Конспект фронтального логопедического занятия в старшей-подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по теме «Деревья в осеннем лесу» с использованием ИКТ
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
Фронтальные занятия — коллективная форма работы, которая проводится с воспитанниками логопедической группы. Занятие в старшей-подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по теме «Деревья в осеннем лесу» с использованием ИКТ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия
в старшей-подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи
по теме «Деревья в осеннем лесу»
с использованием ИКТ
Задачи:
Коррекционно-образовательные: активизировать и закреплять словарный запас по теме «Деревья»; развитие навыков словоизменения и словообразования; развитие лексико-грамматических навыков, упражнение в употреблении относительных и сложных прилагательных, в согласовании их в роде, числе, падеже, развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.
Коррекционно-развивающие: совершенствование процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, развитие общей, мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы через использование элементов психогимнастики, массажа, логоритмики. Коррекционно-воспитательные: воспитывать самоконтроль; воспитывать желание активно работать на занятии.
Оборудование:
ИКТ презентация (Деревья в осеннем лесу»), ёжик, (игрушка на руку), шарик Су-Джок, набор картинок «Деревья», два мольберта, листья дуба, клена, осины, березы. Каштаны, шишки, желуди, три обруча.
- Организационный момент
Сядет тот, кто ласково назовёт (лист, солнце, ветер, дождь...)
Пальчиковая гимнастика «Ёжик» с шариком Су-Джок (упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой руке)
Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. | (дети катают Су- Джок между ладонями) |
На спине иголки | (массажные движения большого пальца) |
очень-очень колкие. | (массажные движения указательного пальца) |
Хоть и ростом ёжик мал, | (массажные движения среднего пальца) |
нам колючки показал, | (массажные движения безымянного пальца) |
А колючки тоже | (массажные движения мизинца) |
на ежа похожи | (дети катают Су- Джок между ладонями). |
Л.: Ребята, а где можно увидеть ёжика?
Дети: В лесу.
Дидактическая игра: «С какой ветки детки?».
Л.: правильно ребята в лесу. Посмотрите, какие красивые, резные, разноцветные листочки принес нам ежик. Каждый из вас выберет по одному листочку и скажет, с каких деревьев опали эти листья? - Этот лист, с какого дерева? Значит он какой? с березы – березовый лист с осины – осиновый лист с дуба – дубовый лист с липы – липовый лист, с клена – кленовый лист.
Л.: – Молодцы. Положите листочек на свой стол.
– Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?
(О листьях, деревьях, об осени.)
II. Беседа об осени с рассматриванием картинок.
Просмотр презентации (на экране появляются сюжетные картинки об осени).
Л.: – Кто мне скажет, наступило какое время года? (осень).
Л.: Ежик загадает вам загадки, а вы внимательно послушайте и если отгадаете ежик подарит вам подарок от осени. (развитие фонематического слуха – неречевые звуки). Составь предложение со слова – осенью…
- Слава, что ты услышал? (осенью идет дождь) – верно, тебе подарок от ежика - шишка
- Леша, что ты услышал? (осенью улетают птицы) - верно, тебе подарок от ежика - каштан
- Настя, что ты услышала? (осенью дует ветер) - верно, тебе подарок от ежика – желудь.
Массаж спины «Дождик»
Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом! | (похлопывают ладонями) |
По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом! | (постукивают пальчиками) |
Дома, дома посидите – бом, бом, бом! | (поколачивают кулачками) |
Никуда не выходите, – бом, бом, бом! | (растирают ребрами ладоней) |
Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом! | (растирают плечи) |
А уйду, тогда гуляйте – бом..бом..бом.. | (поглаживают ладонями) ( поворачиваются на 180* и повторяют массаж) |
После дождика, смотри, в лесу выросли грибы. |
Л.: У Ежика еще много подарков, расскажите ежику, какие приметы осени вы еще знаете?
Предполагаемые ответы детей (осенью собирают урожай; осенью на деревьях желтеют листья; осенью дети идут в школу…) – за ответ ежику ребенку дарится подарок – шишка, каштан, желудь.
– Наш гость очень доволен, вы хорошо знаете приметы осени – Молодцы ребята!
Подвижная игра «Подарки от Ежика». Пора нам с Ежиком поиграть. Ежик приготовил вам три обруча (корзинки) – в одном обруче – шишка, в другом – желудь, а в третьем – каштан. У вас в руках подарки от Ежика. Как музыка зазвучит, двигайтесь под ее такт, выполняя танцевальные движения. Как музыка утихнет – быстро найдите свой обруч и встаньте за круг обруча.
Как здорово мы играли! Сколько у вас шишек, каштанов, желудей. Откуда Ежик их принес? (из леса).
Дидактическая игра «Назови дерево».
На доске – предметно-тематические картинки. Дифференциация лиственных и хвойных деревьев.
Л.: - Ребята, вспомните, какие бывают деревья? (лиственные, хвойные)
- А почему лиственные деревья так называют? (почему хвойные?)
- Возьмите, пожалуйста, по одной картинке. На правом мольберте поместите хвойный лес, а на левом мольберте у нас появится лиственный лес.
– Дети вывешивают картинки на мольберты.
- Хорошо, ребята, с этим заданием вы справились.
Д/игра «Скажи со словом «осенний» (с мячом).
Л.: - Тот, кому Ежик бросит мяч – ловит его, и повторяете мое слово, но со словом «осенний» и возвращаете мяч Ежику.
- лист | Осенний лист |
- ветка | осенняя ветка |
- дерево | осеннее дерево |
- лес | осенний лес |
- роща | осенняя роща |
- букет | осенний букет |
- дождь | Осенний дождь |
- Молодцы!
(на экране появляются картинки «времена года» - 3 сюжета осени, 1 сюжет другого времени года)
Игра «Четвертый лишний»
Л.: – Помогите нашему Ежику разобраться с картинками. Посмотрите внимательно и подумайте, какая из них не относится к осени. Какая картинка лишняя?
Л.: К кому листик прилетит, тот и ответит на вопрос Ежика.
Д/У «Угадай слово»
Ветер дует, а ветры …. Птица улетает, а птицы… Лист желтеет, а листья… Дождь моросит, а дожди … | Цветок увядает, а цветы … Холод наступает, а холода … Урожай созревает, а урожаи … Лист падает, а листья … |
Л.: Ребята, а сейчас мы превратимся в осенние листочки. Послушайте стихотворение и покажите, то, что услышите.
(Импровизация движений в такт стихотворению «Осень»).
Физкультминутка - логоритмика
Мы листики осенние
На дереве сидели.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Завертел их, закружил
И на землю опустил
Дети повторяют рассказ без помощи логопеда, логопед стимулирует детей, у которых более полные рассказы.
Л.: А на прощание мы нашему Ежику расскажем рассказ.
Д/И «Помоги ёжику составить рассказ»- Развитие связной речи.
Составление связного рассказа «Осень» по первым словам в предложении:
Прошло лето, и наступила… (осень). Солнышко светит ярко, но…(не греет). Становится…(холодно). Часто идут…(дожди). На деревьях …(желтые, красные, оранжевые и багряные листья). Животные готовятся…(к зиме): ежи и медведи, впадают…(в спячку). Белки и мышки, запасают…( на зиму корм). Птицы …(улетают в теплые края). Люди собирают…(урожай овощей и фруктов). Скоро наступит…(зима).
Итог:
Логопед: Какие ребята вы молодцы, ежику очень понравился ваш рассказ. А ещё ежик мы с тобой играли. Помогите Ёжику вспомнить, в какие игры мы играли и как правильно и красиво говорили. (Дети вспоминают, и логопед подводит итог).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия старшая группа для детей с общим недоразвитием речи Тема: «Гласные звуки» (закрепление)
Цели:Коррекционно-образовательные:1. Закрепить понятие «гласные звуки», характеристику, обозначение; правильное произношение и различение гласных звуков «А», «У», «И», «О»;2. Продолжить ра...
Конспект игрового логопедического занятия с детьми компенсирующей группы с общим недоразвитием речи. Тема: "Путешествие на ЛЕГО - остров".
Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий детей. Такой подход легко реализовать в образов...
Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной группе детей с общим недоразвитием речи «Приключения Школьного Звонка».
Аннотация: целью занятия является закрепление и обобщение ранее изученного материала по обучению грамоте детей с ОНР в подготовительной к школе группе по лексической теме «Школьные принадл...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старше-подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: «Осень. Путешествие в осенний лес»
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старше-подготовительной группе для детей с ОНР....
Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи
Целью данного занятия является совершенствование лексико-грамматических категорий речи у дошкольников 5-6 лет с ОНР...
Методическая разработка конспекта подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы, страдающими общим недоразвитием речи и стёртой дизартрией с использованием современных образовательных технологий: здоровье сберегающих и моделирования.
Лексическая тема: «Цветы». «В гостях у ФЕИ ЦВЕТОВ»...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития. Тема занятия: Автоматизация звука [Р] в словах с прямым слогом.
Цель занятия: автоматизировать чёткое произношение звука [Р] в словах с прямым слогом....