Составление описательных рассказов о рыбах
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Занятие по развитию связной речи. Обучение составлению описательных рассказов о пресноводных и морских рыбах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лукьянова Екатерина Сергеевна

учитель-логопед

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №22 «Журавушка»

город Ступино Московская область

Тема. Составление описательных рассказов о рыбах

        Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие»

        Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель. Учить составлять рассказ-описание.

Задачи:

- Расширять словарный запас: познакомить детей с пословицами о рыбах, закрепить ранее изученные; упражнять: в образовании родственных слов, в подборе прилагательных и сравнений к именам существительным.

- Развивать связную монологическую речь.

- Развивать координацию речи с движением, зрительно-пространственную ориентировку на плоскости.

- Воспитывать интерес, бережное отношение к природе.

Оборудование: план-схема для составления рассказа-описания, картинки с изображением рыб, картинки-лабиринты по количеству детей.

Ход занятия

I. Оргмомент

        - На этой недели мы говорим о рыбах. Каких рыб вы знаете?

II. Беседа о рыбах

  1. Вспомните пословицы о рыбах. Как вы понимаете их?

На то и щука в реке, чтоб карась не дремал.

Без труда, не выловишь рыбку из пруда.

Как рыба в воде.

Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше.

Рыбам вода, птицам воздух, а человеку вся земля.

Рыба от головы тухнет.

Как рыба без воды.

И рыба, и птица хвостом правит.

Не до шуток рыбке, коли крючком под жабру хватают.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Как рыба об лед бьется.

Не учи рыбу плавать.

Нем, как рыба.

        - Какие приметы знаете?

Рыба не клюет — перед дождем.

  1. Образование родственных слов

        - Закончите стихотворные строчки, подобрав слова в рифму.

Плавники у нас росли бы,

Мы бы плавали, как…(рыбы).

Я б хвостом махала гибким

И резвилась, словно …(рыбка).

Вот с крючка срывает крошки

Очень мелкая… (рыбешка).

Выплывает, корм ища.

Пребольшая… (рыбища).

«Эх, сорвался мой улов!-

Рассердился …(рыболов).

Рыба не клюет никак,

Видно я плохой…(рыбак)».

От обиды чуть не плачет,

Но сидит весь день …(рыбачит).

Рыбаку ужасно жалко,

Что не удалась …(рыбалка).

        - Вспомните семейку родственных слов к слову РЫБА, можно добавить и свои слова: рыбка, рыбешка, рыбища, рыбина, рыбалка, рыбачит, рыбный (суп), рыбий (жир), рыбак, рыбачка, рыболов.

  1. Подбор признаков к предмету

        - Подберите признак. Рыба (какая?) – морская, речная, аквариумная, пресноводная, озерная, скользкая, холодная, блестящая, хищная, мирная…

  1. Части тела рыб

        - Вспомните и назовите части тела рыб. Чем покрыто туловище рыб? Для чего нужна чещуя рыбам? Для чего нужны плавники, хвост? Как рыбы дышат под водой? Как называются детки рыб? Откуда они появляются?

        - Перед вами лежат картинки-лабиринты. Проведите дорожки.

http://2.bp.blogspot.com/-OGDO0Gj_9j8/TllH-v6mYsI/AAAAAAAAACo/vKUtTApVyhI/s1600/07.jpghttp://konspekta.net/zdamsamru/baza1/869682745921.files/image032.png http://domovenok-as.ru/images/photos/medium/556976e889842d83c211b2d155c261b4.jpg

III. Составление плана рассказа

        - Давайте составим план рассказа-описания рыб. Как вы думаете, что должно быть в рассказе о рыбах: название рыбы, размер, части тела, цвет, где живет, чем питается, как человек использует ее.

        (На доске выставляется получившийся план-схема рассказа)

C:\Documents and Settings\яяя\Рабочий стол\Проект РЫБЫ\Копия Схема описат рассказа о рыбах.jpg

Физминутка «Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

Сложить ладони вместе и показать,

Рыбке весело играть.

как плавает рыбка.

Рыбка, рыбка, озорница,

Погрозить пальчиком.

Мы хотим тебя поймать.

Медленно сблизить ладони.

Рыбка спинку изогнула.

Снова показать, как плывет рыбка.

Крошку хлебную взяла.

Сделать   хватательное   движение

двумя руками.

Рыбка хвостиком махнула,

Снова показать, как плывет рыбка.

Рыбка быстро уплыла.

                     М. Клоков

 IV. Рассказывание описательных рассказов о рыбах

        - Выберите себе картинку понравившейся рыбы. Расскажите о ней, используя план-схему.

V. Итог

        - Молодцы! Вы интересно описывали рыб.

        - А как должны поступать люди, чтобы нас всегда окружало такое большое разнообразное царство рыб? (много не вылавливать, особенно, когда рыба мечет икру; не загрязнять землю и воздух)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» для воспитателей и родителей

•Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. •Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится...

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цели:- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;- развивать эмоцио...

Составление описательного рассказа с элементами мнемотехники «Поздняя осень» (подготовительная группа компенсирующей направленности)

Цель: Закрепить знания об осени, развивать умение составлять описательный рассказ по картине, используя мнемотаблицу; развивать связную речь, мышление, воображение, память, внимание.Автор: Бакланов...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах» Задачи: закреплять навык словоизменения в процессе согласов...

Конспект занятия № 2 по развитию описательной речи «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием мнемодорожки»

Конспект занятия № 2 по развитию описательной речи у детей среднего возраста с помощью мнемосхемы....