Выступление из опыта работы Использование метода сказкотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ в проекте "На истоках сказки"
материал по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Шестакова Ольга Федоровна

Проектная деятельность в старшей комбинированной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы

 «Использование метода сказкотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ в проекте «На истоках сказки»»

Авторы: Александрова С.А., воспитатель,

Шестакова О.Ф., учитель-дефектолог,

Пахмутова О.Н., музыкальный руководитель.

В последнее время в системе образования России сформировались новые модели образования и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В нашем образовательном учреждении комбинированного вида используются разнообразные методы инклюзивного образования (традиционные и нетрадиционные).

Контингент дошкольников весьма разнообразен, в старшей комбинированной группе присутствуют дети с диагнозами умственная отсталость, задержка психического развития, сахарный диабет, общее недоразвитие речи, нормально развивающиеся дети.

В сентябре 2016 года была проведена диагностика воспитанников старшей комбинированной группы по Афонькиной Ю.А., Злобенко М., Костиной Э.П., Стребелевой Е.А. Были выявлены такие проблемы детей, как нарушение внимания, сниженная память, сниженный фонематический слух, несформированность грамматического строя речи, недостаточность словообразовательных процессов. Педагогами (воспитатели, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор физического развития) было принято решение, использовать нетрадиционные методы на занятиях и в режимных моментах – музыкотерапия, изотерапия, Су-Джок-терапия, сказкотерапия, элементы логоритмики и другие.

Сказкотерапия –это мягкое решение проблем дошкольников. Сказки радуют и забавляют детей, формируют готовность к сотрудничеству со взрослым, закрепляют представление о взаимоотношениях в социуме, развивают память, расширяют коммуникативные навыки за счет формирования связной речи.

Многие авторы подчеркивают положительный эффект использования методов сказкотерапии: Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. , Соколов Д., Васькова О.Ф. Использование методик, связанных с этим нетрадиционным методом обучения помогают ребенку актуализировать знания, накопить словарный запас, запомнить и рассказывать сказки.

Нами (педагогами) на основе проблем дошкольников было принято решение о создании проекта «На истоках сказок», были поставлены цели и задачи.

Цель проекта: развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста через сказку.

Задачи проекта:

1.Развивать у детей речевую активность, фонематический слух.

2. Способствовать общему совершенствованию речи ребенка, активизировать

словарь, воспитывать интерес к живому слову.

3. Развивать у детей память, коммуникативные навыки, воображение и выразительность речи.

4. Учить детей эмоционально воспринимать содержание литературного произведения.

Проект по времени-долгосрочный, по количеству участников коллективный (8 детей с ОВЗ, 14 детей нормально-развивающихся).

Возраст детей – 5-6 лет, по характеру деятельности проект – творческий.

Участники проекта: воспитанники старшей комбинированной группы, педагоги и родители.

Проект состоял из нескольких этапов:

- определение темы, цели, задач проекта;

-подбор литературы, атрибутов;

-продумывание содержания проекта и предполагаемых результатов;

-составление плана мероприятий для всех участников проекта;

-осуществление проекта

Сказки подбирались к недельным темам. Коррекционные работа с детьми делилась на два вида: индивидуальная и групповая. Структура коррекционного-развивающего сказкотерапевтического занятия строилась на сборнике программ по сказкотерапии под редакцией Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Васьковой О.Ф. Она включала в себя этапы: приветствие, ритуала «входа» и «выхода» из сказки, повторение (беседа о прошлом занятии и выводах из нее), расширение (основной этап, связанный с темой непосредственной образовательной деятельности), закрепление (приобретение опыта, закрепление новых качеств), интеграция (определение взаимосвязи с реальной жизнью), дидактические игры, итоговая беседа, использование здоровьесберегающих технологий (динамические паузы, зрительная гимнастика и др.).

Музыкальным руководитель использовала элементы сказкотерапии в непосредственной образовательной деятельности (театрализация, театральные игры по мотивам сказок, игры-этюды, музыкальные дидактические игры, элементы логоритмики).

Воспитатель применяла элементы сказкотерапии в непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах: чтение художественных произведений, дидактически и речевые игры, создание творческих альбомов, оформление книжной выставки, инсценировки сказок и др.

Был поставлен мюзикл по сказке «Муха-цокотуха», с элементами сказкотерапии с привлечением всех участников проекта. Родителями были созданы атрибуты, костюмы, воспитанники вместе с педагогами разучивали стихотворения и песни для развлечения.

По итогам данной коррекционной работы проводились индивидуальные консультации, короткие беседы с родителями.

После комплексной работы по методу сказкотерапии произойдет развитие речевых навыков, дети научатся думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, вставать на место другого, и видеть мир с разных сторон. Дети становятся более раскованными, они свободнее вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Знакомство с основными этапами коррекционной работы посредством метода сказкотерапии....

Использование методов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми со страхами"

Дошкольное детство – короткий отрезок в жизни человека. Но он имеет огромное значение, т. к. развитие идет бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера де...

Буклет "Использование метода биоэнергопластики в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками"

Буклет адресован учителям-логопедам, воспитателям и родителям детей, имеющих нарушения звукопроизношения. В буклете описаны преимущества метода биоэнергопластики, этапы работы над артикуляционными упр...

Использование метода сказкотерапии в коррекционной работе со страхами с детьми старшего дошкольного возраста

В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплек...

консультация "Использование метода сказкотерапии в психокоррекционной работе с дошкольниками".

Современная сказкотерапия существует в трёх аспектах:• диагностическом,• воздействующем,• профилактическом, развивающем.Воздействующий «аппарат» сказкотерапии содержит пять ...

Презентация опыта работы "Использование метода «биоэнергопластики» в коррекционной работе с детьми с ТНР"

Применяю в работе с детьми с ТНР нестандартный, инновационный метод выполнения упражнений - артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики (автор Р.Г. Бушлякова)...

«Использование метода синквейна в коррекционной работе по развитию речи дошкольников»

Одним из эффективных, интересных методов развития речи ребенка, который можно использовать в коррекционной работе, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Использо...