Занятия по сказкотерапии.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Стрельцова Джульетта Сергеевна

Средствами сказкотерапии можно расширить горизонты для любого ребенка и помочь тому, кто испытывает особые трудности развития. Результаты работы психолога не всегда проявляются быстро и бывают не такими наглядными, как обучение детей чтению, письму, счету. Однако, как показывает практический опыт, после проведения звнятий с использованием сказкотерапии не сразу, не вдруг, а исподволь и постепеннно положительные результаты начинают проявляться. У детей исчезают нежелательные формы поведения, появляется способность выполнять такие виды деятельности, которые раньше были им недоступны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_po_skazkoterapii.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия по сказкотерапии.

Занятие № 1.

  1. Разогрев.

 «Волшебный клубочек»

Дети сидят на стульчиках или на ковре. Педагог передаёт клубочек ниток ребёнку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово». Затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока не дойдёт очередь до педагога.

«Наше настроение»

Дети стоят в кругу, педагог передаёт ребёнку мяч и говорит: «Здравствуй, я рада видеть тебя! Какое у тебя сегодня настроение, с чем его можно сравнить? Моё настроение похоже на пушистое облако, а твоё?» ребёнок отвечает, передаёт мяч соседу и задаёт аналогичные вопросы.

  1. Введение в тему.

Детям предлагается подумать, что такое эмоции. Какие бывают эмоции. Обсуждение идёт по кругу.

  1. Прослушивание сказки.

К нам в гости пришла сказка, которая живёт в кармане у каждого ребёнка. (Педагог неожиданно находит у себя в кармане звёздочку, блёсточку и т.п.) А теперь послушайте сказку «Жадный кармашек».

(см. приложение)

  1. Выбор и «примеривание»  ролей. 

 Детям предлагают выбрать роли : девочки Алёнки, жадного кармашка, мамы, братишки, конфетки, маминых бус, зайчика, яблока и др. Дети выбирают атрибуты для своих ролей.

  1. Разбивка сказки на сцены.

Сцена 1. Добрая Алёнка и жадный кармашек.

Сцена 2. Послушная Алёнка и толстый кармашек.

Сцена 3. Мамины бусы.

Сцена 4. Конец жадного кармашка.

  1. Построение сцен.

 Определяем, где находится дом, в котором жила девочка Алёнка; где стоял шкаф с мамиными бусами; куда посыпались предметы из жадного кармашка.

  1. Проигрывание ролей детьми.
  2. Снятие ролей.

По завершению действия детьми отряхиваются, проводят по себя руками и говорят «Я не Алёнка – я Маша!» и т. д.

  1.  Шеринг.

Дети отвечают на следующие вопросы:

  • Что чувствовали, когда играли свои роли?
  • Что было интересного?
  • О чем эта сказка была для вас?
  • Как можно изменить, или дополнить сказку (если это нужно)?
  1.  Прощание.

«Эстафета дружбы»

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д., наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покинет и греет. До свидания!»

Занятие № 2.

  1. Разогрев

Упражнение  «Карусель чувств»

Дети встают в два круга – внешний и внутренний.

Педагог говорит: «Сейчас участники, образующие внутренний круг, закроют глаза. Дети, стоящие во внешнем круге, попробуют с помощью прикосновений передать своим партнёрам одно из чувств (нежность, страх, удивление и др.). помните: во время упражнения нельзя разговаривать.

По моему сигналу дети откроют глаза, попробуют назвать переданные им чувства и перейдут к другому партнёру. После 3- 4 –х  переходов педагог предлагает сесть в круг и рассказать о своих впечатлениях.

Упражнение «Зеркало»

Дети делятся на пары. Один из детей, входящих в пару, показывает какое-либо движение, а другой должен точно его скопировать, отразив как в зеркале. Затем дети меняются ролями, упражнение повторяется. По окончании упражнения идёт обсуждение: кому больше понравилось показывать упражнения, кому повторять их, а не придумывать самому.

  1. Введение в тему.

Детям предлагается подумать и назвать знакомые эмоции. Как они проявляются. Обсуждение идёт по кругу.

  1. Прослушивание сказки.

Сегодня я хочу рассказать вам сказку «Заюшкина избушка»

(см. приложение)

  1. Выбор и «примеривание»  ролей. 

 Детям предлагают выбрать роли: зайчика, лисы, собак, волка, медведя,  петуха. Дети выбирают атрибуты для своих ролей.

  1. Разбивка сказки на сцены.

Сцена 1. Заяц с лисой

Сцена 2. Заяц, собаки, лиса.

Сцена 3. Заяц с волком

Сцена 4. Заяц, волк, лиса.

Сцена 5. Заяц с медведем.

Сцена 6. Заяц, медведь, лиса.

Сцена 7. Заяц с петухом.

Сцена 8. Заяц, петух, лиса.

  1. Построение сцен.

 Определяем, где находится избушка зайца и домик лисы; откуда появятся собаки, волк, медведь и петух.

  1. Проигрывание ролей детьми.
  2. Снятие ролей.

По завершению действия детьми отряхиваются, проводят по себя руками и говорят «Я не заяц – я Миша!» и т. д.

  1.  Шеринг.

Дети отвечают на следующие вопросы:

  • Что чувствовали, когда играли свои роли?
  • Что было интересного?
  • О чем эта сказка была для вас?
  • Как можно изменить, или дополнить сказку (если это нужно)?
  1.   Прощание.

Все встают в круг. Педагог говорит: «На этом наше сегодняшнее занятие заканчивается. Пора прощаться. Внимательно посмотрите друг на друга, улыбнитесь, а затем хором произнесите:

Мы славно потрудились,

Немало мы узнали,

Чуть-чуть добрее стали,

И дружно поиграли!

Дети, стоя в кругу, пожимают руки своих «соседей».

Занятие № 3.

1. Разогрев. 

Упражнение  « Страна эмоций». 

Дети вспоминают жителей Страны эмоций, а затем, выбрав мысленно персонажа, изображают его в движении, а остальные должны угадать.

Упражнение « Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем».

Ребёнок изображают какое-то действие, ситуацию. Остальные дети должны догадаться, что происходит.

  1. Введение в тему.

Детям предлагается подумать и определить своё настроение. Как оно проявляется. Как его можно изменить. Обсуждение идёт по кругу.

  1. Прослушивание сказки.

Сегодня я хочу рассказать вам сказку  про слонёнка с шариками.  

(см. приложение)

  1. Выбор и «примеривание»  ролей. 

 Детям предлагают выбрать роли: слонёнка, мамы, папы, обезьянки, медвежонка, воздушных шариков разных цветов, воробьёв. Дети выбирают атрибуты для своих ролей.

  1. Разбивка сказки на сцены.

Сцена 1. Прогулка в парке.

Сцена 2. Покупка шариков.

Сцена 3. Одиночество слонёнка.

Сцена 4. Полёт на шарах.

Сцена 5. Спасение.

Сцена 6. Приземление.

  1. Построение сцен.

 Определяем, где находится дом слонёнка, парк, место работы мамы и папы.

  1. Проигрывание ролей детьми.
  2. Снятие ролей.

По завершению действия детьми отряхиваются, проводят по себя руками и говорят «Я не слонёнок – я Коля!» и т. д.

  1. Шеринг.

Дети отвечают на следующие вопросы:

  • Что чувствовали, когда играли свои роли?
  • Что было интересного?
  • О чём задумался слонёнок?
  • О чем эта сказка была для вас?
  • Как можно изменить, или дополнить сказку (если это нужно)?
  1.   Прощание.

Игра  «Ласковый дождик»

Все становятся друг за другом и, двигаясь по кругу, делают массаж идущему впереди – плечи, спина, голова. Затем направление движения меняется и игра повторяется. Направления движения можно менять несколько раз.

«Спасибо. До свидания!»

        

Занятие № 4.

1. Разогрев. 

Упражнение  « Снежный ком». 

Педагог предлагает детям вспомнить имена друг друга следующим образом: один из детей называет себя, «сосед» повторяет его имя и называет своё, третий ребёнок называет имена первого и второго участника, а затем своё и т.д. таким образом, последний ребёнок перечисляет всех присутствующих детей по именам.

Упражнение «Необычное приветствие».

Педагог предлагает детям придумать интересные и необычные варианты приветствия и показать их.

По окончании упражнения педагог задаёт вопросы:

  • Какие чувства вы испытывали в момент приветствия!
  • Удобно ли было так здороваться или нет! Почему?
  1. Введение в тему.

Детям предлагается походить по комнате и найти такое место, где бы они почувствуют своё настроение. Через несколько минут дети поочерёдно с помощью мимики, жестов и звуков изображают своё настроение.

  1. Прослушивание сказки.

Сегодня я хочу рассказать вам сказку «У страха глаза велики»

(см. приложение)

  1. Выбор и «примеривание»  ролей. 

 Детям предлагают выбрать роли: бабушки, внучки, курочки, мышки, яблоньки, зайца. Дети выбирают атрибуты для своих ролей.

  1. Разбивка сказки на сцены.

Сцена 1. У колодца.

Сцена 2. Яблонька и заяц.

Сцена 3. Встреча с зайцем.

Сцена 4. Возвращение домой.

  1. Построение сцен.

 Определяем, где находится избушка, колодец, растёт яблонька.

  1. Проигрывание ролей детьми.
  2. Снятие ролей.

По завершению действия детьми отряхиваются, проводят по себя руками и говорят «Я не заяц – я Артём!» и т. д.

  1. Шеринг.

Дети отвечают на следующие вопросы:

  • Что чувствовали, когда играли свои роли?
  • Что было интересного?
  • О чем эта сказка была для вас?
  • Как можно изменить, или дополнить сказку (если это нужно)?
  1.   Прощание.

Детям предлагается закончить предложение: «Я не боюсь…»

«Молодцы! Спасибо, до свидания!»        

Сказка «Заюшкина избушка»

  Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:

- У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя темная!

  Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:

- Пусти меня заюшка, хоть на дворик к себе!

- Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась?

  Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил ее к себе на двор.

  На другой день лиса опять просится:

- Пусти меня, заюшка, на крылечко.

- Нет, не пущу: зачем дразнилась?

  Упрашивала, упрашивала лиса, согласился заяц и пустил лису на крылечко. 

  На третий день лиса опять просит:

- Пусти меня, заюшка, в избушку.

- Нет, не пущу: зачем дразнилась?

  Просилась, просилась лиса, пустил ее заяц в избушку.

  Сидит лиса на лавке, а зайчик - на печи.

  На четвертый день лиса опять просит:

- Заинька, заинька, пусти меня на печку к себе!

- Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Просила, просила лиса, да и выпросила - пустил ее заяц и на печку.

  Прошел день, другой - стала лиса зайца из избушки гнать:

- Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!

  Так и выгнала.

  Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слезы утирает. Бегут мимо собаки:

- Тяф, тяф, тяф! О чем, заинька, плачешь?

- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

- Не плачь, зайчик, - говорят собаки. - мы ее выгоним.

- Нет, не выгоните!

- Нет, выгоним!

  Пошли к избушке.

- Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон!

А она им с печи:

- Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!

  Испугались собаки и убежали.

  Опять сидит зайчик и плачет. Идет мимо волк:

- О чем, заинька, плачешь?

- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

- Не плачь, зайчик, - говорит волк, - я ее выгоню.

- Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, и ты не выгонишь.

- Нет, выгоню!

  Пошел волк к избе и завыл страшным голосом:

- Уыыы... Уыыы... Ступай, лиса, вон!

  А она с печи:

- Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!

  Испугался волк и убежал.

  Вот заинька опять сидит и плачет. Идет старый медведь:

- О чем ты, заинька, плачешь?

- Как же мне, медведушко, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

- Не плачь, зайчик, - говорит медведь, - я ее выгоню.

- Нет, не выгонишь! Собаки гнали, гнали - не выгнали, серый волк гнал, гнал - не выгнал. И ты не выгонишь.

- Нет, выгоню!

Пошел медведь к избушке и зарычал:

- Рррр... ррр... Ступай, лиса, вон!

  А она с печи:

А она с печи:

- Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!

  Испугался медведь и ушел.

  Опять сидит заяц и плачет. Идет петух, несет косу.

- Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чем ты плачешь?

- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

- Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.

- Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, серый волк гнал, гнал - не выгнал, старый медведь гнал, гнал - не выгнал. И ты не выгонишь.

  Пошел петух к избушке:

- Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косуна плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!

  Услыхала лиса, испугалась и говорит:

- Одеваюсь...

  Петух опять:

- Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косуна плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!

  А лиса говорит:

- Шубу надеваю...

  Петух в третий раз:

Петух в третий раз:

- Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косуна плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!

  Испугалась лиса, соскочила с печи - да бежать. А заюшка с петухом стали жить да поживать.

Литература.

 

Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 125 с.

Алябьева Е.А.  Корекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 96 с.

Ганичева И.В.  Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). – М.: Книголюб, 2004. – 144 с.

Саранская О.Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!». – М.: Книголюб, 2008. – 64 с.

Капшук О.Н.  Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 51 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по сказкотерапии в подготовительной группе "ДОБРОЕ СЕРДЦЕ"

Формирование  установки на эмоциональную поддержку другого в кризисной ситуации.  Обработка эмпатийного слушания, понимания чувств другого человека....

Конспект занятия по сказкотерапии "Сказка в гости к нам пришла"

Конспект занятия по сказкотерапии«Сказка в гости к нам пришла»( старшая группа)Программное содержание:1.  Формирование позитивного взаимодействия детей друг с другом.2.  Моделирование положи...

Конспект занятия по сказкотерапии

Данные занятия проводятся по сказкам Л.Д.Коротковой "Сказка про безголосого петушка" и "Райское яблочко" в старшей или подготовительной группе....

Конспект занятия по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Цветик-семицветик» ч. I (по сказке В. Катаева)

Конспект  совместного занятия педагога-психолога и учителя-логопеда по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Цветик-семицветик» ч. I (по сказке В....

Занятие по сказкотерапии. Сказка "Три поросенка"

Занятие по сказкотерапии, направленное на знакомство детей средней группы с такими эмоциями как злость, радость....

Занятие по сказкотерапии. Сказка "Волк и семеро козлят"

Занятие по сказкотерапии, направленное на продолжение знакомства детей средней группы с такими эмоциями как злость, радость....

Занятие по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек…»

Занятие направлено на повышение у детей уверенности в себе; развитие  способности к эмпатии, сопереживанию;  улучшение самочувствия и настроения; закрепление знаний о чувствах, эмоциях,...