Принципы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике на тему

Большинство детей во время игры изучают и исследуют мир, им интересно пробовать, применять полученные навыки в различных ситуациях.   

Детям с ОВЗ, что­бы развиваться, необхо­дима помощь и поддержка взрослых. У них имеются специфические проблемы, ограничивающие их способность к развитию, и, как правило, они не могут решить эти проблемы без нашей помощи. 

Организовывая занятия с детьми с ОВЗ с другими детьми, педагогами и родителями необходимо учитывать некоторые правила.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon printsipy_raboty_s_detmi_s_ovz.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Принципы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Большинство детей во время игры изучают и исследуют мир, им интересно пробовать, применять полученные навыки в различных ситуациях.   

Детям с ОВЗ, чтобы развиваться, необходима помощь и поддержка взрослых. У них имеются специфические проблемы, ограничивающие их способность к развитию, и, как правило, они не могут решить эти проблемы без нашей помощи. 

   Организовывая занятия с детьми с ОВЗ с другими детьми, педагогами и родителями необходимо учитывать некоторые правила.

     Начиная занятия, очистите стол или пол от посторонних предметов (игрушек). Положите перед ребенком только те игрушки, которые нужны вам. Закончив игру, не оставляйте игрушки перед глазами у ребенка: уберите их так, чтобы ребенок их не видел. Если ребенок очень легко отвлекается, старайтесь, чтобы вещи, которые в данный момент не нужны, не находились у него на глазах. Некоторых детей способны отвлечь не только игрушки, даже орнамент на обоях.

    Необходимо уделить внимание позе ребенка во время занятия. Ребенок, сидящий в неудобной или неустойчивой позе, не сможет сосредоточиться на занятиях, он будет занят только тем, чтобы удержать равновесие.

Во время организации занятия необходимо продумать освещение. Когда вы играете или разговариваете с ребенком, стремитесь к тому, чтобы ваше лицо было хорошо освещено. Избегайте находиться спиной к окну или к лампе.

Всегда садитесь напротив ребенка, чтобы он мог без труда установить с вами зрительный контакт, видеть ваши глаза, рот, выражение лица, понимать, что вы делаете, и копировать ваши действия. Если вы сидите рядом с ребенком, ему приходится использовать боковое зрение или оборачиваться, чтобы взглянуть на вас.

Помните, что ребенок гораздо меньше вас. Если нужно, присядьте на корточки . Не вынуждайте ребенка задирать голову или оглядываться, чтобы посмотреть на вас.

Сделайте свое лицо «интересным» для ребенка, чтобы на него хотелось смотреть. Скучное, невыразительное лицо не привлекает взгляда.

Установление контакта с педагогом являются залогом результативности обучения и возможно при выполнении следующих рекомендаций:

— Обращаясь к ребенку, говорите просто и ясно. Не используйте сложных конструкций, употребляйте только ключевые слова. Говорите так, чтобы ребенку было легко вас понять. Вместо: «Я бы хотела, чтобы ты перестал стучать ножом по столу» скажите просто: «Не стучи». Вместо: «Почему бы тебе не положить кубик в это ведерко?» скажите просто: «Положи кубик сюда».

— Ваша речь должна укладываться в рамки понимания ребенка и в то же время чуть-чуть выходить за них. Например, если ребенок разговаривает односложно, используйте фразы из двух слов и побуждайте его вам подражать. Адаптируйте свою речь по мере развития возможностей ребенка.

— Снова и снова, при каждой возможности повторяйте одни и те же простые слова и фразы.

— Высокие звуки дети воспринимают лучше, чем низкие, поэтому при разговоре с маленькими детьми взрослые часто непроизвольно меняют тембр и говорят тоненьким голосом.

— Разговаривайте с ребенком певучим, мелодичным голосом. Используйте различные интонации, чтобы удержать его внимание. Ровный, монотонный голос слушать очень скучно.

— Следите за тем, чтобы выражение вашего лица и интонаци, выражали то же, что и слова. Общение включает в себя и только понимание устной речи: из интонации и языка тела собеседник получает информацию, важную для понимания сообщения в целом. Ребенок не может понять смешанное сообщение, поэтому, если вы говорите «нет» с широкой улыбкой на лице, он просто теряется и не знает, что думать. (Позднее ребенок научится понимать и неоднозначные сообщения.)

— Во время разговора с ребенком используйте естественные жесты, это облегчит ему понимание.

— Немедленно отвечайте на любое обращенное к вам «высказывание» ребенка, будь то слово, жест или улыбка. Дайте ребенку понять, что коммуникация всегда действенна.

— Не спешите поправлять ребенка, когда он неверно произносит слова. Постоянные замечания могут внушить ему робость и страх перед речью. Просто говорите: «Да» и повторяйте то, что пытается сказать ребенок. Например, если он говорит: «Бибика», отвечайте: «Да, машинка».

— Пойте для ребенка. И дети, и взрослые обладают врожденной музыкальностью, и это стоит использовать. Некоторые дети плохо воспринимают обычную речь, но гораздо лучше реагируют на инструкцию или информацию, если ее пропеть.

       Начиная коррекционную работу, необходимо определить ведущее направление: развитие речи; навыков социального взаимодействия; воображения. В свою очередь, выбор направления будет зависеть от потребностей конкретного ребенка. В одном случае необходимо в первую очередь обучить его навыкам самообслуживания, в другом - снизить уровень тревожности, провести работу по снятию страхов, налаживанию первичного контакта, созданию положительного эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы на занятии. На первых этапах работы для педагога часто более важно сформировать у ребенка желание учиться, чем добиться усвоения учебного материала.

Таким образом, целью занятий на начальном этапе является:

— постепенное избавление от накопившихся негативных эмоций и страхов;

— предоставление ребенку возможности пережить как можно больше положительных эмоций.

Только когда окружающий мир станет для ребенка более дружелюбным, а сам ребенок более смелым и активным в своем познании мира, станет возможен переход к следующему этапу обучения, целями которого станут:

— знакомство ребенка с самыми разнообразными сторонами окружающего мира, как предметного, так и мира человеческих взаимоотношений;

— формирование поведения ребенка, обучение навыкам контроля над эмоциями, введение необходимых правил и запретов;

— развитие речи и т.д.

В процессе занятия  внимательно наблюдайте за поведением ребенка, за его реакциями с целью понять логику его действий, а также гамму чувств, которые он испытывает. Это одна из самых сложных задач, стоящих перед специалистом, и без ее выполнения невозможно будет двинуться дальше в обучении ребенка. Недопустимо, если ответом на попытку ребенка вступить в контакт станет непонимание. Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые вы ему предлагаете, ни в коем случае не навязывайте их насильно. Лучше присмотритесь к тому, что и как хочет делать он сам, подыграйте ему, займитесь тем, что ему интересно. Это поможет наладить с ребенком контакт.

Детям с ОВЗ трудно осваивать любой новый вид деятельности,  поэтому на первых этапах работы надо подбирать такие задания, с которыми они обязательно справятся. Ваша помощь и ваша похвала помогут закрепить успех и повысить уверенность ребенка. Даже если реакция на ваши слова не проявляется внешне, доброжелательный тон и слова поддержки создадут положительную эмоциональную атмосферу, которая со временем поможет сделать ваше взаимодействие с ребенком более эффективным.

      Каждое занятие должно иметь четкую структуру:

1. Приветствие - как ритуал.

2.Регуляционное упражнение (активизация зрительного, слухового, двигательного внимания) с целью налаживания психофизиологического состояние ребенка в плане привлечения ее к действию;

3. Коррекционно-развивающие упражнения (главный блок заданий).

4. Прощания, как ритуал.

     Основу занятий с ребенком составляет игровая деятельность, способствующая  активно формировать становление речи, активировать основные психические процессы, обучать методам взаимодействия в коллективе. Игры желательно использовать с четко установленными правилами.  Причем любую игру нужно проигрывать много раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила и игра.

     Начиная обучение новому навыку, вначале используйте простые и легкие задания, а затем постепенно повышайте уровень их сложности. Например, если хотите научить ребенка складывать пазл, начните с картинки из двух-трех элементов. Если ребенок учится нанизывать бусины на нитку, начинайте не с мелких бусинок и тоненькой ниточки, а крупных массивных бусин и прочного толстого шнурка.

  Существуют две полезные методики, называемые «прямая» и «обратная последовательность». Любое действие можно представить в виде цепи или последовательности маленьких шагов. «Прямая последовательность» означает, что вы поощряете ребенка выполнить первый шаг в цепи и заканчиваете действие сами; «обратная последовательность» — что ребенок заканчивает действие, которое начали вы. Постепенно увеличивайте участие ребенка, пока, наконец, он не начнет выполнять все действие целиком.

     Если вы учите ребенка складывать пазл, более полезна будет «обратная последовательность». Сложите все элементы картинки, кроме последнего. Пусть ребенок положит его сам и обрадуется получившейся картинке. Похвалите ребенка за то, что он сложил картинку. Постепенно поощряйте его все активнее участвовать в игре. Важно при каждой возможности вызывать в нем чувство радости и гордости за свой успех. Чем больше вы облегчите ребенку задачу в начале обучения, тем охотнее он будет учиться дальше.

    Большинство детей с особыми нуждами легче познают новое, если к ним применяют мультисенсорный подход, т.е. стараются задействовать все их органы чувств.

Запомните фразу: «Услышал, увидел, сделал!» Вместо того, чтобы просто рассказывать ребенку о том или ином предмете, включите и другие способы восприятия. Если речь идет о фруктах, покажите ему фрукты, дайте их подержать, понюхать, поиграть ими и попробовать. Реальный предмет воспринимается гораздо легче, чем картинка в книжке. Многие дети лучше воспринимают зрительные образы, чем слова. Поэтому недостаточно просто показать или рассказать ребенку, что вы делаете, он должен сам попробовать выполнить то же действие (можете использовать метод «рука в руке» — взять руки ребенка в свои и помочь ему). Если вы просите ребенка выполнить какое-то задание, а он не хочет или не может этого сделать, сделайте это за него, сказав, например: «Хорошо, тогда я сделаю». Ребенок должен чувствовать, что его занятие — важное дело, которое необходимо закончить. Если вы просто пожимаете плечами и переходите к чему-то другому, у ребенка возникает впечатление, что его успех по-настоящему никому не нужен.

            На любой стадии развития необходимо давать ребенку как можно больше возможностей для исследования и эксперимента. Для наилучшего понимания окружающего мира и собственных действий ребенку нужно испробовать свои навыки на возможно большем количестве различных предметов и в возможно более разнообразной обстановке. Например, если ребенок научился строить башни, пусть строит их из кубиков, деревянных чурок, спичечных коробков, консервных банок и т. д. Пусть строит башни у себя в детской — из кубиков, в ванной — из губок

      При обучении важен ритм занятия. Дети с ОВЗ  способны очень недолго оставаться в ситуации, когда от них  требуется произвольное внимание и выполнения произвольных действий. Им свойственна психическая пресыщаемость, они быстро истощаются физически, поэтому для них необходим индивидуальный ритм работы, более частое переключение с одного вида деятельности на другой. Не отвлекаясь, ребенок способен выполнять один вид деятельности не более 10 минут, хотя это, конечно, очень индивидуально. Педагогу следует заранее продумать и написать индивидуальные задания на карточках, которые он будет давать ребенку при малейших признаках усталости или недовольства с его стороны.

     Таким образом, организуя занятия необходимо учитывать     принципы структурированного обучение:

1. Занятие строиться исходя из интересов ребенка (больше любит рисовать, играть с мячом, машинками, складывать конструкторы и т.д.)

2. Последовательность в своих действиях (все сказанное педагогом подтверждается последующими действиями)

3. Любое задание, просьба или игра нуждаются в завершении, что требует строгости в действиях взрослого. Это помогает структурировать деятельность ребенка.

4. От простого к сложному. Занятия начинаются с простых знакомых ребенку упражнений, которые связаны с положительными эмоциями

5. Многократное повторение, не только на занятиях, но и в бытовых ситуациях, игре способствует выработке и закреплению необходимого навыка или знания

6. В связи со склонностью детей с ОВЗ к конкретному типу мышления и восприятию окружающего мира, им сложно манипулировать абстрактными образами, в связи с чем в работе используется принцип наглядности в обучении с последующим переносом зрительного образа (восприятия) в словесную форму (слуховое восприятие)

Литература:

Сара Ньюмен/ пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой/ Игры и занятия с особым ребенком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. (из опыта работы ДОУ)

Представлен опыт работы педагогов ДОУ в коррекционной группе для детей с ЗПР за 2010/2011 учебный год. Использование педагогами инновационных технологий в коррекционно-образовательном процессе создает...

Тема: «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в условиях ДОУ».

Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми д...

Крупные возможности мелкой моторики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья .

    Исследования ученых обращают внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именн...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

«Инновационные технологии и методы работы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Инновационные технологии и методы работы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...