Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком 6 лет с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития. Тема занятия: Автоматизация звука [Р] в словах с прямым слогом.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Громак Любовь Александровна

Цель занятия: автоматизировать чёткое произношение звука [Р] в словах с прямым слогом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

индивидуального логопедического занятия с ребёнком 6 лет   с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.

Тема занятия: Автоматизация звука [Р] в словах с прямым слогом.

Продолжительность занятия - 20 мин.

Цель занятия: автоматизировать чёткое произношение звука [Р] в словах с прямым слогом.

Задачи занятия:

Образовательные:

  1. Закрепить правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах с прямым слогом.
  2. Уточнить представления об артикуляции звука [Р].
  3. Дать развернутую характеристику звука [Р].
  4. Закрепить умение определять наличие звука [Р] в словах.
  5. Формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука.
  6. Расширять словарный запас.
  7. Корректировать лексико-грамматический строй речи.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать артикуляционную моторику ребенка.
  2. Развивать фонематические процессы, речеслуховое внимание.
  3. Развивать интонационную сторону речи.
  4. Развивать память, мышления, тонкую, общую моторику.
  5. Развивать координацию речи с движением.

     Воспитательные:

  1. Воспитывать у ребёнка положительную мотивацию на занятии.
  2. Воспитывать у ребёнка доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.
  3. Воспитывать у ребёнка умение внимательно слушать педагога, решать поставленную задачу.

Оборудование: зеркало, доска, мягкая игрушка «пёс – Рекс», картинки «Артикуляционная гимнастика» Е. Косиновой, предметные картинки со звуком [Р] (корона, ворота, нора, баран, корыто, перо, фары, горы, барабан), артикуляционный профиль звука [Р], раскраска-картинка «собака», мяч, символы звуков (красный, синий, зелёный кружки).

План занятия: 

  1. Организационный момент (1 мин).
  2. Сообщение темы занятия (1 мин).
  3. Основная часть занятия (15 мин).
  1. Развитие артикуляционной моторики.
  2. Уточнение артикуляционного уклада звука [Р].
  3. Произнесение звука [Р] изолированно.
  4. Развитие фонематического слуха.

Игра «Поймай звук».

  1. Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика «Пальцы – дружная семья».

  1. Закрепление правильного произношения звука [Р] в слогах.

Игра «Запомни и повтори» (с разной интонацией).

  1. Автоматизация звука [Р] в словах с прямым слогом.

Игра «Назови картинки».

Игра “Фокусник». 

Игра «Загадки». 

Физминутка.

          Игра «Эхо».

          Упражнение «Повтори».

  1. Развитие звукового анализа и синтеза.
  1. Закрепление (2 мин).

Игра “Скажи правильно”.

  1. Итог занятия (1 мин).

Ход занятия:

  1. Орг. Момент (1 мин).

Логопед: Здравствуй, Миша! Сегодня на занятие к нам в гости прибежал пёс, а зовут его Рекс.   Рекс очень расстроился, что все собачки уже научились рычать, а он нет. Можем его научить?

Ребёнок: да, можем.

  1. Сообщение темы занятия (1 мин).

Логопед:

Давай научим Рекса красиво и правильно произносить звук [Р], поможем ему выполнить все задания и упражнения.

Сегодня на занятии мы будем тренироваться правильно произносить звук [Р] в словах.

  1. Основная часть занятия (15 мин).
  1. Развитие артикуляционной моторики.

Логопед:

Миша, давай покажем Рексу как наш язычок умеет заниматься и какие упражнения знает.

Ребёнок: смотрит на картинки «Артикуляционная гимнастика» Е. Косиновой, которые показывает логопед и выполняет упражнения (см. приложение).

 «Лягушка/Слоник» - повторяет 5 раз.

«Качели» - повторяет 5 раз
«Чашечка» - удерживает под счёт логопеда до пяти, повторяет 3  раза.
«Маляр» - под счёт логопеда до восьми.

«Лошадка» - 5 раз.
«Гриб» - удерживает под счёт логопеда до пяти, повторяет 3  раза.
«Дятел» - выполняет 10-15 секунд 3 раза.

Ребёнок: выполняет артикуляционные упражнения для правильного проговаривания звука [Р].

Логопед: Молодец ты все выполнил правильно, Рекс слушал тебя очень внимательно.

  1. Уточнение артикуляционного уклада звука [Р].

Логопед:

  - Чтобы Рекс красиво зарычал, давай вспомним, как нужно правильно произносить звук [Р]:

- Миша, посмотри в зеркало. Что делают твои губы, зубы, язык, когда ты рычишь?

Ребёнок: отвечает (губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык поднят вверх и дрожит).

Логопед:

- Правильно, молодец, давай с тобой уточним артикуляцию этого звука: рот приоткрыт, губы в улыбке, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончит языка много раз ударяет за верхними зубами, горлышко работает (логопед кладет руку на горлышко и проверяем, что идет вибрация).

- Дай характеристику звуку [Р], какой он?

Ребёнок: (согласный, твердый, звонкий).

Логопед:

- Каким сигналом мы обозначаем звук? (синий кружок)

Логопед демонстрирует артикуляционный профиль звука [Р] и символ звука (синий кружок). (см. приложение)

  1. Произнесение звука [Р] изолированно.

Логопед:

-А теперь давайте покажем Рексу, как рычит собака.    

Ребёнок произносят изолированный звук [Р].

Р-Р-Р-Р-Р-Р.

  1. Развитие фонематического слуха.

Логопед:

- Чтобы правильно употреблять звук [Р], нужно уметь его слышать, отличать от других звуков.

     Игра «Поймай звук»: когда услышишь звук [Р] в слогах и словах-  хлопни в ладоши:

 Ра, от, по, ры, ка, ру, пы, ро.

 Роза, сорока, зима, кот, кора, баран, рыба.

Ребёнок: хлопает в ладоши, когда слышит звук [Р] в слогах и словах.

  1. Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика.

Логопед:

- Чтобы четко говорить,

Надо с пальцами дружить.

- Миша, давай выполним пальчиковое упражнение

«Пальцы – дружная семья».

           Друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и    разжимаем их.)
           Вот большой!
           А это - средний.
           Безымянный и последний -
           Наш мизинец, малышок!
           У-у-у! Указательный забыли.
           Чтобы пальцы дружно жили, (Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.)
           Будем их соединять
           И движенья выполнять... (Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому)

Ребёнок: выполняет упражнение вместе с логопедом.

  1. Закрепление правильного произношения звука [Р] в слогах.

Игра «Запомни и повтори» (с разной интонацией)

Логопед: я буду произносить слоги с разной интонацией, а ты повторяй.

РО – ро - ро, ру – РУ - ру, ра – ра - РА, РЫ – ры – ры

Ребёнок: повторяет слоги с разной интонацией.

  1. Автоматизация звука [Р] в словах с прямым слогом.

Игра «Назови картинки».

Логопед: я буду показывать картинки, а ты их называй (корона, ворота, нора, баран, корыто, перо, фары, горы, барабан). (см. приложение)

Ребёнок: называет картинки.

Игра “Фокусник» 

Логопед: я буду бросать тебе мяч, называя один предмет – а ты лови мяч, и образовывай слово в форме множественного числа.

Корона – (короны), нора – (норы),

Фара – (фары), ворота – (ворота),

Корыто – (корыта), баран – (бараны)

Гора – (горы), барабан – (барабаны).

Ребёнок: ловит мяч и называет слова во множественном числе.

 Игра «Загадки»

Логопед:

Я назову тебе слова-признаки, а ты покажи соответствующую картинку   и назови слово. Логопед раскладывает предметные картинки. (см. приложение)

Царская, золотая, блестящая … - (корона)

Железные, узорные, кованые … - (ворота)

Горящие, яркие, автомобильные … - (фары)

Легкое, серое, птичье … - (перо)

Звериная, земляная, глубокая … - (нора)

Новое, деревянное, прямоугольное … - (корыто)

Высокие, далекие снежные, … - (горы)

Звонкий, круглый, игрушечный … - (барабан)

Мягкий, белый, рогатый … - (баран)

Ребёнок: показывает соответствующую картинку.

Физминутка

Логопед: сейчас давай отдохнём, встань и повторяй за мной движения.

Ра-ра-ра- марширует детвора (ребенок марширует)

Ру-ру-ру- встанем рано по утру (тянется на носочках вверх)

Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз)

Ры-ры-ры- надуваем мы шары (делать большой круг руками)

Ор-ор-ор- подметаем двор (Имитировать подметание)

Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)

Ребёнок: выполняет упражнение.

Игра «Эхо»: 

Логопед: послушай слова, и повтори их в том же порядке:

Баран, перо, фары – (Баран, перо, фары)

Корона, корыто, барабан - (Корона, корыто, барабан)

Нора, горы, баран - (Нора, горы, баран)

Перо, корыто, ворота - (Перо, корыто, ворота)

Ребёнок: слушает и повторяет слова в правильном порядке.

Упражнение «Повтори»

Логопед: а теперь повтори за мной чистоговорки.

Ра-ра-ра - радуется детвора. Ры-ры-ры – шары в руках у детворы.

Ру-ру-ру - вижу кенгуру. Ра-ра-ра – до свидания, детвора.

Ро-ро-ро – у меня в руках перо. Ра-ра-ра - отдыхать пора.

Ребёнок: повторяет чистоговорки.

  1.  Развитие звукового анализа и синтеза.

Логопед: собери из звуков слово «гора»

Повтори слово. Какой звук слышишь первым?

Ребёнок: повторяет слово, первым слышится звук [г].

Какой звук слышится вторым, третьим, четвертым?

Назови все звуки в слове по порядку и покажи сигналы символы звуков. (см. приложение)

Ребёнок: называет все звуки и показывает кружки символы.

Назови гласные. На котором месте они стоят?

Назови согласные. На котором месте они стоят?

Сколько всего звуков в слове?

Сколько согласных?

Сколько гласных?

Сколько слогов в слове?

Ребёнок: отвечает.

  1. Закрепление.

Игра “Скажи правильно”: 

Логопед: а теперь предстоит самое сложное задание. И если мы с ним справимся, пёс Рекс непременно научится красиво говорить и рычать. Послушай предложения и исправь их.

Ребёнок: исправляет предложения.

Барабаны стучат в баранов. (Бараны стучат в барабаны)

Ворота открыли Рому. (Рома открыл ворота)

В радуге появились горы. (В горах появилась радуга)

Куры кормят Марусю. (Маруся кормит кур)

  1. Итог занятия.

Логопед: Миша, с каким звуком мы сегодня работали?

 Ребёнок: со звуком [Р].

Дай характеристику звуку Р, какой он?

Ребёнок: (согласный, твердый, звонкий).

Что тебе понравилось на сегодняшнем занятии?

Помогать Рексу правильно произносить звук [Р] в словах.

Логопед: Молодец, ты сегодня очень старалась, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в словах, и этому научил Рекса. Наш гость тебе благодарен и дарит тебе раскраску - картинку «собака». Теперь вы оба следите за своей речью и не забывайте про звук [Р].

Логопед даёт картинку собачки и предлагается дома раскрасить её. (см. приложение)

Приложение

Наглядный материал:

Предметные картинки со звуком [Р]

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/1614543982_1-p-korona-na-belom-fone-1.jpg

https://images.ru.prom.st/319702437_w640_h640_vorota-kovanye-sloveniya-18.jpg

https://imya-sonnik.ru/wp-content/uploads/2019/10/268496.jpg

https://st.depositphotos.com/1526816/1286/v/450/depositphotos_12861753-stock-illustration-a-drum.jpg

http://4.bp.blogspot.com/_7jyWZMSatAM/TLxyRNRBFZI/AAAAAAAAAaE/0N-c99cRoFA/s1600/grey+feather+5.jpeg

https://images.carid.com/auto7/headlights/factory-replacement-headlight.jpg

https://creativeworldm.files.wordpress.com/2017/02/mountains_04.jpg?w=1024

https://static-sl.insales.ru/images/products/1/4921/116183865/13743_11.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B9-%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B2-%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-7749057.jpg

Артикуляционный профиль звука [Р].              

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/6/6ZdmFQMx9eqy7kv2sL0VrtgpBHaw1AYoI3ObPuiK8/slide-14.jpg

         

Символы звуков:

   https://pandia.ru/text/82/480/images/img26_18.png 

     

    Мягкая игрушка «пёс – Рекс».                                     Мяч.        

 

https://static.detmir.st/media_out/701/192/3192701/1500/0.jpg?1576206023444                                     Мяч резиновый детский 15 см с22лп Русский Стиль. Игрушки для детей от 3 до  9 лет - купить в интернет-магазине                 

   

 Раскраска-картинка «собака».                         

                                         

     

Раскраска Послушный пес распечатать - Собаки и щенки

 Картинки «Артикуляционная гимнастика» Е. Косиновой:

Консультация для родителей в детском саду. Артикуляционная гимнастика

Консультация для родителей в детском саду. Артикуляционная гимнастика

Артикуляционное упражнение «Качели» - Фото 18858-11

Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах

Маляр мультфильм: стоковые векторные изображения, иллюстрации |  Depositphotos

Консультация для родителей в детском саду. Артикуляционная гимнастика

Картотека пальчиковых игр с массажерами Су-Джок

Упражнение логопедической гимнастики дятел. Комплекс артикуляционных  упражнений для постановки и коррекции звуков Р, Рь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития в подготовительной группе с использованием элементов логопедической ритмики

Конспект подгруппового занятия с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития в подготовительной группеТема: "Грибы"Цель: актуализировать и расширить знания на тему "грибы"Задачи:Корре...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ с использованием элементов современных образовательных технологий: - мнемотехники ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ: ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (3 УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ) «Письмо Деду Морозу»

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ с использованием элементов современных образовательных технологий:- мнемотехники ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫС ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ: ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ  РЕЧИ...

Конспект занятия с ребенком 3-4 лет с общим недоразвитием речи, I уровня речевого развития по теме "Один-много"

Конспект занятия с ребенком 3-4 лет с общим недоразвитием речи, I уровня речевого развития. Тема индивидуального занятия  "Один-много"...

Конспект индивидуального развивающего занятия с ребёнком 6 лет с ОНР II-III уровня речевого развития по теме «Признаки весны».

Конспект занятия с презентацией. Может быть использован специалистами в индивидуальной и подгрупповой работе....

Конспект подгруппового занятия с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития в подготовительной группе с использованием логопедической ритмики

Создание условий для развития и коррекции двигательной и речевой сферы с использованием элементов логопедической ритмики....

Конспект подгруппового занятия с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития в подготовительной группе с использованием элементов логопедической ритмики

Тема: Лето. Прогулка в лес.Цель: Создание условий для развития и коррекции двигательной и речевой сферы с использованием элементов логопедической ритмики.Задачи:Коррекционно-развивающие:1. Развивать с...