Программа сенсорно-моторного развития детей раннего возраста «Ловкий пальчик»
учебно-методический материал по рисованию (младшая группа) на тему

Грушецкая Олеся Геннадьевна

предлагаю вашему вниманию программу сенсорно-моторного развития детей младшего возраста. Срок реализации образовательной программы - 1 год. Данная программа будет интересна педагогам ясельных групп, т.к. содержит материал направленный на развитие сенсорно-моторных навыков у самых маленьких дошколят.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Важной составляющей частью психологического развития ребенка  второго года жизни является накопление им сенсорно - моторного опыта. Ребенок познает окружающую его действительность путем ощущения и восприятия. Ребенок узнает о предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, мышление. Таким образом, восприятие и ощущения, возникающие в процессе взаимодействия ребенка с окружающей его действительностью, составляет основу всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание сенсорно - моторных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития дошкольника.

Сенсорно - моторные функции развиваются в тесной и не разрывной взаимосвязи с двигательными навыками. Для детей младшего возраста важно стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая его с моторной активностью. Ребенка необходимо обучать изучению окружающих предметов с помощью наиболее развитых в данном возрасте психических процессов таких как: зрение, слух, движения рук. Эта задача выполняется в процессе многих режимных занятий: в игровой деятельности, на коррекционных занятиях, в играх на воздухе и так далее.

Чтобы познакомиться с каким-то предметом, ребенку его нужно изучить: потрогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие - либо действия, которые называются моторными. Чтобы взять предмет рукой, ребенок должен быть уже готов к этому. Если он не может схватить предмет, то ощутить его тоже не сможет. Значит, одной из основной задачей как воспитателя так и родителей, является развитие моторики рук, учить руки ребёнка быть ловкими и умелыми, тогда он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми. Всё это, безусловно, облегчает развитие и обучение детей. Важно, чтобы окружающий мир был обогащён развивающей средой: разработаны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения. Учитывается сила цвета: при грамотно подобранной цветовой гамме снижается напряжение, оптимизируется эмоциональный настрой.

Новизна программы.

Данная программа разработана для детей младшего возраста, в процессе разработки программы были модифицированные существующие игры на развитие восприятия и моторики, а так же представлены авторские дидактические игры и комплексные занятия.

Цель программы: создание в детском саду условий способствующих сенсорно - моторному развитию детей младшего возраста.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1.Создать предметно - окружающую среду для развития сенсорно – моторных функций у детей младшего возраста;

2. Разработать и подобрать методический материал, для реализации цели программы;

3. Вовлечь родителей в образовательно – развивающий процесс для совместной деятельности для успешной реализации программы;

4. Активизировать и развивать сенсорно – моторные функции детей младшего возраста.

Данная программа основывается на следующих принципах:

1. Принцип дифференциации.

2. Принцип доступности.

3. Принцип систематичности и последовательности.

5. Принцип повторения умений и навыков.

6. Принцип активного воспитания (игровые технологии, индивидуальная, подгрупповая деятельность, исследовательская деятельность).

7.Принцип взаимодействия детского сада и семьи направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка.

Основным условием для реализации данной программы является ее ориентированность на создание благоприятной среды для развития сенсорно-моторных функций у детей младшего возраста.

Ожидаемые результаты

По завершению реализации программы предполагается, что будут достигнуты следующие результаты:

1.     Развитие речевых функций;

2.     Развитие двигательных функций;

3.     Развитие слуховых функций;

4.     Развитие зрительных функций;

5.     Развитие осязательной функции;

Для реализации цели программы используются следующие формы работы: групповая и индивидуальная работа, беседы, упражнения, творческие занятия.

Данная программа разработана для воспитанников учреждений общеразвивающего типа с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста.

Сроки реализации программы: 1 учебный год (36 занятий). Частота занятий - 1 раз в неделю.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Форма работы

Цель работы

Методы и приемы работы

Количество часов

1

Диагностика

Выявление у дошкольников уровня сенсорно – моторного развития

Наблюдение,

Беседа с родителями

2 часа

2

Дидактические игры и упражнения

Развитие сенсорно – моторных навыков путем игры

Игровая деятельность

1 раз в неделю

3

Самостоятельная деятельность

Закрепление сенсорно- моторных навыков полученных в процессе занятий

Организация окружающей среды, использование дидактического материала

Ежедневно

4

Работа с родителями

Привлечение родителей к сенсорно-моторному развитию детей, закрепление навыков, полученных в прцессе реализации программы

Индивидуальная и групповая работа, подготовка домашних заданий

1 раз в неделю

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа содержит два направления: - работа с родителями;

- работа с детьми.

Каждое из данных направлений предполагает индивидуальные и групповые занятия. Программа состоит из 9 блоков, один блок это один месяц. Для каждого месяца разработана своя тема, в соответствии с которой выполняется подбор материала и упражнений.

Темы блоков:

Сентябрь - Мой дом.

Октябрь – Осень.

Ноябрь – Сказка.

Декабрь – Елка.

Январь – Музыка.

Февраль – Овощи.

Март – Животные.

Апрель – Дождик

Май – Солнышко.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 № Блока

Тема

Дидактические игры, упражнения

1.

Мой дом

1.     «Чей это дом?»

2.     «Где наша крыша?»

3.     Собери домик.

4.     Построим дом для зайчика

2.

Осень

1.     «Собери листочки»

2.     «Листопад».

3.     «Найди шишку».

4.     «Подуй на листочки»

3.

Сказка

1.     «Тянем репку».

2.     «Найди колобка»

3.     «Яичко не простое».

4.     «Петушок и горошек».

4.

Ёлка

1.     «Собери ёлочку».

2.     «Найди украшение на ёлку».

3.     «Гирлянда на елку».

4.     «Какие у ёлочки иголочки».

5.

Музыка

1.     « Найди музыку».

2.     « Кто громче».

3.     « Танец с воспитателем».

4.     « Пошумим?»

6.

Овощи

1.     « Сварим суп».

2.     «Собери морковь».

3.     «Найди пару».

4.     «Накорми зайку».

7.

Животные

1.     «Кто сказал Мяу?»

2.     «Дочки – матери».

3.     «Найди мишку».

4.     Аппликация «Цыпленок».

8.

Дождик

1.     «Кто стучит по крышам?»

2.     «Капелька».

3.     «Мокрый – сухой».

4.     «Где домик Капельки?».

9.

Солнышко

1.     «Лучики».

2.     «Солнышко – какое оно?»

3.     «Пара солнцу».

4.     «Солнечный зайчик».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа сенсорно-моторного развития детей дошкольного возраста «Ловкий пальчик»

Важной составляющей частью психологического развития ребенка первого - второго годов жизни является накопление им сенсорно - моторного опыта. Ребенок познает окружающую его действительность путе...

Рабочая учебная программа по познавательному развитию детей раннего возраста в доме ребенка для детей 2 – 3 лет

Рабочая программа содержит материалы по познавательному развитию детей 2 -3 лет, воспитывающихся в доме ребенка. Опирается на лучшие разработки ведущих педагогов и психологов, работающих с детьми ранн...

ПРОГРАММА ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр....

Консультация по программе воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги» авторов Смирнова Е.О., ГалигузоваЛ.Н., Мещерякова С.Ю.

Раннее детство – уникальный период в жизни человека, это время установления базовых отношений ребенка с миром. Недаром говорят, что до пяти лет закладываются основы личности....

Проект по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста "Ловкие пальчики"

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста....

Проект по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста "Ловкие пальчики"

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр                                  ...

Презентация программы И. Лыковой _Цветные ладошки_ как парциальная программа художественно-эстетического развития детей раннего возраста в изобразительной деятельности.

Цель программы - формирование у детей раннего возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности....