Занятие по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек…»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Бутаева Тасмила Аслановна

Занятие направлено на повышение у детей уверенности в себе; развитие  способности к эмпатии, сопереживанию;  улучшение самочувствия и настроения; закрепление знаний о чувствах, эмоциях, настроении; развитие творческих способностей;  воспитание добрых чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_lozh_da_v_ney_namek.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

педагог-психолог:  Т.А. Бутаева

Занятие по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста

«Сказка ложь, да в ней намек»

Цель: способствовать повышению у детей уверенности в себе; развивать  способности к эмпатии, сопереживанию;  улучшение самочувствия и настроения; организация совместной работы детей; закрепление знаний о чувствах, эмоциях, настроении; развитие творческих способностей;  воспитание добрых чувств.

Оборудование: клубок нитки, бланки к игре «Варежки», музыкальное сопровождение, пиктограммы эмоций, аудио сопровождение.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня я буду доброй Феей и пришла к вам  со сказкой и волшебным клубочком.  А попасть в сказку нам и поможет этот клубок. Давайте сядем поближе друг к другу в кружок.

Включается музыка. Психолог передаёт клубочек по кругу. Дети закрывают глаза. Каждый ребенок задерживает его в своих руках, прислушивается к себе и передаёт следующему.

Вот мы и перенеслись в сказку

Этюд « Кувшин с водой».

Детям предлагается показать, как девочка набирает из источника воду в кувшин, ставит его на плечо и несет «тяжелый кувшин» домой.

«Как-то раз, когда девушка брала воду, к ней подошла какая-то бедная женщина и попросила напиться.

  • Пейте на здоровье, тетушка, — сказала добрая девушка.

Сполоснув поскорее свой кувшин, она зачерпнула воды в самом глубоком и чистом месте и подала женщине, придерживая кувшин так, чтобы удобнее было пить.

Женщина отпила несколько глотков воды и сказала девушке:

  • Ты так хороша, так добра и приветлива, что мне хочется подарить тебе что-нибудь на память. (Дело в том, что это была фея, которая нарочно приняла вид простой деревенской женщины, чтобы посмотреть, так ли эта девушка мила и учтива, как про нее рассказывают.)

Вот что я подарю тебе: с нынешнего дня каждое слово, которое ты промолвишь, упадет с твоих губ либо цветком, либо драгоценным камнем. Прощай!»

 «Когда девушка пришла домой, мать стала бранить ее зато, что она замешкалась у источника.

  • Простите, матушка, — сказала бедная девушка. — Я нынче и вправду запоздала.

Но едва только она проронила эти слова, как с губ ее упали несколько роз, две жемчужины и два крупных алмаза.

  • Смотрите-ка! — сказала мать, широко раскрыв глаза от удивления. — Мне кажется, вместо слов она роняет алмазы и жемчуга... Что это с тобой приключилось, дочка? (Первый раз в жизни она назвала свою меньшую тоже дочкой.)

Девушка попросту, не таясь и не хвалясь, рассказала матери обо всем, что с ней случилось у источника. А цветы и алмазы так и сыпались при этом с ее уст».

Упражнение: «Варежки»

Для игры нужны вырезанные из бумаги варежки, количество пар равных количеству пар детей. Психолог раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по комнате. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.

«Ну, если так, — сказала мать, — надо мне послать к источнику и старшую дочку... А ну-ка, Фаншон, посмотри, что сыплется с губ твоей сестры, чуть только она заговорит! Неужели тебе не хочется получить такой же удивительный дар?  Ведь  нужно для этого всего-навсего сходить к источнику и, когда бедная женщина попросит у тебя воды, вежливо подать ей напиться.

  • Ну вот еще! Охота мне тащиться в этакую даль! — отвечала злючка.
  • А я хочу, чтобы ты пошла! — прикрикнула на нее мать. —  Сию же минуту, без разговоров!

Девушка нехотя послушалась и пошла, так и не переставая ворчать. На всякий случай она захватила с собой серебряный кувшинчик, самый красивый, какой был у них в доме».

Игра «Угадай эмоцию»

На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на  карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Психолог следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети. Эта игра помогает определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и «видеть» эмоции других людей.

«Едва успела она подойти к источнику, как навстречу ей из лесу вышла нарядно одетая дама и попросила глоток воды, (Это была та же самая фея, но только на этот раз она приняла облик принцессы, чтобы испытать, так ли груба и зла старшая сестра, как о ней рассказывают.)

  • Уж не думаете ли вы, что я притащилась сюда, чтобы дать вам напиться? — сказала девушка дерзко. — Ну конечно, только для этого! Я и серебряный кувшинчик нарочно захватила, чтобы поднести воду вашей милости!.. А впрочем, мне все равно. Пейте, если хотите...

—        Однако вы не очень-то любезны, - сказала спокойно фея. - Ну что ж, какова услуга, такова и награда. С нынешнего дня каждое слово, которое сорвется с ваших губ, превратится в змею или жабу. Прощайте!»

 

Игра «Скучно, скучно так сидеть»

С двух противоположных сторон стоят стулья. Дети садятся с одной стороны. По сигналу надо быстро перебежать с одной стороны на другую, а психолог  постоянно убирает по одному стулу. Перебегать надо после того, как услышат слова:

Скучно-скучно так сидеть

Друг на друга нам смотреть,

не пора ли пробежаться

И местами поменяться?

«Как только девушка вернулась домой, мать кинулась к ней навстречу:

  • Это ты, доченька? Ну как?
  • А вот так, матушка! — буркнула в ответ дочка, и в то же мгновение две гадюки и две жабы плюхнулись на порог.
  • Ах, боже мой! - вскрикнула мать. - Да что же это такое? Откуда? ... А, знаю! Это твоя сестра во всем виновата. Ну, поплатится она у меня!.. — И она кинулась на младшую дочку с кулаками.

Бедняжка в страхе бросилась бежать и укрылась в соседнем лесу».

Релаксационное упражнение «Солнечный лучик».

Дети ложатся на ковер, делают 3 глубоких вдоха и медленные выдохи и закрывают глаза. (Звучит спокойная музыка).

Психолог. Светит яркое солнышко. Своими лучиками солнышко обогревает наше тело и оно становится легким, мягким. Солнечные лучики касаются нашего лица, рук, ног. От этого нам приятно, уютно. Мы отдыхаем, мы спокойны. Но вдруг подул теплый ветерок, он сообщает, что время двигаться дальше.

«Там и встретил ее молодой принц, сын короля этой страны.

Возвращаясь с охоты, он нашел в чаще прекрасную девушку и, подивившись ее красоте, спросил, что она делает в лесу совсем одна и о чем-то горько плачет.

  • Ах, сударь, — ответила красавица, — матушка прогнала меня из дому!

Королевский сын заметил, что с каждым словом девушка роняет из уст цветок, жемчужину или алмаз. Он изумился и попросил объяснить, что это за чудо. И тут девушка рассказала всю историю.

Королевский сын влюбился в нее. К тому же он рассудил, что дар, которым фея наделила красавицу, стоит дороже любого приданного, какое могла бы принести ему другая невеста. Он увез девушку во дворец, к своему отцу, и женился на ней».

Ритуал «выхода»  из сказки. Анализ сказки.

Осмысление детьми основной идеи сказки, эмоциональных переживаний главных героев; развитие познавательной активности

Ребята, давайте сядем в кружок, расскажем, что вам запомнилось в ходе путешествия. А теперь передадим волшебный клубок по кругу и поблагодарим его за сегодняшнее путешествие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Цветик-семицветик» ч. I (по сказке В. Катаева)

Конспект  совместного занятия педагога-психолога и учителя-логопеда по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Цветик-семицветик» ч. I (по сказке В....

Проект по социально – личностному развитию детей среднего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» Автор проекта: Файзуллина Н.П.Этапы проектаДействияпедагоговДействиядетейДействиячленов семьи и социальных партнеров...

Занятие психолога по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста: «Страна настроения»

Занятие психолога по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста: «Страна настроения»...

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по сказкотерапии «Страна настроения».

Цель:- развивать эмоциональную сферу дошкольников, умение распознавать настроение других (на иллюстрациях, картинках, фотографиях), эмпатию;- закрепить эмоциональный словарь (настроение...

Занятие психолога по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста: «Страна настроения»

Занятие психолога по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста: «Страна настроения»  Цель:- развивать эмоциональную сферу дошкольников, умение распознавать н...

Конспект занятия по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста: «Путешествие в сказку»

Занятие по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста: "Путешествие в сказку"...

Викторина по сказкам для детей дошкольного возраста «Сказка - ложь, да в ней намек...»

Развивать активное мышление детей; вызвать интерес к фольклорным произведениям....