Методика Монтессори в работе с детьми дошкольного возраста. июнь 2022
статья по коррекционной педагогике

Нетребскова Светлана Викторовна

На сегодняшний  день система Марии Монтессори –  одна из самых востребованных методик  развития ребенка. Развитие детей по системе Монтессори – это    свобода  и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа одновременно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_montessori.docx65.48 КБ

Предварительный просмотр:

Методика Монтессори в работе с детьми дошкольного возраста.

Мария Монтессори

Из биографии Марии Монтессори.

Мария Монтессори (1870- 1952)

Мария была единственным ребёнком в семье, которая родилась 31 августа в 1870 году в Италии, в маленьком провинциальном городе Чиаравалле. Её отец был высокопоставленным, государственным чиновником, а мать происходила из старейшего Итальянского рода Стопани, в котором преобладали учённые. О детстве Марии известно не много. Но, будучи ещё в начальной школе, она заметила, что обучение и экзамены ей даются легко. Особую старательность Мария проявила в математике. Она даже в театр брала учебник и решала в полутемноте задачки, радуясь найденному неординарному решению.

В 12 лет она мечтает учиться в гимназии, которую посещать лицам женского пола было запрещено. Но со своей настойчивостью она победила все преграды и была принята в техническую школу для юношей. Здесь Мария решает, что сделает всё зависящее от неё, чтобы воспрепятствовать подавлению личности учащегося. Она сделала свой профессиональный выбор - детский врач. Но в тогдашней Италии это было невозможно.

Медицина была привилегией мужской половины. Но упорство опять дало результаты, и принесли свои плоды - она стала первой женщиной получившей степень доктора медицины. Она стала ассистентом психиатрической клиники университета, где работала со слабоумными детьми. Там она впервые увидела, как дети с ограниченными возможностям, после приёма пищи ползают по полу, собирают хлебные крошки и лепят из них шарики. И никто не способствовал продвижению этих детей вперёд, они были предоставлены сами себе. Ничто не могло побудить их к активному полезному действию. Наблюдая за этими несчастными, Монтессори укрепилась в мысли, что для детей, как больных, так и здоровых - необходима специальная развивающая среда, в которой будут все знания о мире, представленные через эталоны основных достижений человеческой мысли, а ребёнок должен пройти путь человека в цивилизацию в дошкольном возрасте. Именно это стало отправным пунктом её педагогической системы.

В 1904 году она получила кафедру антропологии в Римском университете и начала проводить различные антропологические исследования в педагогической области. Прежде всего, Мария раскрыла свой талант педагога в обучении детей моторике, сенсорике, а также в развитии у них навыков письма, чтения и счёта.

На это время приходится формулировка основ её собственной педагогики. Она много работает с дидактическими материалами Эдуарда Сегена и Гаспара Итара совершенствует и дополняет их, пробует развивать свою собственную методику обучения детей письму и чтению. Её заявление о первичности письма, а не чтения у дошкольников стала настоящей революцией. И она начинает интересоваться методикой работы с нормальными детьми. Монтессори, изучив, труды Сегена и Итара приходила к выводу: что слабоумие- это проблема педагогическая, нежели медицинская. И её следует решать в детских садах и школах, а не в больницах и клиниках.

Свои педагогические идеи Монтессори начала применять на практике в 1907 году. 6 января 1907 года открылся первый «Дом ребёнка», работа в котором была построена по принципам Монтессори.

Итак, метод Монтессори - это в основе своей метод Итара и Сегена, применяемый к воспитанию нормальных детей.

Система Марии Монтессори.

На сегодняшний  день система Марии Монтессори –  одна из самых востребованных методик  развития ребенка. Развитие детей по системе Монтессори – это    свобода  и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа одновременно.

Свою педагогическую методику Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде.

Системе Монтессори более 100 лет, но очень долгое время книги Монтессори были недоступны в нашей стране. Педагогическая система Монтессори стала известна у нас только в 90-е годы. В настоящее время в России открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по методике Монтессори.

В основном, методика "охватывает" возраст от 3 до 6 лет.  

В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное.

Суть метода.

 Главный принцип системы Монтессори - «Помоги  мне сделать это самому!». Это  значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду  для занятий и ненавязчиво  научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть  свои природные способности.

 Дети, занимающиеся по системе М. Монтессори, растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Они проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе.  

Основные идеи развития детей по системе М.Монтессори.

Система основана на следующих положениях:

  • Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.
  • Ребенок - сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
  • Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети становятся учителями, при этом они учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
  • Дети принимают  самостоятельные решения.
  • Занятия проходят в специально подготовленной среде.
  • Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
  • Полноценное саморазвитие - это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.
  • Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
  • Уважение к детям — отсутствие запретов, критики и указаний.
  • Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.

         Таким образом, всё и вся в  системе Монтессори  стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.

Задача воспитателя в системе Монтессори — развитие детей, помощь в  организации их деятельности для  реализации  потенциала. Взрослый предлагает ровно столько помощи, сколько для того, чтобы у ребенка появилась заинтересованность.

Итак, основные составляющие системы Монтессори, позволяющие реализовать индивидуальный путь развития ребенка: взрослые, развивающая среда, дидактический материал. Ниже постараемся кратко описать каждую из них. Роль  взрослого

При том что в системе М. Монтессори взрослым надлежит помогать детям ровно в оговоренном выше объеме, истинная роль учителя огромна. Взрослому, используя собственные опыт, мудрость и природное чутьё, необходимо проникнуться методикой, провести подготовительную работу, чтобы создать для занятий истинно развивающую среду и подобрать эффективный дидактический материал.

Роль взрослого.

Основная  задача взрослого по отношению к  ребенку непосредственно в процессе занятий  – не мешать ему осваивать  окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать  собирать, анализировать и систематизировать свои собственные. Система Монтессори подразумевает, что взрослый наблюдает за действиями ребенка, определяет его склонности и предоставляет ребенку более простые или более сложные задания с выбранным самим ребенком дидактическим материалом.

 Без внимания не оставляется даже положение в пространстве. Чтобы быть на одном уровне с ребенком, взрослый должен сидеть на корточках или на полу.

Дидактический материал.

Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок  учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори это не обязательно  какие-то специальные игрушки. Предметом  игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши и прочее.

Мария Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в себе обучающую задачу и помогали  развиваться детям в самых разных направлениях.

Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха).

Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития детей, Монтессори-материалы  выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить  её. Таким ребенок  учится не только устранять, но и предупреждать ошибки.

Помимо  сказанного, сама обстановка и доступность  абсолютно всех пособий побуждает  детей искать ключи к окружающему  миру.

Сложно  уместить огромный жизненный опыт Марии  Монтессори, воплощенный в ее системе,  в рамках небольшого обзора. Если  интересно более  подробно узнать о системе Марии Монтесори, целесообразно познакомиться с первоначальными источниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Использование методики М.Монтессори в работе с детьми раннего возраста»

Рамки-вкладыши развивают: - мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию; -целостное восприятие; -любознательность, познавательный интерес; -обогащают словарь детей; -расшир...

«Применение рамок Монтессори в практике работы с детьми дошкольного возраста»

Основной лозунг М. Монтессори: «Помоги мне сделать это са­мому»....

Методика работы с книжными иллюстрациями в работе с детьми дошкольного возраста

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!       На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, использу...

Консультация для родителей и воспитателей «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» (Октябрь 2022 год)

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций....

Консультация для родителей и воспитателей «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» (Октябрь 2022 год)

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....

Авторская методика работы с детьми дошкольного возраста по приобщению детей среднего дошкольного возраста к культуре чтения посредством использования дидактического пособия «Детский календарь».

laquo;В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению постановляю провести в 2015 году в Российской Федерации Год литературы…  внутри страны мы должны формировать среду, в кот...

Внедрение народных игр в работу с детьми дошкольного возраста. Методика и содержание работы

По содержанию все народные игры Поволжья классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. В их много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождают...