Самоанализ педагогической деятельности
материал по теме

БЕЛОБОРОДОВА ЛЮДМИЛА ВАЛЕРЬЕВНА

 

Современные изменения российского образования определили переход от традиционной системы обучения и воспитания к расширению спектра образовательных услуг, требующих от воспитателя  способности самостоятельно выстраивать и реализовывать собственную концепцию деятельности. Определение воспитателем образовательной стратегии обеспечивается непрерывным изучением собственного педагогического потенциала, в основе которого лежит самоанализ профессиональной деятельности.

Главным участником формирования личности ребёнка на начальном этапе обучения является воспитатель, так как именно к нему обращаются дети со своими радостями и бедами. Приоритетным направлением моей педагогической деятельности является здоровьесберегающая, которая подразумевает формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, обеспечение физического, нравственного и эмоционально-психологического саморазвития, приобщения дошкольника к здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современные изменения российского образования определили переход от традиционной системы обучения и воспитания к расширению спектра образовательных услуг, требующих от воспитателя  способности самостоятельно выстраивать и реализовывать собственную концепцию деятельности. Определение воспитателем образовательной стратегии обеспечивается непрерывным изучением собственного педагогического потенциала, в основе которого лежит самоанализ профессиональной деятельности.

Главным участником формирования личности ребёнка на начальном этапе обучения является воспитатель, так как именно к нему обращаются дети со своими радостями и бедами. Приоритетным направлением моей педагогической деятельности является здоровьесберегающая, которая подразумевает формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, обеспечение физического, нравственного и эмоционально-психологического саморазвития, приобщения дошкольника к здоровому образу жизни.

В своей работе руководствуюсь основной программой «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, парциальными программами: «Воспитание экологической культуры ребёнка» Н.М.Сигимовой, «Цветные ладошки» И.А.Лыковой, системой занятий на тренажёрах в детском саду Н.Ч.Железняка. В результате изучения материалов программ, определила для себя следующие задачи:

  1. Сохранять и укреплять здоровье детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
  2. Развивать творческие способности дошкольников  художественно - изобразительными средствами.
  3. Воспитывать культуру поведения у  детей.

Исходя из определения здорового образа жизни, под которым мы понимаем – совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности человеческого организма, при которых все его системы работают долговечно, а также совокупность рациональных методов, способствующих укреплению здоровья, гармоничного развития личности, методов труда и отдыха.

Считаю что, дети будут активными, здоровыми как физически, так и психологически только при создании воспитателем благополучных  психолого-педагогических условий среды обучения.

Поэтому, в  своей педагогической деятельности руководствуюсь следующими принципами: природосообразности, гуманизации, целостности, демократизации,  культуросообразности. Соблюдаю   санитарно-гигиенические нормы в процессе обучения: проветриваю помещения, провожу утреннюю влажную уборку и т.д., работаю с детьми, опираясь на  факторы человеческого тепла, добродушия, взаимопонимания.

В  групповой комнате создаю зеленые уголки, позволяющие поддерживать естественный микроклимат, воспитывать любовь к природе, ответственность. Детям очень нравится играть в игры: «Цветик-семицветик», «Узнай друга», где они знакомятся с родиной растений, совершают  небольшие заочные путешествия в места обитания того или иного зеленого друга. Результатом таких путешествий становится создание гербария комнатных растений, выставка «Мой любимый цветок», или игра-КВН (Клуб великолепных натуралистов), где дети рассказывают о растениях, узнают их по описанию или внешнему виду.

Активизирую двигательную активность детей через своевременные динамические паузы, занимательные физкультминутки, прогулки с сюрпризным моментом,  проведение спортивных праздников «А, ну-ка, парни!», «Весёлый попрыгунчик!», «Первая снежинка», «Юная спартакиада»,  «Армейские учения с Незнайкой и его друзьями»,  подвижные, сюжетно – ролевые и другие  игры. В группе создаю благоприятную  эмоционально-психологическую атмосферу, где каждый ребёнок выбирает себе занятие по интересам.

Использую здоровьесберегающие технологии: фитодизайн, организую двигательную деятельность в условиях модульно – тренажёрного зала, как на занятиях, совместной, самостоятельной детской деятельности, так и в рамках кружка «Мой друг – тренажёр», руководителем которого  являюсь. В содружестве с коллегами была разработана и апробирована методика проведения занятий на модулях и тренажёрах. Организация занятий предлагает следующую структуру:     вводная часть, включает в себя один из комплексов разминки (4-8 минут), основная часть - работа на тренажёрах  (15-20 минут), заключительная часть  (4-6 минут).

Занятия в условиях модульно – тренажёрного зала способствуют тренировке как сердечно – сосудистой, так и дыхательной системы детского организма. А развитие общей выносливости и физических качеств, обучение двигательным умениям и навыкам способствуют укреплению здоровья детей в целом.

В зимнее время провожу игры разной подвижности на участке, где совместно с родителями    построен снежный городок. Все объекты городка отвечают требованиям безопасности, эстетичности, возрастным особенностям детей.

Метание снежков, катание с горки, прохождение снежных лабиринтов, упражнение в ходьбе на лыжах, хоккей, способствуют развитию и укреплению всех групп мышц.

Игры  на спортивных объектах ДОУ: лыжня, хоккейная площадка, способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры эффективно влияют на деятельность сердечно - сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.

Для сохранения и укрепления   здоровья важное значение отвожу физкультурным занятиям, на которых игра – основной и результативный метод обучения и воспитания. При проведении занятий учитываю индивидуальные, возрастные особенности детей, состояние их здоровья.

Фундаментом для благоприятного проживания и адаптации ребенка в детском саду является предметно – развивающая среда, отвечающая принципам: эстетичности, безопасности, полифункциональности, мобильности.

Она состоит из центров игры и познания:

«Центр Театрализации» представлен  пальчиковым, плоскостным и теневым  театрами, где дети  манипулируют масками, костюмами, обыгрывают диалоги с куклами, изображающими литературно – сказочных персонажей (Буратино, Незнайка и др.). Использование такой многообразной деятельности в этом центре вносит в процесс обучения игровой стержень, повышающий умственную активность детей.

В «Музыкальном центре» собрана фонотека грамзаписей сказок, песен, мелодий, литературных композиций, прослушивание которых ведется не только на занятиях, но и в свободной деятельности. С целью повышения эстетического воспитания, приобщения к прекрасному, оформлен уголок музыкальных инструментов. Все это помогает мне дать детям представление об окружающем мире, у детей создается положительный эмоциональный настрой, развивается воображение.

«Центр знаний» - создан для развития умственной активности и оснащен настольными, дидактическими играми, пирамидками, кубиками, картинками.

Почувствовав усталость или дискомфорт, ребенок может уединиться в «Центре психологической разгрузки», пообщаться с другом, с любимой игрушкой, с интересной книжкой, посмотреть альбом с фотографиями или просто отдохнуть.

Для физического развития детей в группе функционирует «Центр двигательной активности», в котором находится классическое и нестандартное оборудование: тренажеры, скакалки, мячи, обручи, различные массажные дорожки, изготовленные при взаимодействии с семьями воспитанников.  Особое внимание уделяю образовательной и оздоровительной стороне игр. Сложные движения, включённые в игру, предварительно осваиваем с помощью специальных упражнений с мячами, обручами и др. спортивными снарядами.

Практика показала, что активная деятельность с детьми в игровых центрах развивает в них самостоятельность, познавательную и творческую активность.

Большое внимание уделяю работе с  семьями воспитанников, с целью исключения психотравмирующих ситуаций,  формирования здорового образа жизни ребёнка. Для более тесного сотрудничества провожу совместные праздники и развлечения: «Кто быстрее?», «Папа, мама, я - спортивная семья!», «В гостях у Сказки!» и другие.

Проводимые мною собрания: «Игра дошкольника», «Ваш ребёнок - выпускник» и другие, индивидуальные беседы: «Познай себя», «Залог здоровья», «Осторожно грипп!», индивидуальные консультации: «Научите ребёнка не болеть!», «Требования к современным игрушкам», тематические  выставки в приёмной: «Внимание лето!», «Пасхальная радость», включают вопросы воспитания и  развития малышей, закаливания их организма, вопросы, связанные с факторами, развивающими творческую деятельность. В одном мероприятии может быть затронуто одно или несколько направлений, соответствующих возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями, рекомендациями воспитателя и медицинского работника, необходимыми для развития навыков ребенка.

Воспитанники моей группы участники: конкурса по программе «Разговор о правильном питании» (город Куйбышев, 2008, 2009 год),  спортивного праздника «Здоровей-ка», (город Куйбышев, 2008 год, грамота управления физической культуры и спорта администрации Куйбышевского района).

Опыт работы по сохранению и укреплению здоровья часто и длительно болеющих детей, распространён на:

1.- РМО воспитателей старших и подготовительных групп «Спорткомплекс в системе физкультурно-оздоровительной работы ДОУ (город Куйбышев, 2009);

-    РМО Инструкторов по физической культуре « Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста»   (город Куйбышев, 2008);

  1. Первых районных педагогических чтениях работников образовательных учреждений Куйбышевского района (стендовый доклад «Сохранение и укрепление здоровья детей группы ЧБД») (город Куйбышев,2008), где получил высокую оценку коллег и специалистов.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Для достижения этой цели организую, коллективное сочинение сказок, где каждый из играющих имеет возможность предложить свой вариант, а взрослый лишь его направляет.

Портфолио дошкольника (метод, который активно использую в практической деятельности) – это, прежде всего, копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни. Такая форма фиксации продуктов творчества помогает ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений. Работая над составлением портфолио, родители, ребенок, педагоги  поддерживают постоянный интерес к учебно-познавательной деятельности,  добиваются наилучших успехов, сотрудничая друг с другом.

Результативная работа по развитию творческих способностей  возможна лишь при определённых условиях, созданных в группе:

  1. Организация обстановки, опережающей развитие ребенка.
  2. Создание условий для самостоятельного решения ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей.
  3. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.
  4. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

В  работе с детьми  я использую следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей дошкольников:

  1. Использование на  занятиях по рисованию, музыке, развитию речи заданий творческого характера.
  2. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития воображения.
  3. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.
  4. Взаимодействие с родителями.

Воспитанники, активные участники  конкурсов детских рисунков: «Красный, жёлтый,   зелёный», (город Куйбышев, 2009), «Лучшая на свете мамочка моя!» (город Куйбышев, 2008).

Совместные работы были отмечены сертификатами и благодарственными письмами.

В своей педагогической практике продолжаю работать над воспитанием и закреплением культурного поведения у  детей. На занятиях учу поднимать руку при ответе, не выкрикивать с места, грамотно задавать вопросы, внимательно слушать воспитателя, следить за осанкой, правильно пользоваться канцелярскими предметами, иметь всегда опрятный вид. Для этого использую: художественное слово, личный пример, учебно – дидактическое пособие «Приятного аппетита», изготовленное по авторской технологии.

  Для закрепления навыков самообслуживания, действует система дежурства во всех игровых зонах. Провожу игры «Кто вышел?», «Чей голос?», «Ты пешеход!», «Берегись автомобиля!», направленные на обеспечение культуры безопасной жизнедеятельности.

Опыт работы по формированию у детей правил поведения на дороге представила на районном  семинаре «Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности у дошкольников» (город Куйбышев, 2009).

Как правило, ввожу новый материал по профилактике дорожного травматизма на тематических занятиях, а закрепление, повторение, расширение знаний происходит в самостоятельной и совместной детской деятельности через игры, драматизацию, проектирование. Данная система воспитания позволила добиться повышения уровня культуры поведения на дороге у воспитанников, что отслеживается:

  • Через диагностику уровня готовности к школьному обучению;
  • На экскурсиях, прогулках за территорией ДОУ;
  • Через отзывы родителей, коллег, сотрудников Дворца культуры, городского парка отдыха «Улыбка», школы №10.

Дети являются активными участниками тематических праздников, выставок детского творчества, конкурсов, викторин, игр внутри дошкольного образовательного учреждения.

В приемной для родителей регулярно оформляю стенды: «Правила поведения в период ледостава», «Скоро в школу». Провожу родительские  собрания на тему:  «Культура дошкольника»  и другие, где включаю вопросы культуры поведения на территории ДОУ и вне, не только детей, но и родителей.

С целью улучшения качества дошкольного образования постоянно повышаю свой профессиональный уровень через участие в различных формах методической работы: на педсовете («Портфолио дошкольника», 2008г., «Мой взгляд на анализ выполнения программы»,2009г.); на семинарах – практикумах: («Организация двигательной деятельности в условиях модульно-тренажёрного зала»,2008г.); через самообразование (прошла курсы «Компьютерные технологии», 2008г.; являюсь студенткой 5 курса КФНГПУ).

Таким образом, в  своей работе добилась следующих результатов:

  • Эффективность оздоровления 2007г. -100%; 2008г.-100%; 2009г. – 100% (по результатам ПМПК)
  • Воспитанники группы лауреаты районного тура  конкурса «Игротека программы «Разговор о правильном питании» (г.Куйбышев, 2008 год)
  • Наблюдается рост численности воспитанников с достаточным и высоким уровнем физического, эмоционального, интеллектуального развития, обеспечивающий проявление их творческой активности в процессе художественной изобразительной деятельности.
  • Достаточный уровень сформированности навыков культуры поведения, определяющий успешное овладение общечеловеческими нормами, средствами коммуникации, что является основой для обучения в школе.
  • Создана предметно – развивающая среда, способствующая активизации познавательной деятельности, здоровьесбережению у дошкольников.
  • Опыт работы по профилактике дорожного травматизма распространила на сайте управления образования администрации Куйбышевского района, 2009 год.

Однако, на сегодняшний день наблюдаю у воспитанников недостаточный уровень сформированности нравственной культуры (доброжелательное отношение к друзьям, родным и близким), поэтому, определила на перспективу следующую задачу: развивать нравственный компонент базовой культуры личности дошкольника, через: театрализацию, музейную педагогику в условиях « Комнаты русского быта», взаимодействие с родителями.

Дата  ________ Подпись________ Расшифровка___________________

Эффективность оздоровления детей

Используемая литература:

  1. Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В.Загик
  2. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет В.И. Теленчи
  3. Дик.Н. Ф. «Развивающие занятия по физической культуре  и укреплению здоровья для дошкольников»
  4. Железняк Н.Ч. «Занятия на тренажёрах в детском саду»
  5. Ковалёва Е. «Весёлые игры на свежем воздухе для детей и их родителей»
  6. Лыкова И.А. «Цветные ладошки»
  7. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой/
  8. Сигимова М.Н. «Воспитание экологической культуры ребёнка»
  9. Шебеко В. Н., Ермак Н.Н. «Физкультурные праздники в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности

Анализ педагогической деятельности....

Самоанализ педагогической деятельности: «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

Задачи:uприобщение детей к театральному искусству;uобогащение и активизация словаря детей;uстимулирование желания искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, движения, жесты, и...

Самоанализ педагогической деятельности.

Цель моей педагогической деятельности: создание  благоприятных условий  для всестороннего развития личности дошкольника средствами художественно-эстетического воспитания.Задачи:Сохраня...

Самоанализ педагогической деятельности

Анализ моей педагогической деятельности (2010 г.)...

Самоанализ педагогической деятельности Тема: «Осуществление деятельности по здоровьесбережению »

  Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: ...