ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Стёгина Наталья Николаевна

Эта тема выбрана мною  неспроста, так как компьютеры заняли прочные позиции во многих областях современной жизни, в том числе и в детских садах. Компьютерные технологии, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может играть роль незаменимого помощника в воспитании и обучении ребенка, а также в формировании речевого и общего психического развития дошкольников и служить мощным техническим средством обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_informatsionno.docx277.47 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ.

Эта тема выбрана мною  неспроста, так как компьютеры заняли прочные позиции во многих областях современной жизни, в том числе и в детских садах. Компьютерные технологии, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может играть роль незаменимого помощника в воспитании и обучении ребенка, а также в формировании речевого и общего психического развития дошкольников и служить мощным техническим средством обучения.

Тема использования компьютера в работе воспитателя  – это углубленная тема, над которой я работаю в своей повседневной практической деятельности. Почему именно она? Во-первых, мне это интересно, во-вторых, я смела предположить, что это должно понравится моим воспитанникам и положительно повлиять на процесс коррекции речевых нарушений. И в–третьих, я  столкнулась с нехваткой методического материала для своей работы и малыми просторами кабинета логопункта для хранения различных картин, иллюстраций, многочисленных картотек и т.д. Отсюда и решение – использовать компьютерные технологии во всех аспектах своей практической деятельности.
Компьютерные технологии использую в своей деятельности регулярно – при построении коррекционного процесса непосредственно с детьми, в работе с родителями.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/37745_e48e872b90ab594a97a5ea6dae019417.png.jpg


Хотелось бы особой остановиться на том моменте, что процесс обучения ребенка с нарушением речи требует длительного времени и отнимает у него много сил. Интерес к занятиям с логопедом у ребенка со временем утрачивается, так как такая коррекционная деятельность часто носит монотонный характер, теряется желание говорить «правильно и красиво». А если взять во внимание то, что в настоящее время возросло количество детей, у которых к нарушениям речи присоединяется синдром дефицита внимания и гиперактивности, то можно констатировать, что в работе с такими детьми требуется особый индивидуальный подход. Они нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке на занятиях, чему и способствует использование ИКТ.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/37745_7aa59af60ebc81c1e5541008ac2ed9aa.png.jpg


Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу педагога  является использование мультимедийных презентаций. Они позволяют привнести эффект наглядности в занятие и повысить мотивационную активность детей. Каждая тематическая неделя детского сада отражается и в моей деятельности, чтобы ребёнок за целую неделю получил необходимый объем знаний по данной теме. Такие тематики и подсказывают, какой герой попросит нас о помощи или к кому мы отправимся в гости. С помощью презентаций, мы отправляемся с главным героем в путешествие, встречаем на своем пути препятствия, преодолеваем их. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.
Дети получают одобрение не только от воспитателя , но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением. В конце каждого путешествия мы обязательно получаем поощрения! Это приводит детей в восторг. 
Так же презентации позволяют показать детям то, чего они никогда не видели – например, земли Африки, их жителей, национальную одежду и т.д. С помощью презентаций, детям можно объяснить такие абстрактные понятия, как дружба, взаимопомощь, чувства и эмоции людей и т.д.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/37745_8ecb97f3151f532af54bb7581e2f4f6b.png.jpg


Одним из средств оптимизации процесса коррекции могут служить компьютерные игры. Некоторые флэш-игры я ищу на просторах интернета.  Тематика игр подсказывается мне ежедневной практической деятельностью. Это игра «Четвёртый лишний»; Игра на развитие словообразования «На кухне»; «Что сначала, что потом»; «Обобщающие понятия», и лабиринты на различные звуки для их автоматизации.
Так же в программе мультимедийных презентаций можно  создать  картотеки по различным направлениям. В нынешнее время это очень актуально, так как карточная система различных дидактических материалов в работе узких специалистов вновь занимает прочное место. Это и картотеки на автоматизацию звуков, серии сюжетных картинок, карточки на развитие фонематического слуха и т.д. Такие уже заламинированные карточки выглядят эстетично, ярко и прослужат любому специалисту долгое время.

Нельзя не отметить значение ИКТ в качестве средства, помогающего организовать свою профессиональную деятельность. В памяти компьютера хранятся все диагностические данные, речевые карты воспитанников, ведение мониторинга, списки детей, которые нуждаются в логопедической помощи и т.д


Также ИКТ выступает в качестве средств наглядности для родителей и коллег. На своих выступлениях на педагогических часах и родительских собраниях регулярно сопровождаю свою речь мультимедийными презентациями, видеороликами о работе воспитателя , фотоотчётами логопедических мероприятий. Можно отметить, что выступления, сопровождающиеся данными материалами, воспринимается легче и интереснее. Также на официальном сайте нашего детского сада есть страничка логопеда . Тут вы можете увидеть и расписание работы учителя-логопеда, и консультации на различные темы, упражнения для постановки и автоматизации звуков, фотоотчёты наших будней и открытых мероприятиях. Так же совсем недавно появился ещё один раздел кабинета «В помощь родителям для упражнений дома»..
Так же при помощи интернета, выставляю свои наработки, игры, консультации на различных образовательных сайтах…

Игра «Лабиринт на звук С». 

В завершении своего выступления я хотела бы вам представить свою последнюю разработанную игру «Лабиринт». Данные лабиринты предназначены для автоматизации звуков.
Перед вами на слайде игра «Лабиринт для автоматизации звука С». Мышкой такой игры может управлять и педагог, и ребёнок. Иллюстрационный материал фонового режима для каждого лабиринта подбирается неслучайно. Если дед мороз едет по заснеженному лесу, и эта игра направлена на автоматизацию звука С, то и на фоновой иллюстрации будут соответствующие изображения: снегири, снеговики, снег, снежинки и т.д. То есть до самого начала игры можно рассмотреть данную иллюстрацию, задать ребёнку множество вопросов, попросить его составить описательный рассказ какого-либо элемента картины или всей иллюстрации в целом. 
Как видите, на пути встречается не так много слов. Но суть данных лабиринтов не в отработке большого количества слов с нарушенным звуком. Дело в том, что во время движения главного героя внимание ребёнка рассеивается, ребёнок отвлекается от установки говорить данный звук правильно и тем самым можно проверить, вводиться ли исправленный звук в спонтанную речь или нет. 
Уже проверено на практике, компьютерная игра привлекает внимание ребёнка, повышает стимул исправлять речевые нарушения, приходя в кабинет учителя-логопеда снова и снова
Прошу внимание на игру.

Логопед  ( воспитатель)дает установку: «Наступает Новый Год. Все ребята готовы к празднованию, но вот беда: ёлка не наряжена игрушками… Какой Новый Год без нарядной ёлки? Деду морозу необходимо отправиться в путь по извилистой дорожке для того, чтобы ёлочка засияла огнями и наступил праздник. Для этого нам нужно ему помочь. Как только на пути Деда Мороза появятся предметы, нам необходимо правильно и чётко назвать данные слова. Только тогда он сможет ехать дальше. Готов? Поехали».

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/37745_064d4a0c8dbed7485c98b77a802a3de2.png.jpg


Таким образом, грамотное использование компьютера, в соответствии с санитарными правилами и нормами, приводит к повышению мотивации детей к занятиям с учителем - логопедом, воспитателем к адекватной оценке ребенком своих действий, к формированию сотрудничества между ребенком и взрослым. При этом формируется такая форма общения между ребенком и педагогом, которая необходима как дошкольнику, так и младшему школьнику для обучения в школе. При этом и у педагога появляется стимул в работе, интерес к дальнейшей организации своей деятельности. Интерес становится взаимным, а это уже является залогом успешной работы.