Использование пальчиковой гимнастики у дошкольников с нарушением речи
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Власюк Людмила Ефимовна

Доказано, что развитие мелкой моторики рук положительно сказывается на развитие речи и интеллекта детей и на функционирование речевых зон коры головного мозга. Это особенно актуально для данных детей, большинство из которых страдают речевыми  нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_palchikovoy_gimnastiki.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование пальчиковой гимнастики

у дошкольников с нарушением речи.

В своей практике работы с детьми мы широко используем пальчиковые игры. Авторов: ( Кольцова М И, Исенина Е И и др). Доказано, что развитие мелкой моторики рук положительно сказывается на развитие речи и интеллекта детей и на функционирование речевых зон коры головного мозга. Это особенно актуально для данных детей, большинство из которых страдают речевыми  нарушениями.

Проговаривание стихов совместно с действиями помогает ставить дыхание, регулировать его самим ребенком, ритмизировать движения пальцев, развивает мелкую моторику и способствует формированию четкой, громкой и эмоциональный речи, что положительно влияет на слуховое восприятие детей. Дети воспринимают эту гимнастику как занимательную игру. Вначале движения пальцев ограничены, неточны, темп самых легких упражнений замедленный, пальцы малоподвижны. Постепенно дети овладевают самыми сложными упражнениями и, что не менее важно, они быстрее овладевают правильным произношением звуков, а также при обучении элементов письма вели более « уверенные» линии, ровнее держат строчку.

В ходе пальчиковых игр мы предлагаем детям «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображали: кошек, собак, зайцев, деревья. Такая необычная игровая деятельность вызывает у детей интерес и яркий эмоциональный настрой, что позволило предельно сохранять их внимание. Желание быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминания. Разученные сценки- упражнения дети уже по собственной инициативе воспроизводят в самостоятельных играх. Таким образом, пальчиковая гимнастика играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи.

1. Регулярное стимулирование речевых зон коры головного мозга, положительно сказывается на исправлении речи детей.

2. Совершенствуется внимание и память- психические процессы, тесно связанные с речью, облегчает умение навыков письма будущих школьников.

Приведем примеры некоторых пальчиковых гимнастик используемых для развития пальчиковой моторики для детей с нарушением речи. Тексты составленные Юлией Соколовой «Игры с пальчиками» Издательство «Эксмо». 2002г. Эти упражнения предлагаем проводить во время прогулок, в вечернее время, во время игр. Мы также знакомим родителей с этими пальчиковыми гимнастиками и рекомендуем использовать их даже во время игр с детьми дома.

Считаем пальчики.

Можешь пальцы сосчитать:

Один, два, три, четыре, пять-

Десять пальцев, пара рук - Вот твое богатство друг.

На счет по очереди следует загибать пальцы. На последние строчки покрутить кистями рук, показывая «фонарики».

Козочка

Шел старик дорогою.

Нашел козу безрогую.

Давай, коза, попрыгаем,

Ножками подрыгаем.

А коза бодается,

А старик ругается.

Идти пальчиками по столу, показать пальчиками рога, постучать пальчиками по столу, снова показать рога, погрозить пальчиками.

Дождик

Дождик, дождик, поливай-

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

Указательным пальцем одной руки постукивать по ладони другой, образовывать перед собой круг руками, похлопывать поочередно одной ладонью другую, соединить большой и указательные пальцы рук вместе, образовывая большой круг.

Белочка

Белочка на елочке скачет вверх и вниз.

Белочка, за елочку лапками держись,

Прыг-скок на сучок, лапками держись!

Соединить кончики пальцев обеих рук, поднять ладони вверх и опустить, резко сжать кулачки, затем разжать, постучать пальчиками о стол, снова сжать кулачки.

Жук

На лужайке по ромашкам

Жук летел в цветной рубашке;

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь,

Низко, низко наклоняюсь.

Руки положить на стол ладонями вниз. Медленно сгибать и разгибать пальцы. Затем поднять руки вверх, развести пальцы веером, покачивать из стороны в сторону, медленно наклонить руки вперед.

         Власюк. Л.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи для детей I младшей группы с использованием пальчиковой гимнастики «ТАНЮШКА»

Учить детей внимательно рассматривать иллюстрации и отвечать на вопросы по их содержанию. Развивать речь, мелкую моторику рук, слуховое внимание. Воспитывать интерес к занятиям....

Использование пальчиковой гимнастики и упражнений на развитие мелкой моторики в формировании речи у детей с речевыми нарушениями.

•Дети с ОНР не могут спонтанно выйти на онтогенический путь развития моторных функций, свойственный нормально развивающимся детям, т. к. их развитие протекает  на фоне нарушений деятельности...

Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи

Дети, поступающие в логопедические группы, часто не имеют уверенной координации движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности в переключении д...

Использование пальчиковой гимнастики в развитии речи дошкольников разных возрастных групп. Проблемы и рекомендации.

Использование пальчиковой гимнастики в развитии речи дошкольников разных возрастных групп. Проблемы и рекомендации....

Консультация для педагогов «Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи»

Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи...