Чем дефектолог отличается от логопеда?
консультация по коррекционной педагогике на тему

Шаркова Вера Алексеевна

 

 

Люди часто спрашивают, чем дефектолог отличается от логопеда. Если отвечать на этот вопрос кратко, то можно сказать: «Ничем». Ничем, если специалист-логопед учился на факультете коррекционной педагогики в педагогическом университете. Раньше такие факультеты назывались дефектологическими и, соответственно, выпускали дефектологов. Таким образом, коррекционный педагог – это все тот же дефектолог.

                                          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_defekt.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

Дефектолог. Консультация дефектолога. Чем дефектолог отличается от логопеда?

Люди часто спрашивают, чем дефектолог отличается от логопеда. Если отвечать на этот вопрос кратко, то можно сказать: «Ничем». Ничем, если специалист-логопед учился на факультете коррекционной педагогики в педагогическом университете. Раньше такие факультеты назывались дефектологическими и, соответственно, выпускали дефектологов. Таким образом, коррекционный педагог – это все тот же дефектолог.

Что же такое дефектология?  Это наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими или (и) физическими недостатками, о закономерностях их воспитания, образования и обучения. Будущие дефектологи изучают в университете основы невропатологии, психиатрии, анатомии, физиологии языкознания; психологию, педагогику, а также непосредственно те науки, которые нужны для их специализации, потому что коррекционные педагоги подразделяются на сурдопедагогов, тифлопедагогов, олигофренопедагогов и логопедов. Сурдопедагоги работают с детьми, имеющими нарушения слуха (и, как следствие, речи); тифлопедагоги занимаются обучением слепых и слабовидящих; олигофренопедагоги имеют дело с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, а прерогатива логопедов – исправлять нарушения речи различной тяжести и происхождения у детей, подростков и взрослых. Все дефектологические специальности тесно связаны между собой, поэтому каждый коррекционный педагог может работать по любой.

На протяжении длительного времени учителями-логопедами начинали работать люди, имеющие образование учителя начальных классов, дошкольного педагога или учителя русского и литературы. Для этого они оканчивали курсы, длительностью от 3 месяцев до 1 года, и приступали к работе. Среди этих людей много хороших практиков, приносящих немало пользы, но, безусловно, дефектологами эти логопеды не являются. Они могут справиться с очевидной симптоматикой, но сделать  верное заключение в сложном случае, выстроить стратегию коррекции дефекта в соответствии с его структурой, помочь родителям преодолеть вторичные нарушения им, порой, бывает очень трудно.

Сейчас на факультетах коррекционной педагогики готовят ещё и  психологов-дефектологов, которые детально разбираются в психологии детей, имеющих различные нарушения, и успешно участвуют в реабилитации, социализации и коррекции развития.

Вот некоторые нарушения, с которыми чаще всего обращаются к дефектологу:

заикание;

недоразвитие речи различного происхождения;

нарушения письменной речи, чтения  - дислексия, дисграфия, дизорфография;

ринолалия;

нарушения звукопроизношения;

а также множество так называемых «сочетанных», смешанных дефектов, при которых симптоматика включает проявления различных нарушений.

В Центре развития речи «Ember» ведут прием дефектологи с опытом работы более 20 лет, которые всегда готовы оказать необходимую помощь взрослым и детям.

ОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «МЕЛКАЯ МОТОРИКА -ЭТО ИНТЕРЕСНО».

Тонкая (мелкая) моторика - это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Научно доказано: чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы.

Навыки тонкой моторики: способствуют развитию речи и мышления ребенка;

- помогают ребенку обследовать окружающие его предметы и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет;

- позволяют ребенку выразить себя через игру и другие виды деятельности, так как движения становятся совершеннее;

- способствуют повышению самооценки ребенка, потому что у него получается выполнение задуманного.

Слабое развитие моторики остается одной из основных проблем наших детей, поэтому важно развитие мелкой моторики пальцев рук.

Систематические упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук помогают выработать навыки самоконтроля движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно- двигательных ощущений (на ощупь).

Повторение одного и того же движения способствует автоматизации двигательных навыков, является основой подготовки руки к обучению письму.

Желательно развивать равным образом движения пальцев обеих рук, как в играх, так и в быту.

Стараться ориентироваться на те упражнения, которые способствуют развитию всех пальцев рук.

Для укрепления и развития детской руки, координации движений рук существуют разнообразные упражнения и игры, которые мы используем при работе с детьми в детском саду.

О некоторых упражнениях и играх хочется рассказать вам более подробно.

«МАССАЖ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ».

Хорошо делать массаж для пальчиков и ладошек каждый день. Используются четыре основных приема: поглаживание, разминание, растирание, постукивание.

Затрачивая всего 5 минут в день на проведение пальчиковой гимнастики и массажа можно оказать существенную помощь ребенку.

Занимаясь с ребенком, необходимо придерживаться следующих правил:

- начинайте с массажа и разогрева кистей рук, заканчивайте поглаживанием;

- выполняйте движения и правой, и левой рукой;

- движения на сжатие должны сочетаться с расслаблением;

- упражнения должны включать изолированные движения каждого пальца;

- прежде чем переходить к новому упражнению, важно как следует отработать

предыдущее пальчиками правой и левой руки;

- используйте те игры, которые нравятся ребенку и доступны ему;

- при массаже рук ребенка помогайте ему своими руками только в том случае,

если у вас положительный настрой.

«УПРАЖНЕНИЯ С КАРАНДАШАМИ».

Для выполнения упражнений использовать не заточенные карандаши (круглые или с гранями) или палочки. Упражнения выполнять двумя руками по очереди или вместе. В группе есть картотека упражнений с карандашами.

Вот несколько упражнений:

- прокатывание карандаша между ладонями;

- растирать центр ладони концом карандаша;

- упираясь концами карандаша в центр ладоней перемещать руки вверх, вниз,

по кругу и т.д., стараясь не уронить карандаш;

- удерживать палочку концами пальцев двух рук на весу поочередно (сначала

указательным, затем средним пальцем и т.д.);

- «собираем карандаши» — брать одной рукой и перекладывать в другое место

(например, со стула на стол и др.), затем поменять руки (10-15 карандашей);

- «пропеллер» — вращать карандаш между пальцами;

- слегка держать карандаш между пальцами, чтобы он медленно сполз вниз;

- прокатывание карандашей по столу: сначала одной рукой, затем другой, затем

двумя вместе;

- «пальчики шагают» — зажать карандаш между указательным и средним

пальцем и делать пальчиками «шаги» по столу, не роняя карандаш.

 Дорогие родители, успехов Вам и вашим детям!

1 июн 2011 в 14:57

        Анастасия Гармаш

«Воспитание самостоятельности»

Благодаря достижениям в психическом и моторном развитии (главным образом благодаря овладению ходьбой и ручными умениями) уже в начале второго года малыш начинает обнаруживать попытки проявлять самостоятельность. В этих попытках находит выражение стремление ребёнка к активному освоению мира, к проявлению усилий, к самоутверждению.

Увы, многие родители порой готовы сделать за ребёнка всё - он долго возиться будет, а так можно выгадать несколько минут. Но выгода эта весьма сомнительного свойства. Её оборотная сторона – трудно восполняемые издержки воспитания.

Если постоянно глушить стремления ребёнка к самостоятельности, он может вырасти пассивным, неспособным к каким-либо усилиям. Такой ребёнок всегда будет ждать, когда за него всё сделают взрослые.

Рекомендации для родителей:

• Важно не оставлять без внимания попытки ребёнка самостоятельно выполнять то или иное действие. (Конечно, те из них, которые не выходят за рамки разумного. Ведь маленький ребёнок ещё не в состоянии ещё оценить свои возможности, может попытаться делать что-то непосильное: наливать горячее или поднимать слишком тяжёлое.) Каждое достижение ребёнка, пусть и небольшое, надо поддержать. Малыш постоянно нуждается в одобрении.

• Воспитание самостоятельности часто связано, прежде всего, с привлечением ребёнка к участию в одевании, умывании и кормлении. Навыки самообслуживания надо воспитывать не для удобства взрослых. В них заложен глубокий нравственный смысл, так как они развивают у малыша способность у усилию, которые в дальнейшем явится необходимым условием трудового воспитания ребёнка. Поэтому ошибаются те взрослые, которые считают, что, выполняя всё за ребёнка, пекутся о его же благе, «облегчают» будто бы его жизнь. Взрослые должны взять за правило никогда не делать за ребёнка то, что он в состоянии сделать сам.

• Самостоятельность - это не только навыки, связанные с самообслуживанием. Это и умение занять себя. Уже на первом году жизни важно приучить ребёнка часть времени проводить без взрослого, занимаясь предложенными им игрушками. Эту линию надо продолжать и в дальнейшем.

• Воспитание самостоятельности не означает, безусловно, устраняя взрослого. Напротив, детскую деятельность необходимо направлять, надо разумно руководить ею, оставляя место для проявления самостоятельности и инициативы. Скажем, малыш длительное время играет однообразно: возит машину вперёд и назад. Надо посоветовать ему, как продолжить игру. Может быть, для той же машины построить гараж. В следующий раз это поможет ему самостоятельно придумать продолжение игры.