«Методы эмоционально-двигательной психотехники для детей: развиваем невербальное общение»
консультация по коррекционной педагогике на тему

 «Методы эмоционально-двигательной психотехники

для детей: развиваем невербальное общение»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

на тему: «Методы эмоционально-двигательной психотехники

для детей:развиваем невербальное общение»

Для чего нужно развивать у дошкольников невербальное общение? Не только для их социализации и успешного перехода к школьному обучению, но и для развития эмоциональной сферы, познавательной активности, способности находить друзей и реализовывать себя в жизни.

Целенаправленное развитие у детей 2-7 лет общения, в том числе невербального, стало составной частью программ социально-эмоционального-и творческого развития дошкольников («Психогимнастика», «Я, ты, мы», «Выразительное движение»").

Исследования показали: развивать невербальное общение лучше в процессе образно-пластического творчества на основе обучения языку движений. Творческий характер заданий, активизирующий самостоятельное и осмысленное использование детьми языка движений, а также система упражнений, заданий,этюдов, спектаклей оказались продуктивными для решения этой задачи.

             Общаясь с людьми, важно не только владеть способами общения, принятыми в социуме, но и уметь понимать других людей. Рассмотрим подробнее методы, которые позволят развить эти способности у дошкольников.

Развиваем умение общаться с использованием невербальных средств.

Важная составляющая эффективного общения - уметь пользоваться соответствующими средствами этой деятельности, в частности невербальными, телесно-двигательными способами передачи сообщений собеседнику (жесты, мимика, пространственное поведение относительно партнера по общению и др.).

Умение использовать невербальные средства общения включает:

  -представление о том, какими жестами (движениями, телоположениями) можно выразить то или иное содержание;

-понимание общего контекста ситуации, чтобы определить, какие именно средства (жесты, движения) могут быть использованы в качестве сообщения;

-умение использовать жесты, движения как единицы языка в обращении к партнеру по общению, в качестве адресных посланий и ответов на послания партнера;

-умение передавать индивидуально-личностный смысл (переживание в конкретной ситуации, отношение к конкретному партнеру) при использовании невербальных средств общения.

                  Эффективное развитие такого комплексного умения проходит  в условиях развития образно-пластического творчества' благодаря особенностям методики:

-с самого начала обучения способу выполнения жеста или движения внимание детей обращается на отдельные его элементы, их последовательность, сочетание в общей структуре движения;

-упражнения и этюды имеют сюжетную основу (предполагают взаимодействие разнохарактерных персонажей) - этим задается конкретный контекст изображаемой ситуации общения;

-в системе упражнений, этюдов изучаемые средства используются как единицы языка для обмена репликами в невербальном диалоге; по сути, эти задания содержат модели общения.

                В упражнениях задаются наиболее простые из них, на основе которых идет первичное освоение способов жестового общения и парного взаимодействия. В этюдах - более сложные модели общения. В спектаклях - развернутые: здесь возможны переходы от одной модели к другой, в зависимости от изменения позиции персонажа и соотношения сил участников в воображаемой ситуации;

-с первых же проб освоения движения или жеста развивается выразительность их исполнения - умение выражать личностный смысл, отношение через невербальные средства в контексте игрового взаимодействия двух персонажей;

-творческий характер заданий позволяет активизировать способность детей осознанно пользоваться языком движений в зависимости от условий заданной воображаемой ситуации;

-задаваемый взрослым образец движений должен быть выразительным, с тонким проживанием образного содержания - это помогает формировать у детей точные представления о возможностях передачи смыслов.

Методика развития жестового общения у детей 2-3 лет

Самые простые задания на жестовое общение можно пред-
лагать уже
детям 2-3 лет: они учатся использовать жесты в об-
ращении к условному игровому партнеру (кукле, управляемой
взрослым), Лучше всего использовать перчаточные куклы (живот-
ных и птиц). Управляя такой куклой, можно показать простейшие
двигательные реакции в ответ на невербальные обращения к ней
детей.

Ситуация общения задается тем, что персонаж приходит в го-
сти к детям, чтобы поиграть. Но сам он - очень робкий, поэтому
у детей задача - показать, что они ему рады и приглашают его
к себе. Такая характеристика гостя, а также малые размеры ставят
его заведомо в более слабую позицию по отношению к детям -
при таких условиях малышам 2-3 лет легче почувствовать себя
увереннее и проявить инициативу по отношению к гостю.

Чтобы достичь выразительности в исполнении жеста, детям
не только задается образец движения (в исполнении взрослого),
но и используется такой методический прием, как проговари-
вание слова или короткой фразы, передающей значение жеста.
Например, махи рукой к себе, приглашающие гостя приблизиться, сопровождаются фразой «Иди сюда». При этом внимание обращается на то, что интонация должна быть выразительной - мягкой, ласковой. Как только ребенок придает нужное звучание своему голосу, пластика его тела, жест, мимика тоже приобретают мягкость, приветливость.

Очень важно сочетать обращенный к гостю жест и направленный на него взгляд - как знак, что именно ему ребенок посылает сообщение. При этом внимание детей обращается на мимику: ее словесная характеристика дается взрослым обобщенно («доброе лицо, ласковое») или с акцентом на выражение взгляда («глазки приветливые, ласковые») и обязательно подкрепляется образцом исполнения.

Если ребенку удается исполнить жест выразительно или хотя бы заметно улучшить исполнение, чтобы прочитывалось его положительное отношение к гостю, тогда тот отвечает - приближается к ребенку и тем самым показывает, что его сообщение воспринято, понято и принято. Следовательно, общение может продолжиться. Этим положительным ответом поддерживается и развивается диалог, дается положительное подкрепление успешного общения ребенка, мотивирующее его стараться быть выразительным в своих невербальных репликах, чтобы его правильно поняли и диалог состоялся.

Если ребенок выполняет жесты формально, невыразительно, не смотрит на гостя, отвлекается на соседей, то гость не подходит. Взрослый поясняет, почему это происходит: непонятно, кого ребенок приглашает, или создается впечатление, что ребенок не очень хочет общаться с гостем. Отсутствие диалога показывает ребенку, что его не поняли, потому что он недостаточно понятно выразил свое отношение. Это отрицательное подкрепление также побуждает ребенка стараться выполнять жесты так, чтобы они были понятными.

Таким образом, последовательность освоения жестов следующая:

1.Задается образец исполнения движения (жеста) - последовательно по фазам, в замедленном темпе, удобном для восприятия - с краткими пояснениями.

2.Дети повторяют жест по образцу (3-4 раза) для первичного освоения.   3.Жест повторяется в обращении к партнеру (первоначально - к кукле) с одновременным проговариванием слова или короткой фразы, передающей значение жеста, и первичными попытками выразительного интонирования слов.

 4.Внимание детей обращается на то, что жест и взгляд должны быть

направлены на партнера: «К кому обращаюсь жестом, на того и смотрю».  5.Сочетание обращенного к партнеру жеста, направления взгляда на него и интонационной выразительности проговари- вания, передающее отношение ребенка к партнеру с учетом контекста ситуации, помогает достигать органичной выразительности в пластике жеста и всего выразительного комплекса (мимики, особенностей позы).

6.Ответная реакция партнера по общению (подкрепляет развитие выразительности исполнения жестов).

7.Освоенный жест - в обращении к партнеру по общению - выполняется без озвученного,проговаривания слов (сначала с проговариванием про себя, затем без проговаривания), но с сохранением выразительности исполнения, чтобы по движениям было все понятно без слов.

Указанная последовательность в методике обучения проводится на первом же занятии. На последующих жест повторяется и закрепляется - на материале аналогичных игровых ситуаций с другими персонажами-гостями.

Обучаем образно-пластическому взаимодействию детей средней и старшей групп.

              Способам парного взаимодействия со сверстниками дети средней группы учатся на материале воображаемых ситуаций, где оба партнера изображают разнохарактерных персонажей.
               В этих упражнениях жестовое общение сочетается с пространственным перемещением партнеров относительно друг друга,благодаря чему дети осваивают целостные модели общения (а не только их элементы,как было у детей 2-3 лет). Основу такого обучения составляет поэтапное знакомство с разновидностями пространственного рисунка образнопластического взаимодействия.

Сначала осваиваются самые простые способы парного взаимодействия, когда партнеры располагаются рядом друг с другом (например, при изображении починки игрушки). Дальнейшее освоение способов взаимодействия - при усложнении рисунка перемещений по принципу «приближение-удаление»:

1) один партнер стоит на месте, другой приближается к нему (например, изображая интерес одного персонажа к другому), а затем удаляется (изображая потерю интереса);

2) партнеры одновременно приближаются друг к другу («встреча») и затем взаимно удаляются («прощание»);

3) один партнер приближается к другому, а тот от него отодвигается, удаляется, чтобы сохранить или увеличить дистанцию («кошка преследует птичку»).

На последнем этапе дети осваивают способы взаимодействия, которые передают сотрудничество персонажей или их противоборство. В первом случае усилия действующих лиц направлены в одну сторону («тянем-потянем»), во втором - в противоположные стороны («лиса похищает петушка, а тот сопротивляется»). В обоих случаях парное взаимодействие строится как условносценическое изображение действий сотрудничества и противоборства. Например, исполнитель роли петушка, изображая, что он сопротивляется лисе, которая его похищает, в действительности поддается усилиям партнера, чтобы совместно им удалось выразительно воплотить сцену похищения.

Обучать моделям общения следует так, чтобы дети не воспроизводили их как формальные схемы. Дошкольники присваивают эти модели и переносят их в активный опыт, если в упражнениях придумывают детали ситуативного поведения и выразительно исполняют их, наполняя схему той или иной модели подробностями образного содержания и эмоциональным его проживанием. Все это - база для освоения более сложных способов невербального взаимодействия.

В старшей группе дети, используя выразительные движения, учатся передавать взаимоотношения трех персонажей в единой игровой ситуации. Появление в сюжетной ситуации третьего персонажа может изменить позиции действующих лиц: тот, кто был нападающим («кошка крадется к птичке»), сам подвергается угрозе нападения с появлением более сильного персонажа (например, волка), а избежав опасности («кошка забирается на дерево»), остается сторонним, но активным наблюдателем дальнейших событий.

Подобные перемены в поведении персонажа - богатый материал для расширения представлений дошкольников о вариантах поведения и общения в зависимости от состава участников и соотношения сил, которые необходимо учитывать. Когда дети меняются ролями, то получают возможность проиграть те же самые модели общения и увидеть происходящее с другой точки зрения.

Жесты общения в обращении к партнеру

Жесты общения - это инициативные жесты: они адресованы партнеру по общению (игре) и используются для начала, развития или завершения контакта с ним. Это простейшие приемы невербального взаимодействия с собеседником. Особенность таких жестов в том, что они, как правило, сочетаются с направлением взгляда на партнера по общению (будь то взгляд прямой, искоса или исподлобья - в зависимости от контекста взаимодействия исполняемых персонажей).

Обучение будет эффективнее, если ребенок начинает осваивать жест в обращении к кукле, которой управляет взрослый. Затем этим же жестом
ребенок может обратиться к взрослому, который как партнер по игре исполняет роль какого-либо персонажа. Позже (со средней группы) - к сверстнику

Среди жестов общения есть такие, которые выполняются с открытой или закрытой ладонью. 

Открытая ладонь - положение кисти руки, при котором пальцы выпрямлены, но не напряжены. Ладонь видна, открыта партнеру по общению. Жест сообщает, что человек открыт для своего собеседника, доверяет ему.

              Обучение жестам с открытой ладонью развивает у детей, особенно замкнутых, большую расположенность к общению с окружающими людьми.

Закрытая ладонь - положение кисти, при котором ладонь не видна собеседнику, например, кисть повернута ладонью вниз
или сжата в кулак. Так может выражаться недоверие к партнеру,
скрытность, желание защититься.

Кроме жестов с открытой и закрытой ладонью есть другие
жесты общения:

- «иди сюда» (махи рукой к себе, приглашающие партнера приблизиться);

- «до свидания», «уходи» (махи рукой «от себя» как знак прощания или выражение желания, чтобы партнер ушел);

-жест ласки (мягкие поглаживания по плечу, предплечью партнера, выражающие доброжелательность или желание пожалеть) и др.

Упражнения с жестами общения

Лучше начинать обучать детей сразу двум противоположным жестам в контрастном сопоставлении друг с другом (в одном упражнении или в двух, объединенных одним сюжетом) - сравнение поможет ребенку понять значение и способы выполнения каждого.

Приведу примеры упражнений:

«Покормим птичку». С 2-3 лет. В гости к детям приходит птичка (кукла в руках взрослого). Педагог, управляя куклой, показывает, как птичка летает, поворачивает головку. Поясняет, что она хочет поиграть с детьми, но робеет. Предлагает детям: «Давайте угостим птичку вкусными зернышками». Не исключено - кто-то из детей возразит, сказав, что у него нет зернышек. Тогда педагог подсказывает: «А ты понарошку, как будто они у тебя есть - насыпь их себе на ладошку». (Так он помогает детям войти в воображаемую ситуацию.) В случае затруднения предлагает: «Давай, я тебе насыплю зернышек, подставляй ладошку». Если ребенок не понимает или робеет, педагог берет ласково его ручку, поворачивает ладошкой вверх и поглаживающим движением распрямляет пальчики: «Держи ладошку так, чтобы зернышки не просыпались, но и не сгибай сильно пальцы, иначе птичке неудобно будет клевать».Когда ребенок  раскроет ладошку,педагог «насыпает зернышек в нее и управляет куклой-птичка клюет с ладошки.

Подробное описание упражнения приведено с целью показать: не стоит спешить давать ребенку готовые решения. Надо оставить ему возможность поискать нужное выразительное движение самостоятельно.

Во время проведения упражнения важно говорить с детьми мягким, ласковым голосом, стараться, чтобы прикосновения были спокойными, передавали эмоциональное тепло. Тогда они будут играть с удовольствием и одновременно обучаться говорить на языке движений.

«Давай мириться». С 5 лет. Педагог рассказывает историю: «Поссорились как-то лисенок и волчонок (здесь необходимо придумать конкретную причину).Потом видят - плохо друг без друга, скучно. Тогда волчонок подошел к лисенку и предложил: «Давай мириться!- и протянул лапки. Вот так…»

Педагог протягивает обе руки  вперед открытыми ладонями вверх и предлагает детям найти ответные жесты. Здесь возможны варианты:

1) если «лисенок» соглашается, то кладет свои «лапки» сверху
с рукопожатием;

       2) если продолжает обижаться, то может спрятать их за спину
и даже отвернуться. Тогда «волчонку» надо просить прощения.

Далее педагог предлагает детям разбиться на пары и разыграть сценку по ролям. Ребенку, исполняющему роль волчонка, можно подсказать: чтобы добиться примирения, прощение нужно просить ласковым голосом.

Эту же сценку можно разыграть с другими персонажами.

Дети, исполняющие роль персонажа, у которого просят прощение, иногда начинают намеренно отказываться от примирения, разыгрывая обиду, поскольку им нравится, чтобы их подольше упрашивали, буквально вымаливали прощение. В таком случае необходимо подсказать им, что прощать приятно - на душе становится легче. Поэтому, как только становится ясно, что обидчик раскаялся (по интонации, взгляду, выражению лица, позе),нужно принять его просьбу о прощении не мешкая, с радостью.

«Ласка». С 3-4 лет. Педагог показывает детям игрушку (кошку, зайку, мишку) и предлагает ласково ее погладить, выразив свою любовь. Важно проследить, чтобы каждый ребенок во время поглаживания игрушки по спинке смотрел на нее добрыми, ласковыми глазами и нежно приговаривал: «Хорошая, хорошая». Следует подсказать детям, что поглаживания должны быть мягкими, неторопливыми.

Во время исполнения ребенок может перевести взгляд на другие объекты, движение - потерять мягкость и бережность, и поглаживания переходят в удары. В этом случае необходимо подсказать ему, что важно смотреть на куклу(в глазки),чтобы понять, нравятся ли ей прикосновения. Ситуация для ребенка будет более естественной, если управлять куклой так, чтобы ее мягким движениям и звукоподражанию (например, у кошки- «мур-мур»)угадывалось удовольствие.

Повтор упражнения можно провести по ролям. Например, педагог - «котенок», дети (по очереди) ласково поглаживают eго по плечу, приговаривая: «Хороший, хороший». «Котенок» своими движениями выражает, приятны ли ему прикосновения: если поглаживания теряют мягкость и бережность ,он может недовольно зафырчать, отстраниться.

Игра с 4-5 лет может продолжаться в парном взаимодействии детей со сменой ролей: кто-то из партнеров становится «котенком», другой - ласково поглаживает его по плечу, спинке.

              Аналогично игра проводится и с другими персонажами. Например, «зайку» кто-то обидел, а «медведь» его жалеет - ласково поглаживает и приговаривает: «Не плачь, не плачь». В завершение «зайка» успокаивается и благодарит «медведя».

 Развиваем способность понимать другого человека

Понимать собеседника важно для общения с людьми. Данное умение связано со способностью вставать на позицию другого, чувствовать его как бы изнутри, видеть ситуацию его глазами. Развивается такая способность при выполнении заданий на образное перевоплощение и образно-пластическое взаимодействие.

               Образное перевоплощение является наиболее полным при сочетании трех составляющих, отражающих особенности образа (персонажа): 1) действий, 2) характерной пластики, 3) эмоций (отношения к другим).

               Действия персонажа - это самое простое для воплощения, они во многом обусловлены его характером и сюжетом.

Сложнее передать эмоции персонажа. Но поскольку образы животных, героев сказок - это символические образы людей, то дети могут опереться на опыт собственных переживаний и наблюдений за эмоциями других людей.

Развивающее обучение способствует не только освоению детьми способов телесно-двигательного выражения различных эмоций, как позитивных, так и негативных, но и развитию у них умения отделять(разводить) произвольно изображаемые образные эмоции и собственные непроизвольные переживания. Особенно активно это идет при выполнении упражнений, где надо передать негативные эмоции или конфликт между персонажами. На таком игровом материале легче понять, где - переживания персонажа (например, медведь грустный), а где - собственная эмоция ребенка(радостная увлеченность игрой),которая не должна разрушать образ и игру в целом. Чем ярче и выразительнее передается образная эмоция, тем полнее образное перевоплощение, тем лучше ребенок управляет собственными выразительными движениями.

Проживая эмоции за персонажей в разных ситуациях, дети учатся не только различать, распознавать эмоции, но и - пусть в игровом режиме - понимать, что может чувствовать тот, кто оказался в той или иной ситуации.

              Сложно передавать в выразительном движении характерную пластику персонажей, которые различаются по размерам, весу, звучанию голоса, манере поведения. Ребенок-артист со своим неизменным ростом, весом, привычным звучанием голоса и т. п., воплощая образ, должен так перестроить свои движения, чтобы персонаж опознавался без словесных пояснений. Например, большого медведя надо изобразить, используя расширенную позу, увеличенную амплитуду движений, с некоторой замедленностью и тяжеловесностью, с пониженным (даже грубым) голосом; а маленькую мышку - суженной позой, движением на носочках мелкими шажками, тоненьким голосом.

Оказываясь в шкуре (в теле) воплощаемого персонажа, ребенок лучше понимает, что все - и герои сказок, и люди в жизни - разные не только по внешним, но и по внутренним особенностям, непохожие друг на друга.

Когда ребенку удается сочетать все три составляющие образа, включая в выразительное исполнение все тело, то достигается состояние проживания образа во всей его целостности. Это эффект в наибольшей степени развивает способность понимать внутреннее состояние другого человека.

Дошкольникам в силу возраста присущ эгоцентризм восприятия, т. е. понимание ситуации только со своей точки зрения. Однако в дошкольном возрасте есть возможности для преодоления эгоцентризма. Упражнения на парное образно-пластическое взаимодействие позволят детям научиться видеть ситуацию общения с разных точек зрения, разных позиций. Особенность таких упражнений в том, что в них разыгрывается встреча и взаимодействие разнохарактерных персонажей, отличающихся по внутренней сути и реакциям на происходящее.Методика освоения упражнения треует,чтобы оно было проиграно как минимум два раза,со сменой ролей.Так,каждый из детей-партнеров исполняет последовательно обе роли.Воплощая образ одного из персонажей, ребенок видит ситуацию с его позиции,а затем, выступая в роли другого,он видит ту же самую ситуацию с другой позиции.

                Также важно уделить внимание выражению образного содержания посредством различных характеристик движений (силы, амплитуды, направления, темпа, ритма, скорости и т.д)

Обращается внимание на особенности позы персонажа, основу которой составляет открытое или закрытое положение корпуса.

Открытый корпус-спина прямая, плечи расправлены, голова держится прямо, подбородок приподнят, руки могут быть в положении на поясе или свободно отведены от корпуса(так чаще всего передается положительное эмоциональное и, или хорошее физическое состояние).

Закрытый корпус - спина ссутулена, плечи сведены вперед, приподняты или вяло опущены, голова втянута в плечи, подбородок опущен, руки более или менее прижаты к корпусу(ноги присогнуты в коленях).Так часто передается отрицательное эмоциональное и/или физическое состояние.

Основной принцип построения упражнений на образное перевоплощение-это сопоставление противоположных (по смыслу и способам выполнения) проявлений той или иной характеристики движений или настроений(эмоций) персонажа. Исходя из этого упражнения бывают двух типов:

- с противоположными проявлениями той или иной характеристики движения, например амплитуды и темпа (упражнение «Мишка и мышка»), характера протекания движения (упражнение «Тряпичная и деревянная куклы») и др.;

-с передачей образа одного и того же персонажа, переживающего разные настроения (упражнение «Котик заболел - котик выздоровел»).

В заданиях на образное перевоплощение желательно дать ребенку возможность самостоятельно поискать выразительные средства для воплощения образа, а уж потом, если потребуется, помочь ему вопросами, выразительным показом движений, побуждая к эмоциональному проживанию образа. Педагог творчески  преподносит детям то или иное упражнение, словесно описывает воображаемую ситуацию, задает вопросы о характере персонажей и т.п.По мере освоения различные упражнения можно объединить в целостные сказочные сюжеты и разыгрывать по ролям, как спектакли.

Примеры упражнений на образное перевоплощение.

«Мишка и мышка». С 3 лет. Педагог предлагает детям изобразить в движении сначала мишку, а потом мышку. «Мишка» передвигается тяжелым шагом (с пятки или на всю стопу), мягко пружиня в коленях (не топая), покачивая корпусом из стороны в сторону и широко разведя в стороны руки, мягко округлив их в локтях. «Мышка» передвигается короткими перебежками в разных направлениях, мелкими и частыми шажками (на носочках), немного суетливо, руки согнуты в локтях, как лапки. Можно использовать звукоподражание: «мишка» произносит «у-у-у» низким голосом, «мышка» - «пи-пи-пи» высоким.

               Далее педагог предлагает игровую ситуацию: «Мишки и мышки жили по соседству. Мышки побаивались больших и тяжелых мишек, которые могли нечаянно наступить на мышек. Поэтому мышки гуляли на полянке тогда, когда мишек не было поблизости. Но как только мишки появлялись, мышки убегали к себе в норки».

             Дети делятся на две группы, и игра проводится по ролям: вышли «мишки», погуляли, ушли; затем выглянули «мышки», погуляли, завидев «мишек», убежали в «норки» и т. д. Игра повторяется со сменой ролей.

«Медведь (медвежонок) грустит - веселится». С 4-5 лет. Педагог обсуждает с детьми причины грусти медведя. Например,у медведя-папы заболел медвежонок-сын, и папа переживает.
Или медвежонок полез за медом в улей, и его укусила пчела. Затем детям предлагается передать настроение медведя в разных ситуациях. Дети (все вместе) исполняют эту часть упражнения, изображая медведя сначала в одной, потом в другой ситуации.

Далее им предлагается придумать, что может развеселить медведя (исходя из конкретной ситуации), и показать его веселого. Например, медведь весело приплясывает, тяжело и невысоко подскакивая, кружится вокруг себя, вращает кистями рук, делает разнообразные наклоны и повороты. На лице довольная улыбка. Все движения выполняются немного замедленно, с широкой амплитудой, мягко переходя из одного в другое. Чем старше дети, тем более сложные и разнообразные плясовые движения они могут выполнить при сохранении медвежьей тяжеловесности.

В ходе выполнения упражнения можно использовать плясовую музыку.

«Кошка». С 4-5 лет. Педагог сначала предлагает детям изобразить гуляющую кошку - так, как бы это сделал артист (важно, чтобы дети не вставали на четвереньки - такая поза ограничивает возможности выразительного, артистичного исполнения). При необходимости педагог показывает, какими могут быть движения кошки: спокойный мягкий шаг с носка, движения рук-лапок скоординированы с движением ног, грациозная пластика, немного с ленцой. Движение сопровождается протяжным и мелодичным «мя-у». Дети повторяют грациозные движения кошки вместе с педагогом.

       Далее предлагается игровая ситуация: «Вдруг что-то кошку
рассердило. Что это может быть?..»
 (Дети придумывают свои
варианты - например, она встретила собаку.)
«И как она повела
себя?.:»
 (Дети находят варианты движений кошки - резко оста-
навливается, выгибает спину дугой, сердито фырчит, выпускает когти т.д.) Затем педагог предлагает придумать и показать в выразительных движениях,чем завершилось это маленькое происшествие.

«Котик заболел - котик выздоровел». С 5 лет. Педагог предлагает детям следующие ситуации: «котик заболел» - закрытая поза, ладони прикладываются к больному месту, на лице страдание, действия сопровождаются тяжелыми вздохами. Котик ходит из угла в угол, как будто от боли не может успокоиться; «котик выздоровел» - радость передается активными прыжками и подскоками, поворотами вокруг себя (корпус открытый), улыбкой на лице.

              Вместе с детьми педагог обсуждает возможные причины болезни и выздоровления. Предлагает им выразительно исполнить каждую часть упражнения.

             Далее ситуация разыгрывается от начала и до конца. Можно использовать музыку из «Детского альбома» А.Гречанинова(«Котик заболел», «Котик выздоровел»).

     «Тряпичная и деревянная куклы». С 5-6 лет. Подготовительная часть (перед проведением упражнения). Педагог показывает двух кукол - тряпичную и деревянную (дети рассматривают кукол, могут подвигать их руками и ногами) и рассказывает историю: «В игрушечном уголке жили две куклы - одна тряпичная, другая деревянная. Когда их никто не видел, обе куклы выбирались из уголка и начинали плясать. Только каждая - по-своему...». Управляя куклами, педагог показывает, как они по-разному пляшут.

Проведение упражнения. Без музыки педагог изображает, как деревянная кукла может плясать. При этом он использует простейшие плясовые движения (например, выставляет ногу на пятку, производит разные прыжки, повороты и др.), выполняет их угловато, отрывисто, с заметными остановками между фазами движения.

После показа педагог предлагает детям выполнить отдельные движения, стараясь воспроизвести при этом «механическую» манеру движений куклы. Затем танец исполняется под музыку из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» (Танец из Сцены № 5).

Далее педагог без музыки показывает, как пляшет тряпичная кукла. Он исполняет плясовые движения в свободной, даже немного «разболтанной» манере, руки и ноги пляшущей куклы болтаются и качаются в разные стороны. После показа дети выполняют отдельные движения,пытаясь передать пластические особенности образа. Затем танец  тряпичных кукол исполняется под музыку из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» («Трепак»). После того как части упражнения освоены по отдельности, можно чередовать их, загадывая загадку: кто пляшет?

На материале образно-игровых упражнений дети осваивают жесты общения, просто играют и решают творческие задачи воплощения образов, а попутно становятся более общительными и инициативными, учатся важному умению - понимать другого человека. Опора на этот опыт повышает эффективность их общения с другими людьми в повседневной жизни.

Список литературы:

1.Справочник педагога-психолога. Детский сад. №6,2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков невербального общения дошкольников.

Сборник игр по формированию невербальных форм общения старших дошкольников....

Рекомендации по развитию невербального общения ребенка дошкольного возраста.

Некоторые игры, направленные на развитие невербального общения дошкольников....

Реферат "Технология эффективного невербального общения"

В ситуации языкового дефицита (отсутствие общих языковых средств) можно общаться при помощи средств невербальных (несловесных). Они появились гораздо раньше речи, поэтому их иногда называют естественн...

"Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения дошкольников"

Данный методический материал поможет педагогам разнообразить повседневную детскую двигательную деятельность детей. Коммуникативный танец может стать одним из средств развития навыков общения дошкольни...

Презентация "Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения старших дошкольников"  

Коммуникативные танцы как средство развития навыков невербального общения старших дошкольников...

Для чего нужно развивать у дошкольников невербальное общение

Для чего нужно развивать у дошкольников невербальное общение...

Картотека игр для формирования у детей навыков невербального общения.

Эти игры способствуют развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей детей....