Коррекция агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте
статья по коррекционной педагогике на тему

Остович Ольга Юрьевна

Коррекция поведения в старшем дошкольном возрасте. Рекомендации, игры, диагностика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_agressii.docx45.74 КБ

Предварительный просмотр:

Остович Ольга Юрьевна.Педагог-психолог.ДК№2

Коррекция агрессивного поведения у детей в старшем дошкольном возрасте.

Повышенная агpессивность детей является одной из наиболее остpых пpоблем в связи с тем, что число детей с таким поведением стpемительно pастет.

Это вызвано pядом неблагоприятных факторов, а именно :

  1. Ухудшением социальных условий жизни детей;
  2. Кpизисом семейного воспитания
  3. Увеличением доли патологических pодов

  • Агpессия является мотивированным деструктивным поведением, которое противоречит нормам и правилам сосуществования людей в обществе, а также наносит вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящим физический ущерб людям и вызывающим у людей психологический дискомфорт Примером тому могут служить отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности (Психологический словарь под редакцией Зинченко).

У детей в возрасте  2—3 лет возможны пpоявления настоящей агpессии. Действия, жесты и звуки могут быть агрессивными и очень часто приводят к конфликтам с родителями. В возрасте 4—6 лет причинами агрессии у тетей служат ссоpы с бpатьями, сестрами или с партнерами по игpе. У стаpших дошкольников и младших школьников кpитериями агpессивности в возрасте  6 -7 лет становятся такие хаpактеристики:

  • споры с окружающими;
  • потеря контроля над собой;
  • нежелание выполнять пpосьбы взpослых;
  • могут намеренно вызывать у других чувство злости и раздражения;
  • склонность винить дpугих в своих ошибках и неудачах (могут вымещать свой гнев и на неодушевленных вещах);
  • чувство злости, гнева и зависти;
  • мстительность (не могут забыть об обиде, не отплатив);
  • мнительность и раздражительность.

Причины детской агрессивности.

  1. Семья

 Именно в семье ребенок проходит первичную социализацию. Пример отношений между членами семьи служит примером социализации и  взаимодействия с другими людьми. Ребенок обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у него в дальнейшем. Один из основных факторов, который может предсказать/предопределить агрессивное поведение ребенка является реакция родителей на неправильное поведение ребенка. Характер отношений между родителями и детьми (гипо- или гиперопека) и уровень семейной гармонии или дисгармонии игает значительную роль

Многие родители склонны к двойным стандартам, на словах они однозначно плохо относятся к проявлениям агрессии у детей, выражают желание воспитать ребенка добрым и бесконфликтным, но в то же время они не в силах скрыть свое восхищение, наблюдая за тем, как их чадо умеет решать проблемы со сверстниками, бесстрашно вступая в драки или применяя более тонкие методы принуждения. Нужно ли говорить, что дети при выборе модели поведения ориентируются вовсе не на то, что говорят их родители, а на то, что те думают, что чувствуют.

  1. Взаимодействие со сверстниками.

В ходе взаимодействия с другими детьми, дети усваивают различные модели поведения (как приемлемые, так и неприемлемые социально). Различные формы агрессивного поведения также возникают при общении со сверстниками. К примеру игра со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбление). А во время игры – в которых дети толкают, догоняют, пинают друг друга – могут оказаться сравнительно «безопасным» способом обучения агрессивному поведению.

  1. Вымышленные персонажи

Сцены агрессии и насилия на экранах телевизоров, мониторов и страницах книг способствуют повышению агрессивности у детей, делая их готовыми в любой момент воспользоваться деструктивными, жесткими методами решения конфликтов.

Очень важно - научить ребенка контролировать свою агрессию, ане подавлять ее. Маленький человек должен научиться отстаивать свои права и интересы, социально безопасным способом. Ребенок должен ущемлять при этом интересы других людей и не причиняя им вреда.

В ряде случаев при проявлениях детской  агрессии требуется срочное вмешательство взрослых.

Ряд  правил экстренного вмешательства позволяют в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов:

  • Спокойное отношение в случае незначительной агрессии

  • полное игнорирование реакций ребенка
  • позитивное обозначение поведения ("Ты сердишься потому, что ты устал").
  • выражение понимания чувств ребенка ("я понимаю, тебе обидно..."); переключение внимания, предложение какого-либо задания;

Во многих случаях дети используют агрессию просто для привлечения к ним внимания.

  • Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

         После того как ребенок успокоится, необходимо обсудить с ним его поведение. Ребенку нужно разъяснить, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, НО не стоит при этом давать  оценки его поступкам. Негативные высказывания родителей могут вызвать раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.

В ходе беседы необходимо акцентировать внимание только на конкретные факты, которые произошли здесь и сейчас, не вспоминая прошлых поступков. Если этого не сделать у ребенка может возникунуть чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Необходимо показать ребенку, что агрессия лишь ему самому, не сгладив и не исправив при этом ситуацию в целом. Очень важно на примерах показать конструктивные способы решения конфликтной ситуации.

  • Установление с ребенком обратной связи, как один из важных путей снижения агрессии

Заинтересованность, доброжелательность и твердость – вот три качества, который должен проявить взрослый, давая обратную связь агрессивному поведению. Твердость по отношению к поступку необходимо проявлять только, когда ребенок совершил конкретный поступок. Проявления твердости дает понимание, что ребенка любят, но взрослые выступают против  конкретного его поступка.

  • Контроль над собственными негативными эмоциями.

Контроль над своими негативными эмоциями очень важен для родителей и специалистов при работе с агрессивными детьми. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность.

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

  • Снижение напряжения ситуации.

Уменьшение напряжения ситуации - основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией.

Типичными неправильными действиями взрослого, которые напряжение и агрессию усиливают, являются:

  1. повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
  2. демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу");
  3.  крик, негодование;
  4. агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";
  5. сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
  6. негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
  7. использование физической силы;
  8. втягивание в конфликт посторонних людей;

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение

  • Обсуждение проступка.

Анализом агрессии ребенка стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся, но никак не в момент ее проявления. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

  • Сохранение положительной репутации ребенка.

В связи, с тем, что ребенку всегда очень трудно признать свою неправоту и поражение, публичное осуждение и негативная оценка становится самым страшным для него наказанием. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

  • публично минимизировать вину ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
  • не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;
  • предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.

  • Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Демонстрация моделей неагрессивного поведения является важным условием воспитания "контролируемой агрессии" у ребенка. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Нужно понимать, что чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым и дружелюбным должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции их чад.

Есть ряд приемов, которые влияют на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

  • нерефлексивное слушание, дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно слушать и молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт.
  • пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
  • внушение спокойствия невербальными средствами;
  • прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
  • использование юмора;
  • признание чувств ребенка.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения, главным условием при этом является - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

Формирование личности не может проходить без обучения способам поведения. С раннего детства ребенка вся окружающая социальная среда должна действовать благотворно, закладывать основы нравственных, этических и правовых программ поведения.

Проведение диагностического исследования с использованием подобранных и адаптированных методик, для выявления уровня проявления агрессивного поведения для дальнейшего проведения коррекционно-развивающих занятий.

Данный этап предусматривал использование следующих методик:

  • Тест « Несуществующее животное»;
  • Беседа;
  • Опросник;
  • Наблюдение.

Описание методик для проведения диагностического обследования.

Тест «Несуществующее животное».

Для диагностики уровня агрессивности была предложена методика «Несуществующее животное» — одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей.

Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т.е. на вынесение вовне своих переживаний, представлений, стремлений и т.п. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Вряд ли он забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным и значимым; а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Если какая-то тема его особенно волнует, то при его изображении проявляются признаки тревоги. Рисунок – это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах.

Для диагностического использования рисунков очень важно, что они отражают, в первую очередь, не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания. Именно поэтому рисуночные тесты так трудно «подделать», представив в них себя не таким, какой ты есть в действительности.

Как и прочие проективные тесты, рисуночные методики очень информативны, т.е. позволяют выявить множество психологических особенностей человека.

Тест «Несуществующее животное» - это одна из наиболее информативных рисуночных методик (методика разработана М.З. Дукаревич). Ее рекомендуется использовать со старшего дошкольного возраста (с пяти – шести лет).

 Поскольку методика  является проективной, то здесь главную роль играет умение ребенка фантазировать и отразить созданный образ в виде графического изображения или рисунка. Вторая особенность данной методики состоит в том, что изображенный ребенком графический материал имеет не только тесную связь с эмоциями, играющими определенную роль в формировании образов фантазии, но и с реальными личностными и социальными проблемами ребенка.

Беседа

Если в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы:

  • Чем оно питается?
  • Где живет?
  • Чем обычно занимается?
  • Что любит делать больше всего?
  • Есть у него друзья? Кто они?
  • А враги у него есть? Кто? Поему они его враги?
  • Чего оно боится, или оно ничего не боится?

Беседа о придуманном животном может варьироваться проверяющим в зависимости от особенностей обследуемого и от целей обследования

Опросник.

Критерии оценки агрессивности ребенка

  1. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
  2. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
  3. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
  4. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
  5. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
  6. Он не прочь подразнить животных.
  7. Переспорить его трудно.
  8. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
  9. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
  10. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
  11. Часто не по возрасту ворчлив.
  12. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
  13. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
  14. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
  15. Легко ссорится, вступает в драку.
  16. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность — 15—20 баллов.  Средняя агрессивность — 7—14 баллов.  Низкая агрессивность — 1—6 баллов.

Наблюдение.

Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком):

  1. Часто теряет контроль над собой.
  2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
  3. Часто отказывается выполнять правила.
  4. Часто специально раздражает людей.
  5. Часто винит других в своих ошибках.
  6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
  7. Часто завистлив, мстителен.
  8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

Результаты диагностики позволяют  выделить группу детей с теми или иными прояввлениями агрессивного поведения, с которыми в течении учебного года  проводятся коррекционно-развивающие занятия.

Коррекционно-развиващая программа состоит из цикла занятий по 30 – 35 минут каждое. Все занятия состояли из трех частей: вводная часть, основная, заключительная. Во вводную часть были включены физические упражнения, цель которых – поднять мышечный тонус, эмоциональное состояние детей. Содержание основной части предполагает знакомство детей с теоретическим материалом, игры  и упражнения.

Игры – упражнения: 

  • Разыгрывание ситуаций

Детям предлагаются картинки, на которых изображены различные ситуации агрессивного поведения, затем распределяются роли между детьми и проигрываются ситуации, в которых дети сами выбирают наиболее подходящее решение для разрешения конфликта.

-Мама пришла уставшая с работы,пожалей ее.
- Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика. Разними их.
- Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят из вашей группы. Попроси ее.
- Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним.
- Ты нашел на улице слабого, замерзшего котенка – пожалей его.

  • «Строим дом».

Каждому ребенку предлагается построить себе дом и рассказать о нем другим детям. Для строительства дома можно использовать все предметы, находящиеся в игровой комнате; крупный строитель,модульные мягкие блоки, стулья, мячи, кегли и т. д. Каждому  ребенкузадаются вопросы:
- Удобно ли тебе будет жить в этом доме?
- Где ты разместишь приехавших к тебе гостей?
- Кто будет жить в этом доме кроме тебя?
После беседы возможна перестройка дома с помощью других детей.
Игра сближает детей в группе, способствует эмоциональному самовыражению.

  • Совместные настольные игры. 

Игра «Пазлы-кубики». Детям предлагается вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру из деталей.

 Заключительная часть – релаксация. 

В основу коррекционно-развиващих занятий была положена игротерапия, база которой была взята из книг Романова А.А. «Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей», Лютовой Е.К. «Тренинг общения с ребенком», Яковлевой Н.Г. «Психологическая помощь дошкольнику».

Чтобы игра получилась, необходимо:

1. Самому взрослому увлечься игрой и стремиться передать это состояние ребенку.

1.1. Вводить игровую задачу в образной, эмоционально-яркой, короткой формулировке, с элементами рифмы или ритма.

2. Усложнять, упрощать, варьировать игровые действия и замысел игры с учетом особенностей эмоциональных состояний и поведения детей     для поддержания активности и интереса ребенка к игре.

2.1. Изменять темп выполнения детьми игровых действий (увеличивать, замедлять, поддерживать).

2.2. Выполнять игровые действия всеми детьми поочередно или одновременно.

3. Использовать в игре показ, поиск, вкладывание, замену, передачу игрового предмета, а также использование воображаемых предметов в игре.

4. Выбирать водящего считалкой. Выдвигать ребенка (или нескольких детей) на роль водящего. Менять водящего в соответствии с замыслом и правилами игры.

5. Гибко изменять порядок введения игровых задач в поведение ребенка в процессе игрового занятия. Например, так: «Прошу поднять руки тех, кто хочет играть в эту игру, а кто в новую?»

6. Мотивировать соблюдение правил игры через своеобразный договор с ребенком: «Я тебе интересную игру, а ты мне поведение и соблюдение правил игры».

7. Поощрять в игре побочные, непредвиденные, конечные  результаты.

8. Использовать в качестве опорных сигналов иллюстрации игровых задач в процессе введения игровых задач в поведение ребенка.

Задачи игровых сеансов с детьми;

  • снижение эмоционального напряжения;
  • формирование моральных представлений;
  • развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое;
  • коррекция эмоциональной сферы и поведения;

Занятие было построено определенным образом:

  • разминка, которая содержала элементы зарядки,психо гимнастики, для того, чтобы снять мышечное напряжение и сосредоточить внимание;
  • игра на формирование моральных представлений (например, приласкать и пожалеть бездомную кошку);
  • игра на коррекцию эмоционального состояния (например, изобразить ту или иную эмоцию, заданную ребенку, «Злые-добрые»);
  • игра на обеспечение выхода эмоционального напряжения, агрессивности (например, воображаемая игра в снежки, «Боксерская груша», « Мама рассердилась» и другие);
  • ауторелаксация (например, «Лицо загорает», « Мышки спят»);

в заключении обязателен или хоровод или паровозик для сплочения группы, умения подчиняться требованиям одного ребенка.


Агрессивное поведение – не редкость в повседневной жизни. Но всегда существовала необходимость оградить детей от его последствий. Агрессивное поведение детей это средство защиты,помощи самому себе.

Задача педагога –психолга, воспитателей,состоит в том, чтобы как можно раньше начать работу с этими детьми, сгладить особенности поведения, закрепить другой поведенческий стереотип. На это направлены специально организованные коррекцинно-развивающие занятия и весь учебно-воспитательный процесс в целом.

.

Литература;

1.Лютова Е.К. Тренинг общения с ребенком: Диагностика развития ребенка. Коррекция поведения ребенка. Коррекционно-развивающие игры. Тренинг развития ребенка. – СПб.: Речь: Сфера, 2001.

2.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия. – СПб.: Речь: Сфера, 2001

 3.Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). - М.: Просвещение, 1994.детьми. - СПб.: Речь.

 4.Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: альлбом игровых коррекционных задач. – М.: «Плейт», 2003.

5. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику: Развитие навыков общения. Преодоление страхов. Коррекция поведения. – СПб.: Валерии СПД, 2001.

6.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М., 1998. Ч.1-3.

7.Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет при...

Программа занятий по коррекции агрессивного поведения с детьми дошкольного возраста

Цели программы: Снижение вербальной и невербальной агрессии, обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций, выплескивания гнева.          Зад...

Педагогическая практика "Технология «Мандала» как средство коррекции тревожности и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста."

Педагогическая практика "Технология «Мандала» как средство коррекции тревожности  и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста."...

«Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»

Современному обществу характерна агрессивность, которой оно заражает свое молодое поколение. Опасность состоит в том, что у нового поколения агрессивность может стать врожденной и массовой, превратить...

Технология «Мандала» как средство коррекции тревожности и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Конспект доклада педагога-психолога  на тему: "Мандала" как средство коррекции тревожности и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. Данный информационный ресу...