Главные вкладки

    Диагностика психического развития детей 3-4 лет
    методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

    Григорьева Наталья Александровна

    Диагностика психического развития детей 3-4 лет. Предназначена для работы педагога- психолога в ДОУ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Диагностика психического развития детей 3-4 лет.

    После предварительной беседы и установления контакта с ребенком ему предлагают выполнить следующие задания.

    Субтест 1. «Коробка форм» (восприятие)

    Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве.

    Процедура проведения. Перед ребенком раскладываются фигуры-вкладыши и ставится ящик с прорезями (доска Сегена) фигуры вынимают. Инструкция: «В этом домике живут фигуры. У каждой своя дверка. Найди дверку для каждой фигуры». (рис. 2),

    Критерии оценки

    • Ребенок выполняет задание на основе зрительного соотнесения — 2 балла.
    • Ребенок часто примеривает, прикладывает фигуру-вкладыш к подходящей прорези и выполняет задание правильно — 1 балл.
    • Ребенок не справился с заданием — 0 баллов.

    В Протоколе отмечается, справился ли ребенок с заданием и как он действует — путем зрительного соотнесения или методом проб и ошибок, в разделе «Примечания» фиксируются высказывания ребенка во время выполнения задания, можно также попросить ребенка назвать и показать знакомые фигуры (например, квадрат, треугольник) и отметить, справился ли он с этим заданием.

    Субтест 2.

    «Матрешка 3-составная» (мышление)

    Цель: выявление понимания ребенком инструкции, сформированности понятия величины; оценка уровня развития наглядно-действенного мышления.

    Процедура проведения. Ребенку показывают матрешку, психолог ее разбирает, а затем собирает. После этого матрешку ставят перед ребенком и предлагают ему сделать то же самое. Кроме того, ребенка просят показать самую большую матрешку, самую маленькую, поставить их по росту.

    Критерии оценки

    • Ребенок понимает инструкцию, самостоятельно путем проб разбирает и собирает матрешку — 2 балла.
    • Ребенок справляется с заданием при помощи взрослого — 1 балл.
    • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

    В Протоколе фиксируется, как ребенок справился с заданием, в разделе «Примечания» — смог ли он поставить матрешек по росту.

    Субтест 3. «Разрезные картинки 2—3-составные»

    (мышление, восприятие) (Приложение 1)

    Цель: оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом (объединением элементов в целостный образ).

    Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинку, разрезанную на две части. Части раскладывают так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?»

    После выполнения задания картинку убирают и предлагают ребенку собрать другую картинку, разрезанную уже на три части.

    Критерии оценки

    • Ребенок узнал, что нарисовано на картинке, и верно собрал части в обоих случаях — 2 балла.
    • Ребенок выполнил задание путем проб — 1 балл.
    • Ребенок составляет картинки после многочисленных неадекватных проб или не справляется с заданием — 0 баллов.

    В Протоколе следует отметить, смог ли ребенок узнать изображение и сколько проб он сделал, в разделе «Примечания» фиксируется, какой рукой работает ребенок.

    Субтест 4. «Цветные кубики» (восприятие)

    Цель: оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции.

    Процедура проведения. У психолога и ребенка по одинаковому комплекту цветных кубиков (синий, желтый, зеленый, красный).

    1) Психолог берет один из кубиков и предлагает ребенку показать такой же. Аналогично выполняются задания со всеми кубиками.

    1. Ребенку предлагают показать красный кубик, затем синий, желтый, зеленый.
    2. Психолог поочередно берет кубики и спрашивает, какого они цвета.

    Критерии оценки

    • Ребенок правильно показывает и называет цвета кубиков — 2 балла.
    • Ребенок верно показывает кубики, но путается в названиях цветов — 1 балл.
    • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

    В Протоколе следует отметить, как ребенок выполняет каждое из трех заданий, названий каких цветов он не знает.

    Субтест 5. «Парные картинки»

    (внимание, общая осведомленность) (Приложения 2.1; 2.2)

    Цель: оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти.

    Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинки. Аналогичный набор находится у психолога. Ребенку поочередно предъявляют картинки, предлагают найти такую же и сказать, что на ней изображено.

    Критерии оценки

    • Ребенок правильно сказал, что изображено на картинках, и нашел пары — 2 балла.
    • Ребенок правильно назвал 3—5 изображений, но испытывал затруднения при выполнении задания — 1 балл.
    • Ребенок назвал меньше трех изображений на картинках, не смог подобрать пары — 0 баллов.

    В Протоколе отмечается, какие предметы названы неправильно, каким словом заменены правильные названия.

    Субтест 6. «Угадай, чего не стало?» (память)

    Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания.

    Процедура проведения. Перед ребенком размешают шесть игрушек и предлагают назвать их, затем ребенок закрывает глаза, а психолог убирает две игрушки: «Сейчас игрушки будут играть с тобой в прятки. Ты закроешь глаза, а какие-то игрушки спрячутся. Когда ты откроешь глазки, надо будет сказать, каких игрушек нет».

    Критерии оценки

    • Ребенок запомнил 2 игрушки — 2 балла.
    • Ребенок запомнил 1 игрушку — 1 балл.
    • Ребенок не назвал ни одной спрятанной игрушки или не

    понял инструкции — 0 баллов.

    В Протоколе записывается, сколько игрушек запомнил ребенок.

    Оценка результатов

    Высокий уровень —8 —12 баллов.

    Средний уровень —5—7 баллов.

    Низкий уровень — 0—4 балла.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ.

    Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращаются в одну из актуальнейших проблем современного образования, а также в первоочередную проблему. Её разрешение возможно только в...

    Диагностика психического развития детей 2 младшей группы (конец года)

    Диагностика психического развития детей 2 младшей группы (конец года)...

    Диагностика психического развития детей средней группы (начало года)

    Диагностика психического развития детей средней группы (начало года)...

    Диагностика психического развития детей средней группы (конец года)

    Диагностика психического развития детей средней группы (конец года)...

    Диагностика психического развития детей от рождения до трёх лет

    Зарубежные и отечественные методы  диагностики развития детей младенческого и раннего возраста...

    Методические рекомендации по диагностике психического развития детей младенческого и раннего возраста

    Предлагаемый комплекс методик позволяет осуществлять контроль за ходом психического развития детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в различных условиях, и своевременнно выявлять небл...

    Диагностика психического развития детей 3—7 лет

    В наборе материалов, представленных для диагностики психического развития детей дошкольного возраста, представлены некоторые задания, предназначенные для психолого-педагогического обследования детей с...