Конспект фронтального логопедического занятия в старшей-подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по теме «Деревья в осеннем лесу» с использованием ИКТ
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Якушева Лира Александровна

Фронтальные занятия — коллективная форма работы, которая проводится с воспитанниками логопедической группы. Занятие в старшей-подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по теме «Деревья в осеннем лесу» с использованием ИКТ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия

в старшей-подготовительной группе  для детей с общим недоразвитием речи

по теме «Деревья в осеннем лесу»

с использованием ИКТ


Задачи:

Коррекционно-образовательные: активизировать и закреплять словарный запас по теме «Деревья»; развитие навыков словоизменения и словообразования; развитие лексико-грамматических навыков, упражнение в употреблении относительных и сложных прилагательных, в согласовании их в роде, числе, падеже, развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Коррекционно-развивающие: совершенствование процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, развитие общей, мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы через использование элементов психогимнастики, массажа, логоритмики. Коррекционно-воспитательные: воспитывать самоконтроль; воспитывать желание активно работать на занятии.

Оборудование:

ИКТ презентация (Деревья в осеннем лесу»),  ёжик, (игрушка на руку), шарик Су-Джок,  набор картинок «Деревья», два мольберта, листья дуба, клена, осины, березы. Каштаны, шишки, желуди, три обруча.

  1. Организационный момент

Сядет тот, кто ласково назовёт (лист, солнце, ветер, дождь...)

Пальчиковая гимнастика «Ёжик» с шариком Су-Джок (упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой руке)

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают Су- Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи

(дети катают Су- Джок между ладонями).

Л.: Ребята, а где можно увидеть ёжика?

Дети: В лесу.

Дидактическая игра: «С какой ветки детки?». 

Л.: правильно ребята в лесу. Посмотрите, какие красивые, резные, разноцветные листочки принес нам ежик. Каждый из вас выберет по одному листочку и скажет, с каких деревьев опали эти листья? - Этот лист, с какого дерева? Значит он какой? с березы – березовый лист с осины – осиновый лист с дуба – дубовый лист с липы – липовый лист, с клена – кленовый лист.

Л.: – Молодцы. Положите листочек на свой стол.

– Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?

(О листьях, деревьях, об осени.)

II. Беседа об осени с рассматриванием картинок.

Просмотр презентации (на экране появляются  сюжетные картинки об осени).

Л.: – Кто мне скажет, наступило какое время года? (осень).

Л.: Ежик загадает вам загадки, а вы внимательно послушайте и если отгадаете ежик подарит вам подарок от осени. (развитие фонематического слуха – неречевые звуки). Составь предложение со слова – осенью…

- Слава, что ты услышал? (осенью идет дождь) – верно, тебе подарок от ежика - шишка

- Леша, что ты услышал? (осенью улетают птицы) - верно, тебе подарок от ежика - каштан

- Настя, что ты услышала? (осенью дует ветер) - верно, тебе подарок от ежика – желудь.

Массаж спины «Дождик» 

Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом!

(похлопывают ладонями)

По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом!

(постукивают пальчиками)

Дома, дома посидите – бом, бом, бом!

(поколачивают кулачками)

Никуда не выходите, – бом, бом, бом!

(растирают ребрами ладоней)

Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом!

(растирают плечи)

А уйду, тогда гуляйте – бом..бом..бом..

(поглаживают ладонями) ( поворачиваются на 180* и повторяют массаж)

После дождика, смотри, в лесу выросли грибы.

Л.: У Ежика еще много подарков, расскажите ежику, какие приметы осени вы еще знаете?

Предполагаемые ответы детей (осенью собирают урожай; осенью на деревьях желтеют листья; осенью дети идут в школу…) – за ответ ежику ребенку дарится подарок – шишка, каштан, желудь.

 Наш гость очень доволен, вы хорошо знаете приметы осени – Молодцы ребята!

Подвижная игра «Подарки от Ежика». Пора нам с Ежиком поиграть. Ежик приготовил вам три обруча (корзинки) – в одном обруче – шишка, в другом – желудь, а в третьем – каштан. У вас в руках подарки от Ежика. Как музыка зазвучит, двигайтесь под ее такт, выполняя танцевальные движения. Как музыка утихнет – быстро найдите свой обруч и встаньте за круг обруча.

Как здорово мы играли! Сколько у вас шишек, каштанов, желудей. Откуда Ежик их принес?  (из леса).

Дидактическая игра «Назови дерево». 

На доске – предметно-тематические картинки. Дифференциация лиственных и хвойных деревьев.

Л.: - Ребята, вспомните, какие бывают деревья? (лиственные, хвойные)

- А почему лиственные деревья так называют? (почему хвойные?)

- Возьмите, пожалуйста, по одной картинке. На правом мольберте поместите хвойный лес, а на левом мольберте у нас появится лиственный лес.

 – Дети вывешивают картинки на мольберты.

- Хорошо, ребята, с этим заданием вы справились.

Д/игра «Скажи со словом «осенний» (с мячом). 

Л.: - Тот, кому Ежик бросит мяч – ловит его, и повторяете мое слово, но со словом «осенний» и возвращаете мяч Ежику.

- лист

Осенний лист

- ветка

осенняя ветка

- дерево

осеннее дерево

- лес

осенний лес

- роща

осенняя роща

- букет

осенний букет

- дождь

Осенний дождь

- Молодцы!

(на экране появляются картинки «времена года» - 3 сюжета осени, 1 сюжет другого времени года)
Игра «Четвертый лишний» 

 Л.: – Помогите нашему Ежику разобраться с картинками. Посмотрите внимательно и подумайте, какая из них не относится к осени. Какая картинка лишняя?

Л.:  К кому листик прилетит, тот и ответит на вопрос Ежика. 

Д/У «Угадай слово»

Ветер дует, а ветры ….

Птица улетает, а птицы…

Лист желтеет, а листья…

Дождь моросит, а дожди …

Цветок увядает, а цветы …

Холод наступает, а холода …

Урожай созревает, а урожаи …

Лист падает, а листья …

Л.: Ребята, а сейчас  мы превратимся в осенние листочки. Послушайте стихотворение и покажите, то, что услышите.

(Импровизация движений в такт стихотворению «Осень»).

Физкультминутка - логоритмика

Мы листики осенние

На дереве сидели.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Завертел их, закружил

И на землю опустил

Дети повторяют рассказ без помощи логопеда, логопед стимулирует детей, у которых более полные рассказы.

Л.: А на прощание мы нашему Ежику расскажем рассказ.

Д/И «Помоги ёжику составить рассказ»- Развитие связной речи.

 Составление связного рассказа «Осень» по первым словам в предложении:

Прошло лето, и наступила… (осень). Солнышко светит ярко, но…(не греет). Становится…(холодно). Часто идут…(дожди).  На деревьях …(желтые, красные, оранжевые и багряные листья). Животные готовятся…(к зиме): ежи и медведи, впадают…(в спячку). Белки и мышки, запасают…( на зиму корм). Птицы …(улетают в теплые края). Люди собирают…(урожай овощей и фруктов). Скоро наступит…(зима).

Итог:

Логопед: Какие ребята вы молодцы, ежику очень понравился ваш рассказ. А ещё ежик мы с тобой играли. Помогите Ёжику вспомнить, в какие игры мы играли и как правильно и красиво говорили. (Дети вспоминают, и логопед подводит итог).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия старшая группа для детей с общим недоразвитием речи Тема: «Гласные звуки» (закрепление)

Цели:Коррекционно-образовательные:1.  Закрепить понятие «гласные звуки», характеристику, обозначение; правильное произношение и различение гласных звуков «А», «У», «И», «О»;2.  Продолжить ра...

Конспект игрового логопедического занятия с детьми компенсирующей группы с общим недоразвитием речи. Тема: "Путешествие на ЛЕГО - остров".

Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий детей. Такой подход легко реализовать в образов...

Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной группе детей с общим недоразвитием речи «Приключения Школьного Звонка».

Аннотация: целью занятия является закрепление и обобщение ранее изученного материала по  обучению грамоте детей с ОНР в подготовительной к школе группе по лексической теме «Школьные принадл...

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи

Целью данного занятия является совершенствование лексико-грамматических категорий речи у дошкольников 5-6 лет с ОНР...