Самоанализ педагогической деятельности
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Содержит описание педагогической деятельности с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx43.12 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ педагогической деятельности.

Свою профессиональную деятельность я выстраиваю в соответствие с Адаптированной образовательной программой (далее образовательная программа) для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР), которую реализует дошкольная образовательная организация.

Целью моей педагогической деятельности является создание оптимальных условий для достижения  дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи уровня развития, необходимого для успешного освоения школьной программы с учетом индивидуальных особенностей и степени речевых нарушений.

Поэтому я решаю следующие задачи:

-  Сохранять  и укреплять физическое,  психическое здоровье,  создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

- Обеспечивать условия для коррекции речи и психических процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями с учетом реальных возможностей детей с ТНР.

          - Повышать эффективность образовательного процесса путем использования разных видов и форм деятельности с  учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

          - Способствовать развитию приемов умственной деятельности при формировании элементарных математических представлений у детей с ТНР.

         - Формировать навыки правильной речи в математической деятельности у детей с ТНР.

         - Создавать благоприятные условия для взаимодействия с семьями воспитанников, повышения их компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с тяжелыми нарушениями речи для успешного преодоления речевых нарушений.

-  Осуществлять преемственность целей,  задач и содержания образования дошкольной образовательной организации с программой начального общего образования, что соответствует приоритетному направлению деятельности нашего учреждения, которое заключается в  квалифицированной коррекции речи, обучении, воспитании и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Образовательная программа составлена в соответствие с ФГОС и включает в себя новые подходы к организации образовательной, совместной и самостоятельной деятельности воспитанников в условиях воспитательно-образовательного процесса:

- педагогическое взаимодействие, как уникальный вид педагогической деятельности, наполненный социальным смыслом и направлен (родителем и педагогом) на целостное развитие личности.

- учет закономерностей психологического развития ребенка в периоде дошкольного детства;

- развитие ребенка в определенных социальных условиях жизни ребенка, в процессе общения и деятельности; обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми и т.д.;

- объединение усилий и активность всех участников образовательных отношений;

-  формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности через интеграцию содержания образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

Основной формой реализации образовательной программы при построении образовательного процесса является игра (используются все виды игр); формы продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование и различные синтетические, комплексные формы; познавательно-исследовательская деятельность, коллекционирование, экспериментальной лаборатории, чтение художественной литературы и важная форма реализации программы  Непосредственно образовательная деятельность.

  Образовательной программой определены способы и направления поддержки детской инициативы: развивающие ситуации, где ребенку  предоставляются материалы для анализа, исследования и т.д., педагогическая поддержка и сопровождение развития ребенка, как один из признаков современной модели образовательного процесса. Разнообразные методы для реализации образовательной программы: словесные, наглядные, практические методы, информационно-рецептивный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично поисковый, исследовательский, различные виды метода экспериментирования, метод моделирования. Все это способствует развитию интереса дошкольников к познанию, усвоению новых знаний, самостоятельному поиску решений поставленных задач, помогает в достижении более высоких результатов в развитии воспитанников.

Важное значение для образования, развития,  успешной социальной адаптации, сформированности предпосылок учебной деятельности принадлежит формированию математических представлений у дошкольников. Для успешного освоения дошкольниками образовательной программы  осуществляю свою деятельность по теме «Формирование временных представлений у детей с ТНР».

В формировании представлений о времени огромную роль играет слово: именно в нём разделяются и обобщаются, различные временные отрезки, наполняются особым смыслом. В основе формирования языковых средств обозначения временных категорий лежат такие характеристики, как последовательность (непрерывность следования каких-то явлений) длительность, одновременность определённых событий явлений. Это вызывает серьезные затруднения у детей с тяжелыми речевыми нарушениями: дети  с трудом воспроизводят в нужном порядке какие-то явления (названии дней недели, названиях месяцев и т.д.), имеют  ошибочно сформированные  языковые обозначения временных представлений вследствие   нарушения процесса последовательности. Дошкольник не только должен  иметь представление о последовательности смены явлений,  их состоянии, но и должен уметь оформлять их в виде специальных речевых конструкций. (Система работы по обогащению пространственных и временных представлений у учащихся 1–2-х классов. Халипо Наталья Андреасовна, учитель-логопед/Начальная школа/Общепедагогические технологии)

Цель деятельности:  формирование элементарных представлений о времени: его текучести, периодичности,  необратимости,  у детей с ТНР.

Задачи:

- формировать понятие «сутки», «части суток»;

- закреплять  представлений о последовательности изменения времени на примере последовательности смены суток (вчера, сегодня, завтра);

- формировать представление о неделе,  как единице времени (в месяце 4 недели и т.д.),  днях недели и их последовательности;

- способствовать расширению представлений о временах года и их последовательности на основе работы с календарем;

- развивать чувство времени через знакомство с минутой, часом.

         - создавать условия для развития понимания смысловых значений математических терминов и инструкций при формировании ориентировки во времени;

- формировать навыки правильной речи при комментировании математических операций.

Для грамотного выстраивания педагогической деятельности в этом направлении изучила теоретические аспекты коррекционной педагогики в трудах Р.Е.Левиной, Н.В. Серебряковой, Ю.Ф.Гаркуши, Г.А Волковой Т.Б. Филичевой, по утверждению которых, неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей с ТНР сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Ими отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти, у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У некоторых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Все эти факторы оказывают негативное влияние  на качество усвоения  образовательных задач по формированию представлений о времени детьми с ТНР.

Это послужило основой для  преобразования моей педагогической деятельности, стимулом для использования новых технологий:

- коррекционных технологий (коррекционный круг, логоминутки), способствующих закреплению правильных речевых навыков и развитию самоконтроля, необходимых при осуществлении познавательной деятельности; 

- игровых технологий: сюжетные игры (н-р, утренние семейные хлопоты), развивающие игры Б.П.Никитина, формирующие не только ориентировку в пространстве, логическое мышление, но и нестандартность решений логических задач;

- технологии проектной деятельности, формирующей у детей навык самостоятельного поиска путей разрешения поставленных проблем, планирования деятельности (н-р, при изучении периодов времени года -ранняя, поздняя осень);

-  технологии исследовательской деятельности, направленной на формирование навыков постановки проблемы, проведения исследования, формулирования выводов (н-р, изменение освещения со сменой частей суток);

- информационно-коммуникативной технологии, обогащающей образовательный процесс, делая его более ярким и зрелищным (слайды, презентации);

          - личностно - ориентированной технологии, технологии сотрудничества, направленной на педагогическое воздействие на ребенка с учетом особенностей его личностных качеств;

- технология деятельностного подхода, стимулирующая  ребенка на самостоятельное включение в  деятельность (н-р, работа с календарем).

Эффективность нововведений подтверждают и результаты педагогической диагностики

Многолетний педагогический опыт послужил основанием для возникновения ряда идей, которые легли в основание совершенствования педагогической практики:

- познавательную деятельность по изучению времени следует  осуществлять через различные формы и виды  регламентированной и нерегламентированной деятельности;

- в образовательную деятельность необходимо включать как можно больше практических заданий, с учетом специфики нарушений внимания, характерных для детей с ТНР;

- темп деятельности должен быть достаточно энергичным, так как дети быстро утомляются;

- следует использовать соревновательные формы для создания мотивации в деятельности детей;

- систематически стимулировать детей для постоянного речевого опосредования своих действий и выводов;

- при закреплении образовательных задач нужно обращать внимание на форму вопросов: форма вопроса должна меняться при условии получения одного и того же ответа (н-р, «Сколько дней в неделе?», «Назовите число дней в неделе»), т.к. для детей с ТНР характерна стереотипность мышления;

- создать условия для осуществления проектной, исследовательской  деятельности вместе с семьями воспитанников.

Перечисленные активные средства соответствуют социально-педагогическим условиям: дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями,  преемственность с начальной школой, обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при овладении основных общеобразовательных программ начального общего образования.

Цели и задачи педагогической деятельности направлены на индивидуализацию и дифференциацию педагогического воздействия и согласуются с потребностями и возможностями воспитанников группы, т.к. необходимым этапом для их осуществления является проведение педагогической диагностики, выявляющей уровень развития каждого ребенка, индивидуальных наклонностей, имеющихся проблем в усвоении образовательных задач  при условии, что  содержание диагностических параметров соответствует выявляемым  качествам, а их показатели позволяют определить уровень исследуемого качества знаний, умений, навыков каждого воспитанника.

Технология деятельностного подхода, личностно-ориентированная технология и приемы обучения (дидактические игры, упражнения, выполнение практических заданий) не просто помогают выстроить индивидуальные образовательные маршруты, являющиеся частью индивидуальных траекторий развития воспитанников, а являются и способами их реализации.

Для оценки уровня достижений воспитанников использую следующие  методы: наблюдения, беседу и анализ продуктов деятельности, эпизодов из жизни группы, игровую деятельность детей. Все показатели вносятся в карты диагностического журнала возрастной группы по направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Для отслеживания и оценки промежуточных и итоговых  результатов педагогической диагностики, результатов образовательной деятельности используется система мониторинга, который позволяет индивидуализировать образовательный процесс через программу коррекционных и профилактических мероприятий с воспитанниками (индивидуальная образовательная траектория), оптимизировать работу с группой детей, проследить динамику достижений детей, анализировать  состояние  коррекционно-развивающей  деятельности.

           Полученные результаты находят отражение в планировании образовательной деятельности: индивидуальная работа в утренний и вечерний отрезки времени, которая проводится в форме дидактических игр,  дидактических упражнений, составления рассказов и т.д.

Для успешной социализации детей с ТНР, создания предпосылок для успешной адаптации  ребенка в начальной школе, стараюсь способствовать созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе через формирование навыков общения со сверстниками и  взрослыми в разных формах совместной и самостоятельной деятельности, что предполагает уважительное отношение к членам детского коллектива, педагогам, родителям, умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, разрешать конфликты.

Беседы на нравственные темы, обсуждение проблемных ситуаций, проектная нормативная деятельность, игры на  освоение социальных ролей, социальные ситуации,  чтение художественной литературы (знакомлю детей с поступками людей, защищающих и отстаивающих ценности жизни, семьи, отношений товарищества, любви и верности, тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию), и т.д. помогают  создавать атмосферу взаимного уважения, доверия и открытости.

Родители являются постоянными активными участниками педагогического процесса. В работе с ними использую разные формы взаимодействия: опросы, информирование о ходе образовательного процесса, практикумы, домашние задания, родительский университет, деловые игры, оформление информационных стендов, культурно-досуговую деятельность, художественное творчество, проектную и исследовательскую деятельность, конкурсы. Для решения задачи улучшения качества детской использую систему  методических рекомендаций для родителей, введенную в детском саду, которая помогает  повысить педагогическую культуру родителей, закрепить изученный материал, способствуют овладению детьми различными речевыми умениями и навыками, позволяет подготовить ребёнка к школе.

Для  полноценного осуществления образовательной деятельности серьезное внимание обращаю на создание предметно-развивающей среды в группе, соответствующей принципам дистанции, стабильности и динамичности, комплексирования и гибкого зонирования,  эмоциогенности среды, открытости и доступности, учета половых и возрастных различий детей, соответствия возрасту, эстетичности оформления, которые определены в ФГОС ДО.

Предметно-развивающая среда в группе трансформируема и полифункциональна и располагается так, чтобы каждый ребенок мог найти себе место для самостоятельных занятий по интересам и привлечения сверстников для совместной деятельности. Ее зонирование отражает особенности направлений (образовательных областей), предусмотренных образовательной программой в соответствии с ФГОС ДО:

- зона познавательного развития включает дидактические игры, дидактический материал по формированию элементарных математических представлений, экологическому воспитанию, окружающему миру, разные виды строительного материала, схемы, рисунки по конструированию, уголок природы, оборудование и «реактивы» (природный и бросовый материал) мини-лаборатории;

- зона речевого развития, помимо дидактических игр, включает схемы, мнемотаблицы, картинный материал, альбомы, уголок чтения с подбором книг по лексическим темам и т.д.;

- зона художественно-эстетического развития содержит различные изоматериаллы, альбомы с образцами народно-прикладного искусства, книги с иллюстрациями картин художников И.И.Левитана, М.Шишкина, предметы народно-прикладного искусства, схемы поэтапного рисования, уголок музыкального воспитания и театрализованной деятельности и.т.д.;  

- зона   социально-коммуникативного развития – это подбор атрибутики к сюжетно-ролевым играм, использования свойств предметов мебели и обихода  к трансформированности и полифункциональности в зависимости от потребгностей в игре (стулья – это кресла в приемеой  больницы, автобуса, диван);

- зоне физического развития – это элементарное физкультурное оборудование, атрибуты для подвижных игр и упражнений.

При наполнении содержания предметно-образовательной среды соблюдаю условие привлекательности: оно должно быть ярким, доступным, эстетичным, слежу за безопасностью (отсутствие колющих, режущих элементов, легкость в использовании, обработке и дезинфекции) и исправностью атрибутов, варьируемостью среды (сменяемость игр и атрибутики в зависимости от интенсивности использования).

 Об эффективности педагогической деятельности, соответствии  форм и методов поставленным целям и задачам свидетельствует положительная динамика, отраженная в учете освоения воспитанниками адаптированной образовательной программы:

Воспитанники группы показали достаточный уровень речевого и интеллектуального развития при прохождении ТПМПК и готовность к обучению по программе начального школьного обучения.

В процессе педагогической деятельности выявились следующие проблемы:

- затруднения детей при ориентировке в пространстве и на плоскости,

- низкий уровень сформированности графомоторных навыков,

- недостаточная сформированность навыков общения, что нашло подтверждение в результатах вводной педагогической диагностики.

 Учитывая важность тесного взаимодействия с семьей для достижения   высокого уровня индивидуального развития  детей с ТНР, вынуждена отметить, что ряд проблем остаются актуальными и теперь:

- проблема повышения уровня педагогической культуры родителей и формирование у них адекватного представления об особенностях развития ребёнка с тяжелыми речевыми нарушениями

      - проблема формирования позитивного отношения родителей  к необходимости комплексного сопровождения процесса коррекции речи.

- проблема реализации единства целей и подходов в вопросах воспитания детей, активного участия родителей в жизни детского сада.

Тем не менее, большинство родителей с готовностью идет на взаимодействие с детским садом: выполняют все рекомендации, участвуют в совместных творческих проектах, выставках детско-родительского творчества, практикумах, семинарах, систематически обращаются за консультациями, стараются оказывать помощь педагогу, понимая значение его деятельности в жизни детей.

Ведь воспитатель группы коррекционной направленности помимо общеобразовательных задач выполняет ряд коррекционных, направленных на устранение недостатков в сенсорной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. Воспитатель постоянно включен в образовательную деятельность воспитанников по развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм словесно-логического мышления, по обеспечению необходимой познавательной  и мотивационной базы для формирования речевых умений. Воспитатель  повседневно наблюдает за состоянием речевой деятельности в каждом периоде коррекционного процесса, контролирует правильное использование поставленных или исправленных  логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и др.

Для оказания всесторонней помощи по преодолению нарушений в развитии детей с ТНР воспитатель должен прикладывать максимум усилий для своего профессионального роста: участвовать в работе семинаров, как  самой образовательной организации,  так и городского уровня, вебинаров по проблемам развития детей с ОВЗ, организации образовательной деятельности в соответствие с ФГОС ДО, систематически проходить курсы повышения квалификации, т.к. именно воспитателю,  отводится ведущая роль участника и организатора всех видов и форм деятельности с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности

Анализ педагогической деятельности....

Самоанализ педагогической деятельности: «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

Задачи:uприобщение детей к театральному искусству;uобогащение и активизация словаря детей;uстимулирование желания искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, движения, жесты, и...

Самоанализ педагогической деятельности

Современные изменения российского образования определили переход от традиционной системы обучения и воспитания к расширению спектра образовательных услуг, требующих от воспитателя  способно...

Самоанализ педагогической деятельности.

Цель моей педагогической деятельности: создание  благоприятных условий  для всестороннего развития личности дошкольника средствами художественно-эстетического воспитания.Задачи:Сохраня...

Самоанализ педагогической деятельности

Анализ моей педагогической деятельности (2010 г.)...