Главные вкладки

    План-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме:
    Конспект логопедического занятия по теме "Космос" в подготовительной группе для детей с ОНР III по формированию навыков связной речи с использованием ИКТ

    Конспект логопедического занятия по теме "Космос"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл logop._zanyatie_kosmos.docx28.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Космос» в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию навыков связной речи с использованием ИКТ

    Цели: закрепить и обобщить знания детей о космосе, закрепить навык составления рассказа по слайдам – картинкам, формировать навык связной монологической речи.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие:

    1. Формирование и расширение словаря по теме «Космос»;
    2. Продолжение обучению звуковому анализу и синтезу слов;

    3. Образование имен прилагательных  от имен существительных, подбор родственных слов;
    4. Обучение детей ответам на вопросы логопеда полным ответом;

    5. Составление предложений с заданным словом;

    6. Развитие навыка составления распространенных предложений;

    7. Развитие навыка координирования речи и движений;

    8. Развитие зрительного, слухового восприятия;

    9. Развитие невербального и вербального мышления,

    10. Развитие произвольного внимания и памяти;

    11. Развитие оптико-пространственных представлений;

    12. Развитие конструктивного праксиса;

    13. Развитие общей и пальчиковой моторики.

    Коррекционно-воспитательные:

    1. Воспитание аккуратности, взаимовыручки, отзывчивости, чувства товарищества;

    2. Воспитание умения слушать говорящего, желание  и умение работать в коллективе;

    3. Закрепление знаний о космосе.

    4. Воспитание бережного отношения к окружающему миру.

    Оборудование и материалы:

    проектор, ноутбук, презентация, счётные палочки, картинки с изображением тюбиков с едой, фишки красного, синего и зеленого цвета для каждого.

    Ход занятия

    Организационный момент.

    Логопед (Л): Здравствуйте, ребята!       Дети: Здравствуйте!

    – Ребята, какое у вас сегодня настроение?
                                                                                  (Д): – Хорошее, радостное, веселое.

    – Ребята, какое время года наступило?

    (Вывешивается картинка «Весна»)
                                                                                    (Д):  – Наступила весна.
    – Весна какая?
                                                                                    (Д):   – Солнечная, тёплая, ясная,                                

                                                                                           красивая, весёлая.
    – А какой весенний месяц?
                                                                                    (Д):  – Апрель.
    – Какой праздник отмечает вся страна 12 апреля?
                                                                                     (Д): – Вся страна отмечает день

                                                                                         Космонавтики.
    –  Сегодня мы отправимся в необычное путешествие.

     Сообщение темы.

    Разгадывание загадок.

    Показ слайда №1 «Космос»

    - Как вы думаете куда?                                        (Д): - В космос.

    - Правильно, мы отправимся в космическое путешествие.

    -  А что можно увидеть в космосе? Разгадайте загадки.

    Показ слайда №2 «Звёзды»

    1. В чёрном небе до зари

      Тускло светят Фонари.

      Фонари - Фонарики

      Меньше, чем комарики.                                              (Д):  - Это звёзды.

    Показ слайда №3 «Солнце»

    2. Ты весь мир обогреваешь

    И усталости не знаешь,

    Улыбаешься в оконце,

    А зовут тебя все …                                                  (Д): -  Солнце.

    Показ слайда №4 «Луна»

    3. Вокруг Земли она летает,

    А вот зачем – сама не знает.                                (Д):  – Это Луна.

    Показ слайда №5 «Земля»

    4.Планета голубая,

    Любимая, родная,

    Она твоя, она моя

    А называется …                                                       (Д): - Земля.

    Показ слайда  №6 «Ракета»

    5. Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,

    Только выпустит хвост -

    Понесется до звезд.                                                (Д):  – Ракета.

      Показ слайда  №7 «Космонавт»

    6. Не шофер и не пилот,

    Водит он не самолет,

    А огромную ракету.

    Дети, кто скажите это?                                            (Д):   - Это космонавт.

    - Молодцы! Ребята, а какими должны быть космонавты?

    Профессия космонавта очень непростая.

    Показ слайдов №8,  №9 «Тренировка космонавтов»

                                                           (Д): - Умными, смелыми, сильными, отважными,

                                                             здоровыми, трудолюбивыми, выносливыми.

    - Правильно. Они должны постоянно тренироваться.

    Цепочка родственных слов. Д/и «Слова-родственники»

    - Сейчас вы тоже потренируетесь в подборе слов к слову КОСМОС.

    Слова, как родные, похожи чуть- чуть,

    И, если поставить их в ряд,

    Немного послушать и вдуматься в суть,

    Они об одном говорят.

    Как называются такие слова?                                (Д): - Родственные слова.

    Показ слайдов №10 «Космонавт, космолёт»,  №11 «Космодром, космический спутник»

    Космический корабль или ракета – это космолёт.

    Площадка для старта ракет – это космодром.

    Космический летательный аппарат, вращающийся вокруг Земли – космический спутник.

    - А теперь, используя слайды, составьте предложения про космос.

    Составление предложений с родственными  словами

                                                                (Д):  - Космонавт летит на космолёте в космос.

                                                                (Д):   - Ракета летит с космодрома.

                                                                (Д):   - Люди запустили космический спутник.

    Показ слайдов №12 «Звезда», №13 «Звездочёт»

    - А  теперь подберите родственные слова к слову ЗВЕЗДА, составьте предложения.

    Человек, считающий звёзды, или астроном – звездочёт.

                                                               (Д):  - Звездочёт смотрит на звёзды в телескоп.

    Показ слайдов №13 «Созвездие», №14 «Звёздный дождь»

    Группа звёзд, образующая фигуру – это созвездие.

                                                               (Д): - Большая медведица – это созвездие.

    Падение звёзд – это звездопад или звёздный дождь.

                                                                (Д): - Звёздный дождь падает на землю.  

    Развитие слухового восприятия.

    - Ребята, представьте, что вы летите на космическом корабле. Начался звездный дождь, капли которого стали стучать по корпусу корабля. Внимательно послушайте, а затем повторите ритм дождя.

    /  /  /  ;  /  //  // ;   //  //  // ;   //  //  / ;   ///  ///  ///;  /  //  //  /.

                                                               Дети по очереди отхлопывают ритм в ладоши.

    - Молодцы, вы справились с заданием! А теперь познакомимся с разными планетами, которые вращаются вокруг Солнца. Приготовьте ваши пальчики.

    Пальчиковая гимнастика «Планеты»

    Дети поочерёдно загибают пальцы на обеих руках и смотрят слайды.

    Показ слайдов с №15 по № 24 (Названия планет)

    На Луне жил звездочет,         (из рук изобразить телескоп и поднести к глазу)
    Он планетам вел подсчет.

    Меркурий - раз, Венера - два-с,  (загибать поочерёдно пальцы на обеих руках)
    Три - Земля, четыре - Марс.
    Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,
    Семь - Уран, восьмой - Нептун,
    Девять - дальше всех - Плутон.
    Кто не видит - выйди вон.          (хлопнуть1 раз  в ладоши)

    — Ребята, летим дальше?                      (Д):    -  Да

    - Посмотрите в иллюминатор. Что вы там видите?

                                                                           (Д): - Звёзды, планеты, Луну, Солнце,  

                                                                        космические  спутники, звёздный дождь.

    Гимнастика для глаз «Нарисуй движением глаз планету, ракету, дождь»

    - Слушайте внимательно!

    Планета – рисуем «глазами» круг; Ракета – движение глаз вправо, влево; Дождь – движение глаз вверх, вниз.

    - А  кого раньше отправляли в космос?  

                                                                           (Д): - Животных.

    Показ слайда №25 «Собака Лайка»

    Правильно. Чтобы убедиться в том, что человек может перенести космический полёт, учёные стали готовить к полётам в космос собак. Первой в космос полетела собака Лайка.  Но обратно она не вернулась.

    Показ слайда №26 «Белка и Стрелка»

    - А это кто?                               (Д): - В космос полетели 2 собаки Белка и Стрелка.

                                                                  Они вернулись на Землю.

    Показ слайда №27, №28 «Юрий Гагарин, Валентина Терешкова»

    — Кто был первым космонавтом? А женщиной космонавтом?

                                          (Д): - Первым космонавтом был Юрий Гагарин.

                         (Д): - Первой женщиной космонавтом была Валентина Терешкова.

    Показ слайда №29 «Скафандр»

    — Что космонавты надевают, когда собираются в космос?

                                                                 (Д): -  Шлем, скафандр и специальную обувь.

                                                                          - Космонавты надевают скафандры.

    Конструирование из счётных палочек

    - Для полёта в космос нужна ракета. Выложите свои ракеты из палочек  на столе.

                                                                               Дети выкладывают ракеты из палочек.

    Физминутка «Полёт на ракете»

    Показ слайда №30 «Запуск ракеты с космодрома»

    Приготовимся, Ребята,
    Космодром уже нас ждет!
    Отправляемся сегодня                                                    
    Мы в космический полет.
    Проверяем снаряженье,                    
    Тренировку проведем,                          
    Сквозь земное притяженье
    Прямо к звездам путь возьмем.
    Вот уже летим в ракете,                        
    Невесомость в корабле.
    Перегрузки знаем эти.                              
    Машем мы рукой Земле.                              
    Звезды справа, звезды слева,                  
    Но совсем не страшно нам,                          
    Потому что только сильным                  
    Путь доступен к небесам.

    Мы глядим в иллюминатор,                      
    Там внизу наша Земля.              
    Она круглая, ребята,
    На ней суша и моря.
    Мы раскроем все секреты,                  
    Мы изучим шар земной.                  
    Создадим свои проекты,                          
    А пока летим домой.                    

    встать смирно
    маршируем


    руки вперед по очереди приседаем
    «плывем» руки вверх «ракетой»
    «плывем»
    качаемся «лодочкой»  

    помахать рукой, встать                  

    рука козырьком вправо, влево                  качаем головой
    показываем мускулы                    

    руки вверх,    

    круг из ладней
    показать круг руками
    показывают ладошки

    поднимают круглые руки над головой
    показывают большой палец
    машут рукой, улетают на самолете.

    Показ слайда №31 «Невесомость»

    - Ребята, почему космонавты «плавают» в космическом корабле?

                                                 (Д): - В космосе космонавты находятся в невесомости.

    - Правильно. Это такое состояние, когда космонавты и вещи ничего не весят.

    Упражнение на релаксацию «Невесомость»

      - Изобразите себя в состоянии невесомости.                                    

                                          Дети изображают разные позы в состоянии невесомости.

    Показ слайда №32 «Еда космонавтов»

    - Вы почувствовали  себя космонавтами?           (Д): -  Да.

    - Тогда и подкрепиться надо космическими продуктами питания.

    - Я раздам вам тюбики с космической едой, а вы должны выложить звуковую схему слова, используя наши фишки красного, синего и зеленого цвета.

    Развитие звукового анализа и синтеза

    (тюбики с картинками слов: СОК, СУП, СЫР, КАША, ЧАЙ, РИС)

                                                  Дети выкладывают схемы слов.

    - Молодцы! Хорошо потрудились. Отличные выйдут из вас космонавты! Давайте вспомним всё о космосе. Я прочитаю вам рассказ, а вы следите за слайдами и слушайте.

    Показ слайда №33 - 35 «Составление рассказа о космосе»

    Составление рассказа о космосе

    Один дошкольник пытается рассказать самостоятельно. Остальные на индивидуальных и последующих подгрупповых занятиях.

    1. Мы живём на планете земля.
    2. Луна – спутник Земли.
    3. Все планеты вращаются вокруг Солнца.
    4. Солнце больше всех планет.
    5. В космосе много звёзд.
    6. Первой в космос полетела собака Лайка. Она не вернулась.
    7. Потом полетели собаки Белка и Стрелка. Они вернулись на Землю.
    8. Первым космонавтом был Юрий Гагарин.
    9. Первой женщиной космонавтом была Валентина Терешкова.
    10.  В космос летают с космодрома на ракете.
    11.  Космонавты надевают скафандры.
    12.  В космосе космонавт находится в невесомости.
    13.  Еда у космонавтов находится в тюбиках.

    Оценка деятельности детей на занятии

    - Молодцы! Теперь вы настоящие космонавты!

    - На память о космическом путешествии вам достаются космические наклейки.            

                                                                           Дети прощаются.  Уходят довольными.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия в средней коррекционной группе для детей с ОНР Тема: «Одежда»

    Конспектлогопедического занятия в средней коррекционной группе для детей с ОНРТема: «Одежда»...

    Конспект логопедического занятия в старшей коррекционной группе для детей с ОНР Тема: «Одежда»

    Конспектлогопедического занятия в старшей коррекционной группе для детей с ОНРТема: «Одежда»...

    Конспект логопедического фронтального занятия в подготовительной группе для детей с ОНР 3 уровня по формированию лексико-грамматического строя речи, лексическая тема: "Рыбы"

    Конспект логопедического фронтального занятия в подготовительной группе для детей с ОНР 3 уровня по формированию лексико-грамматического строя речи, лексическая тема: "Рыбы"...

    Конспект подгрупповой образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР III на тему "Космос"

    Конспект организованной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи на тему "Космос"....

    Конспект логопедического занятия по формированию связной речи у детей с ОНР (подготовительная группа). Тема: Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы".

    Проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи является одной из главных задач учителя- логопеда. Предложенное занятие рекомендуется для прове...

    Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: Путешествие в Цветочный город.

    Представлен конспект группового логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР, проведенного на одном из городских методических объединений. Цель заняти: закрепление ...

    Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для детей с ОНР подготовительного возраста. Разучивание стихотворения "Кто такие витамины" С. Лосева с использованием мнемотаблицы.

    Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. С помощью...