СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМЫ РАССКАЗА.
методическая разработка по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Чечельницкая Мария Михайловна

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostavlenie_opisatelnogo_rasskaza_s_ispolzovaniem_shem.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы работы над составлением описательных рассказов и рассказов — сравнения.

Составление описательных рассказов более сложный процесс, чем составление повествовательного рассказа. При составлении описательных рассказов необходимо проводить предварительную работу по накоплению словаря ребенка.

Подготовительный этап. Обогащение словарного запаса детей.

Прежде чем начать работу по схеме, предложенной Т. А. Ткаченко, дети должны уметь выделять наиболее существенные признаки объекта описания. Воспитатель на занятиях учит группировать предметы по форме, цвету, размеру и т. д. При составлении рассказов о фруктах, овощах с детьми проводятся игры «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «Собери фрукты по цвету»… При составлении рассказов о животных, воспитатель читает детям познавательные рассказы из детских энциклопедий.

В подготовительный этап входит работа по умению раскрыть план, понимание, что означает тот или иной символ.

1 этап. Коллективное составление описательного рассказа по схеме.

На первом этапе используется готовая схема. Рассказ составляем коллективно, каждый ребенок озвучивает только свою часть рассказа по картинно-графической схеме. Объясняем ребенку, что рассказ можно начать с любой схемы-картинки. Описывается внешний вид предмета. Рассмотрим на примере описания овощей-фруктов. На каждой карточке нарисован анализатор. Мы можем увидеть – размер, цвет, форму. На ощупь – твердый, мягкий; гладкий, шершавый; легкий, тяжелый. На вкус – кислый, сладкий…На запах – ароматный, душистый, пряный…

С детьми, которые испытывают трудность в запоминании высказывания, проводим игру «Расскажем вместе». Логопед и ребенок составляет рассказ по частям, называя одни и те же признаки.

2 этап. Составление описательных рассказов каждым ребенком.

Дети самостоятельно составляют рассказы – описания, используя схему.

Предложенная схема подсказывает ребенку последовательность рассказывания.

Педагог должен показать, что в рассказе нет жесткой программы, начинаем рассказ с любой карты-схемы и рассказываем в любой последовательности.

Задачу можно разнообразить. Кроме составления рассказов, дети составляют загадки – описания с опорой на схему, а также отгадывают загадки при помощи самостоятельно поставленных вопросов с опорой на схему.

Лера (6 лет):

У меня в коробке овощ. Он белого цвета, треугольной формы, небольшого размера. На ощупь он твердый. На вкус горький. Он очень резко пахнет. Он очень полезный. Его можно есть сырым, а еще его кладут к огурцам и помидорам в банки и салаты. Что это такое? (Чеснок).

Наборы данных картинок-схем прилагаются к каждой лексической теме. При описании игрушек и предметов быта добавляются характеристики действия с данным предметом, составляющие, материал. При описании животных, птиц добавляется карточка-схема со слуховым анализатором, по которой дети описывают, кто издает какие звуки.

3 этап. Коллективное составление схемы-плана к составлению описательного рассказа.

На следующем этапе обучения составлению описательного рассказа, мы продолжаем использовать схемы, но не готовые, а составленные на занятии самими детьми. И здесь мы видим, что важна не только схема, которая будет использоваться для составления описательного рассказа, но и сам процесс составления этой схемы имеет большое педагогическое значение:

Дети сами определяют последовательность изложения;

1. Подбирают и предлагают способы обозначения того или иного признака.

Таким образом, на этапе коллективного составления схем происходит дальнейшее развитие самостоятельности в составлении описательного рассказа.

4 этап. Самостоятельное составление плана и рассказа.

На этом этапе мы предлагаем детям дома самостоятельно составить описательный рассказ и его схему. Дети приносят на занятия свои схемы и составляют по ним рассказы на заданную тему.

Это этап индивидуального составления схемы.

Таким образом, переход к каждому новому этапу выражается во все большей самостоятельности при составлении описательного рассказа, и вся проделанная работа подготавливает детей к составлению самостоятельного описательного рассказа, без опоры на схему. И на этом этапе отказ от схемы уже не оказывает большого влияния на качество описательного рассказа.

5 этап. Составление сравнительных рассказов.

Кроме схем для описания одного предмета, коллективно составляем схемы для последовательного сравнительного описания двух предметов, где дети сначала выделяют сходные признаки предмета и обговаривают, как их обозначить. Затем дети выделяют отличительные признаки.

Прежде чем приступить к сравнительному описанию двух предметов, проводим с детьми следующие игровые упражнения: «Подскажи слово», «Найди отличия», «Скажи наоборот», «Два предмета», «Чем похожи, чем отличаются»…

Учим детей определять общие признаки: обобщающие понятия, форма, цвет, вкусовые качества. Если рассказ о животном — среда обитания, питание, внешний вид и т. д. Затем рассказываем, чем отличаются эти предметы, объекты.

В результате работы с картинками-схемами дети могут самостоятельно составить собственный описательный рассказ о любом предмете. Ребенок может фантазировать вместе с мамой и папой. Зарисовывать свои собственные схемы и проявлять свое творчество в составлении рассказов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи "Составление описательного рассказа с использованием схемы"

Конспект занятия по развитию связной речиу детей подготовительной группыТема:  "Составление описательного рассказа использованием схемы"       ...

«Составление описательного рассказа с использованием схемы «Игрушки»

Занятие  для детей логопедической и  массовых групп старшего возраста....

Составление описательных рассказов с использованием схем как средство развития связной речи старших дошкольников.

Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем возрасте является совершенствование монологической речи....

Проект.Развитие связной монологической речи у детей с общим недоразвитие речи дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей.

Целью данного проекта является развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи  дошкольного возраста посредством составления описательных рассказов с помощью схем – моделей. В проектной ...

Методическая разработка: " ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМ-МОДЕЛЕЙ"

В своей работе я  попыталась отобразить систему работы по развитию навыков составления описательных рассказов с использованием схем-моделей, а так же сформулировать методические рекомендации по о...

Проект «Развитие связной монологической речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей»

Цель  проекта – внедрение метода развития связной речи у детей-дошкольников с ОНР III уровня с помощью составления описательных рассказов на основе визуальных схем-моделей...

Конспект занятия по развитию речи «Ателье мод» по составлению описательных рассказов с использованием схем в старшей группе (рассказывание об одежде)

Цель:1.     Развивать умение правильно составлять описательные рассказы  об одежде,  опираясь на схему Т.А.ТкаченкоЗадачи:2.     Упражнять  в диф...