Организация целенаправленного психологического сопровождения эмоционального развития детей с нарушением зрения в ДОУ
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Компанцева Марина Алексеевна

Предварительный просмотр:

Компанцева Марина Алексеевна.  ДС №173 «Василёк» учитель-дефектолог высшей категории «АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти Самарской область.

 445030  г.о. Тольятти Самарская область, улица Автостроителей, дом 17 кв. 48.

Домашний телефон: (8482) 21-15-17 с.: 89613924701. E-mail :marinakompanceva@mail.ru 

Организация целенаправленного психологического сопровождения эмоционального развития детей с нарушением зрения в ДОУ

В словаре русского языка глагол «сопровождать» означает идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. В дословном переводе «сопровождение» означает содействие. В книге М. Р. Битяновой, которая пишет, что «сопровождение ребенка по его жизненному пути – это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь, когда ребенок потеряется или просит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь».

И. И. Мамайчук рассматривает психологическое сопровождение детей с нарушениями в развитии как деятельность психолога, направленную на создание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педагогических, психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации, личностному росту в социуме.

Сопровождение – это всегда пролонгированный, динамический процесс, целостная деятельность психолога, в которую включены пять взаимосвязанных компонентов:

1. Систематическое отслеживание клинико-психологического и психолого-педагогического статуса ребенка в динамике его психического развития;

2.  Создание социально-психологических условий для эффективного психического развития детей в социуме;

3.  Систематическая психологическая помощь детям с нарушениями в развитии в виде консультирования, психокоррекции, психологической поддержки;

4. Систематическая психологическая помощь родителям детей с проблемами в развитии;

5.  Организация жизнедеятельности ребенка с нарушениями развития в социуме с учетом психических и физических возможностей.

Отслеживание психологического статуса является достаточно трудоемким процессом, требующим тесного взаимодействия всех специалистов, участвующих в жизнедеятельности ребенка. Среди специалистов, сопровождающих детей с ОВЗ, обязательно находится: психолог, ответственный за процесс психологического сопровождения, учитель-дефектолог, учитель-логопед, врач-невропатолог. В сопровождении также участвуют родители, другие специалисты ДОУ, ближайшее дружеское окружение ребенка.

Работа строится по принципу совместно-разделенной деятельности. При этом не может быть отдельной работы с ребенком,  и не может быть отдельной работы с семьей. Главное – это обогащение и развитие семейной ситуации, расширение потенциала развития каждого его участника.

Развитие ребенка с нарушением зрения, безусловно, отличается от развития других детей,  такой ребенок нуждается в повышенном внимании со стороны родителей и специалистов в области детского развития. Работа с такими детьми показывает, что чем раньше ребенок будет получать специализированную помощь, тем более благополучно будет протекать его психологическое развитие, благодаря уникальным компенсаторным возможностям, заложенным в каждом ребенке.

Патология зрения является причиной возникновения целого ряда трудностей и нарушений в психическом развитии детей. Из-за нарушения зрительного восприятия ограничивается возможность получения информации о внешнем облике человека, дети хуже владеют невербальными средствами общения, с трудом улавливают невербальные проявления характера, настроения, эмоционального состояния (Плаксина, 1998).

Доказано, что степень выраженности подобных проявлений зависит от тяжести расстройства зрительного анализатора. Смазанность, упрощенность мимики, жестов, пантомимики проявляются в весьма искаженном виде. Исключение составляют только оборонительные движения, сопровождающие переживания страха. Вследствие этого характерна вялая, бедная, маловыразительная мимика, иногда наблюдается амимия. То же относится к жестам и пантомимике. Дети слабо понимают неречевые средства общения и весьма недостаточно усваивают их. Невладение неречевыми средствами общения усложняет коммуникативную деятельность, а значит, затрудняет адаптацию лиц с нарушение зрения в обществе нормально видящих людей. Дефицит общения приводит к комплексам неполноценности. Психологические наблюдения показывают, что у детей с косоглазием и амблиопией  проявляются негативные реакции при приглашении их сестрой-ортоптисткой на лечение и даже при попытке педагогов включить детей в совместные игры и занятия. Эти дети демонстрируют бессистемные, неточные сведения о собственных сенсорно-перцептивных возможностях, о внешних признаках, строении, функциональном назначении органов чувств, что не позволяет ребенку включать собственные компенсаторные механизмы.

 Ю.В. Федоренко, на основании проведенного исследования, удалось установить, что у дошкольников с косоглазием и амблиопией, во-первых, наблюдается существенный недостаток целостности осмысления, понимания эмоциональных переживаний людей; обнаруживается присутствие редуцированной структуры знаний об эмоциях, связанной со спецификой вербализации этими детьми внешних проявлений эмоциональных состояний людей. Во-вторых, отмечаются трудности в выстраивании структуры знаний об эмоциях человека и в углублении этих структур; представления детей с косоглазием и амблиопией о внутреннем мире людей, о реальности эмоциональных переживаний остаются поверхностными, инфантильными, недостаточно адекватными ситуации. В-третьих, в поведении довольно часто проступают негативные рефлексии по типу неуверенности, тревожности и импульсивности.  

Все это указывает на необходимость проведения соответствующей коррекционной работы, дающей возможность улучшить понимание дошкольниками с нарушением зрения своих эмоциональных состояний и состояний других людей. Недостаточность коррекционного воздействия в этом плане может способствовать появлению таких черт личности, как агрессивность, боязливость, пессимизм и др.

Современные исследования в области тифлопсихологии и тифлопедагогики показывают, что компенсаторные процессы, а также адекватное, специально организованное воспитание и обучение детей с нарушениями зрения способны минимизировать негативное влияние нарушений физиологического развития на эмоциональную сферу.

Таким образом, эмоциональное развития детей с нарушением зрения находится на низком уровне, а овладение неречевыми средствами общения невозможно без целенаправленного психологического сопровождения.

Первым этапом в организации, является, комплексное психолого-педагогическое исследование эмоционального развития  дошкольника, которое включает в себя несколько серий заданий:

  • Восприятие эмоций, изображенных в пиктограммах
  • Особенности передачи эмоциональных состояний
  •  Особенности понимания эмоциональных состояний
  • Особенности эмоциональной сферы
  • Особенности эмоциональных предпочтений в общении.

По результатам исследования составляется эксперное заключение по поддержке и помощи ребёнку с учетом «зоны ближайшего развития», его  потенциальных возможностей. В диагностическом исследовании помимо детей принимают участие педагоги и родители.

На втором этапе

  1. Для педагогов и узких специалистов организуется:
  • Тренинг: «Эффективные способы  взаимодействия в работе с детьми с нарушением зрения»
  • Консультации: «Эмоциональное развитие мальчиков и девочек»

                            «Как научить ребёнка с нарушением зрения общаться»

                            «Роль сказки в развитии детской эмоциональности»

                            «Создание библиотеки игр для социально-эмоциональных уголков в ДОУ»

  • Круглый стол: «Взаимодействие всех узких специалистов в работе с детьми»
  1. Для родителей:
  • Тренинг детско-родительских отношений: «Пойми меня»
  • Консультации: «Какие игрушки нужны детям»

                            «Мир общения ребёнка с другими детьми»

                            «Результаты диагностического исследования»

                             «Создание благоприятных условий в емье»

На третьем этапе осуществляется организация целенаправленного психологического сопровождения, которое осуществляется «командой» специалистов: учителем-дефектологом, учителем-логопедом, специальным психологом, воспитателем, музыкальным руководителем, руководитель физвоспитания, медицинскими работниками и др.

Коррекционно-развивающяя работа по формированию эмоций у детей с нарушением зрения, осуществляется в соответствии с уровнем восприятия (сенсорный, когнитивный, семантический).

Цели, задачи, содержание и средства коррекционно-развивающей работы по обучению восприятию базовых эмоций

1.        Сенсорный уровень.

Цель: формирование навыков идентификации базовых эмоций.

Задачи:

1. Знакомство с пиктограммами.

2. Формирование алгоритма восприятия схемы лица:

• своего;

•  другого человека,

• схем – символов лица.

3. Соотнесение графических изображений эмоций.

4. Определение эмоциональных состояний по графическим изображениям.

5. Тренировка мнемониических способностей, позволяющих удерживать в памяти воспринимаемые образы базовых эмоций.

Приемы работы:

1. Рисование.

2. Дидактические игры.

Игры, задания:

1. Рисование «Нарисуй такое же лицо».

2. Аппликация «Веселое, грустное лицо» - из готовых форм.

3. Дидактические игры «Сложи картинку по памяти», «Парочки», «Матрешки подружились», «Найди два одинаковых рисунка» - силуэтное изображение, «Сделаем открытку» (использование различных готовых форм).

2. Когнитивный уровень.

Цель: узнавание эмоций по словесному описанию признаков эмоциональных состояний, отражающихся в мимике.

Задачи:

1. Соотнесение словесного описания эмоций с соответствующим зрительным образом.

2. Соотнесение графических изображений эмоциональных состояний с их словесным описанием на основе использования разных средств выразительности:

• глагольного словаря;

• слов-прилагательных.

3. Поиск одинаковых и разных изображений эмоций.

4. Выделение одинаковых и различных изображений эмоций среди нескольких похожих.

Приемы работы:

1. Дидактические игры.

2. Рисование.

Игры, задания:

1. Дидактические игры «Узнай по описанию», «Покажи, что назову», «Словесные игры», «Слухачи»,  «Увидел, услышал, запомнил», «Цепочка слов»,  «Опиши соседа», «Выложи эмоцию по описанию», «Я назову эмоцию, а ты покажи ее на картинке», «Угадай эмоцию по рисунку», «Кто тебя позвал - узнай?».

2. Рисование «Нарисуй эмоцию героя сказки»,  «Дорисуй лицо».

3. Семантический уровень.

Цель: формирование навыков отображения в речи признаков базовых эмоциональных состояний, отражающихся в мимике.

Задачи:

1. Развитие умений узнавать эмоциональные состояния людей, выраженные с помощью образных средств языка.

2. Соотнесение слов-определений с графическим образом.

3. Закрепление умений описывать графические изображения эмоциональных состояний по алгоритму (плану).

4. Закреплять мнемониические способности, позволяющие удерживать в памяти воспринимаемые образы эмоциональных состояний.

Приемы работы:

1. Беседы.

2. Дидактические игры.

3. Рисование.

4. Психогимнастические этюды.

Игры, задания:

1. Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями.

2. Составление описательных рассказов об эмоциях

3. Рассматривание картин с различными эмоциональными переживаниями героев

4. Дидактические игры  «Опиши эмоцию по алгоритму», «Посмотри, запомни, найди», «Что сначала, что потом?».

5. Рисование «Нарисуй эмоцию сказочного героя».

6. Этюды на развитие выразительности жестов «Делай как я», «Иди ко мне», «Возьми и передай», «Через стекло», «Слушай и исполняй», «Зеркало».

Формирование способности идентифицировать  графические изображения с конкретной жизненной ситуацией, отображенной в рисунке

Задачи:

1. Формирование навыков идентификации графических изображений эмоций с конкретной жизненной ситуацией, отображенной в рисунке.

2. Обогащение словарного запаса.

3. Формирование умения описывать эмоциональные состояния; обобщение знаний, впечатлений, полученных во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных и музыкальных произведений.

4. Формирование умений определять значение мимики, жеста, позы героев сюжетных изображений.

5. Соотнесение графических изображений эмоций по памяти.

6. Закрепление навыков опознания эмоциональных состояний, их передачи с помощью мимики, пантомимики, голоса, интонаций.

Приемы работы:

1. Упражнения.

2. Беседы.

3. Дидактические игры.

4. Чтение.

5. Рисование.

6. Сказкотерапия.

7. Коммуникативные игры.

8. Психогимнастика.

9. Песочная терапия.

10. Слушание музыкальных произведений.

11. Ритмопластика.

12. Театр.

Игры, задания:

1. Упражнения «Комплимент», «Солнечный  зайчик», «Передай эмоцию».

2. Беседы по просмотру отрывков из мультфильмов «Варежка», «Крошка Енот».

3. Дидактические игры «Придумай историю для данной эмоции», «Угадай эмоцию»,  «Опиши эмоцию друга», «Прочитай письмо», «Лото настроений».

4. Чтение: «Про Чебурашку» (страх темноты), «Сказка про девочку Настю, которая боялась тёмных кладовок», отрывки из произведений К.И. Чуковского, Н. Носов «Живая шляпа», «Цветик – семицветик», «Котёнок-матросёнок», «Ёжик», «Заяц с рюкзаком», Л.Н. Толстой «Косточка», «Два товарища»,  Р. Зернова «Как Антон полюбил ходить в детский сад», сказка «Умей обождать».

5. Рисование «Смешной рисунок», «Маски», «Мои мечты», «Какой я?», «Нарисуй эмоцию героя сказки», «Рисуем музыку».

6. Сказкотерапия «Сказочное путешествие».

7. Коммуникативные игры «Паровозики», «Паровозики с клоунами», «Иголочка и ниточка», «Испорченный телефон», «Телеграмма», «Кошки-мышки», «Ручеёк», «Газета», «Ток», «Молекула», «Жмурки», «Клеевой дождик».

8. Психогимнастические этюды:

•        Радость –  «Золотые капельки»,  «Любящие родители», «Цветок», «Встреча с другом», «Новая кукла», «Хорошее настроение», «Первый снег», «Жар–птица», «Ласка», «После дождя», «Карлсон», «Медвежата выздоровели», «Битва», «Два клоуна», «Негаданная радость».

•        Удивление –  «Круглые глаза», «Фокусник», «Гриб - великан».

•        Горе-страдание – «Остров плакс», «Ой-ой-ой, болит живот», «Я так устал», «Очень худой ребёнок», «Старый гриб», «Золушка».

•        Гнев – «Гневная гиена», «Король Боровик не в духе», «Хмурый орёл», «Два сердитых мальчика», «Баба-Яга», «Сердитый дедушка», «Разъярённая медведица».

•        Вина –  «Провинившийся».

•        Интерес – «Что там происходит», «Любопытный»,  «Кузнечик», «Собака принюхивается», «Лисичка подслушивает».

•        Страх – «Лисёнок боится», «Страх»,  «Гроза». «Момент отчаяния»,  «Один дома».

•        Стыд -  «Стыдно»,  «Кот Васька», «Бобику стыдно».

•        Отвращение – «Солёный чай», «Грязь»,  «Грязная бумажка».

•        Презрение – «Гадкий утёнок», «Новая девочка».

9. Песочная терапия «Волшебная страна».

10. Слушание музыкальных произведений:

•        Радость -  С. Рахманинов «Полька».

•        Печаль, грусть - Л. Бетховен «К Элизе», П.И.Чайковский «Болезнь куклы».

•        Удивление - М. Глинка «Руслан и Людмила».

•        Страх - Д. Кабалевский «Петя и волк».

•        Гнев - Л. Бетховен «Сюита до-минор».

11. Ритмопластика «Узнай эмоцию по танцу».

12. Театр «Невыдуманные истории».

Формирование целостности зрительного восприятия при воссоздании из частей целостного изображения лица человека

Задачи:

1. Представление целостного изображения лица человека на основе восприятия его части.

2. Узнавание эмоций по отдельным опознавательным признакам.

Приемы работы:

1. Дидактические игры.

2. Коррекционно-развивающие игры.

3. Рисование.

Игры, задания:

1. Коррекционно-развивающие игры «Откуда вырезан кусочек картинки», «Найди целое по его частям», «Узнай какая эмоцию по её части», «Восстанови картинку».

2. Дидактические игры «Мозаика», «Пазлы», «Кубики Никитина», «Угадай, кто спрятался», «Выложи ковёр», «Найди недостающую часть».

3. Рисование «Автопортрет», «Мой лучший друг», «Моё настроение дома и в детском саду», «Я радуюсь, когда…», «Моя семья».  

Этюды на основные эмоции

  1. Радость – «Вкусные конфетки», «Золотые капельки», «Первый снег», «Любящие родители», Жар–птица», «Цветок», «Ласка», «Встреча с другом», «После дождя», «Новая кукла», «Карлсон», «Медвежата выздоровели», «Битва», «Два клоуна», «Негаданная радость», «Хорошее настроение».
  2. Удивление – «Круглые глаза», «Фокусник», «Гриб - великан».
  3. Горе-страдание – «Остров плакс», «Ой-ой-ой, болит живот», «Я так устал», «Очень худой ребёнок», «Старый гриб», «Золушка».
  4. Гнев – «Гневная гиена», «Король Боровик не в духе», «Хмурый орёл», «Два сердитых мальчика», «Баба-Яга», «Сердитый дедушка», «Разъярённая медведица».
  5. Вина –  «Провинившийся».
  6. Стыд -  «Стыдно»,  «Кот Васька», «Бобику стыдно».
  7. Интерес – «Собака принюхивается», «Лисичка подслушивает», «Что там происходит», «Любопытный»,  «Кузнечик».
  8. Отвращение – «Солёный чай», «Грязь»,  «Грязная бумажка»
  9. Презрение – «Гадкий утёнок», «Новая девочка»
  10. Страх – «Лисёнок боится», «Страх»,  «Гроза»,  «Собака лает и хватает за пятку», «Момент отчаяния»,  «Один дома».

Дополнительный материал для развития эмоциональной

сферы дошкольников

  1. Этюды по изучению поз, походки и других выразительных движений:  «Рыбаки», «Зеркало», «Почта», «Я не знаю», «Вкусные конфеты», «Вот так позы!», «Часовой».
  2. Этюды на развитие выразительности жестов: «Делай как я», «Иди ко мне», «Возьми и передай», «Через стекло», «Слушай и исполняй».
  3. Игры и упражнения на сплочение группы, снятие эмоционального напряжения, умение определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям: «День рождения», «Передай по кругу, «Имя», «Дракон кусает свой хвост», «Паровозик», «Мяч», «Возьми и передай», «Хоровод», «Прочитай письмо», «Кубик», «Имитация», «Жучок», «Ассоциации», «Бип», «Кто позвал?», «Иголочка и ниточка».
  4. Слушание  музыкальных произведений, соответствующих  определённым  эмоциям:
  • Радость - С. Рахманинов «Полька»;
  • Печаль, грусть - Л. Бетховен «К Элизе», П.И. Чайковский «Болезнь куклы».
  • Удивление - М. Глинка «Руслан и Людмила».
  • Страх - Д. Кабалевский «Петя и волк».
  • Гнев - Л. Бетховен «Сюита до-минор».
  1. Рисование на темы: «Моё настроение в детском саду, дома», «Я радуюсь, когда …», «Моя семья», «Автопортрет», «Смешной рисунок», «Я и мои друзья», «Каракули», «Совместный рисунок», «Портрет твоего друга», «Как я провёл день», «Рисуем музыку», «Наша дружная группа», «Рисуем открытку», «Рисуем всей семьёй».
  2. Упражнения на расслабление мышц лица, тела, психогимнастика: «Солнечный зайчик», «Штанга», «Шалтай-Болтай», «Игра с песком», «Игра с муравьем», «Солнышко и тучка», «Дождь в лесу», «Подснежник».
  3. Игры на повышение самооценки и уверенности в себе: «Я лев», «Я очень хороший», «Похвали себя (игра с зеркалом)», «Капитан», «Дерево», «Возьми себя в руки», «Я думаю, что я могу, я знаю, что я могу».
  4. Коммуникативные игры: «Паровозики», «Паровозики с клоунами», «Иголочка и ниточка», «Испорченный телефон», «Телеграмма», «Кошки-мышки», «Ручеёк», «Газета», «Ток», «Молекула», «Жмурки», «Клеевой дождик».
  5. Чтение и обсуждение произведений о различных эмоциональных переживаниях из жизни детей и сказочных персонажей; осмысление и оценка человеческих поступков и отношений: «Про Чебурашку» (страх темноты), «Сказка про девочку Настю, которая боялась темных кладовок», отрывки из произведений К.И. Чуковского, рассказы Н. Носова «Живая шляпа»,  Л.Н. Толстой «Косточка», «Котенок-матросенок» (для хвастунов), «Ежик» (изгой в группе), «Заяц с рюкзаком»; чтение рассказов о друзьях и дружбе: Л.Толстой «Два товарища», Р. Зернова «Как Антон полюбил ходить в детский сад», сказка «Умей обождать», «Ваза» (способности сопереживать).
  6. Игры на формирование навыков сотрудничества: «Пластилиновая сказка», «Составим сказку», «Колокол», «Сороконожка», «Дом», «Связующая нить», «Закончи предложение», «Слепой и поводырь», «Нарисуй узор», «Карусельки», «Не намочи ноги».
  7. Музыка для релаксации: «Ручей», «Шум моря», «Пение птиц».
  8. Песочная терапия: «Что спрятано в песке?», «Волшебная страна».
  9. Сказкотерапия: «Сказочное путешествие».
  10. Упражнения на предоставление детям возможности почувствовать разницу между состоянием напряжения и покоя: «Все спят», «Волшебный сон», «Сон на берегу моря», «Разговор с лесом».
  11. Игры и упражнения на преодоление конфликтной ситуации: «Упрямая подушка», «Клоуны ругаются», «Умеет извиниться», «Петушки», «Рыцарский турнир», «Крепость», «Щит и меч», «Ругается овощами», «Мостик дружбы», «Доброе животное», «День рождения», «Подарки», «Что в коробке?».

Содержание коррекционно-развивающей работы представлено с учетом следующих факторов:

  • организация образовательной работы, позволяющей старшему дошкольнику с нарушением зрения осваивать знания, навыки и умения, адекватные его возрасту (адекватные его интересам и направленности), что позволит соблюсти существующий в дошкольном детстве принцип обучения, а именно: дошкольник учится в меру того, что он принимает, что ему интересно;
  • знания, навыки и умения в полном смысле слова становятся средством развития ребенка, поскольку знания и навыки, приобретенные ребенком в соответствии с его особыми образовательными потребностями, являются для него осмысленными и он их активно применяет в своей жизнедеятельности;
  • владение новыми знаниями, навыками и умениями позволяет ребенку осваивать новые виды деятельностей и продвигаться вперед в той деятельности, которой он уже занимается;
  • оценка образовательных результатов должна осуществляться соответственно психическому развитию ребенка, которое можно зафиксировать через понятие «качества» как адекватной характеристики развития ребенка в дошкольном возрасте.

На четвёртом этапе проводится психолого- медико-педагогический консилиум. Анализируется работа всех участников сопровождения.  

Результатом психологического сопровождения становится новое жизненное качество – адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.

Целенаправленное психологическое сопровождение эмоционального развития ребенка способствует наиболее эффективной и адекватной социализации ребенка с нарушением с нарушением зрения в социум.

Список литературы:

  1. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе. /М.Р.Битянова - М. 1997. – 298 с.
  2. Бордовский, Г.А. Социально-эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде. /Г.А. Бордовский, Н.В. Гороховатская, О.Г. Роговая – СПб. 1999. – 154 с.
  3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. /Л.И. Божович – СПб. 2009. – 400 с.
  4. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. /Г.М. Бреслав – М. 1990. – 144 с.
  5. Вайнер, М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников: Учебно-методическое пособие. /М.Э. Вайнер – М. 2006.
  6. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Научный редактор доц. В.А. Феоктистова. - М., 1993. - 78 с.
  7. Выготский, Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. /Л.С. Выготский.- М., 1982.  Т. 2.
  8. Григорьева, Г.В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения /Г.В. Григорьева// Дефектология. - 1998. - №5.
  9. Григорьева Г.В. Развитие ведущих форм общения у дошкольников с нарушением зрения. // /Г.В. Григорьева // Дефектология. - 2001. - №2.
  10. Григорян, Л.А. Комплексное лечение амблиопии и косоглазия в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированном детском саду: Автореф. канд.дисс. – М., 1980. – 18 с.
  11. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций. Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина – М., 2004. – 160 с.
  12. Денискина, В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения. /В.З. Денискина. -  Верхняя Пышма, 1997. – 23 с.
  13. Дмитриева, С.Т. Влияние социальных эмоций на развитие общения детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 1997. – 23 с.
  14. Додонов, Б.И.  В мире эмоций. /Б.И. Додонов Науч. ред. Я.Л. Коломинский. - Киев 1987. - 140 с.
  15. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность М. 1978. - 272 с.
  16. Дорофеева, Т.А. Ребёнку о нём самом //Коррекционная программа для младших школьниках с нарушением зрения.  Дефектология.- 2002. - №6.
  17. Дружинин, В.Е. Психология эмоций, чувств, воли.  /В.Е. Дружинин. - М. 2003. - С. 59-65.
  18. Запорожец, А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника  /А.В. Запорожец//Эмоциональное развитие дошкольника. М, 1985. – 120 с.
  19. Евмененко, Е.В. Психология лиц с нарушениями зрения: Учебно-методическое пособие /Е.В. Евмененко, А.В. Трущелева.– Ставрополь. 2008. – 220 с.
  20. Ермолаева, М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников. /М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева– М.: МПСИ, МОДЭК, 2008. – 336 стр.
  21. Ермаков, В.П. Обучение  слабовидящих  детей  чтению  графических  изображений /В.П. Ермаков – М. 1987.
  22. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения /В.П. Ермаков, Г.А. Якунин - М. 2000. - 240 с.
  23. Зальцман, Л.М. Формирование коммуникативной компетентности незрячих детей средствами невербального общения /Л.М. Зальцман// Проблемы этического и эстетического воспитания детей и молодежи с нарушением зрения: Сборник статей / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М., 2003.
  24. Иванникова, О.А. Развитие взаимодействия и общения дошкольников с нарушением зрения / О.А. Иванникова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: 2004.-. № 2. – С.23-27.
  25. Изард, К. Эмоции человека/К. Изард  [Пер. с анг.] Под ред. Л.Я. Гозмана, М.С. Егоровой; Вступительная статья А.Е. Ольшанниковой. - М., 1980. 440 с.
  26. Изотова, Е.И.. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведени/Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова– М.2004. 304 с.
  27. Кащенко, Т.П., Григорян Л.А. Комплексное лечение амблиопии и косоглазия в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированных дошкольных учреждениях /Т.П. Кащенко, Л.А. Григорян. – М. 1994. – 34 с.
  28. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: Учебное пособие для вузов по спец. «Педагогика и методика дошкольного образования» / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда; под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
  29. Кошелева, А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка /А.Д. Кошелева//Психолог в детском саду. - 2000. - № 2-3. 
  30. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. /Н.Л. Кряжева – М. 2001. – 160 с.
  31. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие  /А.Г. Литвак// СПб.:  РГПУ, 1998. - 271 с.
  32. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. /И.И. Мамайчук  -- СПб. 2001. - 220 с.
  33. Машкова, Т.Н., Денискина В.З. Система работы по формированию неречевых средств общения у дошкольников с нарушением зрения / Т.Н. Машкова, В.З. Денискина// Проблемы этического и эстетического воспитания детей и молодежи с нарушением зрения: сборник статей. – Приложение к журналу «Школьный вестник». – 2004. – С. 101-108.
  34. Немов, Р.С. Общие основы психологии /Р.С. Немов//Психология, – М. 2003. – Т. №1. – 688 с.
  35. Никифорова, Л.А. Вкус и запах радости /Л.А. Никифорова – М., 2005. -  46 с.
  36. Никулина, Г.В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения в условиях образовательного и реабилитационного процесса /Г.В. Никулина. – СПб., 2006. - 400  с.
  37. Никулина Г.В.. Охраняем и развиваем зрение /Г.В. Никулина, Л.В. Фомичева - СПб., 2002. – 128  с.
  38. Никулина, Г.В. Развитие зрительного восприятия /Г.В. Никулина, Л.В. Фомичева, Е.В. Замашнюк.  - СПб., 2003. – 188  с.
  39. Новиков, А.М. Развитие обучающегося: Что же у него развивается? /А.М. Новиков// Специалист. – 2010. – № 9, 10.
  40. Обучение  и  воспитание  дошкольников  с  нарушенным  зрением  / Под  ред.  М.И. Земцовой. – М., 1978. - 93 с.
  41. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями зрения / Под ред. В.А. Феоктистовой. – СПб., 1995. – 112 с.
  42. Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения: методич. рекомендации / Под ред. Л.И. Солнцевой. – М., 2001. – 96 с.
  43. Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятие у детей с нарушением зрения /Л.И. Плаксина. – М., 1985. – 220 с.
  44. Плаксина, Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения (с косоглазием и амблиопией)/Л.И. Плаксина, Л.А. Григорян. – М: Город, 1998. – 150 с.
  45. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения) / Под ред. Л.И. Плаксиной.  М., 2003. 
  46. Психология воспитания детей с нарушениями зрения / Под ред. Л.И. Солнцевой, В.З. Денискиной. – М., 2004. – 320 с.
  47. Психолого-педагогические вопросы обучения детей с нарушением зрения /Под ред. Л.И. Солнцевой. – М., 1995. 
  48. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические   исследования / Под ред. А.В. Запорожца, Я.3. Неверович. - М., 1986. – 176 с.
  49. Солнцева, Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения /Л.И. Солнцева // Дефектология. – 1998. – № 4. – С. 9-15.
  50. Солнцева, Л.И. Значение дошкольного воспитания в коррекции недостатков психического развития детей с нарушением зрения / И. Солнцева // Дефектология. 1983. – №4. – С. 54-59.
  51. Солнцева, Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях / И. Солнцева //Дефектология. – 2000. – №4. – С.3-8.
  52. Солнцева, Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста / И. Солнцева - М., 1980. - 180 с.
  53. Солнцева, Л.И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушениями зрения / И. Солнцева - М., 1999. - 180 с.
  54. Социально-эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде: Материалы международного семинара. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 1999.
  55.  Социальные отношения и эмоциональный мир ребенка. - М: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2001. 
  56. Шипицина, Л.М. Основы коммуникации /Л.М. Шипицина [и др.] СПб., 1995. 
  57. Феоктистова, В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей / В.А. Феоктистова/ Под ред. Л.И. Шипицыной. – СПб. 2005. - 128  с.
  58. Чистякова, М.А. Психогимнастика /М.А. Чистякова/ Под ред. М.И. Буянова; 2-е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.
  59. Уфимцева, Л.П, Окладникова Т.К. Психокоррекционные занятия с младшими школьниками, имеющими нарушения зрения /Л.П. Уфимцева, Т.К. Окладникова. Дефектология. – 2002. - №1. 
  60. Федоренко, Ю.В. Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. –Новгород, 2010. – 20 с.
  61. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах / Под ред. Л.И. Плаксиной. – Калуга, 1998. – 140  с.
  62. Широкова, Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста /Г.А. Широкова.-  2005. – 304 с.
  63. Юрчук, Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников: методические рекомендации /Е.Н. Юрчук. – М., 2008. – 128с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональная сфера детей с нарушениями зрения

В статье  раскрываются особенности и специфика эмоциональной сферы детей с нарушением зрения...

Музыкотерапия в развитии эмоциональной сферы детей с нарушениями зрения

1.     Особенности музыкотерапии, как психотерапевтического метода.2.     История развития музыкотерапии.3.     Практическое использование м...

Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»

Конспект родительского собрания  в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с нарушениями зрения.

Статья о целях и задачах психолого-педагогического сопровождения семей, о проблемах, возникающих в семьях, имеющих детей с нарушениями зрения. о формах психолого-педагогического сопровождения семей....

«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ» .

Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей, имеющих проблемы зрительного анализатора, волнует специалистов, практиков и родителей.  Для организации развивающей предметно-п...

СТАТЬЯ. Роль комплексного сопровождения в развитии дошкольников с нарушением зрения.

Роль комплексного сопровождения в развитии дошкольников с нарушением зрения....

«Психологические и психические особенности детей с нарушениями зрения»

Материал раскрывает психологические особенности детей с нарушениями зрения, даёт характеристику развития психических процессов детей с нарушениями зрения....