форму возможного взаимодействия, которая в данный момент для него наиболее комфортна. Порой стоит принять такое предложение ребенка, не забывая, конечно, о целях работы. Если вы пойдете по этому пути, через некоторое время он будет видеть в вас союзника, компаньона по играм, станет по-настоящему доверять вам.
    Следует предупредить, что поведение ребенка во время занятия может быть самым разным. Если он вышел из состояния равновесия, следует сохранять спокойствие, не ругать, а постараться понять, чего он хочет в данный конкретный момент, и помочь ему выйти изсо стояния дискомфорта.
    Все, что происходит на занятии, должно сопровождаться эмоциональным комментарием, в ходе которого взрослый проговаривает все действия и ситуации, представляя их в положительном свете.
Нужно быть готовым к тому, что реакция на одну и ту же игру, ситуацию у разных детей с диагнозом «аутизм» может быть различной: на что один ребенок отреагировал вполне дружелюбно, другой может ответить резко отрицательно.

Мало того, один и тот же ребенок может вести себя совершенно по-разному в одинаковой ситуации. Здесь можно посоветовать не бояться пробовать и в случае, если он принимает предложенную ситуацию, постараться развить ее. Если же у ребенка возникла реакция отторжения, то следует тут же остановить игру. Безусловно, это потребует от педагога или психолога гибкости, позволяющей действовать в зависимости от развития конкретной ситуации.

Формы и методы работы с ребенком с РАС. 

В процессе занятий с ребенком следует придерживаться некоторых общих рекомендаций по проведению занятий:  

- налаживание эмоционального контакта с ребенком;

- регулярное систематическое проведение занятий по определенному расписанию;

- смена видов деятельности в процессе одного занятия;

- повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале;

- игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка;  

- использование физических упражнений, которые, как известно, могут и поднять общую активность ребенка, и снять его патологическое напряжение;  - опора на сенсорные анализаторы.

Элементы песочной терапии. Игры с песком – удивительный способ общения ребёнка с миром и с самим собой. Перед ребёнком открываются новые пути развития и взаимодействия с окружающим миром, помогают ребенку и стабилизируют его эмоциональное состояние.

Слайд 22

Элементы Су-Джок терапии. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Этот метод был разработан южно-корейским ученым профессором Пак Чже Ву. Что же такое Су-Джок? Это в первую очередь само массаж. Данный вид массажа не только полезен, но и очень интересен детям и положительно сказывается на самочувствии. Применение Су-Джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

Слайд 23

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

        Данный метод обладает диагностической, коррекционной, реабилитационной, психотерапевтической, социальной функциями, а в дошкольном возрасте позволяет решить множество задач. С помощью сказкотерапии можно выявить психическое развитие ребенка, отношение к себе и окружающим, скрытые мотивы поведения.

        Применение данного метода позволяет решать ряд педагогических и психологических проблем, возникающих у детей дошкольного возраста с ЗПР. В частности, посредством сказкотерапии педагог способствует развитию творческого и образного мышления, фонематического слуха, совершенствованию вербального языка, умению устанавливать причинно-следственные связи.

Слайд 24-25

Кннезиологические упражнения. Ребенок посещает сенсорную комнату, где может побыть в тишине.

Слайд 26-34 (фотографии ребенка)

        

Сенсорная игра, как возможность установления контакта с аутичным ребенком

    Трудности в работе с аутичным ребенком возникают у специалиста уже при первом знакомстве. Обычной оказывается ситуация, когда ребенок либо не обращает внимания на присутствие нового взрослого, либо становится напряженным и агрессивным. К такой его реакции необходимо быть готовым заранее. При этом следует четко представлять психологические причины подобного поведения. А причина в том, что появление незнакомого человека привносит в жизнь аутичного ребенка элемент неизвестности, который вызывает у него чувство дискомфорта и страха. Ему потребуется время, чтобы освоиться в новых условиях, привыкнуть к педагогу. Чтобы завоевать доверие ребенка, наладить с ним контакт, без которого невозможно проведение коррекционных мероприятий, мы предлагаем проводить сенсорные игры.
    Сенсорными мы условно называем игры, основная цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильньные двигательные, обонятельные и вкусовые. Целесообразность проведения с аутичным ребенком таких игр основывается утверждении о том, что сенсорный компонент в ознакомлении с окружающим миром приобретает для него особую значимость. А если удается связать приятное переживание, которое возникает у аутичного ребенка при получении нового сенсорного ощущения, с образом конкретного человека, он проникается к нему доверием, начинает видеть в нем союзника этом случае можно говорить об установлении эмоционального контакта.

Виды сенсорных игр

Игры с красками. Для проведения игры потребуются: акварельные краски; кисточки, пять прозрачных пластиков стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым). Стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой, затем в них поочередно разводятся краски разных цветов. Обычно ребенок завороженно следит за тем, как «облачко» краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая кисточкой, - ребенок своей реакцией даст вам и понять, какой из способов ему больше нравится. В этой игре ребенок довольно быстро может проявить желание более активно участвовать в происходящем начинает «заказывать» следующую краску или выхватывает кисточку и принимается действовать самостоятельно. Когда увлеченность чистым сенсорным эффектом станет ослабевать (это может произойти через разное количество времени у разных детей), можно приступать к расширению игры. При этом подразумевается, что ребенок играет красками не только на занятиях с психологом (или педагогом), а и любой момент, когда захочет, призвав на помощь кого-нибудь из близких, либо самостоятельно, если позволяет уровень развития его бытовых навыков. Предлагаем некоторые из возможных вариантов:
   Организация активного участия ребенка в игре и развитие бытовых навыков: если ребенку нравится игра, скорее всего, он согласится выполнить вашу просьбу-инструкцию — предложите ему открыть кран, налить воду в пластиковую бутылку, затем разлить воду по стаканам, а если прольет, вытереть лужу на столе или полу тряпкой. Инструкции должны быть четкими, и лучше, если вы действуете вместе с ребенком: Открываем кран. А где наша бутылка? Вот она, в шкафчике стоит. Давай нальем в нее водичку — ух, какая тяжелая стала бутылка... Теперь разольем воду по стаканам. Буль-буль-буль — течет водичка. Ой! Пролили воду на стол! Какая получилась на столе лужа! Возьмем тряпку и вытрем стол. Вот теперь стало хорошо.
Смешивание красок. Для этого можно либо сливать воду разных цветов в один стакан, либо растворять в стакане с чистой водой поочередно несколько красок, получая новые цвета.

Кукольный обед. Накройте стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек, угостите их различными «напитками». В этой игре красная вода превращается в томатный сок, белая — в молоко, оранжевая — в фанту, а черная — в кофе... Фантазируйте вместе с ребенком! Знакомство ребенка с понятием величины в процессе использования пластиковых стаканчиков разного размера. Счет стаканов с напитками, которые соответствуют количеству «гостей».

Игры с водой. Возня с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. К тому же игры с водой имеют и терапевтический эффект. Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, придвиньте к раковине стул. Достаньте приготовленные заранее небольшие пластиковые бутылки и пузырьки — наполняйте их водой из-под крана: Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь полная.Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделан, «фонтан», подставив под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком — обычно такой эффект приводит детей в восторг. Наполнив водой таз, организуйте игру в «бассейн», в котором плавают игрушки (возможна в том случае, если у ребенка уже есть опыт посещения бассейна).
Наполненный водой таз теперь станет «озером», в котором плавают рыбки или уточки. На следующем занятии этот же таз с водой может превратиться в «море», по которому плывут кораблики. Купание кукол — искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце. Сопровождайте свои действия словами: А сейчас будем кукол купать. Нальем в ванночку теплой водички — попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?., и т.д. Мытье посуды — вымойте посуду после кукольного «обеда».

Игры с мыльными пузырями. Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей. С криками восторга они носятся по комнате, пока не передавят все пузыри до одного, и тут же просят повторения. Но сами попробовать выдуть пузыри часто отказываются, т.к. это требует определенной сноровки и развития дыхания.

Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему разнообразные трубочки — например, трубочку для коктейля, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубку для получения большого пузыря.

Пенный замок: в небольшую емкость насыпьте немного пенящегося стирального порошка или средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую трубочку для коктейля, опустите в миску и начинайте дуть — одновременно с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако перебеливающихся пузырей. Предложите ему подуть вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую игрушку — это «принц, который живет в пенном замке».


Игры со свечами. Приготовьте набор свечей: обычную длинную, плавающие свечи, а также маленькие свечки для именинного торта. Начинайте с длинной свечи — установите ее устойчиво и зажгите на глазах у ребенка: Смотри, свечка горит — как красиво. Ребенок может испугаться — в этом случае отложите игру. Если реакция ребенка положительная, предложите подуть на пламя: А теперь подуем... Сильнее, вот так — ой, погас огонек. Смотри, какой поднимается дымок. Скорее всего, ребенок попросит зажигать свечу еще и еще. В дальнейшем возможны следующие варианты.

«Задание на дом»: когда стемнеет, пусть мама не включает в квартире электрический свет, а зажигает свечу и предлагает походить с ней по дому, освещая путь.

Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом.

Наполнив таз водой, опустите на поверхность воды одну или несколько плавающих свечей — в темной комнате (например, в ванной комнате с прикрытой дверью) получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами зрелище.

Наполните столовую ложку водой и подержите над пламенем свечи, обратите внимание ребенка на то, что холодная вода стала теплой. Подобным образом можно растопить кусочек льда или сливочного масла.

Приготовьте зефир в шоколаде, либо пастилу, и воткните одну или несколько праздничных свечек — сегодня «День рождения мишки». Вместе с ребенком накройте на стол, пригласите гостей, спойте песенку. Затем торжественно внесите «праздничный торт» и задуйте свечи.

Игры со светом и тенями. Солнечный зайчик. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и покажите малышу, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. В этом случае, не спеша, отодвигайте луч в сторону, предложите ему поймать убегающего «зайчика». Если ребенку понравилась игра, по меняйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Если «солнечный зайчик» получится, постарайтесь «ловить» его как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: Поймаю-поймаю! Какой шустрый заяц — как быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать... Ну-ка, заяц, спускайся к нам! И т.д. Смех ребенка станет вам самой лучшей наградой.

Тени на стене. Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. Помня, что ребенок может испугаться, не стоит в первый раз проводить такую игру в детской комнате. Ведь в случае испуга страх будет связан именно с местом, где малыш его испытал, с конкретной настольном лампой. Поиграйте для начала в коридоре, а лучше на улице, в свете фонаря. При помощи кистей рук, различных предметов и игрушек вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д.

Театр теней. Можно придумать несложный сюжет и организовать «театр теней», используя также приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.

Фонарик. Приготовьте электрический фонарик и, когда стемнеет, походите с фонариком по квартире. Фонарик пригодится, если перегорела лампочка, во время прогулки по темным аллеям парка, где нет фонарей, и т.п.

Темно — светло. При помощи фонарика можно устроить освещение в кукольном домике или в домике для игр, который можно соорудить из большой коробки.

Китайский фонарик. Возьмите проволочный каркас, оклейте его цветной бумагой и закрепите внутри маленький фонарик, Вы получите китайский фонарик, который осветит все вокруг загадочным мерцанием разноцветных бликов.


Игры со льдом. Попросите маму ребенка заранее приготовить лед – пусть она вместе с ребенком заполни водой форму для льда и поставит в морозильную камеру. На следующий день на занятии достаньте лед и вместе с ребенком выньте его из формы в мисочку: Смотри, как водичка замерзла — стала холодная и твердая. Возьмите кусочек льда и погрейте его в ладошке. Ой, какая холодная льдинка! А ручка теплая — давай зажмем льдинку в ладошке. Смотри, водичка капает — это лед тает и снова превращается в воду. Можно поиграть со льдом следующим образом.

Подогрейте кусочек льда над свечой. В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячий чай (можно подкрасить горячую воду), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов, понаблюдать и увидеть, что лед по-разному тает в воде разной температуры. А когда ребенок будет пить очень горячий чай, добавьте в чашку с чаем кусочек льда, чтобы быстрее остыл. Также можно охладить сок для мишки: мишка «пьет» и «приговаривает»: Ах, какой холодненький сок!

Приготовьте разноцветный лед, добавив в воду краски; рисуйте красками на большом куске льда.

Зимой на прогулке обращайте внимание ребенка на заледеневшие лужи, снимите и рассмотрите сосульку и т.д.

Игры с крупами. Приготовьте следующиекруппы — гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис. Занятие проводите на кухне. Высыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками — так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга — немножко колется, да? На следующих занятиях можно использовать другие игры.

Спрячьте мелкие игрушки, закрывая их в крупу, а затем ищите. Пересыпьте крупу при помощи совочка, ложки, стаканчика из одной емкости в другую. Пересыпайте в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук. Если ребенок захочет рассыпать крупу — пусть это будет «дождь» или «град». По рассыпанной на полу крупе можно походить в носочках. Можно посыпать крупу на шейку или голую спинку ребенка, если он позволит. Приготовьте еду: насыпьте в кастрюльку из набора кукольной посуды небольшое количество манной крупы, добавьте воды и перемешайте — так, как будто вы «варите кашку» для куклы. А если вдавить горошины в кусочек коричневого пластилина, то получится «шоколад с орехами».


Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной). Приготовьте один брусок пластилина и покажите ребенку основные приемы лепки — общипывание, скатывание шариков круговыми движениями и раскатывание колбасок движениями вперед-назад (на плоскости стола или между ладонями), разрезание бруска на более мелкие кусочки при помощи стеки. Предложите ребенку выполнить эти приемы самостоятельно (сначала действуйте руками ребенка, если он не станет сопротивляться). Когда ребенок усвоит эти несложные умения, можно приступать клепке из пластилина разных цветов.
    Слепите маленькие шарики из пластилина красного цвета — получатся «ягодки». А если в разноцветные пластилиновые шарики воткнуть палочки (можно использовать «ушные палочки», предварительно удалив вату) — получаются фруктовые леденцы «чупа-чупс». Раскатаем кусочек красного пластилина — получим «колбасу», а если тонко-тонко раскатаем белый пластилин — «спагетти». Теперь возьмем пластмассовую стеку и разрежем кусочек светло-коричневого пластилина на кусочки — это «хлеб». Итак, «угощение» готово, приглашаем кукол на «обед». Можно из кусочков пластилина разных цветов вылепить «праздничный пирог», вставить свечку и организовать «день рождения».

Игра «Огород». На куске плотного кар тона выложите пластилиновые грядки. Теперь можно «сажать овощи»: для этого используется крупа. Так, горох станет «репкой», а красная фасоль — «картошкой»; разноцветная мозаика превратится в «красные помидорчики» и «зеленые огурчики»; некоторые овощи (например, «морковку») можно вылепить из пластилина.

Методом размазывания получите картину из пластилина: размажьте по картону зеленый пластилин — это «травка», налепите на нее маленькие красные кружочки — вот и получилась «полянка с ягодками». Таким же способом в синий пруд можно запустить«золотых рыбок», а на голубом небе зажечь желтое пластилиновое «солнышко» с лучиками.

В дальнейшем используйте в работе и другие материалы — тесто, глину. Однако следует учесть, что использование пластичных материалов в работе с аутичным ребенком может быть осложнено его повышенной брезгливостью. Так, он может с отвращением отшвырнуть тесто, потому что оно липнет к рукам, не захочет притронуться к глине, откажется от работы с пластилином, если тот мажется или неприятно пахнет. И все же опыт показывает, что если пробовать, предлагая ребенку, различные материалы и разные виды одного и того же материала, удается найти такой, который ему понравится.


Игры со звуками. Обратите внимание ребенка на звуки в окружающем мире: скрип двери, стук ложечки о стенки чашки, когда размешиваем чай, звон бокалов друг о друга, скрип тормозов, стук колес поезда и т.д. Извлеките разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу. Насыпьте в коробочки разные крупы (коробочек с одинаковой крупой должно быть по две). Потрясите коробочку, привлекая внимание ребенка к звучанию – пусть ребенок найдет коробочку, которая звучит так же.

Приобретите для ребенка следующие детские музыкальные инструменты - барабан, бубен, металлофон, дудочку, гармошку, пианино. Когда ребенок научится играть на них, используй его умения в сюжетных играх. «У Мишки день рождения. Давай сыграем для него на пианино», «Когда поем песенку про Антошку — игра ем на гармошке» и т.д.
Оказавшись на природе, вместе с ребенком прислушайтесь внимательно к звукам вокруг: шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручейка... Звуки природы сами по себе несут успокоение и гармонию.


Игры с движениями и тактильными ощущениями. Поскольку прикосновения к аутичному ребенку могут оказаться для него болезненными, поначалу старайтесь не дотрагиваться до малыша. Будьте терпеливы и тактичны, дождитесь момента, когда он сам проявит инициативу. Это может произойти по-разному: вот ребенок впервые забрался к вам на колени, или вдруг во время занятия в первый раз надолго остановил взгляд на вашем лице, а затем протянул руку и стал ощупывать ваши нос, щеки, лоб (надо обязательно разрешить ему это), или же снял кофточку и словами «Больно, болит!» выразил просьбу погладить ему спинку. Будьте внимательны и не пропустите этот важный шаг ребенка в вашу сторону. Если это произошло, то на занятиях становится возможным проведение игр:

Тормошение, возня — обычно происходит на полу, и ребенок является инициатором этой игры.
    «Догоню-догоню» («поймаю-поймаю»): взрослый делает вид, что пытается поймать ребенка, тот с визгом убегает.
    «Змейка»: возьмите ленточку (скакалку, веревку) и, делая колебательные движения, отходите от ребенка, предлагая ему догнать «змею»: «Уползает, уползает змейка! Скорее догони!» Дайте ребенку возможность победно наступить на змейку ногой.
    «Самолетики»: покружите ребенка в воздухе — «Полетели, полетели!», затем опустите на диван или на пол — «Приземлились...»

Рекомендации по проведению сенсорных игр с аутичным ребенком


•    Если ребенок не включается в игру, не обращает внимания на ваши действия либо каким-то образом выражает протест против ваших действий — не настаивайте. Но обязательно повторите попытку в следующий раз. Если же вы видите, что ребенку понравилась игра, но он остается пассивным, не останавливайтесь, продолжайте осуществлять игровые действия, комментируйте их так, словно вы уже действуете вместе. Поначалу не стоит ждать от ребенка активности, следует радоваться любому, даже самому минимальному, его участию в игре.

•    Помните о том, что ребенка могут испугать те новые яркие впечатления, которые вы ему предлагаете. Поскольку невозможно предположить заранее, какое именно впечатление произведет на ребенка данный сенсорный эффект, будьте осторожны — предлагайте новое постепенно и маленькими порциями. Внимательно следите за тем, как реагирует ребенок, и при первых признаках тревоги или страха немедленно прекратите игру.

•    Понравившаяся ребенку игра потребует некоторого количества повторений. Не противьтесь его просьбам повторять игровые действия вновь и вновь ему необходимо время, чтобы «обжить» новые ощущения.

•    Следует учитывать тот факт, что произвольное внимание ребенка кратковременно и неустойчиво, поэтому, если в игре появилась сюжетная линия, не затягивайте ее. Пусть поначалу игровые действия будут свернуты. Например, на грядку посажен всего один овощ, а кукольный «обед» длится всего две минуты. Главная задача на данном этапе — при помощи эмоционального комментария сохранить логическую структуру игры, завершить игровое действие и подвести итог.

•    Во время игры ребенок может начать говорить, заглядывая вам в лицо в ожидании реакции. Это могут быть фразы-штампы из рекламных роликов или придуманные им самим слова. Улыбнитесь в ответ и повторите то, что сказал ребенок, с соблюдением интонации. Такая форма общения (своеобразная «перекличка») вселит в него уверенность в том, что вы его понимаете, вызовет у него большее доверие к вам.

•    Если ребенок чего-то очень захотел и старается выразить свое желание, постарайтесь найти адекватную возможность это желание удовлетворить. Чаще всего это желание обладать каким-либо предметом, совершать с ним определенные действия. Если же ребенок захотел что-то потенциально опасное, попробуйте предложить заменитель желаемого. Например, вместо таблеток предложите ему для кукольной аптечки безвредные конфетки-горошки.

•    Развивая сюжет игры, осторожно и ненавязчиво предлагайте различные варианты. Они будут зависеть от предпочтений ребенка, а также от вашей фантазии и педагогической интуиции. Необходимо постараться на основе интереса ребенка, его желания организовать ситуацию обучения, которая позволит ему получить новые полезные сведения, усвоить новые навыки. При этом будьте готовы к тому, что какие-то варианты развития событий ребенок примет не сразу, а с чем-то не согласится категорически.


•    Всегда существует опасность того, что предложенные действия ребенок начнет воспроизводить в многократно усиленной, а порой неадекватной форме. Например, он может стучать по стеклу со всей силой, над огоньком свечи поджигать палочки и т.п. Отвлеките его от подобных экспериментов. Это трудно, но вы осторожно попытайтесь. Позвольте ребенку получить новое впечатление под вашим контролем, а затем постарайтесь переключить его на любимую спокойную игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

В статье рассматривается  понятие инклюзивного образования в контексте Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования . Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ограниче...

Инклюзивное образование в условиях ФГОС ДО в ДОО "Песочная терапия"

                                   Инклюзивное образование в условиях ФГОС ДО в ДОО    ...

Технология инклюзивного образования в условиях ФГОС в ДОУ

В моей статье "Технология инклюзивного образования в условиях ФГОС в ДОУ" подробно описывается вся работа при введении инклюзивного образования в дошкольное учреждение. ...

Технология инклюзивного образования в условиях ФГОС в ДОУ

Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству....

Тест «Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» (с ответами)

Тест «Современные технологии инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» (с ответами)...

Курс повышения квалификации в ГАУ ДПО СОИРО «Инклюзивное образование в условиях ФГОС ДО»

Курс повышения квалификации в ГАУ ДПО СОИРО «Инклюзивное образование в условиях ФГОС ДО»...