Моторное функционирование детей с РАС
консультация по коррекционной педагогике на тему

Данилова Елена Николаевна

В настоящее время большое  внимание уделяется проблеме детей с расстройством аутистического спектра. Огромное значение в развитии детей с РАС имеет работа по моторному воспитанию. Моторное функционирование -это двигательная деятельность ребёнка , которая осущствляется за счет работы всех мышц организма. Предлагаемый материал расчитан на аудиторию педагогов и родителей которые столкнулись с проблемой РАС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motornoe_funktsionirovanie_ras.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

МОТОРНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РАС

   Большое значение в развитии детей с РАС имеет работа по моторному воспитанию.

    Моторное функционирование –это двигательная деятельность, которая осуществляется за счёт всех мышц организма. Она представлена навыками общей моторики в целом и навыками тонкой моторики. В которой главную роль играют  мелкие мышцы рук,  лица, глаз.  При аутистическом расстройстве выявляются значительные моторные расстройства. К таковым относятся неравномерность моторных формул, плохая скоординированность  работы групп мышц, участвующих в походке и других двигательных актах. Отмечается неравномерность шага, ходьба на носочках, отсутствие содружественных движений рук и во время ходьбы. Затруднения при поворотах и перешагивании препятствий, малая устойчивость при стоянии и ходьбе, неловкость, «стылость», наклонность к формированию длительных стереотипий. При аутизме чаще, чем в общей популяции,  наблюдается левшество или в равномерной степени использование левой и правой руки, отставание в развитии предметно-практической деятельности в овладении навыками  самообслуживания. Им легче ориентироваться в небольших пространствах, так как лучше развита ближайшая ориентировка.

    Все перечисленные особенности моторного развития ребёнка с РАС,  требуют специальной коррекционной работы, направленной на развитие, восстановление изменённых моторных функций этих детей. Работа должна проводиться массажистами, методистами лечебной физкультуры, родителями. Вначале назначается общий массаж, а затем наработка отдельных навыков. Используются спортивные снаряды, предназначенные для лазания, прыгания. Верчения, кувыркания, подпрыгивания, хождения по скамейке, специальным дорожкам с жестким покрытием, массажным коврикам и т.д. Отрабатываются комплексы упражнений, в которые включены выбрасывание и выкладывание предметов, бросание, попадание в цель, перебрасывание через верёвку, огибание различных предметов, раскачивание на фитболах и другие задачи. Очень эффективно развитие движений в воде ( в ванной, бассейне, природных водоёмах) или без воды в сухих бассейнах.

    Своеобразие работы с детьми и принципы проведения занятий заключаются в том, что каждое движение даже самое простое, предварительно показывают ребёнку  и одновременно объясняют, как оно проводится. Упражнения проводятся постепенно по частям, с повторяющимся наглядным показом необходимых действий, их порядка. После этого объединяют ряд действий в единую форму и отрабатывают более сложную форму движений в игре. Например, работа с мячом предваряется на начальном этапе игрой с воздушными шарами, которые падают медленно, плавно и легко. В этом случае ребёнок может проследить движение шара , его падение. Может без труда коснуться его руками, ударить по нему и делает это охотно,  без страха. Такое упражнение стимулирует движение рук  «вверх- вниз», подпрыгивание со слежением  за шаром. От игры с шарами  постепенно переходят к игре с лёгкими мячами а затем и обычными. В работе с мячами следует соблюдать такую последовательность: на первом этапе формируется умение катать мяч в ограниченном пространстве по ровной поверхности, затем бросать мяч, ловить мяч, попадать мячом в цель и, на конец сбивать что-либо мячом.  Ребёнка при этом постоянно побуждают к деятельности, нередко двигают его руками, сопровождая каждый этап последовательным показом необходимого действия, поощряют после выполнения части, а затем и целого задания.

Крупная моторика.

    Следует отметить, что на начальных этапах коррекции по развитию крупной моторики при сочетании моторных заданий с музыкальным сопровождением, несмотря на то, что большинство детей любят  слушать музыку наблюдаются затруднения. Они сводятся к нарушению плавности, ритмичности, последовательности движений, проявлению растерянности и отказа от занятий, а не словесного рассказа о нужном движении. Дети затрудняются ходить под музыку, делать движения руками, воспроизводить ритмический рисунок. Во время движений под музыку у них обнаруживается плохая ориентировка в пространстве. Они с трудом или вовсе не  осваивают построение в круг, движения по кругу и тем более построение в звенья. Наиболее доступно движение стайкой за воспитателем  после показа или как при  «зеркальном отражении». Они с трудом переключаются  с одного движения на другое. Задания в которых необходимо сочетать речевые и моторные реакции, детьми с РАС, осваиваются с большим трудом. Поэтому  еженедельно проводятся занятия по логоритмике. Задания по логоритмике трудновыполнимы. Но их обязательно нужно вводить, используя этапность. Отрабатывая по частям  сначала задания по моторике, потом отдельно по речи и после этого соединяя их воедино с музыкальным аккомпанементом.

Мелкая моторика,  её активация, объединённая с подражанием, восприятием. Крупной моторикой. Речью и особенно глазно-ручной интеграцией проходит красной нитью через всю изложенную коррекционную программу. Задачи по её развитию решаются комплексно всеми специалистами: психиатрами, логопедами, педагогами-дефектологами, массажистами, родителями.

     Развитие мелкой моторики - важнейшая задача в любой обучающей программе. Успешное развитие самообслуживания, изобразительных навыков, письма - всё  зависит и связано со степенью развития мелкой моторики ребёнка. Контроль руки и пальцев так же необходим в развитии коммуникации, как речь и глазно-ручная интеграция. Недоразвитие тонких движений пальцев рук, их некоординированность, плохое развитие мышц кисти, их атрофия  в связи с малой активностью, плохая зрительно- моторная координация, низкий психический тонус, отсутствие самоконтроля и слабость побуждений приводит к стойкому нарушению ручной неумелости, изобразительной деятельности, графических навыков. Для развития  мелкой моторики используются упражнения для пальцев рук( безречевые и речевые игры с пальцами. При этом дифференцируются движения пальцев под контролем зрения); вкладывание и выкладывание различных предметов с использованием почтовых ящиков,  досок Сегена, мозаик; развитие хватания кистью щепотью ( тремя пальцами) и формирование соотносящих действий при этом, удерживание предметов, отщипывание кусочков пластилина, глины, бумаги; шитьё по проколам. Плетение полосок бумаги. Корзин; нанизывание бус, колец пирамидок; свинчивание и завинчивание гаек и болтов различного диаметра; резание ножницами. Очень важным моментом  является развитие щипкового захвата с использованием большого. Указательного и среднего пальцев руки как  основа будущего конструирования, рисования,  письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие графо-моторных навыков детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Задачи предшкольного образования разнообразны. Среди них необходимо выделить центральные: оказание помощи в социализации детям и их семьям, поддержка развития личности ребенка, психопрофилактика...

Упражнения и занятия по сенсорно - моторному воспитанию детей 3-го года жизни

Данный материал содержит следующие упражнения и занятия:Особенности форматирования действий с предметами и дидактическими игрушками у детей на 3-м году жизниДидактические игры на развитие действий с п...

Программа сенсорно-моторного развития детей раннего возраста «Ловкий пальчик»

предлагаю вашему вниманию программу сенсорно-моторного развития детей младшего возраста. Срок реализации образовательной программы - 1 год. Данная программа будет интересна педагогам ясельных групп, т...

Программа сенсорно-моторного развития детей дошкольного возраста «Ловкий пальчик»

Важной составляющей частью психологического развития ребенка первого - второго годов жизни является накопление им сенсорно - моторного опыта. Ребенок познает окружающую его действительность путе...

Методическая разработка по развитию речи, восприятия, внимания, памяти,мышления, зрительно-моторной координации детей подготовительной группы с ОНР на материале лексической темы "Игрушки"

Методическая разработка по развитию речи, восприятия, внимания, памяти,мышления, зрительно-моторной координации детей подготовительной группы с ОНР на материале лексической темы "Игрушки". Может быть ...

Упражнения для регуляции мышечного тонуса и коррекции нарушений моторной сферы детей с ТНР в домашних условиях Рекомендации учителя-логопеда родителям воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Коррекция двигательной сферы неразрывно связана с речевым развитием. Дети с тяжелыми нарушениями речи как правило имеют нарушения моторики: общей, мелкой, артикуляционной. Часто наблюдается нарушение ...

СЕНСОРНО-МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

Сенсорно-моторное развитие детей раннего возраста является важным средством развития исследовательской деятельности.Ребёнок познаёт окружающую действительность через ощущения и восприятия, используя з...