Использование методов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми со страхами"
учебно-методический материал (старшая группа)

Кирячёк Анна Сергеевна

 

Дошкольное детство – короткий отрезок в жизни человека. Но он имеет огромное значение, т. к. развитие идет бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребенка. Вместе с тем детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. Именно в дошкольном возрасте мы можем столкнуться с признаками тревожности, а впоследствии - страхов у детей. Страхи, сдерживая познавательные потребности ребенка, могут серьезно препятствовать гармоничному развитию, мешать полноценной социализации и выступать предпосылкой невротизации ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_dekabr.docx16.62 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.99 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Механизмы выявления и сопровождения детей «группы риска». Ранняя профилактика и коррекция, коррекционно-развивающие и профилактические программы в практике работы педагога-психолога».

 Автор: Кирячек Анна Сергеевна

Педагог-психолог

Высшей квалификационной категории

Использование методов сказкотерапии в коррекционной работе

 с детьми со страхами"

Дошкольное детство – короткий отрезок в жизни человека. Но он имеет огромное значение, т. к. развитие идет бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребенка. Вместе с тем детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. Именно в дошкольном возрасте мы можем столкнуться с признаками тревожности, а впоследствии - страхов у детей. Страхи, сдерживая познавательные потребности ребенка, могут серьезно препятствовать гармоничному развитию, мешать полноценной социализации и выступать предпосылкой невротизации ребенка.

        Говоря о страхах, нельзя отметить, что в дошкольном возрасте страхи возникают не только на фоне тревожности но и имеют основу возрастных особенностей. То есть, страх темноты у ребенка может появиться в тот момент, когда идет интенсивное становление личности и у него появляется инстинкт самосохранения. Но, в основном, ребенок именно в этом возрасте, получая свой первый жизненный опыт, может получать и психологические травмы, которые при своевременном выявлении могут "сглаживаться", а при неблагоприятной обстановке приводят к патологическим страхам. Именно в этом случае необходима коррекционная работа психолога.

Поэтому в своей коррекционной работе, помимо программы работы с детьми со страхами я использую метод сказкотерапии.

Цель сказкотерапии: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона, коррекция страховтревожности, повышение самооценки, уверенности в себе.

Сказкотерапия – это ключик к детской душе, это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала ребенка, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем.

Психокоррекционные занятия с использованием сказкоотерапии служат инструментом для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе.

Психокоррекционные сказки помогают мне мягко влиять на поведение ребенка.

В сказках дети проецируют на героях свои реальные взаимоотношения, существующие в жизни, чувства, которые мы испытываем в связи с этим. Сказкой можно врачевать детские проблемы, строить мосты взаимопонимания. Применение данной технологии способствует тому, что ребенок получает положительные эмоции.

Использование технологии сказкотерапии, как показала практика, дает мощный лечебный, профилактический и коррекционный эффект.

Моя работа в этом направлении начинается с диагностики, где я использую диагностический метод "Волшебная страна чувств", а так же использование проективных методик "Рисунок человека", "Рисунок семьи", а так же наблюдение ребенка в различных видах деятельности (Слайд 2, 3, 4, 5).

Конечно же, для выявления такого ребенка необходима работа с педагогами и родителями (Слайд 6).

После того, как получена интерпретация, собраны сведения о ребенке, я начинаю работу в коррекционном направлении. Занятия ведутся два раза в неделю- подгрупповая и индивидуальная работа. (Раздаточный материал)

Сейчас я Вам предлагаю обратить внимание на экран.

Помимо подгрупповых занятий я использую в индивидуальной работе изготовление "кукол-боюсек", "мешочков для страхов". "Куклы-боюськи" наделяются определенным даром- охранять, защищать, оберегать". "Мешочки для страхов" используются для избавления от страхов. Так же эффективно используются терапевтические сказки. Психологическая игра "Опасности волшебного леса" эффективно работает для отработки социальных, возрастных страхов. (Слайд 7, 8, 9, 10, 11,12).

Говоря о профилактике возникновения страхов, нельзя упускать работу во всех возрастных группах по развитию эмоциональной сферы, которая дает нам, психологам, диагностический материл, а дети учатся дифференцировать свои эмоции, выражать их в адекватной форме.

Таким образом, работая в этом направлении, мы получаем психологически здорового ребенка, при этом с достаточно развитым воображением и запасом знаний о том, как самостоятельно справляться со страхами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 Муниципального образования Тимашевский район "Использование методов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми со страхами" Педагог-психолог Кирячек А.С.

Слайд 2

Диагностические методы: 1. Методика «Волшебная страна чувств» (Авторская - Т. Грабенко , Т. Зинкевич-Евстигнеева , Д. Фролов) Цель: Выявление отношения детей к близким для них людям и к событиям, происходящим в их повседневной жизни. Исследование психоэмоционального состояния ребенка. 2. Проективные методики- «Рисунок человека», «Моя семья»

Слайд 4

Анкетирование родителей и педагогов Ребёнок Да Нет Испытывает постоянное беспокойство. Испытывает трудности (иногда невозможность ) при концентрации внимания на чём-либо. Испытывает мускульное напряжение (например, в области лица, шеи). Раздражителен. Имеет нарушение сна. Критерии выявления тревожного ребёнка. Ребёнок Да Нет Не может долго работать не уставая. ему трудно сосредоточится на чём-то любое задание вызывает излишнее беспокойство во время выполнения задания очень напряжён, скован смущается чаще других часто говорит о возможных неприятностях как правило, краснеет в незнакомой обстановке жалуется, что снятся страшные сны руки обычно холодные и влажные нередко бывает расстройство стула сильно потеет, когда волнуется не обладает хорошим аппетитом спит беспокойно, засыпает с трудом пуглив, многое вызывает у него страх обычно беспокоен, легко расстраивается часто не может сдержать слёзы плохо переносит ожидание. не любит браться за новое дело не уверен в себе, в своих силах боится сталкиваться с трудностями

Слайд 7

Практикум для педагогов «Портрет «трудного» ребенка»

Слайд 10

Татьяна Зинкевич - Евстигнеева. Основы сказкотерапии Татьяна Зинкевич-Евстигнеева . Сказка Страна Чувств Татьяна Зинкевич-Евстигнеева . Про Чебурашку . Страх темноты, повышенная тревожность. 4. Хухлаева Д.В. Серое ухо. Страх темноты. Ночные кошмары. Общая боязливость. 5. Хухлаева Д.В. Смелый Гномик. Сказка для детей. Страх темноты, повышенная тревожность. Ночные кошмары. Общая боязливость. 6. Хухлаева Д.В. Сказка про ежонка, Сказка про мышонка, Сказка про дракона, Сказка про Страшилок Тревожность. Неспособность постоять за себя. Трудности в осознании своих поступков и их контроля. 7. Кулешова Юлия. Сказка про девочку Настю, которая боялась темных кладовок 8. Р.М. Ткач « Сказкотерапия детских проблем». Там вы найдете следующие сказки в борьбе с ночными страхами: «Мой друг-дракон», «Полезная боюська », «Волшебный фонарь».

Слайд 12

Психологическая игра для работы со страхами «Опасности волшебного леса»

Слайд 13

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

В статье изложены особенности использования метода комплексной сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья....

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

В статье рассказывается об особенностях использования метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста....

Использование метода сказкотерапии в коррекционной работе со страхами с детьми старшего дошкольного возраста

В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплек...

Использование методов сказкотерапии в работе с детьми

Частым запросом от родителей в рамках работы в детском дошкольном учреждении являются различные страхи детей (страх животных, темноты, других детей и пр.). В каждом случае есть свои причины и факторы,...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...

Коррекционно-развивающий проект: "Использование метода сказкотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

      Актуальность моей темы обусловлена тем, что дети с нарушениями речи должны получать не только своевременную и квалифицированную коррекционную   логопедическу...