Деятельность ДОО в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ и с УО.
статья по коррекционной педагогике на тему

Задорина Марина Николаевна

В статье представлена работа с детьми с ОВЗ и УО в ДОО в условиях введения ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx33.47 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность ДОО в условиях введения ФГОС

для детей с ОВЗ и с УО.

       Стратегическая цель российской образовательной политики – формирование достойной жизненной перспективы для каждого ребенка в соответствии с его возможностями и особенностями. Реализация этой цели обусловлена необходимостью решения одной из актуальнейших проблем модернизации – предоставление каждому ребенку равных стартовых возможностей для получения образования.

Модернизации образования детей с ОВЗ требует:

  • вести целенаправленную подготовку, переподготовку и повышение  квалификации педагогов для работы с детьми с ОВЗ;
  • формировать  в обществе, в т.ч. у педагогов и родителей нормально развивающихся детей толерантное отношение к детям с ОВЗ, пропагандировать идеи интеграции и инклюзии детей с ОВЗ
  • учить родителей  детей с ОВЗ, методам их воспитания, обучения и реабилитации.

       В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», ФГОС дошкольного образования, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования и ряда других нормативных актов можно отметить, что государственная политика в сфере образования ориентирована на обеспечение права каждому человеку на образованиенедопустимость дискриминации в сфере образования.

В целях реализации данного права необходимо создать ряд условий, в том числе:

- для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для детей с ОВЗ методов и способов общения;

- для социального развития детей с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования.

Специфика дошкольного детства характеризуется гибкостью, пластичностью развития ребенка, высоким разбросом вариантов его развития, его непосредственностью и непроизвольностью, и мы не можем вменить ребенку какую-либо ответственность за результат, не можем требовать от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений.

       Поэтому результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Наиболее значимое отличие дошкольного образования на современном этапе от образования на других ступенях заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность, основной контекст развития ребенка представляет собой игра, а не учебная деятельность. Педагогу в своей работе с детьми необходимо учитывать самоценность дошкольного периода жизни, специфику психического развития детей-дошкольников.

Если в стандарте начального общего образования очень четко обозначены требования к результатам реализации программ общего образования (предметным, метапредметным и личностным), которых каждый обучающийся должен достичь по завершении соответствующей ступени общего образования, то специфика дошкольного возраста такова, что достижения дошкольников определяются, не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.

       Л.С. Выготский говорил: «…Школьное образование никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Т.е. задача детского сада в психолого-педагогическом сопровождении дошкольника, это сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, коррекции, социализации.

         Создание оптимальной системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОУ направленно:

- на максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями;

- коррекцию его психофизических недостатков;

-актуальное включение в окружающую социальную среду;

- подготовку к школьному обучению.

       В нашем ДОУ организованы дошкольные группы как для детей с нормой в развитии, так и для детей с ОВЗ. На данный момент функционирует 11 групп, из них: 3 – общеразвивающей направленности, 8 – компенсирующей направленности (3 - для детей с ТНР, 3 – с ЗПР и 2 группы для детей с УО). Детский сад посещают и дети - инвалиды, они находятся в группах компенсирующей направленности.

       Одно из направлений работы детского сада – это комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на обеспечение условий для удовлетворения потребности личности ребёнка, его социализацию в среду здоровых сверстников, интересы и запросы родителей. Задачи детского сада в этой работе: развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных возможностей); проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми; оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.

       В ДОУ разработана психолого-медико-педагогическая модель сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ, в основе, которой лежит непрерывная коррекционно-развивающая работа.

На данный момент в учреждении разработаны:              

  •  адаптированные образовательные программы дошкольного образования на основе основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ: для детей с ТНР, ЗПР;  УО.
  • на каждого ребенка с ОВЗ разработана индивидуальную карту развития ребёнка в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями;
  • все результаты освоения учебного материала ребенком заносятся в листы динамического наблюдения,
  • ведутся дневники наблюдений на обучающихся (с целью фиксации общего, эмоционального состояния, поведенческих реакций, коммуникативные проявления и т.д.).

                                                       Дети

         Психолого-медико-педагогическая модель сопровождения как процесс, как целостная система деятельности опирается на определенные принципы: соблюдение интересов ребенка; системность сопровождения.

       Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка. Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы.

       Одним  из немаловажных  условий является необходимость организовать охранительный режим, который щадит и в тоже время укрепляет  нервную  систему  ребенка. В режиме дня предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, сна, приема пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

                                                   Родители

Качественное предоставление образовательной услуги и создание оптимальных условий для детей с ОВЗ невозможно представить без участия родителей. Поэтому мы считаем, что одним из основных принципов создания условий для детей с ОВЗ является принцип «Родитель — член команды». 

Педагогами учреждения используются следующие формы работы с родителями воспитанников:      

  1. Индивидуальные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) - это  преобладающая форма в коррекционно-образовательной деятельности. К ним относятся:

    Индивидуальные беседы и консультации специалистов

   Анкетирование и опросы. 

  Практические консультации специалистов, это  экспресс- обследование ребенка в присутствии родителей позволяет сформировать у них более четкое представление  о проблемах ребенка.

 Индивидуальные занятия с родителями

"Родительский час". (ознакомление  с индивидуальным маршрутом  ребенка, зачисленного в д/с. Информирование родителей о ходе коррекционно- образовательной работы с ребенком)

  1. Коллективные или групповые формы взаимодействия.

      «Мастер-классы» - считаем одной из эффективных форм формирования родительской компетенции.

Подгрупповые занятия

Открытые занятия специалистов и воспитателей

"Гостиная семейного воспитания"

Общие и групповые родительские собрания

          На базе ДОУ в 2012-2013 учебном году был создан Консультативный пункт  по оказанию методической, диагностической и консультативной помощи семьям, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования. Такая форма работы особенно важна для семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ОВЗ, т.к. дает им возможность получить наиболее полную информацию по интересующим их проблемам и научиться навыкам совместных действий.

За период работы Консультативного пункта, были проведены:

- индивидуальные консультации для родителей (законных представителей);

-совместные занятия с родителями и их детьми с целью обучения способам взаимодействия с ребенком;

- проведение комплексной психолого-педагогической диагностики ребенка, в том числе и для ПМПК;

-мастер-классы, тренинги, практические семинары для родителей (законных представителей) с привлечением специалистов Учреждения (согласно утвержденному графику ежемесячно).

В нашей ДОО с  2016 ведется  работа по ИПРА (инд. прогр.  абилитации) детей-инвалидов,  как организованных – в рамках группы компенсирующей направленности, так и неорганизованных – в рамках  консультативного пункта.

В ходе плодотворной совместной работы родителей и педагогов дети с ОВЗ и дети-инвалиды приняли участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах, выставках, проектах, других состязаниях различного уровня: на базе ДОУ, на муниципальном уровне, в Региональных, всероссийских, международных.                                                                              За что были отмечены грамотами, дипломами, сертификатами различных степеней.

 В конце каждого учебного года проводятся анкетирования с целью определения оценки родителями эффективности коррекционной работы специалистов и воспитателей ДОУ.

                                               Педагоги

С целью создания оптимальных условий для успешной реализации образовательных программ дошкольного образования для детей с ОВЗ, в соответствии с ФГОС ДО необходимо иметь профессиональные кадры.

В связи с этим в ДОУ созданы необходимые условия для профессионального роста сотрудников: составлен план повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, план аттестации педагогических кадров.

Ежегодно педагоги повышают уровень своего профессионального мастерства посредством самообразования, участия в работе методических объединений.

Педагоги ДОУ принимают активное участие в методической деятельности: научно-практических конференциях, семинарах, мастер-классах с предоставлением докладов, презентаций, опытов коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ и УО. Участие в мероприятиях подтверждается сертификатами, дипломами, благодарностями.

                            Материально-техническая база ДОУ

Внедряя инклюзивное образование нельзя ни отметить, что обучающийся с ОВЗ нуждается в интегрированных пособиях, специальных методических материалах, в интерактивных развивающих играх и игрушках.

Особое место при создании условий в ДОУ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов отводится обогащению и специализации среды развития. С этой целью расширяется материально-техническая база ДОУ. На основании проведенного анализа содержания предметно-развивающей среды, соответственно ФГОС ДО был сделан вывод:

Наполнение групп компенсирующей направленности соответствует стандарту.  Это коррекционные пособия и игры, дидактические пособия и игрушки; учебная и учебно-методическая литература.

Нами активно применяется интерактивное оборудование. Педагогами используются разработанные ими игры, презентации по лексическим темам, -компьютерные обучающие игровые программы: логопедическая - «Игры для Тигры», интерактивные тренажеры (по возрастам), серии игр «Уроки тетушки Совы» и др.

ВЫВОД

Существует еще масса проблем в модернизации образования детей с ОВЗ, но у нас  уже  есть  свои  маленькие  победы: (т.е. это условия, созданные на данный момент в нашем  ДОУ):

  • наличие у детей с ОВЗ желания посещать детский сад;
  • принятие детским коллективом и родителями  нормально развивающих сверстников детей с особенностями развития;
  • привыкание детей с ОВЗ к обществу сверстников с нормальным развитием, умение взаимодействовать с ними, а мы, в свою очередь, стараемся организовать это взаимодействие, как взаимодействие равных партнеров.

Для успешной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников требуется подробное описание и соблюдение специальных условий образования, воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья:

— Кадровое обеспечение (в соответствии со спецификой имеющегося    нарушения развития детей).

— Материально-техническое обеспечение.

— Информационно-методическое обеспечение.

-    Медико-социальное обеспечение.

— Функциональное использование помещений в ДОУ.

Таким образом, «Содержание коррекционной работы или инклюзивного образования» направлено на создание модели комплексного сопровождения детей с ОВЗ в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию через обеспечение условий как: компетентность и соблюдение принципов взаимосвязи в работе специалистов, взаимодействие с родителями; учет закономерностей развития, возрастных и индивидуальных особенностей детей; соблюдение этапов сопровождения, последовательность и их преемственность; организацию предметно-развивающей среды, адекватной нарушениям развития ребенка; сочетание индивидуального подхода и групповых форм работы; ориентация на позитив в поведении и характере ребенка. Создание специальных условий обучения и воспитания позволяет учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Но все таки перед нами стоит проблема преемственности ДОО с общеобразовательной организацией. В школах нет классов с разными вариантами обучения. Наши воспитанники вынуждены идти в общеобразовательные классы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Модель методической деятельности воспитателя в условиях введения ФГОС ДО»

Цель:  Утверждение модели методической деятельности воспитателя в условиях введения ФГОС ДО.Задачи:Обозначить функции методической работы педагогов.Создать условия для повышения педагогического м...

Доклад «Актуальность системно- деятельного подхода в условиях введения и реализации ФГОС ДО».

Актуальность системно - деятельного подхода в условиях введения и реализации ФОГОС ДО....

«Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением....

Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях введения ФГОС дошкольного образования.

Проблема. Наши дети стали меньше играть  Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (барби, роботы, монстры, киборги и т.д.)  привести к кризису игровой культуры. ...

Выступление «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами реализации интермодальных технологий в музыкальной деятельности ДО в условиях введения ФГОС»

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыке перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Материал, исполь...

Организация деятельности воспитателя в условиях введения ФГОС

Консультация для воспитателей "Организация деятельности воспитателя в условиях введения ФГОС"...