Какая помощь нужна ребенку с аутизмом сразу после диагноза?
статья по коррекционной педагогике на тему

Балабанова Елена Викторовна

Чем можно помочь ребенку с аутизмом?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon marshrut_autista.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интервью. Какая помощь нужна ребенку с аутизмом сразу после диагноза?

Интервью с одним из спикеров II Международной научно-практической конференции «Аутизм. Выбор маршрута», экспертом по ранней диагностике и раннему вмешательству при расстройствах аутистического спектра (РАС)

 Лора Дилли — психолог, член совета директоров Психологической ассоциации Джорджии, специалист Центра аутизма Маркуса (США). Эксперт по диагностике и клинической оценке детей раннего возраста с подозрениями на возможное расстройство аутистического спектра. Одна из авторов проекта по дистанционной медицинской помощи при аутизме на базе Центра. Член Совета директоров Психологической Ассоциации штата Джорджия и глава Комитета по семье, детству и диагностике при Ассоциации.

Сразу после того как у ребенка был диагностирован аутизм, каким должен быть его маршрут? Как это выглядит в том центре, в котором вы работаете?

После того как у ребенка было диагностировано расстройство аутистического спектра, мы встречаемся с семьей и начинаем обсуждать с ними, какими будут следующие шаги, какие методы помощи важны для ребенка.

В том, что касается расстройства аутистического спектра, то самые важные аспекты помощи, которые во многом предопределяют дальнейший прогноз для ребенка – это работа над навыками функциональной коммуникации ребенка, а также улучшение адаптивных, бытовых навыков.

Обычно мы начинаем работать с семьей после диагноза, и наша основная цель — увеличить способность ребенка общаться с родителями. Например, иногда это включает обучение ребенка тому, как устанавливать контакт глазами и указывать рукой на то, что он хочет. Мы можем обучать ребенка той или иной системе коммуникации с помощью изображений. Также мы можем обучать ребенка делать выбор между двумя предметами. Если ребенок уже может говорить, то мы работаем над увеличением и разнообразием просьб, чтобы ребенок чаще инициировал коммуникацию и чаще обращался с просьбой к другим людям.

Что касается адаптивных навыков, то наша конечная цель всегда сводится к тому, чтобы ребенок стал более независимым. Обычно мы работаем непосредственно с семьей и помогаем учить их ребенка как самостоятельно есть, как пользоваться туалетом, как ориентироваться дома и находить в нем нужные предметы, а также, главное, как просить о том, что ему нужно.

Также очень важны различные социальные занятия родителей с ребенком. Например, мы можем учить ребенка и взрослого катать друг другу мячик, а также играть в другие подобные игры, которые требуют простых действий по очереди, и которые будут развивать навыки социального взаимодействия.

Какие методы используются для достижения этих целей?

Есть различные подходы и техники, которые позволяют достичь этих целей, и выбор подхода во многом зависит от особенностей ребенка и его уровня функционирования. Обычно самым эффективным подходом являются методы на основе прикладного анализа поведения (АВА), и мы знаем, что эти методы в наибольшей степени поддерживаются научными доказательствами.

Кроме того, могут быть очень эффективны различные поведенческие техники обучения в естественной среде. В этом случае работа над целями происходит непосредственно во время повседневных событий в жизни ребенка, когда родители поощряют его за приближение к поставленным целям.

Нужно ли ребенку с аутизмом принимать какие-либо лекарства?

Если говорить о лекарствах и пищевых добавках, то на данный момент не существует никаких препаратов, которые бы воздействовали на симптомы аутизма. В некоторых случаях препараты могут быть нужны для коррекции симптомов вторичных проблем, например, очень многие дети в спектре аутизме страдают от сильной тревожности или переживают депрессию, особенно в подростковом возрасте. Иногда препараты могут помочь от подобных вторичных расстройств. Также некоторые дети с аутизмом имеют гиперактивность и трудности с концентрацией внимания, так что иногда им назначают стимуляторы для коррекции проблем с вниманием.

Насколько могут быть полезные различные специальные диеты?

Что касается диет, то до сих пор нет никакой диеты, которая бы показала свою эффективность в рамках исследований. Так что официально детям с аутизмом не рекомендуется никаких диетических изменений, скорее это область, которой интересуются родители, и они часто задают вопросы о диетах.

Когда родители спрашивают меня о специфических диетах или пищевых добавках, я обычно отвечаю, что не буду говорить «нет», но я призываю родителей в первую очередь направить время и энергию на терапию, поддержанную научными доказательствами.

Если же вы занимаетесь доказательной терапией, но также хотите попробовать какие-то альтернативные методы дополнительно, то это личное дело вашей семьи, лишь бы это никак не вредило ребенку.

Что могут сделать родители, у которых нет доступа к службе раннего вмешательства вроде вашего центра?

Отсутствие доступа к услугам — тяжелое бремя для родителей. И, наверное, лучшее, что могут сделать в такой ситуации родители — это стать защитниками прав своего ребенка, объединяться с другими родителями, чтобы добиться включения в службы помощи.

Также родителям очень важно, чтобы их ребенок получал как можно больше самого разного жизненного опыта. Они могут поговорить с другими членами семьи и объяснить им ситуацию, чтобы они не боялись быть рядом с их ребенком, чтобы ребенок мог принимать полноценное участие в жизни всей семьи.

Мы также призываем родителей сосредоточиться на развитии навыков независимой жизни ребенка. Это навыки, которые нужны ребенку в повседневной жизни. Это то, что поможет ему стать более продуктивным и независимым во взрослой жизни.

Так что мы должны как можно раньше начинать учить детей как стирать одежду, как сделать себе бутерброд, и всем остальным навыкам, которые помогут ребенку жить самостоятельно и быть продуктивным во взрослом возрасте.

В какой степени раннее вмешательство может повлиять на дальнейшую жизнь ребенка с РАС?

Это хороший вопрос. Для очень маленького ребенка знать дальнейший прогноз невозможно. Родители часто спрашивают меня об этом, они хотят знать, какой будет жизнь их ребенка, когда он вырастет. И мне приходится отвечать: «Я не знаю. Хотела бы я ответить, но я не знаю».

Но что мы точно знаем, так это то, что 5-10% детей, которые получили ранний диагноз, больше не соответствуют диагностическим критериям аутизма, когда становятся взрослыми. Конечно, у них при этом все равно могут оставаться какие-то особенности или трудности, связанные со спектром аутизма, просто в небольшой степени.

Мы также призываем родителей сосредоточиться на сегодняшнем дне и на том, какие первоочередные задачи стоят перед ребенком здесь и сейчас. В первую очередь, это функциональная коммуникация — способность сообщить о своих желаниях и потребностях другим людям, развитие языка и коммуникации в целом, а также навыки для независимой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Какие игрушки нужны ребенку".

Игра малыша, которая выглядит так несерьезно со стороны, на самом деле является важной и достаточно сложной работой! Когда ребенок впервые пытается собрать пазл, проталкивает мелкие игрушки в кубик с ...

"Какая мама нужна ребенку"

Каждый ребёнок должен знать, что есть человек, любящий его и может принять его таким, какой он есть. Это самое главное. Важно, чтобы мать понимала ребёнка, видела его своеобразие. Мать, которая не пон...

"Какая мама нужна ребенку"

Каждый ребёнок должен знать, что есть человек, любящий его и может принять его таким, какой он есть. Это самое главное. Важно, чтобы мать понимала ребёнка, видела его своеобразие. Мать, которая не пон...

Какая игрушка нужна ребенку

Рекомендации для родителей...

Консультация для родителей "Какая мама нужна ребенку"

Статья на тему "Какая мама нужна ребенку"....

Какая игрушка нужна ребенку?

Как подобрать нужную  игрушку? Для правильного ее выбора нужно знать возраст ребенка, уровень его развития, интересы, желания, ясно представлять, каку пользу может принести ему игрушка....

какие игрушки нужны ребенку.

какие игрушки нужны ребенку. несколько правил и прримеров....