Особенности восприятия у детей с нарушениями ОДА
презентация по коррекционной педагогике на тему

Анастасия Павловна Белоконь

Особенности восприятия у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_vospriyatiya_u_detey_s_narusheniyami_oda2.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Особенности восприятия у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» 2015 год Калининград МАДОУ ЦРР д/с № 111 Педагог-психолог Белоконь Анастасия Павловна

Слайд 2

Знания о психофизическом развитии детей , имеющих двигательные нарушения – очень важная составляющая профессии . В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики , медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата .

Слайд 3

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата – отрасль специальной психологии , исследующая генез психических отклонений в развитии, их диагностику и коррекцию в процессе реабилитации и социальной адаптации ребенка с патологией опорно-двигательной системы.

Слайд 4

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата − это полиморфная в клиническом и психолого-педагогическом от-ношении категория лиц. Среди них условно можно выделить 4 группы :

Слайд 5

4 ГРУППЫ: 1 . Дети, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата обусловлены органическими поражениями нервной системы : головного мозга (детский церебральный паралич, опухоли , и травмы ); проводящих путей (параличи рук, кривошея и т. п.); спинного мозга (последствия полиомиелита, травмы).

Слайд 6

2. Дети , имеющие сочетанные поражения нервной системы и опорно-двигательного аппарата вследствие родовых травм. 3. Дети , имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата при сохранном интеллекте ( артрогриппозы , хондродистрофии, сколиозы и т. д .). 4. Дети , имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата наследственной этиологии с прогрессирующими мышечными атрофиями ( миопатия Дюшенна , амнотрофия Вердинга — Гоффмана и др .).

Слайд 7

Детский церебральный паралич ДЦП развивается в результате поражения головного и спинного мозга от разных причин на ранних стадиях внутриутробного развития плода и в родах. Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции .

Слайд 8

Этиология Детского церебрального паралича Причины развития ДЦП многообразны. Принято выделять: пренатальные , перинатальные и постнатальные неблагоприятные факторы , имеющие отношение к происхождению ДЦП. На практике чаще всего встречаются комбинации таких факторов , действующих на разных этапах развития .

Слайд 9

Пренатальные факторы Обычно выделяют 3 группы этих факторов : состояние здоровья матери ; отклонения в ходе беременности; факторы , нарушающие развитие плода .

Слайд 10

Перинатальные факторы К этим факторам относятся : асфиксия в родах; родовая травма .

Слайд 11

Постнатальные факторы травмы : черепа и костей, субдуральные гематомы и т. д.; инфекции : менингит, энцефалит, абсцесс мозга; интоксикации : лекарственными веществами, антибиоти - ками , свинцом, мышьяком и др.; кислородная недостаточность : при удушении, утопле-нии и др.; при новообразованиях и других приобретенных отклонениях в мозге : опухоли мозга, кисты, гидроцефа -лия и т. д.

Слайд 12

восприятие Восприятие – непосред-ственное , чувственное отражение предметов , явлений или процессов окружающего мира. Различаются зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятия. Это различение основано на том, какой анализатор является ведущим в данном акте восприятия предмета .

Слайд 13

Психологические особенности восприятия детей с церебральным параличом Сенсорные расстройства включают нарушение зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия (восприятия движений). Сенсорные функции имеют большое значение для становления познавательной деятельности ребенка, для формирования у него высших психических функций , что является необходимой предпосылкой для обучения в школе .

Слайд 14

Тактильное восприятие Ощущения от касания кончиками пальцев какого-либо предмета у таких детей нечеткие, они сравнимы с впечатлениями, которые испытывает человек, когда берет предмет в плотных перчатках . Недостаточность тактильного восприятия может значительно затруднять усвоение навыков письма. Слабое ощущение своих движений и затруднения действий с предметами являются причиной недостаточности активного осязания , в том числе узнавания предметов на ощупь.

Слайд 15

Слуховое восприятие Особенно характерны снижение слуха на высокочастотные тона и сохранность на низкочастотные. При этом наблюдаются характерные нарушения звукопроизношения . Ребенок, который не слышит звуков высокой частоты (то, к, с, п, э, ф, ш), затрудняется в их произношении и в речи пропускает их или заменяет другими звуками. Они не различают звуки и звукосочетания, сходные по звучанию.

Слайд 16

Зрительное восприятие К моменту рождения ребенка наблюдается несогласованное движение глаз . Зрительное восприятие у ребенка с ДЦП может быть нарушено за счет ограниченного движения глаз, нарушений фиксации взора, снижения поля зрения, снижения остроты зрения. П римерно в 20—30% случаев отмечаются косоглазие, двоение в глазах, нарушение согласованности движений глаз , опущенное верхнее веко (птоз), непроизвольные движения глазных яблок (нистагм) . Это приводит к искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности.

Слайд 17

Психодиагностика сенсорно-перцептивных функций у детей с церебральным параличом При диагностике нарушений восприятия и внимания кроме методов наблюдения используют патопсихологические тесты: корректурная проба (с 5 лет), тест «Недостающие детали» (с 5 лет), таблицы Шульте (исследования внимания), методики Крепелина , Ландольта (исследования работоспособности и утомляемости).

Слайд 18

Методики должны быть построены соответственно особенностям уровня развития предметно-практических манипуляций. Оборудование и материал : детский стол и стул, специальное кресло, доска Сегена ; четырехцветные блоки и такого же цвета доска к ним; кубики Косса (детский двухцветный вариант); лото «цвет и форма», «цвет и количество»; набор объемных и плоских фигур для осязания; предметные картинки; набор карточек для исследования обобщений методом исключения; цветные карандаши, альбомы для рисования. В процессе обследования ребенок должен чувствовать доброжелательное отношение к нему.

Слайд 19

Совокупность психодиагностических , коррекционных и социальных методик для успешного развития ребенка – важная составляющая его ПОЛНОЦЕННОЙ , в самом широком смысле слова, ЖИЗНИ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с помощью игровой системы обучения"

Окружающий человека мир – это мир предметов и явлений, поэтому целостное восприятие предметов позволяет человеку правильно ориентироваться в нем. Умение человека выделить отдельные предметы и их...

Особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения

Материал по ознакомлению с особенностями развития зрительного восприятия...

Особенности восприятия у детей с нарушениями слуха

Ощущение — это психическое отражение отдельных свойств и предметов объективного мира, возникающее при их воздействии на рецепторы. Восприятие — отражение предметов, ситуаций и событий, воз...

Особенности развития восприятия у детей с нарушением речи

Развитие ощущения и восприятия - это необходимая предпосылка формирования сложных мыслительных процессов у ребенка....

Особенности зрительного восприятия у детей с нарушением зрения

Эта презентация позволяет вспомнить анотомию и физиолгию органа зрения и особенности видения у детей с разными заболеваниями глаз....