Педагогическая практика "Технология «Мандала» как средство коррекции тревожности и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста."
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Туренко Ольга Алексеевна

Педагогическая практика "Технология «Мандала» как средство коррекции тревожности  и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология «Мандала» как средство коррекции тревожности  и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

     

   В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении. Зачастую забота родителей основным образом сконцентрирована в области физического здоровья детей, при этом  достаточного внимания эмоциональному состоянию ребёнка не уделяется, а некоторые ранние тревожные симптомы нарушений в эмоционально-волевой сфере воспринимаются как временные, свойственные возрасту, и потому, неопасные.  Агрессивность и тревожность – это наиболее выраженные проблемы в эмоционально-волевой сфере у детей дошкольников.

Результаты обследования эмоционально-волевой сферы у детей детей старшего дошкольного возраста в нашем детском саду показали, что нарушения этого характера имеют большое количество детей, что составляет 36% в старших и подготовительных группах. Умение  управлять собой в конкретных ситуациях, управлять своим гневом, эмоциями, строить отношения со сверстниками, иметь позитивную самооценку  - является важнейшим условием для обучения в школе. Поэтому вопрос о повышении эффективности работы с детьми, имеющими нарушения в эмоционально-волевой сфере  остаётся актуальным.

      В нашем ДОУ  работу с такими проблемами в эмоционально-волевой сфере детей старшего дошкольного возраста    я осуществляю посредством использования технологии «Мандала».
     Цель - коррекция эмоциональной-волевой сферы тревожных и агрессивных детей
посредством рисования мандал.

Задачи:

 - снять нервное напряжение, страхи, тревожное состояние;

 - корригировать агрессивное поведение;

 - преодолеть импульсивность;

 - повысить самооценку;

-  преодолеть трудности в общении со сверстниками;

 - развивать произвольность.

Технология «Мандала» - один из  методов арт-терапии .

Первооткрывателем метода «Мандала» стал Карл Густав Юнг.

Основная идея  практики -  коррекция эмоцоинально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста через реализацию технологии «Мандала». Эта технология - безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения.

В основе практики лежит технология «Мандала».  Средством реализации задач в рамках данной практики является рисунок в круге, по восточным верованиям обладающий целительными свойствами. «Мандала» - в переводе с санскрита «круг» или "центр". Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с выраженным центром. Внутри круга более или менее обозначены основные направления - ориентиры, число которых варьируется. Вместе с тем, в сложно геометрической         композиции мандалы, можно встретить        самые        разные элементы: квадрат, овалы, кривые линии, треугольники. 

 Дополнительным материалом для реализации технологии  служат:

- музыкальный центр;

- наборы цветных карандашей;

- восковые мелки;

- фломастеры;

- наборы цветного песка;

- пластилин;

- мозаика;

- бусины, крупы, пуговицы, камушки, ракушки;

- бросовый материал.

Организационными формами практики являются: - индивидуальная и подгрупповая работа педагога с воспитанниками. Занятия по работе с мандалой включены в цикл коррекционно-развивающих занятий  по развитию эмоционально-волевой сферы детей, и охватывает детей старшего дошкольного возраста. Занятия проходят 2 раза в неделю в период с сентября по апрель.

Использование этой технологии дает ребёнку возможность перенести свои внутренние состояния, эмоции и переживания из внутреннего мира наружу – в виде художественного образа. Рисуя мандалу, волны эмоций, которые бушуют у ребёнка внутри, трансформируются в материальную частицу через цвет, форму и линию. Это возможность увидеть цвет и форму того, что ребёнок переживает на уровне эмоциональной волны и придать энергии материальную форму. В работе с детьми, имеющими повышенный уровень тревожности, использую простые мандалы с крупными деталями, что позволяет им сделать свой рисунок аккуратным, справиться с «непослушными» штрихами. Однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации внимания. Агрессивным детям предлагаю более сложные мандалы с мелким деталями, это способствует развитию усидчивости, снятию внутреннего напряжения, нормализации психологического состояния и развитию произвольности. Данное сопровождение помогает ребёнку возвратиться в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащённую.

       Работа с мандалой включает в себя: раскрашивание мандал – раскрасок и создание собственных мандал. Во время раскрашивания всегда  включаю детям спокойную музыку.

       Работу выстраиваю в 2 этапа:

   I Этап. Раскрашивание готовых мандал – раскрасок.

1. Детям предлагаю самостоятельно выбрать раскраску мандалу из предложенных.

2. Дети самостоятельно выбирают материалы для раскрашивания:

- цветные карандаши;

- фломастеры;

- краски.

3. Дети самостоятельно выбирают цветовую гамму.

4. В конце работы по желанию ребёнка можно: придумать ей название, подобрать для нее фон, вырезать мандалу и повесить её на стену.

5. Дети дают описание своей работе,  рассказывают о своих чувствах, эмоциях, которые возникли при выполнении работы.

II этап. Дети  создают собственные  мандалы из цветного песка, пуговиц, мозаики и т.д.

На одном занятии ребенку предлагаю только одну мандалу, время работы 20-60 минут. Если ребенок устал, я даю ему возможность продолжить работать с мандалой в следующий раз. Одну и ту же мандалу можно раскрашивать много раз. И она почти никогда не повторится. При работе с цветным песком использую набор из нескольких цветов. При работе с пуговицами детям предлагаю ассортимент различных пуговиц по цвету и размеру, для ориентира предлагаю нарисованный на бумаге круг.

      Использую следующие принципы: невмешательства в работу детей, не оценивания работ детей.

При работе с данной технологией я как педагог:

- знакомлю детей с искусством мандалы;

- поддерживаю желание рассказать, обыграть созданные детьми круги;

- индивидуально обговариваю с ребенком его настроение, чувства, эмоции, которые возникли в процессе рисования;

- после окончания работы предлагаю детям дать название своим «волшебным кругам», рассказать о проделанной работе.

Заявленная практика направлена на достижение следующих результатов:

- снижается нервное напряжение, нормализуется тревожное состояние;

 - изменятся агрессивное поведение;

 - преодолевается импульсивность;

 - повышается самооценка;

 - развивается произвольность;

- работа с мандалой оказывает не только коррекционное воздействие на эмоционально - волевую сферу детей, а так же позволяет почувствовать эмоциональную поддержку со стороны взрослого, которая необходима  детям для преодоления эмоциональных барьеров в общении.

- создание собственных мандал из разнообразного материала развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику руки;

- ознакомление детей с искусством мандалы,  организация  увлекательной игры с ребёнком  способствует обретению спокойствия, возникновению желания у детей снова поиграть с «волшебным кругом», который преображает и вдохновляет.

       Достижение выше перечисленных результатов помогает ребёнку поверить в себя, раскрепоститься, стать уверенней и радостней.  

Эффективность коррекционных воздействий измеряю следующим инструментом: тест  тревожности «Теммл, Дорки, Амен»; цветовой тест Люшера; методика Р.Сирса «Выявление уровня тревожности у дошкольников и младших школьников»; проективные методики: «Кактус», «Несуществующее животное», «Рисунок человека»), наблюдения и обратная связь с педагогами и родителями.  

Результативность практики прослеживается в положительной динамике. Из 18 детей с повышенным уровнем тревожности и агрессивным поведением было сформировано 3 группы. У 88% (16) детей из  18 отмечаю значительное снижение уровня напряжения и тревожности, снижение проявления агрессивного поведения, повышение самооценки. В поведении и деятельности этих детей проявляется саморегуляция, исчезают барьеры в общении со сверстниками. Сравнивая работы детей (цветовые предпочтения, характер штрихов, расположение орнамента в рисунке) в начале и в процессе работы, отмечаю насыщение мандал-рисунков позитивными яркими цветами, аккуратность в исполнении.

     Для достижения положительного результата в работе с практикой,  рекомендую:

1.  Познакомиться со следующей литературой: Диагностика в арт-терапии. Метод "Мандала" / Под редакцией А.И. Копытина. - М.: Психотерапия, 2011. - 144 c.; Вознесенская ВилатаБогданова Жанна .Издательство: АСТ, 2016 г. Магическая Арт-Терапия –Чудесные мандалы».

2. Использовать спокойную музыку.

3. Придерживаться последовательности реализации  этапов  технологии.

4. При подготовке мандал для выбора детьми, ориентироваться на конкретное нарушение в эмоционально-волевой сфере: с детьми, имеющими повышенный уровень тревожности, использовать простые мандалы с крупными деталями; агрессивным детям предлагать более сложные мандалы с мелким деталями.

А также важно  соблюдать, в работе с этой технологией некоторые принципы: принцип невмешательства в работу детей, принцип не оценивания детских работ. Поддерживать желание ребенка рассказать, обыграть созданные им круги; индивидуально обговаривать с ребенком его настроение, чувства, эмоции, которые возникли в процессе рисования.

Использованная литература и источники:

1. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала»./ Под ред. А. И. Копытина. -СПб.: Речь, 2002.-144с.

2. Коновалова Н. Л., Матвеева Н. Ю. статья «Адаптация гиперактивных детей дошкольного возраста к групповой работе при помощи арт-терапии».- В кн.: «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». Часть 3.-М.: Изд. «Международный центр науки и образования», 2012.-198с.

3. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. — М.:Теревинф,1997.-341.

4. Осипчук Э. Психодиагностическая и психокорекционная работа с детьми с использованием мандалы. Газета «Школьный психолог» №4,2007,С. 18-19.

5. Понятовская-Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой. Газета Школьный психолог. №4, 2007, С. 29-31.

6. Юнг К. Г. О символизме мандалы. /М.: Рефл - бук; К.: Ваклер,2002.-С. 95-182.

7. http://www.b17.ru/article/6018/

8. http://planetadetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/ispolzovanie-mandal-v-prakticheskoj-rabote-psixologa-detskogo-sada.html

9. http://www.maam.ru/detskijsad/programa-magicheskii-krug-dlja-detei-5-7-let-mandala-terapija-46007.html

10.  http://el-mikheeva.ru/tvorchestvo-nashih-vospitateley/roditelam/risovanie-mandalyi-s-rebenkom-doshkolnogo-vozrasta-semeynaya-traditsiya#ixzz3lEyhGP4A


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

https://youtu.be/2sZbD3l__Rw 



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект " Игротерапия как средство формирования социально-адаптированного поведения детей старшего дошкольного возраста"

Данный проект  направлен  на  формирование  у  дошкольников  устойчивых  поведенческих реакций, обеспечивающих  эмоциональную  адекватность  в  к...

Конспект занятия по коррекции тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста

Цель:1. Научить способам преодоления страхов.2. Способствовать снятию психоэмоционального напряжения, повышению уверенности в себе.3. Гармонизировать личность ребенка....

«Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»

Современному обществу характерна агрессивность, которой оно заражает свое молодое поколение. Опасность состоит в том, что у нового поколения агрессивность может стать врожденной и массовой, превратить...

Педагогический опыт "Логоритмические упражнения как средство коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста"

Логоритмические игры развивают двигательные умения детей, их познавательные способности, дают возможность задействовать свое тело и творчески выразить себя. Упражнения совершенствуют зрительное...

Технология «Мандала» как средство коррекции тревожности и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Конспект доклада педагога-психолога  на тему: "Мандала" как средство коррекции тревожности и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. Данный информационный ресу...