Главные вкладки

    "Не похожий на тебя, не похожий на меня".
    проект по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

    Смирнова Елена Александровна

    Когда я готовилась к этому проекту, я натолкнулась на следующее высказывание Антуан де Сент-Экзюпери

    : «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе   

    не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

     Я неслучайно выбрала именно эту тему. Сегодня все говорят о гуманности, толерантности, и одной из популярных тем в этом ряду является инклюзивное образование, относительно новое для Росси и достаточно распространенное в Европе. Но не для кого не секрет в России ситуация несколько иная. Общество, в котором красота и здоровье возведены в культ, привыкло «прятать глаза» при виде инвалидности. Но есть и другой выход. Научиться уважать личность во всех людях, с их ограниченными возможностями, и общаться на равных со всеми, без исключения. Принимать их такими, какие есть. Найти важные слова любви для особых деток трудно, но жизненно необходимо. И я работаю в данный момент по этому направлению. На сегодняшний день в моей группе два инклюзивных ребенка. И мне удаётся создать тёплую дружескую атмосферу в группе, дети внимательны друг к другу.  Я считаю, что я как педагог должна донести и объяснить, как детям, так и их родителям, что все мы разные и с разными возможностями, но мы люди и мы нуждаемся друг в друге. Приятно, что моя работа находит поддержку и у родителей здоровых детей, никто из них не высказывает претензий, что я не хочу, чтобы мой ребенок общался с проблемными детьми. И свое выступление мне хотелось бы закончить словами, которые я всегда говорю своим родителям на собраниях, за круглым столом :

    "Живите в радости 100 лет,

    По жизни весело порхайте,

    Но если вы не знали бед,

    Тех, кто познал - не призирайте".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dlya_komissii_2.docx42.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ "Детский сад

    комбинированного вида № 80"

    г.Воронеж

    Смирнова Елена Александровна

    Тема: "Не похожий на тебя, не похожий на меня"

    C:\Users\ilyeah\Desktop\фото инклюзия\images (10).jpg


    Воронеж

    2015

    Содержание

                Введение ...............................................................................................

    Актуальность............................................................................................

    Преимущества интеграционной системы..............................................

    Цели и задачи проекта.............................................................................

    Участники проекта...................................................................................

    Методическое обеспечение.....................................................................

    Ход мероприятия........................................................................................

    Заключение.......................................................................................................

    Список литературы...........................................................................................


    Введение

    «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе   

    не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

    Антуан де Сент-Экзюпери

    Актуальность выбранной темы 

    За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к людям с ограниченными возможностями. Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа инвалидов и людей с ограниченными возможностями.                                                                            В настоящее время в России насчитывается около 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья или 8% всей детской популяции, причем600 тысяч из них – инвалиды. Это актуализирует необходимость осмысления их положения в обществе, совершенствование системы социальной помощи и поддержки.                                                                              Актуальность данной темы заключена в том, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения. Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом коллективе. Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети. Дети с ограничениями в здоровье всегда страдают от дискриминации и отчуждения в т.ч. и в образовании. Значительное число их обучается в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации.                                                                                                                  В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Существует такое понятие – инклюзия, которое означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты жизни дошкольного учреждения, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети. Это требует реальной адаптации пространства дошкольного учреждения к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех детей без исключения, ценить и уважать различия.                                                  Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования. Необходимо отметить, что для отечественной педагогики понятие инклюзивного образования не является чем-либо абсолютно чуждым и неприемлемым. Требования, которые предъявляются сегодня – это формирование социально адаптированной, гармонично развитой личности. Теория и практика проблемного обучения разработана в российской педагогике достаточно широко и на сегодняшний день находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности.

    Преимущества интеграционной системы для личности и когнитивного развития как детей с ограниченными возможностями здоровья, так и детей без подобных ограничений:

    преимущества социального характера:

    • развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи;
    • обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей;
    • развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность;

    преимущества психологического характера

    • исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности;

    преимущества медицинского характера:

    • подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума;
    • исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;

    преимущества педагогического характера:

    • рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом)
    • активизация когнитивного развития через социальные акты коммуникации и имитации.

    Целью моего проекта является создание условий для осуществления интегративного и инклюзивного воспитания . Появление у здоровых детей, проходящих через инклюзивное образование, сочувствия, сопереживания и понимания (психологи называют это эмпатией), терпимости, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности.  Цель требует решения следующих задач.

    Задачи:

    • воспитание и развитие у детей духовности и культуры;
    • воспитание инициативности и самостоятельности;
    • знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;
    • понимание того, что каждый человек – уникальная личность, и уважение различий между людьми;
    • понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий (дети должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом);
    • разработать картотеку игр способствующих развитию более тесного контакта среди дошкольников;
    • повысить свой квалификационный уровень по данному направлению;
    • создать адаптационную рабочую программу;
    • организовать коррекционную работу в группе;
    • Развивать родительскую компетентность и воспитательный потенциал семьи посредством психологической коммуникации.

    Воспитание толерантности как личного качества в детях осуществляем через создание условий для развития ребенка. В специально организованной игровой деятельности воспитываем в детях открытость и уважение к другим людям, прививаем способность понимать других детей, сохраняя при этом свою индивидуальность. Хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

    Методическое обеспечение:

    • Картинки из книги, собранные в блокнот (цветик - семицветик).
    • Материалы для игр (кукла, магнитно-маркерная доска, маска для сна, бандаж для фиксации руки, прихватки - рукавички).
    • Заготовки для творческой работы .

    Ход мероприятия

    Здравствуйте ребята!

    Вы наверно заметили, что я что - то принесла? Это необычная книга, но история в ней давно вам знакома.

    (1 лист) Что это? А какой это цветок? Дайте название? Я вам могу подсказать, посчитаем лепестки. Давайте сейчас вспомним вместе эту волшебную историю.

    (2 лист) Жила была девочка Женя. А вот какая она, ребята, помните? Давайте ее попробуем описать с помощью картинки .Пока Женя считала ворон, собака съела все её баранки.

    (3 лист) Женя рассердилась и побежала за собакой. Она бежала так долго и так далеко, что как вы думаете что с ней произошло? Она оказалась в незнакомом ей саду и заплакала.

    (4 лист) И кого же она встретила в саду? Старушка оказалась волшебницей, она помогла девочке и подарила ей волшебный цветок,

    (5 лист) который исполнял любые желания. Нужно было всего лишь произнести заклинание и оторвать лепесток. Давайте встанем вместе его произнесем. Повторяйте за мной.

    Лети, лети, лепесток, (плавные движения руками)

    Через запад на восток, (показывают правой рукой направления запад – восток)

    Через север, через юг, (показывают левой рукой направления север – юг)

    Возвращайся, сделав круг. (крутятся)

    Лишь коснёшься ты земли (приседают)

    Быть по – моему вели! (топают ногой)  

    Что же пожелала Женя оторвав первый желтый лепесток? А вы что бы захотели , если бы оказались в незнакомом месте? Сейчас мы проверим, отрывай желтый лепесток. Действительно она захотела оказаться дома с баранками.

    Оказавшись дома Женя решила, что это удивительный цветок нужно поставить в самую красивую вазу? Помните, что произошло дальше? Сейчас посмотрим (правильно чтобы ваза была снова целая)

    Выйдя во двор, Женя увидела как мальчики играли в игру . А вы помните в какую игру они играли? (я вам напомню)(Северный полюс), но с ней они играть не хотели. И следующий синий лепесток  Женя потратила на что? (Чтоб оказаться на настоящем северном полюсе)

    Тепло ли ребята на Северном полюсе? А Женя была в одном платьице, да к тому же увидела страшных белых  медведей, она затряслась от холода и страха. Мне кажется вы знаете каким было Женино желание, когда она отрывала зеленый лепесток. Отрывай зеленый лепесток.(да, она пожелала вернуться во двор)

    С мальчиками играть не получилось, пошла Женя в другой двор, поиграть с девочками. Но когда она увидела у них игрушки, тут же оторвала оранжевый лепесток, загадав какое желание?

    Да непросто много игрушек, а все на свете. Их оказалось слишком много, Женя не смогла с ними играть и пришлось снова просить волшебный цветок об исполнении желания. И фиолетовый лепесток на потратила на что? (чтоб игрушки обратно ушли в магазины) .

    (6 лист) И тут Женя задумалась, ведь у нее сколько осталось лепестков? А  ей так много всего хотелось и конфеты, и туфли, и велосипед, но лепесток был один . А как вы думаете полезные, нужные желания были у Жени? Вот и Жене они не принесли никакого удовольствия, поэтому она решила подумать как следует и не торопиться.

    (7 лист) В парке она встретила мальчика, который ей понравился. У него были большие голубые , но грустные глаза. Ей хотелось с ним поиграть в догонялки. А как вы думаете мог он поиграть с Женей? Нет. У него были больные ноги. Наверно не трудно догадаться чего она захотела? (она загадала, чтобы мальчик выздровил)

    А давайте вспомним  еще раз волшебные слова для последнего желания.

    Лети, лети, лепесток, (плавные движения руками)

    Через запад на восток, (показывают правой рукой направления запад – восток)

    Через север, через юг, (показывают левой рукой направления север – юг)

    Возвращайся, сделав круг. (крутятся)

    Лишь коснёшься ты земли (приседают)

    Быть по – моему вели! (топают ногой)

    Произнесли заклинание, теперь отрываем лепесток и желание исполнилось, мальчик выздровил.

    (8 лист)

    Это всего лишь одна история про мальчика, у которого болели ноги. А ведь таких историй много.

    (9 лист)

     И в нашем городе есть дети, у которых болят не только ноги, но и руки, которые плохо видят, плохо слышат, плохо говорят . Этим детям трудно, и им нужна наша поддержка и помощь. Как им трудно бывает, мы с вами сможем сейчас представить и попробывать. А для этого я подобрала для вас задания.

    Задания для детей.

    Сложные задания я для вас подобрала. Но мы всего лишь с вами представили , а тем детям , у которых болят руки, ноги, глазки, ушки, им трудно всегда.

    И когда у них что - то не получается, можно ли смеяться над ними? Почему? Не нужно смеяться над ними, но и не нужно жалеть, они такие какие они есть. Им нужна очень наша поддержка, помощь и доброта.

    У нас с вами нет волшебного цветка, как у Жени из сказки. Но у нас есть с вами сердце .Что - то не так ребята? А мне кажется что - то не так. Такое у нас сердце? Что в нем не так?

    Да оно белое, как будто бы ледяное ,холодное, он ребят безразличное. А каким цветом должно быть доброе любящее сердце? Из этого простого холодного сердца мы сделаем доброе любящее. Давайте пройдем к столу.

    Изменилось наше сердце? Оно стало похожим на настоящее, потому что вы его наполнили теплотой и любовью своих маленьких сердец. Это сердце не остынет, пока мы будем помнить, как трудно тем детям, которые не похожи на нас, но такие же как мы. Пусть это сердце останется в вашем детском саду , чтобы вы не забывали о нашей встречи. «Мы разные, но мы вместе» Спасибо вам друзья! Вы большие молодцы! Мне было с вами приятно и интересно, а вам со мной??Я с вами прощаюсь, до свидания.

    На этом мероприятие закончилось.

    Заключение

     Но я хотела бы сказать несколько слов.

    Когда я готовилась к этому мероприятию, я натолкнулась на следующее высказывание Антуан де Сент-Экзюпери

    : «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе   

    не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

     Я неслучайно выбрала именно эту тему. Сегодня все говорят о гуманности, толерантности, и одной из популярных тем в этом ряду является инклюзивное образование, относительно новое для Росси и достаточно распространенное в Европе. Но не для кого не секрет в России ситуация несколько иная. Общество, в котором красота и здоровье возведены в культ, привыкло «прятать глаза» при виде инвалидности. Но есть и другой выход. Научиться уважать личность во всех людях, с их ограниченными возможностями, и общаться на равных со всеми, без исключения. Принимать их такими, какие есть. Найти важные слова любви для особых деток трудно, но жизненно необходимо. И я работаю в данный момент по этому направлению. На сегодняшний день в моей группе два инклюзивных ребенка. И мне удаётся создать тёплую дружескую атмосферу в группе, дети внимательны друг к другу.  Я считаю, что я как педагог должна донести и объяснить, как детям, так и их родителям, что все мы разные и с разными возможностями, но мы люди и мы нуждаемся друг в друге. Приятно, что моя работа находит поддержку и у родителей здоровых детей, никто из них не высказывает претензий, что я не хочу, чтобы мой ребенок общался с проблемными детьми. И свое выступление мне хотелось бы закончить словами, которые я всегда говорю своим родителям на собраниях, за круглым столом :

    "Живите в радости 100 лет,

    По жизни весело порхайте,

    Но если вы не знали бед,

    Тех, кто познал - не призирайте".


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Хочу быть похожим на тебя, кадет!"

    Проект разработан в рамках реализации программы "Край родной"....

    ДОРИС БРЕТТ “ЖИЛА-БЫЛА ДЕВОЧКА, ПОХОЖАЯ НА ТЕБЯ...”

    ДОРИС БРЕТТ“ЖИЛА-БЫЛА ДЕВОЧКА,ПОХОЖАЯ НА ТЕБЯ...”...

    Консультация для родителей «КОЛОБОК - КОЛОБОК, Я ТЕБЯ СЪЕМ! - НЕ ЕШЬ МЕНЯ, ЛУЧШЕ СЛЕПИ МНЕ ДРУГА!»

    В консультации говорится о пользе одного из любимых занятий детей в детском саду и в школе- лепке из соленого теста....

    Не воспитывай детей, все равно они будут похожи на тебя. Воспитывай себя!

    Воспитание ребенка трудная и ответственная задача, с которой сталкивается человек. Знания каждого человека о том, как воспитывать ребенка, как правило, исходят из его окружения и его собственного восп...

    Презентация "Когда мама была маленькой, то была похожа на меня"

    Презентация для родителей ко дню матери  "Когда мама была маленькой, то была похожа на меня"...