"Преемственность музыкального руководителя и логопеда в ДОУ"
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Кузмичёва Ирина Николаевна

   Успешное преодоление речевого недоразвития у детей в специальных группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегрированной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и речевая среда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preemstvennost_muz._rukovoditelya_i_logopeda.doc107 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Преемственность в работе музыкального руководителя и логопеда

Перспективный план совместных тематических занятий для подготовительной к школе группе №5.

                           

                    Составили:

                музыкальный руководитель

Кузмичёва И. Н.

                логопед

Жежу В.И.

         

Лангепас 2016г.

   Успех коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи во многом зависит от того, насколько четко организовано взаимодействие всех педагогов детского учреждения. Целью специального обучения является преодоление или компенсация речевого нарушения. Важнейшей предпосылкой для решения коррекционных задач можно считать создание специальных условий, стимулирующих развитие ребенка.

     У детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи, наблюдаются следующие особенности развития:

   

  1. Помимо собственно речевого нарушения, у таких детей наблюдаются нарушения общей, мелкой и артикуляционной моторики. Психомоторное развитие отстает от возрастной нормы: такие дети часто «неуклюжи», с трудом ориентируются в пространстве, их движения плохо координированы. Нарушение артикуляционной  моторики проявляется в ограниченности, неточности, или слабости движений подвижных органов артикуляции – языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти. Естественно, что нарушение артикуляции звуков приводит к их дефектному произношению, а часто и к общей невнятности, смазанности речи.
  2. Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти.  У  детей  с  общим недоразвитием  речи  нарушены  процессы  возбуждения  и торможения (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность).                
  3. Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка (самосознания,

самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов).

  1. Плохо развито дыхание: вдох и выдох очень слабые, распределение выдыхаемого воздуха неравномерное. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что не умеют им управлять.

   Успешное преодоление речевого недоразвития у детей в специальных группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегрированной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и речевая среда.

Основные задачи совместной работы музыкального руководителя и логопеда:

 - развитие слухового восприятия, музыкального слуха, фонематического восприятия;

 - развитие основных компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико-мелодической стороны;

- формирование правильного речевого и певческого дыхания, изменение силы и высоты голоса в зависимости от контекста;

- обогащение музыкальных впечатлений детей при знакомстве с разнообразными музыкальными произведениями;

- обогащение словаря дошкольников с ОНР по разработанным совместно с логопедом лексическим темам;

- развитие грамматического строя речи;

- развитие навыков в области слушания музыки, пения, музыкально-ритмического движения, игры на детских музыкальных инструментах.

1 год обучения

        Тема

                 Задачи

                      Репертуар

    «Осень»

  1. Учить петь напевно, вместе начинать и заканчивать пение, брать дыхание по фразам, подражать артикуляции педагога;
  2. Согласовывать движения с музыкой, речью взрослого, пением;
  3. Активировать словарный запас детей по теме.

1.  Песня «Осень» (Муз. И. Кишко)

2.  Песня «Осень к нам пришла»

     (Муз. Скрипкиной Е. В.)

3.  «Песня-танец осенних  

     листочков»   (Муз. А.  

     Филиппенко)

  1. Речедвигательная игра «Листья»
  2. Игра-инсценировка «Грибочки» (Муз. И. Смирновой)
  3. Пальчиковая игра «Грабли»

     «Зима»

  1.      1. Учить петь без крика в подвижном темпе. Активно артикулировать при произнесении слов;
  2.      2. Двигаться ритмично в соответствии с 2-х частной формой музыки. Развивать внимание и память.;
  3.      3. Расширять знания детей о характерных признаках зимы;
  4.      4. Тренировать образование существительных множественного числа.
  1.  Песня «Голубые санки» (Муз. М.  Иорданского).
  2.  Песня «Зимушка-зима» (Муз.  Л. А Вахрушевой)
  3.  Пальчиковая игра «Снежок»
  4.  Речедвигательная игра «Снегири»
  5.  Песня-танец «Снег-снежок» (Муз. Макшанцевой)
  6. Д идактическая игра «Один-много»

«Новый год»

  1. Учить выразительно исполнять песни разного характера, передавать праздничное настроение, различать запев и припев, вступление и заключение;
  2. Учить точно менять движения со сменой музыки, двигаться ритмично;
  3. Активировать словарный запас по теме;
  4. Закреплять умения детей подбирать и называть слова –определения.

1.  Песня «Вот какая елочка» (Муз.

     Т. Попатенко)

2. Хоровод «Елочка, заблести  

   огнями»   (Муз.    Л. Олифировой)

     3.  Песня «Дед Мороз» (Муз. А.

     Филиппенко)

4. Сюжетные танцы (снежинки,

     петрушки,

     зайцы, медведи)

5. «Игра со звоночками» (Муз. В.

     Роновской)

6. Дидактическая игра «Подбери  

    признак»         (Какой, какая)

«8 Марта»

  1. Учить петь легко, весело, ясно произносить слова, вместе брать дыхание по фразам;
  2. Вслушиваться в ритмический рисунок музыки, передавать его хлопками, отстукиванием шумовыми инструментами;
  3. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

         

  1. Песня «Поздравляем маму» (Муз. З. Роот)
  2. Песня «Мы запели песенку» (Муз. Р. Рустамова)
  3. Танцы
  4. Речедвигательная игра «Маме надо отдыхать»
  5. Дидактическая игра «Назови ласково»
  6. Пальчиковая гимнастика «Бабушка»

   «Весна»

     1. Совершенствовать работу

         артикуляционного аппарата,

         укреплять певческое дыхание;

     2. Соотносить движения в  

          танцах и играх и игру на  

          металлофонах со звучанием

музыки;

  1. Активизировать словарный

      запас по теме;

  1. Закреплять знания о весенних  

признаках и приметах.

1. Песня «Зима прошла» (Муз. Н.  

    Метлова)

2.   Песня «Весенняя песенка» (Муз.

     А. Филиппенко)

3.   Подвижная игра «Найди свой          

      домик»

4.  Дидактическая игра «Четвертый

     лишний»

5.   Хоровод «Веснянка»

6.   Речедвигательная игра «Клен»

7. Пальчиковая игра «Скворечник»

«Лето»

  1. Закреплять усвоенные знания, умения, навыки;
  2. Согласовывать движения  с пением и словом;
  3. Активизировать словарный запас детей по теме;
  4. Тренировать в подборе определений.
  1.   Хоровод «Мы на луг ходили» (Муз.  А. Филиппенко)
  2.   Песня «Лесная песенка» (Муз. В. Витлина)
  3.   Речедвигательная игра «На лужайке»
  4.   «Хоровод в лесу» (Муз. М. Иорданского)
  5.   Дидактическая игра «Какой,  какое, какая?
  6.   Пальчиковая гимнастика «Ой, ду-ду»

2 год обучения

«Осень»

  1. Учить петь плавно, мягко брать дыхание по фразам, активно артикулировать;
  2. Развивать общую и мелкую моторику в танцах, играх, упражнениях. Согласовывать движения с музыкой, пением, словом;
  3. Активировать словарный запас по теме;
  4. Тренировать умение детей употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  1. Песня «Осень в золотой косынке» (Муз. Н. П. Бобковой)
  2. Песня «Падают листья» (Муз. М. Красева)
  3. Песня «Серый дождик» (Муз. М. Куликовой)
  4. Песня «Листопад» (Муз. Т. Попатенко)
  5. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
  6. Речедвигательное упражнение «Дождик»
  7. Игровое упражнение «Позови ласково».

«Зима»

  1. Учить петь без крика в подвижном темпе. Вместе начинать и заканчивать пение. Активно работать язычком и губами;
  2. Учить вслушиваться в звучание музыки и речи, самостоятельно менять движения;
  3. Активизировать словарный запас по теме;
  4. Тренировать умение образовывать слова-антонимы.
  1. Песня «Здравствуй, Зимушка-зима» (Муз. А. Филиппенко)
  2. Песня «Зимняя песенка» (Муз. М. Красева)
  3. Песня «Будет горка во дворе» (Муз. Т. Попатенко)
  4. Хоровод «Как на тоненький ледок» (Муз. обр. Иорданского)
  5. Музыкально-дидактическая игра «Времена года»
  6. Речедвигательная игра «Медведь»
  7. Игровое упражнение «Скажи наоборот»

«Новый год»

  1. Учить эмоциональному исполнению песен, танцев, игр, следить за правильностью дикции;
  2. Согласовывать движения с музыкой, пением, речью, исполнять в едином темпе;
  3. Активизировать словарный запас детей;
  4. Тренировать умение употреблять притяжательные прилагательные.

     

  1. Хоровод «К нам приходит Новый год» (Муз. В. Герчик)
  2. Хоровод «Елка-елочка» (Муз. Т. Попатенко)
  3. Хоровод «Шел по лесу Дед Мороз» (Муз. Н. Вересокиной)
  4. Пальчиковая игра «На елке»
  5. Речедвигательная игра «С Новым годом»
  6. Сюжетные танцы (снежинки, петрушки и т. д.)
  7. Игровое упражнение «Чей, чья, чье?»

«8 Марта»

  1. Учить петь легким голосом, следить за ясной дикцией, певческим дыханием. Закреплять навыки выразительного исполнения;
  2. Развивать координацию движений при исполнении танцев, игр. Развивать моторику при игре на детских музыкальных инструментах;
  3. Активизировать словарный запас по теме;
  4. Тренировать умение детей в подборе прилагательных.

           

  1. Песня «Мамина песенка» (Муз. Парцхаладзе)
  2. Песня «Мамин праздник» (Муз. Ю. Гурьева)
  3. Песня «Лучше друга не найти» (Муз. Асеевой)
  4. Стихотворения о маме, бабушке, весне
  5. Танцы
  6. Речедвигательная игра «Аты-баты, шли солдаты»
  7. Игровое упражнение «Расскажи о маме»

«Весна»

  1. Закреплять знания и умения детей в разных видах музыкальной деятельности. Следить за эмоциональностью исполнения;
  2. Развивать координацию движений, ориентацию в пространстве в танцах, играх, хороводах;
  3. Активировать словарный запас по теме;
  4. Тренировать умение использовать притяжательные местоимения.

  1. Попевка «Весной» (Муз. Г. Зингера)
  2. Песня «Пришла весна» (Муз. Е. Тиличеевой)
  3. Песня «Ручеек» (Муз. О. Девочкиной)
  4. Хоровод «Веснянка» (Укр. нар. мелодия)
  5. Речедвигательная игра «Баба сеяла горох»
  6. Игровое упражнение «Мой, моя, мое»

«Школа»

   1.  Закреплять знания и умения детей

        в разных видах музыкальной

        деятельности;

    2.  Совершенствовать работу  

         артикуляционного аппарата при  

         пении и чтении стихов;

  1. Активизировать словарный запас по теме.

     1.  Музыкальное упражнение «В

           школу» (Муз. Е. Тиличеевой)    

     2.   Песня «Скоро в школу» (Муз.

           И. Якушиной)

     3.   Песня «До свиданья, детский

           сад» (Муз. А. Филиппенко)

     4.  Танец «До свиданья» (Муз. И.

            Штрауса)

  1. Подвижная игра «Собери портфель»
  2. Дидактическая игра «В школе очень много дел»
  3. Пальчиковая гимнастика «Колокольчик»

Речедвигательные игры.

Старшая группа.

         

    1. «Листья».

«Листья осенние тихо кружатся,       (Кружатся на носочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся  (Приседают )

И под ногами шуршат, шелестят,     (Движения руками вправо-влево.)

Будто опять закружиться хотят».      (Поднимаются, кружатся,)

   2. «Снегири». Н. Нищева

«Вот на ветках, посмотри,                         (4 хлопка руками по бокам.)

В красных майках снегири.                               (4 наклона головы в стороны.)

Распушили перышки,                                (На первое слово каждой строки –

Греются на солнышке.                                частое потряхивание руками. На

                                                                               второе – один хлопок по бокам.)

Головой вертят,                                           (По 2 поворота головы на каждую

Улететь хотят.                                              строку.)

 - Кыш! Кыш! Улетели!                              (Дети разбегаются по залу,

За метелью! За метелью!»                           взмахивая  руками как крыльями.)

3. «Маме надо отдыхать».

   Движения выполняются соответственно каждой части: на тихую музыку – движения на носках; на громкую – движения на пятках. Игра сопровождается пением:

   «Маме надо отдыхать,

   Маме хочется поспать.

   Я на цыпочках хожу,

   Маму я не разбужу».

   Дети движутся по кругу друг за другом на носочках. В кругу сидит «мамочка» - это может быть воспитатель. Проигрыш: ходьба на носках по всему залу в разном направлении. С началом новой музыкальной фразы дети снова собираются в круг и на слова:

   «Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

   Раздается пяток стук.

   Мои пяточки идут,

   Прямо к мамочке ведут» -

Выполняют следующие движения: повернувшись лицом к стулу, где спит «мама», движутся к ней, топая ногами.

   С последними словами дети сходятся у стула, где спит «мама». «Мама» просыпается и шутливо догоняет детей.

   4. «Клен». С. Коган

«За окном сосулька тает,                         (Дети стоят лицом в круг. 4 прыжка

                                                              на носочках, руки на поясе.)

Ветер тучи рвет в клочки.                      (Руки вверх, наклоны туловища в

                                                              стороны.)

Разжимает, разжимает                           (Руки перед грудью, локти опущены

Клен тугие кулачки.                                   вниз; медленно разжимают кулачки.)

Прислонился он к окошку.                    (4 прыжка.)

И, едва растает снег,                              (Наклоны.)

Мне зеленую ладошку                             (Поворачиваются лицом друг к другу,

Клен протянет раньше всех».               протягивают друг другу правые руки  

                                                            - рукопожатие.)

   5. «На лужайке». А. Прокофьев

«На зеленой на лужайке                          (Дети стоят лицом в круг, изображают

Заиграла балалайка.                             игру на балалайке.)

Заиграла дудочка,                                (Изображают игру на дудочке.)

Дудочке-погудочке.

В сарафане красненьком                       (Пляшут.)

Заплясала Настенька».

                       Подготовительная к школе группа

1. «Дождик».

К нам на длинной тонкой ножке     (Прыжки на одной ноге по кругу.)

Скачет дождик по дорожке.            

В лужице – смотри, смотри! -          (Дети стоят лицом в круг, ритмичные    

Он пускает пузыри.                          Приседания.)

Стали мокрыми кусты,                     (Руки вверх, потряхивание кистями.)

Стали мокрыми цветы.                     (Наклон, руки к полу, потряхивание

                                                         кистями.)

Мокрый серый воробей                      (Встали, руки вдоль тела, потряхивание

Сушит перышки скорей.                   скорей.)

   2. «Медведь».  И. Токмакова

Как на горке – снег, снег,              (Дети стоят кружком, в центре которого

                                                     «спит медведь»; руки постепенно

                                                     поднимаются вверх.)

И под горкой - снег, снег,           (Приседают, опускают руки.)

И на елке – снег, снег,                 (Опять встают, поднимают руки.)

И под елкой – снег, снег.             (Приседают, опускают руки.)

А под снегом спит медведь .         (Идут на носочках по кругу. На последние

Тише, тише… Не шуметь!            слова медведь просыпается и ловит детей.)    

3. «С Ноым годом». Е. Трутнева

С Новым годом! С Новым годом!

Здравствуй, Дедушка Мороз!          (Дети стоят лицом в круг, клаеяются.)

Он из леса мимоходом                    (Идут по кругу, изображают, как несут

Елку нам уже принес.                     елку на плече.)      

На верхушке выше веток                 (Стоят лицом в круг. Поднимают руки.)

Загорелась, как всегда,                     (Опускают руки.)

Самым ярким, жарким светом          (Снова поднимают руки.)

Пятикрылая звезда.                          (Опускают руки.)

4. «Аты-баты, шли солдаты»,

Аты-баты,                                   (Дети маршируют.)                            

Шли солдаты.                              (Прикладывают правую руку к голове  

                                                   - отдают честь.)

Аты-быты,                                   (Маршируют.)

На базар,                                       (Левой рукой указывают в сторону базара.)

Аты-баты,                                   (Маршируют.)

Что купили?                               (Разводят руки в стороны – «ручками

                                                  спросить».)

Аты-баты,                                    (Маршируют.)

Самовар.                                      (Расставляют ноги, слегка приседают, руки

                                                   упирают в бедра, локти в стороны –  

                                                   «самовар».)

Аты-баты,                                    (Маршируют.)

Сколько стоит?                            (Правую руку ставят на пояс, левую

                                                    выставляют вперед – вопрос.)

Аты-баты,                                   (Маршируют.)

Сто рублей.                                (Поднимают руки, пальцы растопыривают

                                                  -много денег».)

Аты-баты,                                  (Маршируют.)

Заходите,                                   (Слегка повернувшись назад, выставляют

                                                  руки перед собой – пригласительный жест.)

Выпьем чаю                               (Раскрытую ладонь левой руки держат перед

                                                  собой – «блюдце».)

Поскорей!                                  (Соединяют большой и указательный пальцы

                                                 правой руки – над «блюдцем» держат

                                                 «чашечку».)          

       

   5. «Баба сеяла горох» - канон.

   Дети стоят по кругу. На слова потешки:

         «Эх, ох, эх, ох,

         Баба сеяла горох,

         Прыг, скок, прыг, скок,

         Обвалился потолок» -

   поочередно выполняют прыжки и «пружинку» все вместе. Затем дети проговаривают слова и выполняют движения по очереди друг за другом по кругу.

   Например: первый прыгает, второй выполняет «пружинку», третий прыгает, четвертый выполняет «пружинку» и т. д.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.

 Старшая группа.

1. «Грабли».  В.В. Цвынтарный

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

                                   

(Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.)

2. «Снежок».  Н. Нищева  

                         

Раз, два, три, четыре,                          (Загибают пальчики.)

Мы с тобой снежок слепили.             («Лепят», меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий,                              (Показывают круг; сжимают ладони                                                                                                                                                                                                  очень гладкий                                               вместе; поглаживают ладони.)

И совсем-совсем не сладкий.             (Грозят пальчиком.)

Раз – подбросим.                                 (Взгляд вверх, подбрасывают «снежок».)

Два – поймаем.                                    (Поймать воображаемый снежок.)

Три – уроним                                       (Уронить «снежок» взгляд вниз.)

И … сломаем.                                      (Топнуть.)

3. «Бабушка».  В.В. Цвынтарный

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

(Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.)

4. «Скворечник». В.В. Цвынтарный

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет.

(Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты, как лодочка, а большие пальцы загнуты вовнутрь.)

5. «Дерево».  В.В. Цвынтарный

У дерева ствол,

     на стволе много веток,

А листья на ветках

      зеленого цвета.

(Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы разведены в стороны и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.). 

Подготовительная к школе группа.

1. «Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять,                 (Загибают пальчики.)

Будем листья собирать.                      (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы,                                    (Загибают пальчики, начиная

Листья рябины,                                   с большого.)

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.           (Ритмичные хлопки в ладоши.)        

2. «На елке».   В.Волина

Мы на елке веселились,                    (Ритмичные хлопки в ладоши.)

И плясали и резвились.                    (Ритмичные удары кулачками.)

После добрый Дед Мороз                («Шагают» средним и указательным                

Нам подарки преподнес.                  пальцами правой руки по левой ладошке.)

Дал большущие пакеты,                   («Рисуют» руками большой круг.)

В них же – вкусные предметы:        (Ритмичные хлопки.)

Конфеты в бумажках синих,            Загибают на обеих руках пальчики,

Орешки рядом с ними,                      начиная с большого.)        

Груша,

Яблоко, один

Золотистый мандарин.

3. «Колокольчик». В.В. Цвынтарный

Колокольчик все звенит,

Язычком он шевелит.

(Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы переплетены, как корзиночка, а средний палец правой руки опущен вниз).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе музыкального руководителя и логопеда в коррекционном детском саду.

Работа включает особенности развития детей с нарушениями речи, задачи совместной работы музыкального руководителя и логопеда. Представлен перспективный план тематических занятий для старшей и подготов...

взаимодействие музыкального руководителя и логопеда

•         В коррекционной работе с детьми с ОНР положительную роль играет совместная образовательная деятельность  учителя-логопеда и музыкального руководи...

Консультация для педагогов «Взаимодействие музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателя в сопровождении дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Консультация "Взаимодействие музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателя в сопровождении дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"...

Открытое совместное мероприятие музыкального руководителя и логопеда в старшей группе детского сада

Совместное открытое мероприятие логопеда и музыкального руководителя в массовом детском саду в старшей группе....

Перспективный план совместной работы музыкального руководителя с логопедом.

План составлен на каждый месяц с учетом лексических тем....

ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ЛОГОПЕДА

ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯМУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ЛОГОПЕДА СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ГРУППЕ     КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6-7 ЛЕТ.    ...

Взаимодействие музыкального руководителя и логопеда по музыкально – театрализованной деятельности «Формирование вокальных и артикуляционных способностей ребенка»

Приобщение детей к музыкально- театрализованной деятельности, в работе над спектаклем, сценической монологической и диалогической речью почти всегда начинается через пение, потому что пением дети начи...